Постановление Думы Московской области от 24.01.2019 N 18/73-П "Об Отчете о деятельности Комитета по имущественным отношениям и землепользованию за 2018 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2019 г. N 18/73-П
Об Отчете о деятельности Комитета по имущественным отношениям и землепользованию за 2018 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по имущественным отношениям и землепользованию за 2018 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума
постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по имущественным отношениям и землепользованию за 2018 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 24.01.2019 N 18/73-П
Отчет
о деятельности Комитета по имущественным отношениям и землепользованию за 2018 год
Раздел 1. Состав Комитета
В состав Комитета по имущественным отношениям и землепользованию (далее – Комитет) входят три депутата: Шапкин В.Н. – председатель Комитета, Волнушкин А.Н. – заместитель председателя Комитета, Чаплин Н.Ю. – член Комитета, первый заместитель Председателя Московской областной Думы.
Деятельность Комитета обеспечивает аппарат Комитета, состоящий из руководителя аппарата Комитета, трех консультантов и одного ведущего референта.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
В ведении Комитета находятся вопросы в сфере лесного, земельного законодательства, а также в сфере формирования, управления и распоряжения собственностью Московской области.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности)
Количество проектов законов Московской области,
за принятие которых Комитет был ответственным в 2017 и 2018 гг.
(по субъектам права законодательной инициативы)
N п/п | Субъект права законодательной инициативы
| Количество законопроектов
| |||
2018 год | 2017 год | ||||
| внесено по плану | внесено вне плана | всего внесено | всего внесено | |
1 | Комитет
| 2 | 1 | 3 | 3 |
2 | Губернатор Московской области | 8 | 15 | 23 | 19 |
3 | Другие | 2 |
| 2 | 2 |
4 | Всего | 12 | 16 | 28 | 24 |
За отчетный период Комитетом были подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой 28 законов Московской области:
1. Закон Московской области N 2/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» (далее – Закон Московской области N 2/2018-ОЗ) направлен на защиту прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области. Закон Московской области N 2/2018-ОЗ установил возможность предоставления земельного участка без конкурсных процедур юридическому лицу, реализующему масштабный инвестиционный проект в целях поддержки пострадавших граждан.
2. Закон Московской области N 6/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2018–2020 годы и внесении изменения в Закон Московской области «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2017–2019 годы» дополнил перечень государственных унитарных предприятий Московской области, подлежащих приватизации в 2018–2020 годах, Государственным унитарным предприятием Московской области «Московский областной дорожный центр».
3. Закон Московской области N 12/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» направлен на приведение норм Закона Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в соответствие с федеральным законодательством в части вопросов изъятия земельных участков для государственных нужд Московской области.
4. Закон Московской области N 20/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» определил, что установленные Законом Московской области N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» предельные размеры земельных участков для предоставления их в целях ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются в муниципальных образованиях Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
5. Закон Московской области N 29/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» направлен на снижение арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю книгами в специализированных магазинах. При аренде областного имущества площадью до 100 кв. метров установлен понижающий коэффициент в размере 0,5, а для арендуемой площади более 100 кв. метров применяется коэффициент равный 1. Изменения в законодательстве позволят оказать поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, сделать рынок книжной продукции более конкурентноспособым, а приобретение населением печатной продукции более доступным.
6. Закон Московской области N 34/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об использовании лесов на территории Московской области» приводит Закон Московской области N 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
7. Закон Московской области N 38/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2018–2020 годы» (далее – Закон Московской области N 38/2018-ОЗ) принят в целях повышения доходной части бюджета Московской области за счет реализации дополнительных объектов, включенных в прогнозный план, повышения надежности и качества электроснабжения потребителей на территории Московской области, развития электрических сетей для обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Московской области и повышения их инвестиционной привлекательности. Законом Московской области N 38/2018-ОЗ запланировано преобразование ГУП пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО», что позволит обеспечить большую прозрачность его деятельности, а также привлечь дополнительные инвестиции, необходимые для его развития.
8. Закон Московской области N 44/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» направлен на приведение в соответствие друг с другом законов Московской области в части распределения полномочий между Правительством Московской области и уполномоченным органом в сфере земельных отношений.
9. Закон Московской области N 66/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» направлен на определение территорий Московской области, на которых без проведения торгов предоставляются в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям и казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ.
10. Законом Московской области N 86/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее – Закон Московской области N 86/2018-ОЗ) вводится понятие «личного кабинета арендатора», который позволит арендатору иметь постоянный доступ к сведениям по заключенным с ним договорам аренды, в том числе о задолженности по оплате.
Также Закон Московской области N 86/2018-ОЗ содержит положения, регулирующие установление публичных сервитутов в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации.
11. Закон Московской области N 103/2018-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год».
В целях поддержания и стимулирования инвестиционной активности в Московской области, а также недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов областной собственности базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, сохранен на уровне 2018 года.
12. Законом Московской области N 104/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О собственности Московской области» устанавливается норма, в соответствии с которой областная собственность, составляющая казну Московской области, а также закрепленная на праве оперативного управления, подлежит страхованию в порядке, установленном Правительством Московской области.
13. Законом Московской области N 106/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» устанавливается фиксированная ставка арендной платы в размере одного рубля в год за один метр протяженности газопроводов или одну единицу газового (технологического) оборудования газопроводов. При этом такому льготному размеру ставки арендной платы предлагается установление корреспондирующей обязанности сетевой организации по обеспечению сохранности и надлежащей эксплуатации арендуемого имущества с правом, при необходимости, осуществлять за счет собственных и (или) привлеченных средств ремонт, реконструкцию и (или) модернизацию такого имущества.
14. Закон Московской области N 117/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области» разработан в целях приведения Закона Московской области N 14/2008-ОЗ «О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области» в соответствие с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части порядка реализации имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, продажи с торгов имущества ликвидируемых государственных унитарных предприятий и усовершенствования существующей системы взаимодействия между органами государственной власти Московской области и государственными учреждениями Московской области.
15. Закон Московской области N 129/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» дополняет случаи бесплатного предоставления в собственность религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, для сельскохозяйственного производства.
16. Законом Московской области N 140/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2018–2020 годы» уточнен перечень имущества, находящегося в собственности Московской области и подлежащего приватизации в 2018–2019 годах, и сведений об этом имуществе.
17. Закон Московской области N 156/2018-ОЗ «О поправке к Уставу Московской области» принят в целях уточнения полномочий Московской области в сфере земельных отношений.
18. Закон Московской области N 157/2018-ОЗ «О введении в действие Закона Московской области «О поправке к Уставу Московской области» предусматривает введение в действие Закона Московской области N 156/2018-ОЗ «О поправке к Уставу Московской области» через десять дней после его официального опубликования.
19. Законом Московской области N 164/2018-ОЗ «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2019–2021 годы» утверждается прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2019–2021 годы.
20. Закон Московской области N 165/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» приводит Закон Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в соответствие с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части замены слов «дачного строительства» словами «дачного хозяйства».
21. Закон Московской области N 167/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об использовании лесов на территории Московской области» приводит Закон Московской области N 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» в соответствие с Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» в связи с появлением нового вида недревесных лесных ресурсов – валежника и регулирует порядок его заготовки и сбора.
22. Законом Московской области N 182/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О собственности Московской области» Правительство Московской области наделяется полномочиями по принятию решений о безвозмездной передаче имущества из собственности Московской области в собственность других субъектов Российской Федерации.
23. Закон Московской области N 197/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области» принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством, а также в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих при приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области.
24. Закон Московской области N 227/2018-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» в соответствии с которым перераспределяются полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Московской области и органами государственной власти Московской области в сфере земельно-имущественных отношений.
25. Законом Московской области N 240/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» признается утратившим силу пункт 4 статьи 52 Закона Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в соответствии с которым плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, если земельный участок, вид разрешенного использования которого изменен, расположен в границах муниципального образования, включенного в Перечень муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается.
26. Законом Московской области N 242/2018-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» продлен срок исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области еще на 1 год – до 31 декабря 2019 года.
27. Законом Московской области N 243/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2018–2020 годы» уточняется перечень имущества, находящегося в собственности Московской области, подлежащего приватизации в 2018–2020 годах.
28. Законом Московской области N 254/2018-ОЗ «Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области «МОСТРАНСАВТО» определены условия реорганизации ГУП «МОСТРАНСАВТО» в акционерное общество. Приватизация позволит обеспечить большую прозрачность деятельности предприятия, а также привлечь дополнительные инвестиции, необходимые для его развития.
За отчетный период Комитетом были подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой три постановления Московской областной Думы:
1. Постановление Московской областной Думы от 07.06.2018 N 45/54-П «Об Отчете об управлении и распоряжении собственностью Московской области в 2017 году».
2. Постановление Московской областной Думы от 22.02.2018 N 17/45-П «Об утверждении перечня вопросов к выступлению руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области».
3. Постановление Московской областной Думы от 08.11.2018 N 31/66-П «Об утверждении перечня вопросов к выступлению руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области».
Раздел 4. Подготовка проектов законодательных инициатив Московской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение проектов федеральных законов и итоги их рассмотрения в Комитете и на заседаниях Московской областной Думы, результаты рассмотрения обращений и законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации по профилю деятельности Комитета
Комитетом рассмотрены 52 проекта федеральных законов по профилю деятельности Комитета и 21законодательная инициатива субъектов Российской Федерации, направленных на изменение федерального законодательства в сфере лесного и земельного законодательства.
При подготовке проектов постановлений Московской областной Думы по результатам рассмотрения проектов федеральных законов Комитет руководствовался принципами преемственности законодательства, повышения эффективности использования и охраны лесных и земельных ресурсов, уменьшения количества оценочных понятий и отсылочных норм.
Раздел 5. Работа с обращениями граждан и организаций
Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет
в 2018 году в сравнении с 2017 годом, по отраслям правового регулирования
N п/п | Тематика обращений | Показатель | |
2017 год | 2018 год | ||
1 | Государственный земельный надзор, защита прав на землю и рассмотрение земельных споров, земельный налог
| 69 | 56 |
2 | Коллективное садоводство и огородничество, некоммерческие садовые товарищества | 54 | 84 |
3 | Лесное законодательство | 7 | 11 |
4 | Предоставление дополнительных льгот отдельным категориям граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации (в том числе предоставление земельных участков многодетным семьям и др.) | 20 | 11 |
5 | Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним | 10 | 5 |
6 | Государственная кадастровая оценка. Кадастровая стоимость объектов недвижимости | 18 | 5 |
7 | Деятельность представительных органов местного самоуправления, их должностных лиц | 20 | 19 |
| Всего | 198 | 191 |
Результаты рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2018 году в сравнении с 2017 годом
N п/п | Показатель | Количество обращений | |
2017 год | 2018 год | ||
1 | Поступило | 198 | 191 |
2 | Дан ответ по существу | 94 | 115 |
3 | Направлено в другие организации | 104 | 76 |
Комитетом рассмотрено около 200 обращений граждан, предприятий и общественных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам нарушения лесного и земельного законодательства, определения размеров платы за землю, бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям и другим вопросам.
Председателем Комитета было проведено 6личных приемов граждан в Приемной Московской областной Думы.
Раздел 6. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
Количество мероприятий, проведенных Комитетом в 2018 году
по сравнению с 2017 годом
N п/п | Мероприятия | 2018 год | 2017 год | |
Проведено | Проведено | |||
по плану | всего | всего | ||
1 | Круглые столы | 6 | 7 | 2 |
2 | Экспертная дискуссионная площадка «Открытая трибуна» | 0 | 0 | 0 |
3 | Парламентские слушания | 0 | 0 | 1 |
4 | Выездные и расширенные заседания Комитета | 14 | 22 | 17 |
5 | Выездные семинары-совещания | 4 | 4 | 10 |
6 | «Час Правительства Московской области» | 0 | 0 | 4 |
7 | «Час территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» | 2 | 0 | 1 |
8 | Иные мероприятия (выставки, конкурсы,
акции, субботники, посадка леса | 0 | 5 | 2 |
| Всего | 26 | 35 | 37 |
За отчетный период Комитетом проведено 35 мероприятий различного формата. К наиболее значимым мероприятиям относятся:
1. Круглый стол на тему «Принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территорий Московской области». На заседании круглого стола были обсуждены вопросы защиты интересов правообладателей земельных участков в случаях их принудительного отчуждения для государственных и муниципальных нужд, а также способы предварительного уведомления такого изъятия и равноценного возмещения ущерба.
2. Расширенное заседание Комитета на тему «Практика установления на территории Московской области публичных сервитутов Правительством Московской области и органами местного самоуправления», на котором был рассмотрен вопрос установления публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода автодорог регионального или межмуниципального значения Московской области в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации.
3. Выездное заседание Комитета в г.о. Власиха Московской области совместно с Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики и Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма на тему «О развитии и восстановлении инфраструктуры военных городков на территории Московской области». На заседании были рассмотрены вопросы дальнейшего использования зданий бывших военторгов, передачи земельных участков и оформления перевода военных городков расположенных на территории земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
4. Расширенное заседание Комитета на тему «Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, с учетом экономического обоснования коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка». На заседании была рассмотрена судебная практика оспаривания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
5. Расширенное заседание Комитета на тему «Осуществление прав арендодателя по договорам аренды земельных участков, заключенным Министерством имущественных отношений Московской области». В ходе заседания были рассмотрены вопросы рассрочки арендных платежей, взимания штрафных санкций, заключения договоров субаренды, приватизации арендованных земельных участков, а также судебная практика по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области.
6. Круглый стол на тему «Проведение в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земельных участков на территории Московской области». Круглый стол был направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, не превышающей их рыночную стоимость.
Участники круглого стола были проинформированы о работе, проведенной Министерством имущественных отношений Московской области и его подведомственными учреждениями, по сбору необходимых документов, информации и материалов в целях проведения объективной оценки объектов недвижимости в границах Московской области.
7. Выездное расширенное заседание Комитета на тему «Обсуждение предварительных результатов государственной кадастровой оценки 2018 года».
В результате новой государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков под сады, огороды, дачи снизилась в среднем на 25%; под ИЖС – на 40%; под производство – в районах, удаленных на 30 километров от МКАД снизилась в среднем на 15%, в районах, расположенных до 30 километров от МКАД увеличилась примерно на 11%. На ближайших участках к МКАД (до 0,5 километра от МКАД) кадастровая стоимость увеличилась в среднем на 50%; от 0,5 километра от МКАД – примерно на 30%, в более удаленных районах Московской области она осталась неизменной. Этот же подход коснулся и земельных участков под производство.
Для земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, предназначенные для объектов отдыха, рекреации, спорта, а также земельных участков под сельхозиспользование кадастровая стоимость, а, следовательно, налог не меняется.
Что касается объектов недвижимости, то в среднем кадастровая стоимость снизилась, и ее величина зависит от приближенности объекта (квартиры, жилого дома, таунхауса, дачи) к МКАД.
Для объектов торговли, а их в Московской области более двух тысяч, примерный рост налога для крупных торговых центров составит порядка 25%.
По предварительным прогнозам, поступление налога на имущество в бюджет Московской области увеличится примерно на 1,3 млрд. рублей.
Министерство имущественных отношений Московской области распоряжением от 27.11.2018 N 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» (официально опубликовано в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», на портале Правительства Московской области и сайте Министерства имущественных отношений Московской области) утвердило результаты государственной кадастровой оценки 2018 года, которые вступили в силу с 1 января 2019 года.
Юридические лица начнут платить налог от новой кадастровой стоимости в 2019 году, физические лица – осенью 2020 года по квитанциям налоговой инспекции.
8. Расширенное заседание Комитета на тему «Об административных процедурах изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях комплексного развития территорий Московской области», на котором были рассмотрены проблемные вопросы, возникающие при проведении процедур изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для целей комплексного освоения территории.
9. Расширенное заседание Комитета на тему «О методике определения размера земельного участка, предоставляемого в целях защиты прав дольщиков», на котором был обсужден проект методики, применяемой для определения размера предоставляемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и который может быть предоставлен в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в аренду без проведения торгов юридическому лицу в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Постановлением Правительства Московской области от 29.05.2018 N 338/19 утверждена Методика определения размера предоставляемого земельного участка с учетом расходов юридического лица на предоставление мер поддержки, указанных в части 1 статьи 31 Закона Московской области N 27/2015-ОЗ.
10. Выездной круглый стол на тему «Практика реализации масштабного инвестиционного проекта на примере одного из муниципальных образований Московской области».
Круглый стол проведен в рамках мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» (далее – Закон Московской области N 27/2015-ОЗ). Мероприятие было посвящено анализу реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству объектов жилого и нежилого назначения на территории микрорайона Белая Дача г.о. Котельники Московской области на земельных участках, предоставляемых в аренду акционерному обществу «КОМПАНИЯ АТОЛ». При этом АО «КОМПАНИЯ АТОЛ», в свою очередь, предоставляет гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области и чьи права нарушены, меры поддержки.
