Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Распоряжение Правительства Московской области от 22.01.2020 N 13-РП "Об утверждении межведомственной программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения Московской области на период 2019-2021 годов"

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 22 января 2020 г. N 13-РП

 

Красногорск

 

 

Об утверждении межведомственной программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения Московской области на период 2019-2021 годов

 

 

В целях реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 2203-р и во исполнение пункта 13 плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2017 N 754-р:

1. Утвердить прилагаемую межведомственную программу по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения Московской области на период 2019-2021 годов (далее - межведомственная программа).

2. Определить Министерство здравоохранения Московской области уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, государственными, муниципальными учреждениями и иными заинтересованными лицами в целях реализации межведомственной программы.

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения путем размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого Вице-губернатора Московской области И.Н. Габдрахманова.

 

 

Губернатор

Московской области               А.Ю. Воробьев

 

 


 

Утверждена

распоряжением Правительства

Московской области

от 22 января 2020 г. N 13-РП

 

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В КЛЮЧЕВЫХ ГРУППАХ

НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2019-2021 ГОДОВ

 

1. Паспорт Межведомственной программы по вопросам

профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения

Московской области на период 2019-2021 годов

(далее - Программа)

 

Сроки реализации программы

2019-2021 годы

Разработчик программы:

Министерство здравоохранения Московской области

Участники программы

Министерство здравоохранения Московской области; Министерство образования Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

Главное управление по информационной политике Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области;

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области;

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Московской области»;

Органы исполнительной власти муниципальных образований Московской области

Реквизиты документа, которым утверждена программа

распоряжение Правительства Московской области

Цель программы и ее значение по годам реализации

Основная цель: снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территории Московской области:

Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территориях повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией:

в 2019 году - 58,0%

в 2020 году - 55,0%

в 2021 году - 52,0%

Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди представителей ключевых групп населения:

в 2019 году - 5%

в 2020 году - 4%

в 2021 году - 3%

 

Показатель уровня информированности населения о ВИЧ-инфекции:

в 2019 году - 90%

в 2020 году - 93%

в 2021 году - 93%

Задачи программы

Внедрение эффективных программ по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе с привлечением к их реализации социально ориентированных некоммерческих организаций

Обеспечение качественной и эффективной диагностики и мониторинга лечения ВИЧ-инфекции

Бесперебойное обеспечение ВИЧ-инфицированных антиретровирусными лекарственными препаратами

Финансовое обеспечение реализации Программы

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - государственная программа «Развитие здравоохранения»);

государственная программа Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2019-2024 годы, утверждена постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 715/36 «О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области «Здравоохранения Подмосковья» на 2014-2020 годы и утверждении государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2019-2024 годы» (далее - Государственная программа Московской области «Здравоохранение Подмосковья»)

 


 

2. Общая характеристика сферы реализации Программы

 

2.1. Основные понятия и определения, используемые в Программе, характеристика проблемы.

Особое внимание при реализации профилактических мероприятий необходимо обратить на территориях повышенного риска. Территория повышенного риска - это территории с активно текущим эпидемическим процессом, наличием очагов свежих заражений. Интенсивность эпидемического процесса сильно варьирует в зависимости от муниципального образования и зависит от путей и факторов передачи. Территории повышенного риска определяются на основе текущей эпидемиологической информации и выборочных эпидемиологических исследований.

Для выполнения мероприятий «Профилактика ВИЧ-инфекции на территориях повышенного риска заражения» отобраны следующие муниципальные образования Московской области, отнесенные к территориям повышенного риска: г.о. Люберцы, г.о. Мытищи, г.о. Истра, Ленинский г.о., г.о. Химки, Богородский г.о.

В соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 2203-р ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения.

К ключевым группам населения относятся группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения.

К ключевым группам населения повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией относятся лица, потребляющие инъекционные наркотики, занимающиеся проституцией, мужчины, практикующие секс с мужчинами.

К уязвимым группам населения, потенциально подверженных риску заражения ВИЧ-инфекцией в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах, относятся подростки и молодежь, беременные женщины, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, мигранты, пары, в которых один из партнеров относится к группам населения повышенного риска, медицинские работники и некоторые другие лица.

