Постановление Думы Московской области от 24.01.2019 N 20/73-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2018 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2019 г. N 20/73-П
Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2018 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2018 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума
постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2018 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 24.01.2019 N 20/73-П
Отчет
о деятельности Комитета по вопросам образования,
культуры и туризма за 2018 год
Раздел 1. Состав Комитета
Комитет по вопросам образования, культуры и туризма (далее – Комитет) образован постановлением Московской областной Думы от 29.09.2016 N 5/1-П «О структуре Московской областной Думы» и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете по вопросам образования, культуры и туризма, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 13.10.2016 N 11/3-П.
В 2018 году в составе Комитета работали:
Рожнов Олег Александрович – председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Мазуров Алексей Борисович – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Шевченко Марина Владимировна – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Сердюкова Татьяна Владимировна – член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Обеспечение деятельности Комитета осуществлял аппарат Комитета, состоящий из руководителя, двух консультантов и ведущего референта.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
В 2018 году Комитет работал, совершенствуя нормативную правовую базу, по следующим вопросам:
правовое регулирование отношений в сфере образования;
совершенствование системы мер социальной поддержки обучающихся и работников образовательных организаций в Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
правовое регулирование отношений в сфере культуры и туризма.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности)
В 2018 году по предметам ведения Комитета Московской областной Думой были приняты 19 законов Московской области, 2 из которых были разработаны непосредственно Комитетом.
В целях повышения эффективности законотворческого процесса члены Комитета и работники аппарата Комитета активно взаимодействовали со всеми участниками этого процесса, в первую очередь с субъектами права законодательной инициативы в Московской областной Думе (далее – Дума), внесшими законопроекты, Государственно-правовым управлением Думы, Правовым управлением Губернатора Московской области.
Количество проектов законов Московской области,
за принятие которых Комитет был ответственным в 2018 г.
(по субъектам права законодательной инициативы)
N п/п | Субъект права законодательной инициативы
| Количество законопроектов
| |||
2018 год | 2017 год | ||||
| Внесено по плану | Внесено вне плана | Всего внесено | Всего внесено | |
1 | Комитет | 2 | 0 | 2 | 4 |
2 | Губернатор Московской области | 17 |
| 17 | 10 |
3 | Другие | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Всего | 19 | 0 | 19 | 14 |
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлениям деятельности Комитета за отчетный период
1. Закон Московской области N 9/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области».
Закон внес изменение в статью 3 Закона Московской области N 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области», которое дополняет основные задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2. Закон Московской области N 11/2018-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» (далее – Закон Московской области N 11/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 11/2018-ОЗ разработан рабочей группой, созданной постановлением Московской областной Думы от 16.03.2017 N 14/18-П «О создании рабочей группы по разработке проекта закона Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области».
В соответствии с федеральным законодательством Законом Московской области N 11/2018-ОЗ были определены полномочия Правительства Московской области и областного органа охраны объектов культурного наследия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Московской области.
Закон Московской области N 11/2018-ОЗ определил:
источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения;
порядок организации работы по установлению (определению) историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
порядок принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр;
порядок утверждения границ территории выявленного объекта культурного наследия, расположенного на территории Московской области;
порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения;
порядок утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия;
порядок ограничения или запрещения движения транспортных средств на территориях объектов культурного наследия и (или) в зонах их охраны;
порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения и порядок формирования перечня исторических поселений регионального значения.
3. Закон Московской области N 41/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании» (далее – Закон Московской области N 41/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 41/2018-ОЗ принят в целях оказания мер социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области обучающимся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих) в государственных образовательных организациях Московской области, а именно, обеспечения их питанием, государственными академической и социальной стипендиями.
Закон Московской области N 41/2018-ОЗ обеспечил обучающихся по программам профессиональной подготовки, численность которых составляет ежегодно около 1 500 человек, равными правами со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования – программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
4. Закон Московской области N 90/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области» (далее – Закон Московской области N 90/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 90/2018-ОЗ изложил в новой редакции абзац седьмой статьи 3 Закона Московской области N 186/2014–ОЗ «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области», в котором дано определение понятия туристских информационных центров, и предусмотрел в данном определении, что туристские информационные центры в своей деятельности информируют о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии на территории Московской области не только физических, но и юридических лиц.
Данное изменение необходимо для создания условий, при которых туристские информационные центры станут более эффективным инструментом по продвижению туристских продуктов Московской области на внутреннем и мировом туристских рынках.
5. Закон Московской области N 95/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Губернаторе Московской области» (далее – Закон Московской области N 95/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 95/2018-ОЗ внес изменение в Закон Московской области N 41/2003-ОЗ «О Губернаторе Московской области» и дополнил статью 7 полномочием Губернатора Московской области по установлению грантов победителям конкурсов, проводимых Московской областью в сфере культуры и архитектуры.
