Постановление Думы Московской области от 15.12.2022 N 55/41-П "Об итогах мониторинга правоприменения статьи 25 "Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьи 26.8 "Льготы, предоставляемые многодетным семьям" Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2022 г. N 55/41-П
Об итогах мониторинга правоприменения статьи 25 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьи 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения статьи 25 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьи 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума
постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения статьи 25 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьи 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». (Приложение.)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Рожнова О.А.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 15.12.2022 N 55/41-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения статьи 25 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьи 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»
I. Общие положения
Объект мониторинга правоприменения (далее – мониторинг) – статья 25 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статья 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (далее – статья 25 и статья 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»).
Субъект мониторинга – Московская областная Дума.
Период времени, за которое проводился мониторинг – 1 января 2019 года по 1 января 2022 года, срок проведения мониторинга – II – IV квартал 2022 года.
Задачей мониторинга является анализ положений действующей редакции статьи 25 и статьи 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», изучение практики их применения и выявление необходимости внесения изменений в Закон Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».
В целях реализации указанной задачи проведены:
1) сбор, обработка и систематизация информации о практике применения статьи 25 и статьи 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в целях комплексного изучения правового регулирования отношений в области льготного налогообложения многодетных семей и лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для проведения сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия законодательства Московской области, совершенствование законодательства Московской области;
2) анализ информации о практике применения норм статьи 25 и статьи 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам, касающимся предоставления налоговых льгот по транспортному налогу в Московской области.
II. Деятельность Комиссии по мониторингу
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 07.04.2022 N 23/20-П создана Комиссия по проведению мониторинга (далее – Комиссия) в следующем составе:
1) Ефимов Т.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
2) Голубев А.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
3) Жук В.П. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
4) Никитин А.Ю. – депутат Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ»;
5) Володин Р.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
6) Закиров Л.К. – депутат Московской областной Думы, член фракции «НОВЫЕ ЛЮДИ»;
7) Максимович П.И. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
8) Мокринская Е.Ф. – депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
9) Сретинский С.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
10) Теремкова М.М. – руководитель аппарата Комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Московской областной Думы;
11) Сафонова А.Е. – консультант Комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Московской областной Думы;
12) Волков А.В. – консультант Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлены:
Марченко Вера Петровна – заместитель министра социального развития Московской области;
Филимонова Инна Вячеславовна – начальник управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития Московской области.
Председателем Комиссии избран Ефимов Тарас Васильевич – депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга статьи 25 и статьи 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
1) проведен правовой анализ норм статьи 25 и статьи 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» по теме мониторинга;
2) направлены запросы в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области и в Министерство социального развития Московской области по вопросам применения статьи 25 и статьи 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»;
3) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга в части рассматриваемых вопросов;
4) выработаны предложения по совершенствованию законодательства Московской области и иные рекомендации по теме мониторинга.
III. Проведение мониторинга
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) транспортный налог относится к числу региональных налогов. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. На территории Московской области транспортный налог введен Законом Московской области N 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», на основании статьи 3 которого налоговые льготы предоставляются отдельным категориям плательщиков в соответствии с Законом Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».
При исчислении транспортного налога в Московской области для отдельных категорий физических лиц предусмотрены следующие налоговые льготы:
в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 50 л. с. (до 36,8 кВт) освобождены от уплаты транспортного налога Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, участники Великой Отечественной войны, инвалиды I - II групп, инвалиды с детства (независимо от группы инвалидности), для инвалидов III группы, ветеранов (кроме участников ВОВ) ставка налога уменьшена на 50%.
Для освобождения от уплаты транспортного налога налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган заявление о предоставлении льготы с указанием, к какому именно автомобилю будет применяться льгота по транспортному налогу. Заявление налогоплательщик вправе представить непосредственно в любой налоговый орган, через многофункциональный центр, направить по почте или в электронном виде, в частности, через личный кабинет налогоплательщика (подпункт 3 пункта 1, пункт 11 статьи 21, пункт 3 статьи 3611 НК РФ).
Со дня опубликования Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при отсутствии заявления налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, а также информации об отказе налогоплательщика от применения льготы по транспортному налогу налоговый орган самостоятельно предоставляет льготу на основании полученных им сведений начиная с календарного года, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункт 1 статьи 360, пункт 3 статьи 3611 НК РФ).
IV. Результаты мониторинга
По результатам проведенного мониторинга Комиссия отмечает следующее.
Льготы, установленные статьей 25 и статьей 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» востребованы.
По данным Министерства социального развития Московской области по состоянию на 1 апреля 2022 года потенциальными получателями льгот по транспортному налогу являются:
лица, на которых распространяется действие Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» |
– 660212 человек; |
лица, на
которых распространяется действие Федерального закона от 24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ |
– 352587 человек; |
лица, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» |
– 142 человека; |
лица, на
которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991
года N 1244-1 |
– 10098 человек. |
В соответствии с отчетами о налоговых расходах в Московской области за период времени, за который проводится мониторинг, льготами по транспортному налогу из числа лиц указанных категорий воспользовались 168567 человек в 2019 году, 216958 человек в 2020 году и 214243 человека в 2021 году.
В отношении автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, тракторов с мощностью двигателя до 250 л. с. (до 183,9 кВт) включительно, за исключением автомобилей, в отношении которых исчисление сумм транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента, освобожден от уплаты транспортного налога один из родителей (законных представителей) в многодетной семье.
По данным Министерства социального развития Московской области по состоянию на 18 мая 2022 года в Московской области насчитывается 98623 семьи, в которых воспитывается 317759 детей. В период времени, за который проводится мониторинг, установленной льготой по транспортному налогу воспользовались в 2019 году 36151 семья, в 2020 году – 42054 семьи, в 2021 году – 48120 семей.
В 2022 году в Московской области установлена льгота по транспортному налогу семьям, имеющим детей-инвалидов, в форме освобождения от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства (автомобиля или автобуса) с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1 кВт) предоставляется одному из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей ребенка-инвалида, за исключением родителей детей-инвалидов, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.
V. Выводы
По результатам мониторинга Комиссия предлагает Комитету по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Московской областной Думы доработать и внести на заседание Московской областной Думы в I квартале 2023 года:
1) проект закона Московской области «О дополнении Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» статьей 26.40 «Льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан»;
2) проект закона Московской области «О дополнении Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» статьей 26.41 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Закона Московской области «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции».