Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Думы Московской области от 30.06.2022 N 50/28-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (в части реализации отдельных прав)"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 30 июня 2022 г.  N 50/28-П

 

 

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в части реализации отдельных прав)

 

 

Рассмотрев отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в части реализации отдельных прав), в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Принять к сведению отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в части реализации отдельных прав). (Прилагается.)

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутину Л.Е.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                           И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Приложение

к постановлению

Московской областной Думы

от 30 июня 2022 г.  N 50/28-П

 

 

Отчет

о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в части реализации отдельных прав)

 

I. Общие положения

 

Объект правового мониторинга: Закон Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее – Закон Московской области N 248/2007-ОЗ) в части реализации отдельных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на образование, отдых и оздоровление, а также обеспечение жилыми помещениями (далее – мониторинг).

Субъект мониторинга: Московская областная Дума.

Период проведения мониторинга: с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.

Время проведения мониторинга: I–II кварталы 2022 года.

Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в части предоставления органами государственной власти Московской области полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Задачей мониторинга является всесторонний анализ положений Закона Московской области N 248/2007-ОЗ в части реализации отдельных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, отдых и оздоровление, обеспечение их жилыми помещениями: изучение практики его применения, разработка предложений по принятию мер, обеспечивающих повышение эффективности применения Закона и выявление необходимости внесения изменений в законодательство Московской области.

В целях реализации вышеуказанной задачи:

1) осуществлялись сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ в целях комплексного изучения реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, отдых и оздоровление, обеспечение их жилыми помещениями;

2) проводился анализ информации о практике применения норм Закона Московской области N 248/2007-ОЗ на территории Московской области;

3) осуществлялась подготовка рекомендаций в целях повышения эффективности применения норм Закона Московской области N 248/2007-ОЗ.

 

II. Деятельность Комиссии по проведению мониторинга

 

В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 27.01.2022 N 22/14-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в части реализации отдельных прав)» создана комиссия по мониторингу (далее – Комиссия) в следующем составе:

1) Голубев А.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

2) Вшивцев В.С. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

3) Емельянов О.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;

4) Карзубова Т.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

5) Бондаренко О.М. – руководитель аппарата Комитета по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы;

6) Ратников А.А. – консультант Комитета по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы;

7) Степанова Н.Н. – консультант отдела правовой экспертизы и судебной работы Государственно-правового управления Московской областной Думы.

По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлены:

1) Мишонова К.В. – Уполномоченный по правам ребенка в Московской области;

2) Марченко В.П. – заместитель министра социального развития Московской области.

Председателем Комиссии избран Голубев А.А., депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы.

Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга, в ходе реализации которого:

1) проведен анализ нормативных правовых актов Московской области по теме мониторинга;

2) направлены запросы в Министерство социального развития Московской области и Уполномоченному по правам ребенка в Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;

3) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга и сделаны соответствующие выводы.

 

III. Проведение мониторинга

 

1. Состояние законодательства Московской области в части предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа

 

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 159-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В Московской области принят Закон N 248/2007-ОЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти Московской области полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, умерли оба родителя или единственный родитель, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Статьи 3 и 4 Закона N 248/2007-ОЗ устанавливают меры по предоставлению полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 6 Закона N 248/2007-ОЗ устанавливает дополнительные гарантии права на образование вышеуказанной категории лиц.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования в Московской области за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, получившие образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, имеют право на повторное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области.

Размер и порядок предоставления дополнительной гарантии на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на подготовительных отделениях государственных образовательных организаций высшего образования Московской области устанавливаются Правительством Московской области.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области в государственных профессиональных образовательных организациях Московской области и государственных, муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях Московской области и государственных, муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются государственная социальная стипендия, размер которой определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и не может быть меньше нормативов, установленных Правительством Московской области по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной государственной социальной стипендии, единовременная материальная помощь нуждающимся обучающимся за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области, выделяемых указанным образовательным организациям, – в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого размера части стипендиального фонда.

Порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, устанавливается Правительством Московской области.

Для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха обучающихся очной формы обучения ежегодно предусматриваются дополнительные средства государственным профессиональным образовательным организациям Московской области в размере месячного стипендиального фонда, государственным образовательным организациям высшего образования Московской области, а также муниципальным и частным образовательным организациям высшего образования в Московской области – в размере двухмесячного стипендиального фонда.

Обучающимся государственных образовательных организаций Московской области выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период обучения и производственной практики.

Статья 7 Закона N 248/2007-ОЗ устанавливает дополнительные гарантии права на отдых и оздоровление.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в том числе находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, находящиеся, воспитывающиеся и (или) обучающиеся в государственных, муниципальных и частных организациях, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются бесплатным проездом к месту отдыха, лечения и обратно по территории Российской Федерации и бывших союзных республик.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, находящиеся и воспитывающиеся в государственных, муниципальных и частных организациях, также обеспечиваются бесплатным проездом к месту отдыха, лечения и обратно по территории иных государств за пределами Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа обеспечиваются бесплатными путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации – при наличии медицинских показаний).

Порядок обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, устанавливается Правительством Московской области.

Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти Московской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, в первоочередном порядке.

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из их числа им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Статья 8 Закона N 248/2007-ОЗ устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, имеющим место жительства в Московской области, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Московской области.

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, наделенный статусом органа опеки и попечительства, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются из специализированного муниципального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Общее количество жилых помещений в виде квартир в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Норма предоставления площади жилого помещения составляет 27 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Комиссия отмечает, что Законом Московской области N 292/2021-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» некоторые нормы Закона N 248/2007-ОЗ изложены в новой редакции.

Так, внесены изменения, предусматривающие обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, расположенными в муниципальных образованиях Московской области, имеющих смежные границы, с их письменного согласия (согласия законных представителей).

Ранее была введена аналогичная норма для муниципальных образований, в которых население менее 50 тыс. человек.

Также внесенными изменениями уточнено, что субвенция на предоставление жилых помещений может быть направлена муниципальному образованию Московской области на возмещение стоимости (части стоимости) жилого помещения, предоставленного муниципальным образованием Московской области из муниципального жилищного фонда.

Таким образом, внесенные изменения позволяют муниципальным образованиям Московской области предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда без проведения аукционов (конкурсов) при условии возмещения стоимости жилого помещения в пределах предусмотренной субвенции.

Данные нормы введены в декабре 2021 года.

 

2. Информация о правоприменении Закона Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в части реализации отдельных прав)

 

Комиссией был подготовлен и направлен запрос в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации, связанной с реализацией норм Закона Московской области N 248/2007-ОЗ, по теме мониторинга. Комиссией предложено вышеуказанному центральному исполнительному органу государственной власти Московской области направить в Комиссию свои предложения о необходимости корректировки положений Закона Московской области N 248/2007-ОЗ.

В таблице 1 представлены сведения о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Таблица 1

 

N

п/п

Наименование показателя

 

2017

 

2018

 

2019

 

2020

 

2021

1

Численность детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

1 101

953

895

766

599*

2

Численность детей, находящихся на воспитании в семьях

 

22 588

24 342

23 820

23 292

22 940

Из них:

2.1.

под опекой (попечительством)

 

8 442

8 315

8 206

8 003

7 820

2.2.

в приемной семье

 

7 094

7 388

7 553

7 652

7 623

2.3.

в семьях усыновителей

 

7 052

8 639

8 061

7 637

7 497

 

* с 01.01.2022 в соответствии с распоряжением Правительства Московской области от 14.10.2021 N 898-РП «О реорганизации, переименовании государственных казенных учреждений Московской области» 6 государственных казенных общеобразовательных учреждений Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переименованы в 6 государственных казенных учреждений социального обслуживания Московской области – семейные центры помощи семье и детям.

 

В таблице 2 представлены сведения о численности детей, родители которых лишены или ограничены в родительских правах, о количестве детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей.

 

Таблица 2

 

N п/п

Наименование показателя

 

2017

 

2018

 

2019

 

2020

 

2021

1

Численность детей, родители которых лишены родительских прав

1 164

1 315

1 130

1 070

1 128

2

Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах

 

200

241

294

265

276

3

Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей

 

7

4

12

1

4

4

Численность детей, у которых умерли родители (родитель)

 

492

469

448

498

570

 

В таблице 3 представлены сведения о реализации дополнительных гарантий права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на образование.

 

Таблица 3

 

N п/п

Наименование показателя

 

2017

 

2018

 

2019

 

2020

 

2021

1

Численность получающих среднее профессиональное образование за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образования Московской области

 

1 836

 

1 900

2 210

2 289

2 466

2

Численность получающих второе среднее профессиональное образование за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образования Московской области

 

101

 

195

93

73

81

3

Численность обучающихся на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования в Московской области за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образования Московской области

 

7

0

0

3

0

4

Численность обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области в пределах установленной квоты

 

362

389

361

352

360

5

Численность обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области

 

428

440

957

946

947

6

Численность прошедших профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, и обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области

 

19

18

75

149

112

7

Численность получивших образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, и повторно проходящих обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области

 

197

201

145

166

163

 

В таблице 4 представлены сведения о реализации дополнительных гарантий права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на отдых и оздоровление.