6. Закон Московской области N 110/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» (далее – Закон Московской области N 110/2018-ОЗ).
Законом Московской области N 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» (далее Закон Московской области N 273/2005-ОЗ) детально прописана процедура деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области. Так, в соответствии со статьей 15 Закона Московской области N 273/2005-ОЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, которые являются обязательными для исполнения органами и учреждениями системы профилактики. Более того, органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
При системном анализе сложившейся ситуации установлено, что физические и юридические лица, должностные лица органов системы профилактики зачастую игнорируют законные требования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области и фактически не исполняют постановления и представления.
Закон Московской области N 110/2018-ОЗ ввел административную ответственность за неисполнение данных решений, что послужит действенным способом защиты прав и свобод граждан Московской области, в том числе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Закон Московской области N 110/2018-ОЗ предоставляет полномочия по составлению протоколов указанной категории председателям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области, а полномочия по рассмотрению дел по данному административному правонарушению закрепляет за мировыми судьями.
7. Закон Московской области N 114/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» (далее – Закон Московской области N 114/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 114/2018-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Закон Московской области N 114/2018-ОЗ внес изменение в статью 3 Закона Московской области N 11/2018-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» в части уточнения порядка установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности.
8. Закон Московской области N 115/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании» (далее – Закон Московской области N 115/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 115/2018-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» и Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области специального строительства».
Законом Московской области N 115/2018-ОЗ были внесены в Закон Московской области N 94/2013-ОЗ «Об образовании» следующие изменения:
дополнил статьей 111 «Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
изложил в новой редакции абзац девятый части 12 статьи 17 в целях уточнения категорий получателей государственной социальной стипендии.
9. Закон Московской области N 130/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О государственной политике в сфере культуры в Московской области» (далее – Закон Московской области N 130/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 130/2018-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее – Федеральный закон N 392-ФЗ).
Федеральным законом N 392-ФЗ были внесены изменения в статью 36.1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в соответствии с которыми полномочия по формированию общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры закреплены за общественными палатами субъектов Российской Федерации.
Закон Московской области N 130/2018-ОЗ дополнил Закон Московской области N 81/2013-ОЗ «О государственной политике в сфере культуры в Московской области» статьей 71 «Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры», в которой определены полномочия Общественной палаты Московской области и исполнительных органов государственной власти Московской области при организации независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры в Московской области.
10. Закон Московской области N 146/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области» (далее – Закон Московской области N 146/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 146/2018-ОЗ принят в связи с принятием Федерального закона от 5 февраля 2018 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».
Указанным Федеральным законом внесены изменения в статью 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которыми с 1 января 2019 года прекращаются следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
установление порядка уведомления уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Московской области N 146/2018-ОЗ исключил из Закона Московской области N 186/2014-ОЗ «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области» вышеуказанные полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области.
11. Закон Московской области N 166/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании» (далее – Закон Московской области N 166/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 166/2018-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации».
Законом Московской области N 166/2018-ОЗ были внесены в Закон Московской области N 94/2013-ОЗ «Об образовании» изменения в части приведения в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименований специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.
12. Закон Московской области N 183/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году» (далее – Закон Московской области N 183/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 183/2018-ОЗ принят в связи с установлением с 1 сентября 2018 года ежемесячной доплаты в размере 5 000 рублей:
педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – муниципальные общеобразовательные организации), за выполнение функций классного руководителя;
педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций – выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, при условии занятия ими в муниципальных общеобразовательных организациях штатной должности педагогического работника (не менее одной ставки) менее трех лет со дня окончания ими профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, приступившим впервые в год окончания соответствующей образовательной организации к работе в должностях педагогических работников в муниципальных общеобразовательных организациях или призванным в Вооруженные Силы Российской Федерации и приступившим впервые к работе в должностях педагогических работников в муниципальных общеобразовательных организациях непосредственно после прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, или приступившим впервые к работе в должностях педагогических работников в муниципальных общеобразовательных организациях после окончания отпуска (части отпуска) по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если данные обстоятельства препятствовали началу трудовой деятельности.
Закон Московской области N 183/2018-ОЗ уточнил методику расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
13. Закон Московской области N 200/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году» (далее – Закон Московской области N 200/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 200/2018-ОЗ принят в целях финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области (далее – муниципальные общеобразовательные организации) в 2019 году посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.