Особо уязвимую группу населения составляют осужденные и лица, содержащиеся под стражей, которые подвергаются риску заражения ВИЧ-инфекцией при совместном нахождении с представителями групп населения повышенного риска в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Выполнение мероприятий «Профилактика ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения» направлено на основные ключевые группы: лиц, употребляющих инъекционные наркотики, лиц, занимающихся проституцией, мужчин, практикующих секс с мужчинами, осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Реализация профилактических мероприятий в ключевых группах населения на территории Московской области осуществляется посредством первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика ВИЧ-инфекции - это реализация комплекса мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ-инфекцией, направленных на население в целом. В рамках первичной профилактики осуществляются мероприятия социального, медицинского, обучающего, культурного характера, направленные на формирование мотивации к здоровому образу жизни, семейным ценностям, на повышение информированности по вопросам профилактики заражения ВИЧ-инфекцией (в т.ч. о существующих средствах профилактики), на предупреждение о рисках потребления наркотических средств в немедицинских целях, на развитие культурно-нравственных ценностей.

Вторичная профилактика ВИЧ-инфекции направлена на предупреждение заражения ВИЧ-инфекцией лиц, подвергшихся и (или) подвергающихся риску заражения, а также снижение частоты тяжелых форм течения ВИЧ-инфекции, снижение частоты осложнений. Вторичная профилактика осуществляется путем раннего выявления и лечения заразившихся лиц, а также их контактов.

Третичная профилактика - реализация комплекса мероприятий, направленного на улучшение качества жизни лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией (далее - ЛЖВ), включая привлечение выявленных ВИЧ-инфицированных к диспансерному наблюдению и лечению, обеспечение приверженности лечению, обучение безопасному поведению, снижение популяционной вирусной нагрузки.

Реализация мероприятий по профилактике среди ключевых групп населения осуществляется с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) в части обследования, сопровождения ЛЖВ в государственном казенном учреждении здравоохранения Московской области «Центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» (далее - Центр СПИД) для постановки под диспансерное наблюдение и лечение, а также дальнейшее сопровождение при формировании приверженности к лечению.

СО НКО - социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 7 «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ, и виды деятельности, установленные законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Выполнение мероприятий Программы «Общие мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции» направлено на повышение уровня информированности населения о ВИЧ-инфекции и охват освидетельствованием на ВИЧ, в том числе в организованных коллективах (трудовые коллективы, учащиеся, призывники), а также на проведение санитарно-просветительских мероприятий по вопросам инфекций, передающихся половым путем (далее - ИППП) и вирусных гепатитов и обследований на ИППП и вирусные гепатиты.

2.2. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Московской области.

В Московской области проживает 40000 людей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Ежегодно регистрируется 3500-3700 новых случая ВИЧ-инфекции. К настоящему времени инфицировано 0,5 процента населения области.

За 2018 год в Московской области зарегистрировано 3564 новых случая ВИЧ-инфекции, показатель заболеваемости составил 47,5 случая на 100000 населения. За 2017 год зарегистрировано 3865 новых случаев ВИЧ-инфекции. Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией составил 52,1 случая на 100000 населения, что ниже в 1,4 раза, чем по Российской Федерации - 71,1 случая на 100000 населения. В 2000 году, на пике эпидемии, заболеваемость ВИЧ-инфекцией по Московской области была самой высокой в Российской Федерации, однако по данным 2017 года Московская область занимает 32 место по заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди регионов Российской Федерации.

На территориях повышенного риска заражения показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией составил: г.о. Люберцы (70,90 случая на 100000 населения), г.о. Мытищи (55,46 случая на 100000 населения), г.о. Истра (68,52 случая на 100000 населения), Ленинский г.о. (73,26 случая на 100000 населения), Богородский г.о. (65,94 случая на 100000 населения), г.о. Химки (38,69 случая на 100000 населения).

Суммарно показатель заболеваемости по территориям повышенного риска заражения составляет 60,87 случая на 100000 населения.

Основным путем передачи ВИЧ-инфекции в Московской области является половой - 70,9 процента (56,6 процента при гетеросексуальных контактах, 14,3 процента при гомосексуальных контактах). При этом при внутривенном введении наркотиков заразились 27,8 процента пациентов, вставших на диспансерный учет в Центр СПИД Московской области.