Эти меры поддержки, согласно Закону Московской области N 27/2015-ОЗ, выражены в завершении строительства расположенного на территории микрорайона Белая Дача г.о. Котельники Московской области многоквартирного дома, для строительства которого были привлечены денежные средства пострадавших граждан. Реализация этого масштабного проекта позволит обеспечить 546 квартирами 1 300 пострадавших граждан.
11. Расширенное заседание Комитета на тему «Правовое регулирование установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов», на котором были рассмотрены вопросы, связанные с процедурой изменений утвержденных генеральных планов, вызванных необходимостью изменения видов разрешенного использования, включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
12. Расширенное заседание Комитета совместно с Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики на тему «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Московской области», на котором были рассмотрены различные меры социальной поддержки, оказываемые многодетным семьям, проживающим на территории Московской области.
Комитетом подготовлен проект закона Московской области, в соответствии с которым предусмотрено, что законами Московской области устанавливается порядок постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам.
13. Совместно с Комитетом по экологии и природопользованию был проведен круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования добычи общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения при строительстве сельскохозяйственных объектов». Были рассмотрены актуальные вопросы необходимости перевода земель для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения. В целях сокращения сроков при переводе земельных участков для осуществления недропользования участники круглого стола приняли решение обратиться в Правительство Московской области с просьбой о проведении рабочего совещания с участием руководителей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, в полномочия которых входят вопросы перевода земель сельскохозяйственного назначения, и представителей Ассоциации участников рынка нерудных материалов Московской области для разработки алгоритма действий процедуры перевода и упрощения необходимых согласований. Также рекомендовано с участием Главархитектуры Московской области рассмотреть возможность не менять документы территориального планирования, если после строительства сельскохозяйственного объекта (пруда) и отработки месторождения земельный участок останется в категории сельскохозяйственного назначения. Упрощение процедуры согласования изменения категории земель позволит недропользователям оперативно начать строительство объектов сельскохозяйственного использования и приступить к добыче полезных ископаемых.
14. Круглый стол на тему «Результаты практики принятия решений по неиспользуемым землям сельскохозяйственного назначения в 2018 году».
Круглый стол был посвящен реализации положений Ежегодного обращения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева от 14 февраля 2018 года в части вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
По информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, площадь введенных в оборот земель сельскохозяйственного назначения в 2018 году составила 62,4 тыс. гектаров, процент обрабатываемой пашни – 84,1%.
По состоянию на 1
января 2018 года объем используемой пашни составляет 831,4 тыс. гектаров от
общей площади, из них используются: 558,7 тыс. гектаров – сельскохозяйственными
предприятиями; 52,8 тыс. гектаров – крестьянско-фермерскими хозяйствами; 0,5
тыс. гектаров – индивидуальными предпринимателями;
156,5 тыс. гектаров – населением; 62,9 тыс. гектаров – под парами.
По вводу земель в сельскохозяйственный оборот лидирует г.о. Луховицы Московской области: по состоянию на декабрь 2018 года план ввода выполнен на 795% и составляет 4 тыс. гектаров.
В 2017–2018 гг. по материалам муниципального земельного контроля в отношении крупных правообладателей доначислен земельный налог на сумму 73,7 млн. рублей, начислено штрафов на сумму 39,3 млн. рублей.
В РГИС внесена информация о посевах сельскохозяйственных культур общей площадью 615 тыс. гектаров, из них: озимые культуры – 80 тыс. гектаров; яровые культуры – 535 тыс. гектаров.
15. Научно-практическая конференция на тему «25-летний опыт развития земельного законодательства Подмосковья» (далее – конференция).
В работе конференции приняли участие представители Рязанской областной Думы и Законодательного Собрания Калужской области, депутаты Московской областной Думы, представители прокуратуры Московской области, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, члены Правительства Московской области, представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Управления ФНС России по Московской области, депутаты 1–5 созывов Московской областной Думы, представители муниципальных образований Московской области, члены Экспертного совета при Московской областной Думе, представители профессионального и научного сообщества.