Закон Московской области N 200/2018-ОЗ на 2019 год установил:
порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области;
нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, которые включают:
нормативы финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;
норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
норматив финансового обеспечения расходов на оплату услуг, предоставляемых муниципальным общеобразовательным организациям по неограниченному доступу детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подключенной с использованием наземного канала связи на скорости не менее 2 мБит/с, на одного ребенка-инвалида, обучаемого на дому с использованием дистанционных образовательных технологий педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных организаций;
нормативы финансового обеспечения расходов на выплату стимулирующих выплат руководителям муниципальных общеобразовательных организаций, которые по результатам оценки качества их деятельности за соответствующий учебный год определены соответствующими первому и второму уровням;
нормативы финансового обеспечения расходов на выплату доплат педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, – выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, при условии занятия ими в муниципальных общеобразовательных организациях штатной должности педагогического работника (не менее одной ставки) менее трех лет со дня окончания ими профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования;
нормативы финансового обеспечения расходов на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций;
норматив финансового обеспечения расходов на выплату доплат педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, за выполнение функций классного руководителя;
нормативы финансового обеспечения расходов на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА), в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГИА, за работу по подготовке и проведению ГИА в пунктах проведения экзаменов;
методику расчета субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Для расчета нормативов финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2019 год применяется планируемая среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области на 2019 год, равная 53 779,9 рублей в месяц.
Кроме того, Закон Московской области N 200/2018-ОЗ установил обязанность утверждения прогнозируемой среднегодовой численности обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций, центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования и правовыми актами глав муниципальных районов и городских округов Московской области или местных администраций муниципальных районов и городских округов Московской области и представления органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области вышеуказанных правовых актов и отчетов о расходовании субвенций, предоставленных бюджетам муниципальных образований Московской области, по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области.
14. Закон Московской области N 201/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» (далее – Закон Московской области N 201/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 201/2018-ОЗ принят в целях приведения Закона Московской области N 147/2013-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» в соответствие с действующим законодательством Московской области.
Закон Московской области N 201/2018-ОЗ установил обязанность утверждения правовыми актами глав муниципальных районов и городских округов Московской области или местных администраций муниципальных районов и городских округов Московской области соответствующих муниципальных районов и городских округов Московской области прогнозируемой среднегодовой численности воспитанников, получающих образование по образовательной программе дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области (далее – численность воспитанников), и прогнозируемой среднегодовой численности обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области (далее – численность обучающихся), учитываемые при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, на основании которых центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, утверждаются прогнозируемая численность воспитанников и обучающихся, учитываемые при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), и на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
При формировании проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и на плановый период численность воспитанников и обучающихся на очередной финансовый год, учитываемая при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области на очередной финансовый год, утвержденная правовыми актами, направляется в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий управление в сфере образования, до 1 апреля текущего финансового года.
15. Закон Московской области N 205/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году» (далее – Закон Московской области N 205/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 205/2018-ОЗ принят в целях финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области (далее – муниципальные дошкольные образовательные организации) в 2019 году посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.
Закон Московской области N 205/2018-ОЗ на 2019 год установил:
порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях за счет средств бюджета Московской области, которые включают:
нормативы финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Программа), рассчитываемых на одного воспитанника в год, по каждой возрастной категории, длительности пребывания воспитанников, направленности групп с учетом расчетной потребности в количестве педагогических работников, учебно-вспомогательного и прочего персонала на оказание базовой услуги по реализации Программы, прогнозируемого соотношения средней заработной платы учебно-вспомогательного, прочего персонала и педагогических работников;
норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
методику расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Для расчета нормативов финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на 2019 год применяется планируемая среднемесячная заработная плата работников в сфере общего образования в Московской области на 2019 год, равная 50 162,1 рубля в месяц.
Кроме того, Закон Московской области N 205/2018-ОЗ установил обязанность утверждения прогнозируемой среднегодовой численности воспитанников, получающих образование по образовательной программе дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, учитываемой при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, и правовыми актами глав муниципальных районов и городских округов Московской области или местных администраций муниципальных районов и городских округов Московской области и представления органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области вышеуказанных правовых актов и отчетов о расходовании субвенций, предоставленных бюджетам муниципальных образований Московской области, по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области.
16. Закон Московской области N 230/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее – Закон Московской области N 230/2018-ОЗ).
Закон Московской области N 230/2018-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон N 267-ФЗ).
Законом Московской области N 230/2018-ОЗ были внесены в Закон Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» следующие изменения:
часть 5 статьи 8 изложена в новой редакции, так как Федеральным законом N 267-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список), форма заявления, примерный перечень документов, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении, порядок исключения или включения в список в другом субъекте Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации;
статья 8 дополнена частью 5.1, расширяющей основания исключения из списка: выход из гражданства Российской Федерации, утрата оснований, смерть, включение в список в другом субъекте Российской Федерации;
в части 6 статьи 8 предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения может перезаключаться на 5-летний срок неоднократно;
часть 7 статьи 8 дополнена положением о том, что количество предоставленных квартир в многоквартирном доме не может превышать 25% от общего количества квартир в этом доме;
в статью 12 внесены изменения в целях совершенствования расчета субвенций на переданные государственные полномочия и оптимизации расходов бюджета Московской области путем уточнения объема средств субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области в течение текущего финансового года в случае изменения прогнозируемой на соответствующий финансовый год численности детей-сирот.