Оценочная заболеваемость среди ключевых групп населения составила в 2018 году:

- лица, употребляющие внутривенные наркотики, - 3 процента;

- мужчины, практикующие секс с мужчинами, - 5 процентов;

- лица, заключенные под стражу, - 3,1 процента;

- лица, занимающиеся проституцией, - проведение оценочных биоповеденческих исследований невозможно. Группа недоступна.

Больше всего новых случаев заболеваемости ВИЧ-инфекцией зарегистрировано в возрастных группах 30-39 лет (46,9 процента), 40-49 лет (21,2 процента), 20-29 лет (18,5 процента). Среди всей когорты лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, доля лиц в возрасте 30-39 лет является преобладающей и составляет 52,1 процента (21862 человек), возрастная группа 40-49 лет - 29,2 процента (12259 человек) и 20-29 лет - 8,5 процента (3550 человек). Эти возрастные группы являются самими многочисленными в Московской области, люди именно этого возраста являются социально активными, трудоспособными, именно они влияют на медико-демографическую и экономическую ситуацию в регионе.

В Московской области пациентам обеспечен универсальный доступ к лечению. В Центре СПИД лечение назначается в день постановки диагноза ВИЧ-инфекции. Получение антиретровирусных препаратов по льготным рецептам в уполномоченной аптечной сети организовано как в шаговой доступности к Центру СПИД, так и по месту жительства пациентов. С целью лабораторного подтверждения и мониторинга лечения ВИЧ-инфекции в областном Центре СПИД используются самые современные лабораторные методы в необходимом объеме.

2.3. Основные проблемы профилактики ВИЧ - инфекции в ключевых группах населения.

Несмотря на положительные тенденции в сфере профилактики, диагностики и лечении ВИЧ-инфекции в Московской области остается ряд нерешенных проблем.

Основная проблема, которую можно решить только путем межведомственного взаимодействия - доступность ключевых групп населения в целях обследования на ВИЧ и повышения информированности.

Сегодняшний уровень межведомственного взаимодействия не обеспечивает полноценной работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения. В Московской области отмечается отсутствие единой концепции профилактических мероприятий, разрозненность ресурсов и систем.

Также необходимо продолжить работу по привлечению лиц из ключевых групп населения к тестированию и своевременному обращению за медицинской помощью в государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями».

Самой недоступной ключевой группой для оценки распространенности ВИЧ-инфекции и проведения профилактических мероприятий являются лица, занимающиеся проституцией. Организовать работу в данной группе можно только на основе межведомственного взаимодействия медицинских, силовых структур и привлечения НКО.

2.4. Цель, задачи и основные мероприятия Программы.

Цель программы - снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территории Московской области.

Задачи программы:

- повышение уровня информированных лиц с ВИЧ-инфекцией о своем статусе, как на территориях повышенного риска, так и в ключевых группах населения;

- повышение доли лиц с ВИЧ-инфекцией, состоящих под диспансерным наблюдением, как на территориях повышенного риска, так и в ключевых группах населения;

- увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией, как на территориях повышенного риска, так и в ключевых группах населения;

- повышение уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний.

Основные мероприятия программы:

- обеспечение низкопорогового доступа путем организации работы аутрич-работников, повышение доступности обследования населения на ВИЧ-инфекцию;

- организация медико-социального сопровождения пациентов с ВИЧ-инфекцией из ключевых групп населения в вопросах формирования и поддержания приверженности лечения;

организация санитарно-просветительских мероприятий по вопросам ВИЧ-инфекции и обследования на ВИЧ-инфекцию работников из трудовых коллективов, учащихся школ, призывников;

- организация санитарно-просветительских мероприятий по вопросам ИППП и вирусных гепатитов и наркомании, а также обследования на ИППП и вирусные гепатиты.

По данным биоповеденческих исследований, проведенных в Московской области, пораженность ВИЧ-инфекцией группы лиц, инъекционно употребляющих психоактивные вещества, составляет от 13 до 20 процентов. Среди лиц, заключенных под стражу, данный показатель составляет 9,45 процента, среди мужчин, вступающих в сексуальные контакты с мужчинами, 14,5 процента. Среди лиц, занимающихся проституцией, провести такой анализ без межведомственного взаимодействия невозможно.