Участники конференции отметили необходимость повышения эффективности использования земельных ресурсов на территории Московской области и дальнейшего развития земельных правоотношений.
По итогам конференции Министерству имущественных отношений Московской области было рекомендовано разработать предложения по внесению изменений в Закон Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в части изменения порядка определения арендной платы, Министерству социального развития Московской области – рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Московской области N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» в части определения альтернативных мер поддержки многодетных семей взамен предоставления земельных участков, органам местного самоуправления Московской области, на территории которых расположены бывшие военные городки, – продолжить работу по передаче земельных участков, в границах которых расположены объекты военного недвижимого имущества.
16. Расширенное заседание Комитета на тему «Результаты реализации в 2017 году государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2017–2021 годы» Министерством имущественных отношений Московской области».
Подпрограмма «Развитие имущественного комплекса Московской области» в рамках государственной программы «Эффективная власть» реализуется в регионе с 2014 года. В ее основе установлено три показателя: прирост площади земельных участков в собственности Московской области, доход от приватизации и продажи имущества и земельных участков и доход от аренды земельных участков.
Наилучший показатель Московская область показала по доходам от аренды земельных участков: перевыполнен план по этому показателю – на 18%, что составляет 1 млрд. 134 млн. рублей дохода.
Одна из причин роста – увеличение количества участков, выставленных на аренду, многие из которых переданы от Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в Московской области начал действовать упрощенный порядок получения в аренду участков без проведения торгов.
В сравнении с прошлым отчетным периодом выросли и доходы от продажи и приватизации. В 2017 году они увеличились на 20%. Положительная динамика продолжается четыре года подряд.
17. Расширенное заседание Комитета на тему «Результаты реализации в 2017 году государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы» Комитетом лесного хозяйства Московской области».
Подпрограмма «Развитие лесного хозяйства в Московской области» в рамках государственной программы «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы» оценивалась по двум показателям: отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов и отношение площади искусственного лесовосстановления к площади вырубленных лесов.
Оба показателя Комитет лесного хозяйства Московской области выполнил. Второй показатель выполняется последние два года подряд: уже в 2016 году почти вдвое увеличены площади посадки по отношению к площади рубок.
В целом, по подпрограмме были выполнены санитарно-оздоровительные мероприятия на площади 7,9 тыс. гектаров леса. Из них санитарные рубки – на 5,3 тыс. гектаров, сплошные санитарные рубки – на 3,8 тыс. гектаров. Лесовосстановление проведено на площади 6,2 тыс. гектаров – этот показатель был выполнен на 100,3%. Так, объем лесовосстановления превысил объем вырубки (3,8 тыс. гектаров).
Был проведен комплекс работ по предотвращению пожаров: обустроено более 6 тыс. километров минерализованных полос, проведена очистка просек протяженностью порядка 2 тыс. километров, отремонтировано 376 километров дорог пожарного назначения. В Московской области работает четырехуровневая система мониторинга, включающая в себя видеонаблюдение. В 2018 году камеры были обновлены. Благодаря принятым мерам, в 2017 году произошло на 80 пожаров меньше, чем в предыдущем отчетном периоде. Показатель по пожарной безопасности выполнен на 115%.
18. Круглый стол на тему «Анализ результатов реализации мероприятий государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы» (подпрограмма «Развитие лесного хозяйства в Московской области»).
В 2018 году на реализацию подпрограммы «Развитие лесного хозяйства в Московской области» предусмотрено финансирование в сумме 1,27 млрд. рублей, в том числе: 402,8 млн. рублей за счет бюджета Московской области; 864,6 млн. рублей за счет субвенций федерального бюджета; 8,6 млн. рублей за счет внебюджетных источников.
Кроме того, в подпрограмму включены такие показатели, как развитие школьных лесничеств (их сегодня 107 единиц) и количество школьников, участвующих в программе «Школьное лесничество». За 2017 год в нее было привлечено 1 888 человек. Всего на финансирование подпрограммы «Развитие лесного хозяйства в Московской области» в 2017 году было выделено 1,25 млрд. рублей.
19. Круглый стол на тему «Практика применения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» на территории Московской области» (далее – Федеральный закон N 280-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона N 280-ФЗ в Комитете лесного хозяйства Московской области создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с его применением на территории Московской области, в которую поступило более 8 тыс. обращений. Из них уже рассмотрено 5 тыс. обращений, передано в Рослесхоз для решения в судебном порядке – 1 200.