17. Закон Московской области N 238/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об образовании» (далее – Закон Московской области N 238/2018-ОЗ).
Закон подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 329-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в целях обеспечения питанием за счет бюджета Московской области детей, обучающихся и проживающих в имеющих интернат государственных общеобразовательных организациях Московской области, автономных некоммерческих общеобразовательных организациях Московской области, в состав учредителей которых входит Московская область.
Законом предлагается внести в Закон Московской области N 94/2013-ОЗ «Об образовании» изменения в части:
возложения обязанности организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы, организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, на муниципальный район или городской округ, на территории которого не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся;
распространения меры социальной поддержки в виде обеспечения питанием детей, обучающихся и проживающих в имеющих интернат государственных общеобразовательных организациях Московской области, автономных некоммерческих общеобразовательных организациях Московской области, в состав учредителей которых входит Московская область.
18. Закон Московской области N 257/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области».
В Закон Московской области N 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» внесены следующие изменения:
статья 11 Закона N 273/2005-ОЗ, устанавливающая полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области, дополнена абзацем, содержащим положение о наступлении ответственности за воспрепятствование деятельности членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области;
в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнены права комиссий правом принимать решения в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», родителей или иных законных представителей в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
19. Закон Московской области N 244/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» (далее – Закон Московской области N 244/2018-ОЗ).
Закон подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения».
Законом внесены изменения в Закон Московской области N 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» в части наделения Правительства Московской области полномочиями по установлению:
квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области и утверждению порядка и сроков ее установления;
порядка выплаты штрафа в случае неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, порядка и оснований освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядка определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области.
В отчетный период Комитетом были подготовлены 4 постановления Думы по вопросам ведения Комитета:
постановление Московской областной Думы от 18.01.2018 N 19/41-П «Об отзыве законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона N 1015186-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
постановление Московской областной Думы от 18.01.2018 N 20/41-П «О внесении изменения в план работы Московской областной Думы на I квартал 2018 года»;
постановление Московской областной Думы от 25.01.2018
N 19/42-П «Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования,
культуры
и туризма за 2017 год»;
постановление Московской областной Думы от 22.03.2018 N 30/46-П «Об Обращении к Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.»;
Раздел 5. Подготовка проектов законодательных инициатив Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение проектов федеральных законов и итоги их рассмотрения в Комитете и на заседаниях Думы, результаты рассмотрения обращений и законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации по профилю деятельности Комитета
В 2018 году на рассмотрение в Комитет поступило 60 проектов федеральных законов по вопросам ведения Комитета. По каждому из них Комитет принял аргументированное решение и подготовил соответствующий проект постановления Думы о согласовании либо об отклонении проекта федерального закона.
29 марта 2018 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», разработанный и внесенный Думой.
По итогам выездного заседания Комитета Комитетом подготовлен проект законодательной инициативы в целях внесения изменения в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Проектом законодательной инициативы предлагается установить день воинской славы «2 августа – День победы русского войска над ордой хана Девлет Гирея в битве при Молодях (1572 год)».
Проект законодательной инициативы направлен на предварительное рассмотрение руководителям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа. От 10 субъектов получены письма о поддержке данной инициативы.
Раздел 6. Работа с обращениями граждан и организаций
Комитетом рассмотрено 71 обращение граждан, предприятий и общественных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам в сферах образования, культуры, туризма, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Членами Комитета и работниками аппарата Комитета давались разъяснения по устным обращениям, поступившим как лично, так и по телефону.
Председателем Комитета было проведено 4 личных приема граждан в Приемной Московской областной Думы.
Раздел 7. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
В 2018 году Комитет провел 43 заседания, из них 24 расширенных и 9 выездных. На заседаниях Комитета было рассмотрено 337 вопросов.
В отчетном периоде Комитет подготовил и провел 6 круглых столов, 1 областную конференцию, 1 «открытую трибуну», а также выступил организатором секции «Культурное наследие и образовательные программы на благо грядущих поколений» в рамках Международной конференции «Медиативная роль региональных законодательных органов государственной власти в рамках межрегионального диалога».
К основным мероприятиям можно отнести следующие:
29 января 2018 года совместно с Комитетом по делам молодежи и спорта был проведен круглый стол на тему «Развитие добровольчества в сфере культуры и туризма». В мероприятии приняли участие депутаты Думы, члены Московского областного молодежного парламента, представители волонтерских организаций и ректоры образовательных организаций высшего образования Московской области. В ходе круглого стола был рассмотрен проект закона Московской области «О развитии добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Московской области».
31 января 2018 года было проведено расширенное заседание Комитета на тему «О подходах и возможностях финансирования семейного образования» при участии представителей Министерства экономики и финансов Московской области и Министерства образования Московской области, Уполномоченного по правам ребенка Московской области и родительской общественности.