Таким образом, для выполнения цели и задач Программы необходимо оказать поддержку в ключевых группах населения максимальному количеству ВИЧ-неинфицированных лиц, увеличить количество протестированных в этой группе, как силами медицинских работников, так и силами сообщества и СО НКО. Для ВИЧ-инфицированных лиц основной задачей является назначение антиретровирусной терапии сразу при обращении пациента к специалистам и дальнейшее бесперебойное обеспечение антиретровирусными препаратами. При реализации этих задач будет снижаться популяционная вирусная нагрузка в ключевых группах населения. Кроме того, лечение уменьшает вероятность передачи ВИЧ-инфекции от ключевой группы к их партнерам и общему населению, что повышает шансы эффективного контроля над эпидемией.

2.5. Структура Программы:

Исходя из целей, мероприятия представлены в трех разделах:

- мероприятие «Профилактика ВИЧ-инфекции на территориях повышенного риска заражения» (далее - ТР);

- мероприятие «Профилактика ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения»;

- мероприятие «Общие мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции».

2.6. Прогноз при реализации мероприятий Программы.

Создание эффективной системы взаимодействия служб и ведомств на территории Московской области позволит повысить качество профилактических мероприятий в ключевых группах, а также будет способствовать повышению информированности жителей Московской области и формированию социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, инфицированным ВИЧ.

Ежегодное увеличение доли обследований населения из ключевых групп составит не менее 10 процентов: с 12,7 процента в 2018 году до 50 процентов в 2021 (от численности групп).

В результате реализации мероприятия Программы «Профилактика ВИЧ-инфекции на территориях повышенного риска заражения» доля лиц с ВИЧ-инфекцией, охваченных диспансерным наблюдением, из числа выявленных впервые на территориях повышенного риска в условиях низкопорогового доступа составит к 2021 году 90 процентов, доля лиц охваченных антиретровирусной терапией - 90 процентов.

В результате реализации мероприятия Программы «Профилактика ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения» доля представителей ключевых групп населения с ВИЧ-инфекцией, охваченных диспансерным наблюдением, составит к 2021 году 90 процентов от числа обследованных представителей из данных групп; доля представителей ключевых групп населения, получающих антиретровирусную терапию, от данной категории пациентов с ВИЧ-инфекцией составит 90 процентов.

В результате реализации мероприятия «Общие мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции» уровень информированности населения о ВИЧ-инфекции достигнет 95 процентов.

 

3. Возможные риски при реализации мероприятий Программы

 

Существует ряд основных рисков, которые могут возникнуть при реализации Программы:

3.1. Недостижение значений целевых показателей и планируемых результатов к 2021 году.

Механизм управления данным видом рисков - это совершенствование контроля и надзора за ходом реализации Программы. Существующие риски недостижения целевого показателя должны оцениваться ежегодно с учетом вклада каждой службы и ведомства и своевременного выявления причин, сдерживающих реализацию мероприятий Программы.

3.2. Организационные риски при необеспечении необходимого взаимодействия участников решения задач Программы.

В целях минимизации организационных рисков необходима система мониторинга всей Программы 1 раз в год, отдельных мероприятий Программы 2 раза в год. Кроме того, при реализации Программы предусмотрено оперативное реагирование и ежегодное внесение дополнительных мероприятий или исключение мероприятий из Программы с учетом изменений обстоятельств.

3.3. Риски недофинансирования из бюджетных и других запланированных источников.

Минимизация данного вида рисков осуществляется путем ежегодного пересмотра прогнозных показателей доходов бюджета Московской области, учтенных при формировании финансовых параметров Программы.

 

4. Финансовое обеспечение программы

 

Финансирование Мероприятия «Профилактика ВИЧ-инфекции на территориях повышенного риска заражения».

С целью ограничения распространения ВИЧ-инфекции на территориях повышенного риска методическими рекомендациями предписана организация аутрич-офисов, кабинетов низкопорогового доступа, деятельность выездных бригад. Основная функция аутрич-офисов - консультирование и экспресс-тестирование на ВИЧ-инфекцию, в том числе представителей ключевых групп населения. При этом тестирование может проводиться вне аутрич-офисов («в поле»). Данная услуга ежегодно предоставляется населению социально ориентированными некоммерческими организациями на конкурсной основе за счет средств субсидии Российской Федерации, предоставляемой на реализацию некоторых мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и средств бюджета Московской области в рамках государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» (подпрограмма 1, мероприятие 1, п. 9.1).

Таким образом, финансирование на организацию аутрич-офисов не требуется.