20. Расширенное заседание Комитета на тему «Практика разрешения споров, связанных с применением лесного законодательства».
На расширенном заседании было отмечено, что в настоящее время в Московской области сформировалась практика по лесной амнистии в тех случаях, когда имеется судебный акт о прекращении права в связи с пересечением с землями лесного фонда и когда гражданин на основании Федерального закона N 280-ФЗ обращается в суд о признании права на земельный участок как в пользу Российской Федерации (например, Красногорский городской суд N 2-8114/2017), так и в пользу граждан (например, Серпуховский городской суд N 2-2907/2017).
21. Расширенное заседание Комитета на тему «Реализация положений Закона Московской области N 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» (далее – Закон Московской области N 104/2007-ОЗ), на котором было отмечено, что положения Закона Московской области N 104/2007-ОЗ и подзаконные акты, изданные в его развитие, полностью соответствуют тем полномочиям, которые предоставлены субъектам Российской Федерации Лесным кодексом Российской Федерации.
22. Расширенное заседание Комитета на тему «Лесовосстановительные мероприятия на территории Московской области в 2018 году».
На заседании было отмечено, что в 2018 году в результате снижения площади проведения сплошных санитарных рубок (3,1 тыс. гектаров), снижаются объемы лесовосстановления.
Объемы лесовосстановления в 1,5 раза превышают объемы рубок.
С 2013 года в Московской области, по инициативе Губернатора Московской области, проводятся массовые акции по посадке леса.
За период 2013–2017 гг. в рамках проведения акций высажено более 11 млн. деревьев на площади порядка 5 тыс. гектаров при участии более 1 млн. человек.
В мае 2018 года акция «Лес Победы» прошла одновременно на 2 647 площадках Московской области, было высажено более 1,5 млн. сеянцев и саженцев на площади свыше 800 гектаров. Приняло участие 305 747 человек, что в 1,6 раза больше по сравнению с 2017 годом.
Впервые Московская область вышла на первое место в Российской Федерации по числу участников акции.
23. Расширенное заседание Комитета на тему «Итоги пожароопасного сезона в лесах Московской области в 2018 году и предложения по обеспечению стабильной лесопожарной обстановки в 2019 году».
Пожароопасный сезон был закрыт с 1 ноября 2018 года и стал самым сложным и напряженным за последние три года. Основную часть времени стояла достаточно сухая и теплая погода с высоким классом пожарной опасности.
Всего с начала пожароопасного сезона 2018 года на землях лесного фонда возникло 283 лесных пожара, что на 229 пожаров больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общая площадь, пройденная огнем, составила 225,19 гектаров, что больше на 103,86 гектаров по сравнению с 2017 годом.
Комитетом лесного хозяйства Московской области активно ведется противопожарная пропаганда среди населения. Опубликовано 2 806 материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из них в социальных сетях – 1 779 публикаций. По телевидению вышло 169 телесюжетов, по радио – 66 эфиров. Распространено среди жителей агитационных печатных материалов (листовки, памятки) – 116 106 экземпляров. Размещено аншлагов и билбордов – 3 тыс. экземпляров. В рамках проведения агитационных мероприятий проведены беседы с населением, а также 9 тыс. тематических открытых уроков в средних образовательных школах Московской области.
В рамках подготовки к сезону 2019 года Комитетом лесного хозяйства Московской области разработаны и утверждены Сводный план и Планы тушения лесных пожаров по всем лесничествам; утвержден план основных мероприятий; определены объемы, места, сроки работ по охране лесов от пожаров.
Утверждено государственное задание для специализированного учреждения ГАУ МО «Центрлесхоз» по охране лесов от пожаров.
24. Расширенное заседание Комитета на тему «О мероприятиях, проводимых Контрольно-счетной палатой Московской области в 2018 году в отношении Министерства имущественных отношений Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области», на котором были заслушаны результаты мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой Московской области в 2018 году в отношении Министерства имущественных отношений Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области.
25. Расширенное заседание Комитета на тему «Оценка эффективности деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий в Московской области, выработка рекомендаций по ликвидации неэффективных унитарных предприятий».