31 января 2018 года Комитетом проведен круглый стол на тему «О концепции областного закона об объектах культурного наследия, принятого в новой редакции Московской областной Думой 25 января 2018 года». В мероприятии приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Главного управления культурного наследия Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области. Целью данного круглого стола являлось обсуждение проблем правоприменительной практики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
15 февраля 2018 года Комитет провел расширенное заседание по вопросу готовности туристических маршрутов, объектов и инфраструктуры в Московской области к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018.
19 февраля 2018 года Комитет провел парламентский урок с воспитанниками трех детских домов Московской области: «Преображение», «Непоседы», «Центр содействия семейному устройству детей, подготовки и сопровождения замещающих семей им. Талалихина». Председатель Комитета Рожнов О.А. рассказал ребятам о Думе как законодательном органе, историю парламента, порядок формирования и структуру. В мероприятии также приняли участие заместитель министра образования Московской области Овечкина Л.С., начальник управления координации деятельности территориальных подразделений по опеке и попечительству и образовательных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Московской области Марченко В.П. и руководитель Троицкого отделения мотоклуба «Ночные волки», священник РПЦ Сапунов Андрей.
5 марта 2018 года Комитет провел выездное заседание на тему «Реализация прав и законных интересов жителей Можайского городского округа, проживающих в границах территории и зонах охраны объекта культурного наследия «Бородинское поле и памятники на нем».
Участники мероприятия посетили несколько деревень в границах ранее существовавшего сельского поселения Бородинское и рассмотрели ряд проблем, возникших у местных жителей и связанных с ограничением хозяйственной деятельности, проектированием и строительством на территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем».
По итогам выездного заседания было решено подготовить проект обращения к министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р. с просьбой рассмотреть возможность изменить ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем» с учетом интересов 7000 жителей, проживающих в 25 населенных пунктах сельского поселения Бородинское.
По итогам рассмотрения на заседании Московской областной Думы 22 марта 2018 года было принято постановление Московской областной Думы от 22.03.2018 N 30/46-П «Об Обращении к Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.».
22 марта 2018 года Комитет провел круглый стол на тему «Социальная и образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в Московской области», в котором приняли участие первый заместитель министра образования Московской области Пантюхина Н.Н. и начальник управления информационно-аналитической работы и связей с общественностью Министерства культуры Московской области Дядьков О.Н.
В ходе круглого стола первый заместитель министра образования Московской области Пантюхина Н.Н. предоставила информацию об обучении в Московской области более 41 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья и свыше 22 тысяч детей-инвалидов от нуля до 18 лет. Обучение детей дошкольного возраста, которые имеют нарушения в состоянии здоровья и развития, особые образовательные потребности ведется в 614 детских садах комбинированного вида, а также в 46 детских садах компенсирующего вида. Детские сады посещают свыше 2 тысяч детей-инвалидов и 32 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Те дети, которые стоят в очереди в единой информационной системе для получения места в детсаду, имеют льготные условия и первоочередное право на зачисление. Родители детей-инвалидов освобождены от родительской платы. В 2018 году по нормативу в год на одного обучающегося в детских садах по адаптированной программе приходится от 145 до 427 тысяч рублей. Средства предусмотрены в бюджете Московской области.
Общее образование получают более 9 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и свыше 14 тысяч детей-инвалидов. Согласно закону о финансовом обеспечении школ, в 2018 году на одного обучающегося по специальным программам направлено от 143 до 577 тысяч рублей.
В 2017/2018 учебном году 649 обучающихся из 64 школ учатся с применением дистанционных технологий. В бюджете Московской области на 2017/2018 учебный год предусмотрено более 30 млн. рублей на организацию дистанционного обучения.
Начальник управления информационно-аналитической работы и связей с общественностью Министерства культуры Московской области Дядьков О.Н. рассказал, что в Подмосковье более 140 детских школ искусств имеют все необходимые условия для обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Это порядка 70% от общего числа учреждений.
В 2017 году капитальный ремонт и переоснащение для возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья провели в шести детских школах искусств.
28 марта 2018 года Комитет провел выездное заседание на тему «О сохранении объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Гребнево» XVIII XIX веков». В мероприятии приняли участие депутаты Совета депутатов сельского поселения Гребнево Щёлковского муниципального района, генеральный директор АО «Распорядительная дирекция Минкультуры России» Соловьев В.В. и предприниматель Ковалев А.А.
Участники мероприятия ознакомились с состоянием усадьбы Гребнево. По мнению генерального директора АО «Распорядительная дирекция Минкультуры России» Соловьева В.В., на реставрацию усадьбы требуется порядка 600–800 млн. рублей. Ни в федеральном, ни в региональном бюджете достаточных средств для восстановления не предусмотрено.
По итогам выездного заседания 3 апреля 2018 года было проведено рабочее совещание в целях обсуждения особенностей правоприменительной практики в случаях финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия на основе государственно-частного партнерства. В настоящее время объект куплен на торгах и проводятся мероприятия по его восстановлению.