 

Таблица 4

 

N п/п

Наименование показателя

 

2017

 

2018

 

2019

 

2020

 

2021

1

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлены путевки
в организации отдыха детей
и их оздоровления

 

222

209

379

133

382

2

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлены путевки
в санаторно-курортные организации

 

-

-

-

-

-

3

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлена компенсация,

в том числе:

 

 

5 142

 

5 523

 

5 747

 

3 151

 

4 172

3.1.

стоимости путевки

 

3 242

3 655

3 869

2 279

2 961

3.2.

проезда к месту лечения (отдыха)
и обратно

 

1 900

1 868

1 878

872

1 211

 

В таблице 5 представлены сведения в части реализации дополнительных гарантий права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на имущество и жилое помещение.

Таблица 5

 

N п/п

Наименование показателя

 

2017

 

2018

 

2019

 

2020

 

2021

1

Численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных
в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ
(в список включаются дети
с 14 лет)

 

2 044

2 229

2 580

2 656

2 955

2

Из них обеспечено жилыми помещениями

746

740

788

791

на 25.05.2022 – 109

 

3

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями (всего)

 

746

740

788

791

план на 2022 год – 844

4

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями на основании решения суда

 

85

76

108

103

8

5

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлены жилые помещения до достижения ими совершеннолетия (ч. 3 ст. 8 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ)

 

1

1

5

4

0

6

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которым планируется предоставить жилое помещение
в текущем году

-

-

-

-

735

 

Комиссией был подготовлен и направлен запрос Уполномоченному по правам ребенка в Московской области по теме мониторинга.

В таблице 6 представлены сведения о количестве обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Московской области в защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

 

Таблица 6

 

N

п/п

Наименование показателя

2019

2020

2021

1

Количество обращений в защиту прав
и законных интересов детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

 

12

6

13

из них:

1.1.

в защиту права на образование

 

-

-

-

1.2.

в защиту права на отдых
и оздоровление

 

-

-

-

1.3.

в защиту права на обеспечение жилым помещением

12

3

11

1.4.

 

по иным вопросам

-

3

2

 

Уполномоченному по правам ребенка в Московской области Мишоновой К.В. ежегодно поступают обращения по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями.

Так, в 2019 году таких обращений поступило 19. При их рассмотрении Уполномоченным по правам ребенка в Московской области проведена проверка соблюдения требований статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и статьи 8 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ. По результатам рассмотрения обращений заявителям давались разъяснения о праве на обращение в органы опеки и попечительства муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации для рассмотрения заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (далее – Список); о порядке обжалования в суде распоряжения органа опеки и попечительства об отказе во включении в Список.

По итогам: двум несовершеннолетним гарантированы права на бесплатное обеспечение жилыми помещениями, они включены в Список для предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Московской области. Одному лицу предоставлено жилое помещение.

При рассмотрении обращения заявителя выявлено, что при установлении попечительства на основании постановления администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 30.09.2016 N 548 он поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как не имеющий жилого помещения. Заявителю разъяснено право на обращение в органы опеки и попечительства указанного муниципального района для рассмотрения заявления о включении в Список.

При рассмотрении другого обращения заявителю был разъяснен порядок обжалования в суде распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь от 30.07.2018 N 899-р об отказе во включении в Список в соответствии с пунктом 7 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5. 

По результатам рассмотрения обращения о нарушении жилищных прав, заявитель  был обеспечен жилым помещением по решению Раменского городского суда Московской области от 21.03.2019, который отменил распоряжение от 11.05.2018 N 665 управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский, как незаконное. За заявителем было признано право на однократное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в Раменском муниципальном районе Московской области.

В 2020 году на рассмотрение Уполномоченного по правам ребенка в Московской области поступило 12 обращений в защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 из них о несогласии с заключением органа опеки и попечительства о невозможности быть кандидатами в опекуны, попечители и приемные родители несовершеннолетних детей, а также 3 обращения о нарушении жилищных прав.

Основаниями для принятия органом опеки и попечительства решений о невозможности быть кандидатами в опекуны, попечители и приемные родители являлись стесненные жилищные условия, наличие судимости у проживающих совместно членов семьи, отказ в предоставлении документов, подложные документы. Заявителям разъяснены порядок и условия судебного обжалования заключений.