Выявленные аутрич-работниками ВИЧ-положительные граждане сопровождаются в кабинеты низкопорогового доступа, которые могут быть организованы как на базе медицинских организаций (кабинеты районных специалистов по ВИЧ-инфекции), так и на базе мобильных выездных бригад Центра СПИД.

Для реализации мероприятия Программы «Профилактика ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения» выделение дополнительных объемов финансирования из бюджета Московской области не требуется.

Предусмотренные в данном разделе мероприятия, требующие финансовых затрат, такие как охват диспансерным наблюдением и лечением пациентов из ключевых групп населения, будут реализованы в рамках государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» (подпрограмма 2, мероприятие 6 (п. 6.1, 6.2).

В части повышения уровня информированности по вопросам ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения мероприятия будут выполнены специалистами Центра СПИД и районными специалистами по ВИЧ-инфекции.

В результате реализации мероприятия Программы «Общие мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции» дополнительного финансирования не требуется. Все мероприятия данного раздела направлены на повышение уровня информированности о ВИЧ-инфекции различных групп населения и будут реализованы силами специалистов Центра СПИД и районных специалистов по ВИЧ-инфекции, но только при условии взаимодействия с различными ведомствами в целях обеспечения доступа к данным группам (призывники, учащиеся, члены организованных коллективов, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, и т.д.).

 


 

5. Перечень мероприятий межведомственной программы

по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах

населения Московской области на период 2019-2021 годы

 

N п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ожидаемый результат

Целевые показатели эффективности реализации мероприятия

Единицы измерения

Целевые показатели

Участники/исполнители

Факт

2018 год

План

2019 год

План

2020 год

План

2021 год

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятия (тыс. руб.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Определение приоритетов и формирование условий для реализации профилактических мероприятий на территории субъекта Российской Федерации

1

Организация межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия распространению ВИЧ-инфекции

ежегодно

Расширение взаимодействия всех заинтересованных служб и ведомств в рамках реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения в Московской области

Создание региональной межведомственной комиссии по противодействию распространению ВИЧ-инфекции при Губернаторе Московской области

единиц

0

1

1

1

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство образования Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

Главное управление по информационной политике Московской области;

Главное управление социальных коммуникаций Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области;

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области;

Московский областной военный комиссариат;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

Утверждение плана работы региональной межведомственной комиссии по противодействию распространения ВИЧ-инфекции при Губернаторе Московской области

дата, номер, наименование акта субъекта Российской Федерации

0

1

1

1

x

Количество проведенных заседаний региональной межведомственной комиссии по противодействию распространению ВИЧ-инфекции

единиц

0

не менее 2 раз в год

не менее 2 раз в год

не менее 2 раз в год

x

Количество предложенных/реализованных инициатив (планов, программ, мероприятий, нормативно-правовых актов и других ведомственных документов, утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья совместно с заинтересованными органами государственной власти) в целях реализации мероприятий по противодействию распространению ВИЧ-инфекции

единиц/единиц

1

1

1

1

x

2

Проведение анализа эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в разрезе административных территорий

ежегодно

Дана оценка основных эпидемиологических показателей, определена структура заболеваемости ВИЧ-инфекцией (социальной, половозрастной и т.п.), структура путей передачи. Установлены территории повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией. Проведена оценка численности ключевых групп риска

Доля территорий в субъекте, отнесенных к территориям повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией, охваченных услугами приближенного обследования населения на ВИЧ-инфекцию

проценты

9,2

9,2

9,2

9,2

x

Министерство здравоохранения Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

Оценочное число потребителей психоактивных веществ на территории Московской области

единиц

21500

21000

20000

20000

x

Министерство здравоохранения Московской области

Оценочное число мужчин, практикующих секс с мужчинами на территории Московской области

единиц

9200

9400

9700

10000

x

Министерство здравоохранения Московской области

Оценочное число СР на территории Московской области (данные будут формироваться в рамках реализации Программы)

единиц

 

 

 

 

x

Министерство здравоохранения Московской области

Число заключенных контрактов, договоров, соглашений с СО НКО или предоставленных им субсидий

единиц

1

1

1

1

В соответствии с соглашениями на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Московской области на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения»

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области

Количество СО НКО, осуществляющих деятельность по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории субъекта Российской Федерации

единиц

1

1

1

1

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство социального развития Московской области

 

Профилактика ВИЧ-инфекции на территориях повышенного риска заражения (далее - ТР)