4 апреля 2018 года был проведен выездной круглый стол на тему «Стандарты современной школы» на базе Московской областной общеобразовательной школы-интерната естественно-математической направленности им. П.Л. Капицы в городе Долгопрудный Московской области.
Первый заместитель министра образования Московской области Пантюхина Н.Н. рассказала об областном проекте «Качество образования», который стартовал в 2017 году. В ходе реализации проекта была создана система независимого тестирования школьников, в соответствии с которой школьники могут пройти тесты по разным предметам через школьный портал и самостоятельно подготовиться к контрольным работам. Свои лучшие результаты школьники могут опубликовать в цифровом портфолио. Также всем родителям предоставлена возможность участвовать в опросах в сфере образования. В личном кабинете родителей появилась возможность просмотреть результаты ребенка и пройти опрос по удовлетворенности качеством школьного образования. Помимо этого, все педагоги могут проводить мониторинг образовательных результатов своих учеников.
Пантюхина Н.Н. также рассказала о ходе ликвидации второй смены в школах Подмосковья. С 2012 по 2017 год в регионе было введено в эксплуатацию 112 школьных объектов и создано дополнительно 79 тыс. мест. Это позволило снизить долю обучающихся во вторую смену с 11% до 6,5%. Всего до 2021 года в Московской области для ликвидации второй смены будет создано более 118 тыс. учебных мест.
В ходе заседания был рассмотрен вопрос олимпиадного движения. В 2018 году на региональном этапе проводилась Всероссийская олимпиада среди школьников по 27 предметам. В ней приняло участие 4 482 человека, что на 400 человек больше, чем в 2017 году. В 2018 году количество победителей регионального этапа составило 243 человека. Количество призеров 2018 года – 1053 человека. Московская область по количеству победителей и призеров на протяжении трех лет занимает четвертое место среди регионов.
5 апреля 2018 года было проведено совместное заседание Комитета по вопросам образования, культуры и туризма и Комитета по вопросам потребительского рынка на тему «Обсуждение вопросов контроля за качеством питания в общеобразовательных организациях» по поручению Председателя Думы Брынцалова И.Ю. после инцидента в Люберецкой кадетской школе, когда из-за некачественного питания пострадало 57 учащихся. В мероприятии приняли участие первый заместитель министра образования Московской области Пантюхина Н.Н., Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Мишонова К.В., начальник отдела по гигиене детей и подростков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Московской области Черныш Е.В., представители Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
По мнению участников заседания, одна из основных проблем школьного питания – отсутствие должного уровня контроля. Отдел организации работы в сфере организации гарантированного питания Министерства потребительского рынка и услуг Московской области проводит ежемесячные мониторинги комбинатов питания, которые предоставляют свою продукцию в школы, социальные учреждения, больницы, органам социальной защиты. Но проверки других ведомств остаются плановыми и, как правило, заканчиваются в августе, в то время как сама процедура аукциона проходит в декабре. Люберецкий случай показал, что непосредственно питанием в школе занималась организация, которая заключила контракт с организацией – победителем аукциона. По мнению участников заседания, такая система не позволяет контролировать качество продукции и привлекать к ответственности.
По итогам заседания было решено рассмотреть возможность законодательного закрепления конкурсной процедуры как единственной возможной для общественного питания в образовательных учреждениях. Также депутатами было предложено ввести черный список поставщиков – туда будут заноситься организации, которые совершили серьезное нарушение при оказании услуг общественного питания, и второй раз допускаться на конкурс уже не будут. Еще одно из предложений депутатов – уйти от субподрядчиков при организации питания. Победителем конкурса сможет стать только тот поставщик, который готов обеспечить весь цикл услуги: от производства до подачи на стол.
Помимо этого, депутаты пришли к мнению, что необходимо не только проработать зону ответственности для заключающих контракты, но и усилить общественный контроль со стороны родительских советов школ. По мнению депутатов, родители могут получить право мониторинга питания и проверки качества продуктов, а их решение будет носить консультативный характер для руководства образовательных учреждений.
Было решено провести в Думе круглый стол с представителями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу совершенствования организации питания в общеобразовательных организациях.
16 мая 2018 года в городе Королёве на базе Межрегионального центра компетенций – техникума имени С.П. Королёва состоялся выездной круглый стол на тему «Межрегиональный центр компетенций техникум им. С.П. Королёва: перспективы развития среднего профессионального образования Московской области», на котором были рассмотрены следующие вопросы: направления развития профессионального образования Московской области, подготовка кадров под заказ работодателя, сетевое взаимодействие как ресурс развития профессионального образования, формирование кадровой потребности: информационно-аналитическая система «Кадры Подмосковья».
В мероприятии приняли участие депутаты Комитета, министр образования Московской области Захарова М.Б., представители Департамента подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, образовательных организаций Московской области и органов власти муниципальных образований Московской области.