Министерством имущественных отношений Московской области совместно с муниципальными образованиями Московской области составлена дорожная карта по повышению эффективности предприятий, где основное внимание уделено сокращению унитарных предприятий, а также контролю финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий с выручкой более 100 млн. рублей. Таких предприятий в области 176, из них в сфере ЖКХ – 140.
Всего за период с января 2016 года по сентябрь 2018 года на территории Московской области было сокращено 56 государственных унитарных предприятий и 320 муниципальных унитарных предприятий. В настоящее время на территории региона действует 25 государственных унитарных предприятий и 441 муниципальное унитарное предприятие.
26. Круглый стол на тему «Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения».
Анализ деятельности унитарных предприятий показал, что производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Однако эта форма удобна для решения оперативных задач отраслевыми федеральными, региональными и муниципальными органами власти, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.
Основными проблемами в деятельности унитарных предприятий Московской области можно считать: отсутствие системы управления унитарными предприятиями (отсутствие контроля, планирования работ); ухудшение финансовых показателей предприятий (по предприятиям с выручкой 100 млн. рублей (85% ЖКХ) за последние 5 лет); рост банкротств и потеря имущества; преднамеренный вывод имущества; отсутствие прозрачной системы закупок.
В рамках заседания круглого стола участники обменялись мнением по проекту федерального закона N 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления запрета на создание и осуществления деятельности унитарных предприятий» (далее – проект федерального закона).
По мнению участников круглого стола, указанный проект федерального закона целесообразно дополнить положением о праве субъекта Российской Федерации определять виды деятельности, для реализации которых возможно на территории субъекта Российской Федерации создавать государственные или муниципальные унитарные предприятия.
27. Расширенное заседание на тему «О проекте закона Московской области «О бюджете Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», на котором были рассмотрены предложения Министерства имущественных отношений Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области по расходам и доходам в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов.
28. Встреча с делегацией Законодательного Собрания Калужской области, на которой были обсуждены вопросы распространения опыта Московской области по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке.
Раздел 7. Работа Комитета по проведению правового мониторинга
В течение 2018 года Комитетом проводился мониторинг правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов».
В Московской областной Думе была создана Комиссия по мониторингу правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ (постановление Московской областной Думы от 17.05.2018 N 38/52-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов»). В состав Комиссии вошли депутаты – члены Комитета, а также депутаты других комитетов Московской областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти Московской области. Мониторинг правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ проводился в течение II–IV кварталов 2018 года и будет продолжен в I квартале 2019 года.
Кроме того, Комитетом ежемесячно осуществлялся текущий правовой мониторинг в соответствии с порядком, утвержденным решением Комитета по имущественным отношениям и землепользованию от 15 марта 2017 года N 28.
В рамках текущего правового мониторинга проводился анализ нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам формирования, управления и распоряжения собственностью Московской области; регулирования земельных отношений; регулирования лесных отношений.
По предложению Комитета была проведена работа по организации рассмотрения в Московской областной Думе информации руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по теме «Об информации о деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области». Мероприятие планируется к проведению в 2019 году.
Ежемесячно Комитет подготавливает доклады к семинарам-совещаниям для глав муниципальных образований, депутатов Советов депутатов муниципальных образований Московской области на тему «О некоторых вопросах организации деятельности Совета депутатов муниципального образования Московской области».
Раздел 8. Основные задачи Комитета на 2019 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета
В 2019 году Комитет продолжит работу в сфере лесного, земельного законодательства, а также в сфере формирования, управления и распоряжения собственностью Московской области. Особое внимание в 2019 году будет уделено: практике реализации Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» на территории Московской области; практике реализации с 1 января 2019 года Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; приведению Закона Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Также Комитет продолжит совместно с Министерством имущественных отношений Московской области работу по реализации на территории Московской области масштабного проекта по вовлечению объектов недвижимости в налоговый оборот.
Деятельность Комитета освещалась в средствах массовой информации, а также на сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Комитет выражает признательность всем депутатам, Государственно-правовому управлению, Организационно-аналитическому управлению, Управлению по взаимодействию с Московской областной Думой Администрации Губернатора Московской области, работникам аппаратов комитетов Московской областной Думы, работникам исполнительных органов государственной власти Московской области, специалистам, принявшим участие и оказавшим помощь в работе Комитета.
Председатель Комитета
по имущественным отношениям
и землепользованию В.Н. Шапкин