3

Организация работы по охвату ТР услугами максимально приближенного обследования населения на ВИЧ-инфекцию (открытие аутрич-офисов, мобильных пунктов)

Первый год реализации, далее - по потребности

На территориях повышенного риска организация низкопорогового доступа: аутрич-офисов, организация деятельности выездных бригад (мобильных пунктов), повышение доступности обследования населения на ВИЧ-инфекцию

Доля ТР в субъекте, охваченных услугами приближенного обследования населения на ВИЧ-инфекцию

проценты

100

100

100

100

x

Министерство здравоохранения Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

Число аутрич-офисов

единиц

0

0

0

0

 

Аутрич-работа будет осуществляться в «поле» СО НКО на конкурсной основе

Число мобильных пунктов

единиц

0

0

0

0

 

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области

4

Обеспечение активного выявления ВИЧ-инфекции на ТР

Ежегодно

Увеличение доли лиц с ВИЧ-инфекцией, информированных о своем статусе

Число лиц в ТР, обследованных на ВИЧ-инфекцию аутрич-работниками и в кабинетах низкопорогового доступа

человек

0

31000

33000

35000

Закупки экспресс-тестов осуществляются в рамках Государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья», подпрограмма 2, п. 6.2 на 2019-2024 годы

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области

Доля лиц в ТР, обследованных на ВИЧ-инфекцию в условиях низкопорогового доступа от численности населения ТР

проценты

0

10

15

20

x

Министерство здравоохранения Московской области

Число лиц с ВИЧ-инфекцией, выявленных впервые на ТР в условиях низкопорогового доступа

человек

0

310

330

350

x

Министерство здравоохранения Московской области

5

Организация оказания медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией на ТР и повышение доступности антиретровирусной терапии в условиях приближенного обследования населения на ВИЧ-инфекцию, формирования приверженности к диспансерному наблюдению и лечению

Ежегодно

Повышение доли лиц с ВИЧ-инфекцией, состоящих под диспансерным наблюдением; увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией

Доля лиц с ВИЧ-инфекцией, выявленных впервые на ТР, в условиях низкопорогового доступа наблюдением

проценты

0

84,7

90

90

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля лиц с ВИЧ-инфекцией, выявленных впервые на ТР, в условиях низкопорогового доступа, охваченных антиретровирусной терапией

проценты

0

75,3

79,8

90

x

Министерство здравоохранения Московской области

6

Проведение превентивной химиопрофилактики лицам, подвергшимся риску заражения ВИЧ-инфекцией на ТР

Ежегодно

Повышение доступности антиретровирусной терапии для проведения превентивной химиопрофилактики лицам, подвергшимся риску заражения ВИЧ-инфекцией; снижение числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди лиц, подвергшихся риску заражения ВИЧ-инфекцией

Доля лиц, подвергшихся риску заражения ВИЧ-инфекцией, получивших превентивную химиопрофилактику от общего числа лиц, подвергшихся риску заражения ВИЧ-инфекцией за отчетный период, в том числе:

 

x

x

x

x

x

 

Доля детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, которым проведена химиопрофилактика передачи ВИЧ от матери ребенку

проценты

99,8

99,8

99,9

99,9

В рамках Государственной программы «Здравоохранение Подмосковья» и поставок антиретровирусных препаратов с федерального уровня

Министерство здравоохранения Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

Доля медицинских работников при аварийных ситуациях, получивших превентивную химиопрофилактику от общего числа медицинских работников, подвергшихся риску заражения ВИЧ-инфекцией за отчетный период

проценты

85

90

100

100

За счет средств бюджетов, выделяемых государственным учреждениям здравоохранения на выполнение государственных заданий

Министерство здравоохранения Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

 

Профилактика ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения

7

Организация работы по выявлению ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения

Ежегодно

Увеличение числа обследованных на ВИЧ-инфекцию среди ключевых групп населения. Повышение выявляемое ВИЧ-инфекции на ранних стадиях

Доля представителей ключевых групп населения, прошедших обследование на ВИЧ-инфекцию от оценочной численности конкретной ключевой группы, из них:

проценты

12,7

26,8

32

50

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области

Доля потребителей психоактивных веществ

проценты

18

25

30

30

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля мужчин, практикующих секс с мужчинами

проценты

10

25

27

30

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля лиц, находящихся в местах лишения свободы