Захарова М.Б рассказала о развитии профессионального образования в Московской области, о проблемах, которые стоят перед Министерством образования Московской области в этой связи, о взаимодействии с предприятиями – заказчиками кадров, а также сетевого взаимодействия между областными образовательными организациями по обмену опытом.
Участники круглого стола обсудили перспективы нового образовательного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом». Данный проект поможет выпускникам приступить к трудовой деятельности и начать зарабатывать сразу после школы.
28 июня 2018 года заместитель председателя Комитета Мазуров А.Б. принял участие в работе VII Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» на тему «Реставрация. Деревянное зодчество. Добровольчество (волонтерство): концептуальные и законодательные аспекты», который прошел в городе Суздале.
Повестку форума составили актуальные вопросы ужесточения ответственности за нанесение ущерба историческим памятникам, обеспечения безопасности исторических шедевров, в том числе страхования особо ценных музейных предметов, а также необходимости создания в стране музеев деревянной архитектуры под открытым небом по аналогии с Музеем деревянного зодчества в Суздале. Прозвучало предложение создать отдельный общероссийский реестр памятников деревянного зодчества, разработать федеральную программу по их сохранению, а также меры поддержки добровольцев, занятых в спасении историко-культурного наследия России. Еще одна задача была обсуждена на форуме – Россия должна войти в пятерку стран по количеству памятников, включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Председатель Комитета Рожнов О.А. принял участие в мероприятиях XII Международного фестиваля «Великое русское слово», который проходил с 5 по 12 июня 2018 года в городе Ялте.
Ключевым событием мероприятия стал IV Международный Ливадийский форум «Русский мир и мировое гуманитарное пространство». Ливадийский форум и фестиваль «Великое русское слово», которые проводятся под патронатом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, являются масштабными международными площадками для обсуждения вопросов развития и защиты русского языка за рубежом, повышения его роли в евразийском и мировом гуманитарном пространстве.
6 июня 2018 года по поручению председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. было проведено выездное заседание Комитета на тему «Мероприятия по сохранению историко-культурного наследия села Молоди Чеховского городского округа».
По итогам мероприятия Комитетом подготовлен проект законодательной инициативы в целях внесения изменения в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Проектом законодательной инициативы предлагается установить день воинской славы «2 августа – День победы русского войска над ордой хана Девлет Гирея в битве при Молодях (1572 год)».
12 сентября 2018 года Комитет провел выездное заседание на тему «Об опыте работы музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».
«В своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил, что музеи должны быть не просто хранилищем предметов, нужно чтобы они становились центрами, куда ходят дети, должны вести воспитательную работу», – отметил председатель Комитета Рожнов О.А.
Заместитель министра культуры Московской области Жилкина Н.М. рассказала о проекте «Идем в музей». Его цель – сделать музеи центрами культурной жизни региона.
Совместно с Министерством образования региона в пилотных музеях будет реализован проект «Школьный урок в музее». Пилотные музеи-участники:
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (технология);
Егорьевский историко-художественный музей (окружающий мир);
Музей-заповедник «Дмитровский кремль» (литературное чтение);
Серпуховский историко-художественный музей (изобразительное искусство и окружающий мир);
Клинское музейное объединение – Краеведческий музей (окружающий мир);
Мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского (музыка).
Начальник Управления дополнительного образования и воспитания детей Министерства образования Московской области Ляпистова О.И. привела данные, что в настоящее время в Московской области насчитывается 840 школьных музеев, из них:
278 военно-исторических;
225 историко-краеведческих;
131 краеведческий;
129 исторических;
29 комплексных;
16 художественных;
2 технических;
20 этнографических;
6 естественно-научных;
4 литературных.
По инициативе Комитета с целью информирования депутатов Московской областной Думы по наиболее социально значимым вопросам 19 апреля 2018 года на 50-е заседание Московской областной Думы на «Час Правительства Московской области» была приглашена министр культуры Московской области Косарева О.В. для информационного сообщения и ответов на вопросы депутатов на тему «Реализация проекта «Перезагрузка библиотек Подмосковья». Задачи на 2018 год».
7 июня 2018 года на 54-е заседание Московской областной Думы на «Час Правительства Московской области» была приглашена министр образования Московской области Захарова М.Б. для информационного сообщения и ответов на вопросы депутатов на тему «Качество образования».
22 ноября 2018 года прошло заседание «открытой трибуны» на тему «Роль регионального парламента в совершенствовании образовательного процесса: 25-летний опыт, современные вызовы и актуальные задачи».
За 25 лет в Подмосковье была сформирована новая законодательная база в сфере образования. Всего Думой приняты пять редакций закона Московской области «Об образовании» – в 1996, 2001, 2006, 2009, 2013 годах. На всех этапах формирования правового поля в сфере образования главным в работе депутатов оставалось своевременное законодательное обеспечение образовательного процесса, комплексной модернизации системы образования, повышение качества образования.