По результатам рассмотрения обращений о нарушении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявителям даны разъяснения о праве на обращение в органы опеки и попечительства муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации для рассмотрения заявления о включении в Список. Одному лицу из числа детей, указанной категории, предоставлено жилое помещение.

В 2021 году на рассмотрение Уполномоченного по правам ребенка в Московской области поступило 6 обращений в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Так, например, поступило обращение опекуна из городского округа Балашиха Московской области, которое касалось погашения большой задолженности по оплате коммунальных услуг за жилое помещение в собственности подопечного.

При совместном межведомственном взаимодействии с органами опеки и попечительства и администрацией муниципального образования установлено, что жилое помещение находится в совместной собственности опекуна и подопечного. Долг по оплате коммунальных платежей был начислен за длительный период, в том числе на лиц, снятых с регистрационного учета и длительное время отсутствующих. Задолженность по оплате коммунальных услуг была скорректирована, опекуну указано на необходимость принятия мер по сохранности имущества подопечного, а также предложено рассмотреть возможность сдачи жилого помещения в наем для погашения коммунальных услуг и поддержания его в состоянии пригодном для дальнейшего проживания.

 

IV. Результаты мониторинга

 

Комиссией были получены, обобщены и проанализированы сведения, представленные в соответствии с направленными запросами. В результате проведенного анализа Комиссия отмечает следующее.

Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, актуальны и востребованы.

Установленные Законом Московской области N 248/2007-ОЗ полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области исполняются.

Комиссия отмечает, что наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, желающих получить среднее профессиональное образование за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области (с 1 836 человек в 2018 году до 2 466 человек в 2022 году).

Также сохраняется устойчивая тенденция к увеличению численности обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств бюджета Московской области (бюджетов муниципальных образований Московской области) в пределах установленной квоты (ежегодно порядка 360 человек).

С 2018 года более чем в 2 раза увеличилось количество обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области (бюджетов муниципальных образований Московской области) (с 428 в 2018 году до 947 в 2022 году).

Кроме того, практически в 6 раз (+83процента) увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, прошедших профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, и обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области (с 19 в 2018 году до 112 в 2022 году).

При этом отмечается уменьшение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, получающих второе среднее профессиональное образование за счет средств бюджета Московской области (бюджетов муниципальных образования Московской области) (с 101 в 2018 году до 81 в 2022 году).

Комиссия отмечает, что ежегодно органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и защиты прав несовершеннолетних выявляется около 300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего школьного возраста, из которых около 95 процентов детей из неблагополучных семей. В большинстве несовершеннолетние имеют средний балл по аттестату менее – 3,1, что ограничивает возможность их поступления на обучение по предпочитаемой профессии. 

В этой связи Комиссия полагает своевременной инициативу депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по внесению дополнения статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положением, предусматривающим предоставление преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. 

С 2018 года отмечается тенденция к увеличению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желающих получить путевки в организации отдыха и оздоровления детей (с 222 в 2018 году до 382 в 2022 году).

Вместе с тем, за период с 01.01.2018 по 01.01.2022 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путевки на оздоровление в санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний), не предоставлялись.

В случае, если опекуны (попечители), приемные родители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно приобретают путевки и билеты на проезд к месту лечения (отдыха) и обратно, то им предоставляется денежная компенсация. За такой денежной компенсацией обращается около 5 тысяч человек ежегодно.

Ежегодно увеличивается количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Московской области N 248/2007-ОЗ (с 2044 человек в 2018 году до 2955 в 2022 году).

Ежегодно увеличивается численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями (с 746 человек в 2018 году до 791 человек в 2021 году, в 2022 году планируется обеспечить жильем 844 человека).

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, Законом Московской области N 248/2007-ОЗ, государственной программой Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 790/39, и является расходным обязательством Московской области. С начала действия указанной государственной программы Московской области жилыми помещениями обеспечено около 4 тысяч человек. При этом расходы бюджета Московской области составили 10,3 млрд рублей.

 

V. Выводы

 

По результатам проведенного мониторинга Комиссия предлагает:

1) Московской областной Думе поддержать проект федерального закона N 103837-8 «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части предоставления отдельным категориям лиц преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования);

2) Правительству Московской области продолжить проведение мероприятий по финансовому обеспечению реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области переданных им государственных полномочий по формированию специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

3) Комитету по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы совместно с Министерством социального развития Московской области провести мероприятие, на котором рассмотреть вопросы организации отдыха и оздоровления детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в части реализации их права на оздоровление в санаторно-курортных организациях, а также реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих инвалидность.

Постановление Думы Московской области "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (в части реализации отдельных прав)" от 30.06.2022 N 50/28-П