проценты

100

100

100

100

 

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области

Доля секс-работников (в случае организации доступа к ключевой группе на основе межведомственного взаимодействия)

проценты

0

5

10

20

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля выявленных случаев ВИЧ-инфекции среди представителей ключевых групп населения от числа обследованных представителей ключевых групп населения в отчетный период, из них:

 

x

x

x

x

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Управление Роспотребнадзора по Московской области

Доля потребителей психоактивных веществ

проценты

10

11

11

12

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля мужчин, практикующих секс с мужчинами

проценты

12

12

12

12

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля секс-работников

проценты

3

3

3

3

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля мигрантов

проценты

0,5

0,5

0,5

0,5

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области

Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы

проценты

5

5

5

5

x

Министерство здравоохранения Московской области

8

Повышение качества оказания медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией и повышение доступности антиретровирусной терапии среди ключевых групп населения

Ежегодно

Увеличение охвата диспансерным наблюдением и антиретровирусной терапией представителей ключевых групп населения

Охват представителей ключевых групп с ВИЧ-инфекцией диспансерным наблюдением из числа выявленных, из них:

 

x

x

x

x

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля потребителей психоактивных веществ

проценты

69,3

73

85

90

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля мужчин, практикующих секс с мужчинами

проценты

80

85

90

90

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля секс-работников

проценты

60

60

85

90

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы

проценты

70

75

85

90

x

Министерство здравоохранения Московской области

Доля представителей ключевых групп населения с ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию, от данной категории пациентов с ВИЧ-инфекцией, состоящих под диспансерным наблюдением, из них:

 

x

x

x

x

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области

Доля потребителей психоактивных веществ

проценты

38,8

40

60

90

В рамках Государственной программы «Здравоохранение Подмосковья» и поставок антиретровирусных препаратов с федерального уровня

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области

Доля мужчин, практикующих секс с мужчинами

проценты

80

85

85

90

Доля секс-работников

проценты

48

52

65

90

Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы

проценты

38,8

40

65

90

9

Формирование приверженности к диспансерному наблюдению и лечению среди представителей ключевых групп населения

Ежегодно

Повышение уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции. Повышение приверженности лиц из групп риска к добровольному обследованию на ВИЧ-инфекцию, а при ее выявлении диспансерному наблюдению и лечению

Уровень информированности ключевых групп населения по вопросам ВИЧ-инфекции, в том числе:

 

x

x

x

x

x

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Главное управление по информационной политике Московской области;

Главное управление социальных коммуникаций Московской области

Уровень информированности среди потребителей психоактивных веществ

проценты

73

77

80

85

В соответствии с Соглашениями на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Московской области на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения»

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Главное управление по информационной политике Московской области;

Главное управление социальных коммуникаций Московской области

Уровень информированности среди мужчин, практикующих секс с мужчинами

проценты

90

93

95

99

Уровень информированности среди секс-работников

проценты

87

90

93

95

Уровень информированности среди мигрантов

проценты

87

90

93

95

Уровень информированности среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы

проценты

87

90

93

95

10

Внедрение региональных программ по медико-социальному сопровождению, психологической и юридической поддержке лиц с ВИЧ-инфекцией

Ежегодно

Снижение отрывов от лечения лиц с ВИЧ-инфекцией на 5-10% в Московской области; снижение рисков распространения ВИЧ-инфекции; повышение социальной адаптации лиц с ВИЧ-инфекцией

Число лиц с ВИЧ-инфекцией, получивших социальную поддержку за счет региональной программы

человек

60

67

70

90

В рамках Государственной программы «Здравоохранение Подмосковья» и поставок антиретровирусных препаратов с федерального уровня

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

Доля лиц с ВИЧ-инфекцией среди представителей ключевых групп населения, получивших социальную поддержку, от лиц с ВИЧ-инфекцией, с впервые в жизни установленным диагнозом

проценты

60

67

70

90

В рамках Государственной программы «Здравоохранение Подмосковья» и поставок антиретровирусных препаратов с федерального уровня

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

11

Разработка мер социальной поддержки ВИЧ-инфицированным женщинам и рожденным от них детям

Ежегодно

Укрепление родительской ответственности за здоровье ребенка

Число ВИЧ-инфицированных женщин, получивших социальную поддержку за счет региональной программы

человек

14000

15000

16000

17000

 

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

 

Общие мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции

12

Проведение информационно-просветительской кампании по вопросам ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний

Ежегодно

Повышение уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний; рост числа обратившихся в медицинские организации с целью добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию и ассоциированные с ней заболевания; изменение рискованного в отношении заражения вирусом иммунодефицита человека поведения

Уровень информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний, а также о реализованной информационно-просветительской кампании

проценты

87

90

95

95

В соответствии с Соглашениями на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Московской области на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения»

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство экономики и финансов Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

Министерство образования Московской области;

Главное управление по информационной политике Московской области;

Главное управление социальных коммуникаций Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

13

Проведение профилактики ВИЧ-инфекции среди организованных коллективов

Ежегодно

Повышение уровня информированности лиц из организованных коллективов по вопросам ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний; рост числа обратившихся в медицинские организации с целью добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию и ассоциированные с ней заболевания

Число лиц из организованных коллективов, охваченных санитарно-просветительскими мероприятиями по вопросам ВИЧ-инфекции и обследованием на ВИЧ-инфекцию, из них:

 

X

X

X

X

 

Министерство здравоохранения Московской области;

Министерство социального развития Московской области;

Министерство образования Московской области;

Главное управление по информационной политике Московской области;

Главное управление социальных коммуникаций Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области;

Московский областной военный комиссариат;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

на рабочих местах

человек

5000

5000

5000

5000

 

учащиеся школ, средних специальных и высших учебных заведений

человек

64478

70000

70000

70000

 

призывников (данные будут формироваться в рамках реализации Программы)

человек

 

 

 

 

 

14

Проведение профилактики инфекций, передаваемых половым путем, вирусных гепатитов

Ежегодно

Повышение уровня информированности населения по вопросам инфекций, передающихся половым путем, и вирусных гепатитов; рост числа обратившихся в медицинские организации с инфекциями, передающимися половым путем и вирусными гепатитами

Число лиц, охваченных санитарно-просветительскими мероприятиями по вопросам инфекций, передающихся половым путем, и вирусных гепатитов и обследованием на инфекции, передающиеся половым путем, и вирусные гепатиты, из них:

 

X

X

X

X

 

Министерство здравоохранения Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области

обследовано на инфекции, передающиеся половым путем

человек

1911198

2102318

2312549

2543804

 

Министерство здравоохранения Московской области

обследовано на вирусные гепатиты B, C

человек

500000

700000

700000

800000

 

Министерство здравоохранения Московской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области

15

Формирование единого антинаркотического профилактического пространства

Ежегодно

Повышение уровня информированности населения по вопросам общей профилактики наркопотребления; формирование нетерпимости к незаконному потреблению наркотических средств; повышение роли традиционных ценностей, в том числе семейных, не совместимых с наркотизацией; повышение правовой грамотности населения

Число лиц, охваченных санитарно-просветительскими мероприятиями по вопросам наркомании

человек

170000

180000

200000

200000

 

Министерство здравоохранения Московской области;

Главное управление региональной безопасности Московской области;

Министерство образования Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области

 

Мониторинг отдельных медико-демографических показателей

16

Организация мониторинга отдельных медико-демографических показателей

Ежегодно

Обеспечение эффективности реализации мероприятий, при необходимости - их своевременная корректировка

Число умерших от ВИЧ-инфекции:

человек

270

300

300

300

 

Министерство здравоохранения Московской области

из них состоящих под диспансерным наблюдением

проценты

81

80

80

80

 

Министерство здравоохранения Московской области

из них не состоящих под диспансерным наблюдением (посмертная диагностика)

проценты

19

20

20

20

 

Министерство здравоохранения Московской области

Число умерших от СПИДа (из числа умерших от ВИЧ-инфекции)

человек

120

150

150

150

 

Министерство здравоохранения Московской области

Число женщин, умерших от ВИЧ-инфекции в трудоспособном возрасте (женщины - 16-54 года)

человек

115

128

130

130

 

Министерство здравоохранения Московской области

Число мужчин, умерших от ВИЧ-инфекции в трудоспособном возрасте (мужчины - 16-59 лет)

человек

149

165

170

170

 

Министерство здравоохранения Московской области

 

Распоряжение Правительства Московской области "Об утверждении межведомственной программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения Московской области на период 2019-2021 годов" от 22.01.2020 N 13-РП