В 2001 году в новой редакции закона «Об образовании» впервые в Московской области было законодательно закреплено право молодых специалистов-педагогов на доплаты в течение первых трех лет. Впоследствии эта норма была распространена на иных молодых специалистов, работающих в других бюджетных отраслях области.
В 2006 году была подготовлена и принята новая (третья)
редакция закона Московской области «Об образовании». Закон был направлен на
дальнейшее совершенствование системы мер социальной поддержки учащихся и
студентов в Московской области. Это повышение стипендий и увеличение расходов,
связанных с предоставлением частичной компенсации стоимости питания школьникам
и студентам, организации питания учащихся образовательных учреждений начального
профессионального образования. Это компенсации проезда к месту учебы отдельным
категориям обучающихся в государственных (областных)
и муниципальных образовательных учреждениях.
В 2006 году одной из первых среди субъектов Российской Федерации Московской областью в законе Московской области «Об образовании» была закреплена норма, позволившая оказывать финансовую поддержку из бюджета Московской области негосударственным образовательным организациям.
В 2009 году в Московской области была принята новая редакция (четвертая по счету) закона Московской области «Об образовании», которая отразила особенности функционирования областной системы образования, ее финансирование в рамках приоритетного Национального проекта «Образование» и проекта комплексной модернизации. В новой редакции Закона была полностью сохранена система мер социальной поддержки учащихся, студентов, что особенно важно было в кризисной ситуации, повлекшей за собой уменьшение объема финансирования системы образования.
В июле 2013 года принят Закон Московской области N 94/2013-ОЗ «Об образовании», разработанный в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон установил нормативное регулирование образовательной сферы Московской области, определил особенности построения и деятельности системы образования в Московской области, а также урегулировал иные отношения. Он является преемственным в отношении норм предыдущих четырех редакций Закона, сохраняя установленные в Московской области такие социальные гарантии, как обеспечение обучающихся питанием, вещевым имуществом, учебниками и учебными пособиями, стипендиями, компенсацией расходов на проезд по территории Московской области к месту учебы и обратно.
По итогам заседания «открытой трибуны» была принята резолюция, в которой нашли отражение рекомендации по стратегическому направлению развития образования.
27 ноября 2018 года состоялась конференция «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием представителей Московской Епархии Русской Православной церкви.
В ходе конференции было отмечено, что молодые годы – это очень сложное и ответственное время в жизни человека, когда происходит становление личности. В юности происходят поиск жизненного идеала, а также обретение нравственных опор бытия, сопряженное с острым неприятием несправедливости и несовершенства окружающего мира. В молодые годы постепенно формируется и осознание ответственности человека за жизнь, как свою собственную, так и всего общества.
Участники конференции призвали все заинтересованные общественные силы прилагать усилия к духовно-нравственному воспитанию молодежи, сохранению здоровья молодых людей, укреплению и сохранению молодых семей, в том числе поддержке инициируемых в данной сфере церковных проектов.
5 декабря 2018 года Комитетом подготовлена и проведена секция «Культурное наследие и образовательные программы на благо грядущих поколений» Международной конференции «Медиативная роль региональных законодательных органов государственной власти в рамках межрегионального диалога».
В работе секции приняли участие депутаты Московской областной Думы, эксперты, представители Правительства Московской области и парламентов Республики Болгария, Австрийской республики, республики Польши, республики Сербии, республики Татарстан.
Участники секции отметили, что современное общество заинтересовано в максимальной передаче всего массива культурного, исторического наследия через эффективную систему образования. Это многогранный и комплексный процесс, который выходит за рамки школьных уроков. В рамках работы секции опытом популяризации культурного наследия поделились представители Австрии, Республики Болгарии, Польши, Сербии.
Так, Герхард Карнер, 2-й Председатель Ландтага, рассказал, что в землях Нижней Австрии с этой целью сформирована собственная структура поддержки народной культуры, которая помогает реализовать культурные проекты на территории всей федеральной земли, привлекать волонтеров и преодолевать противоречия между традициями и современностью.
Асен Ташев, представитель Варнского Законодательного Собрания, поделился опытом Болгарии в части научно-исследовательской работы в культурной среде, разработки новых практик и их введения.
Халина Ольчак-Вежбицка, представитель Сеймика Мазовецкого воеводства, сообщила о способе формирования межкультурных связей и продвижения исторического наследия через танцевальные и музыкальные ансамбли.
Снежана Вучуревич, глава Средне-Банатского округа Республики Сербия, рассказала о законодательной реализации культурной политики, о разработке закона о восстановлении исторического наследия, а также о создании профильных образовательных программ в университетах округа.
О реализации различных направлений культурной политики в России рассказали эксперты-участники секции. Так, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации Косарева О.В. подняла вопрос развития театров малых городов и реализации одноименного проекта. Сегодня в нем участвуют 58 субъектов Российской Федерации и 158 театров.
С предложением расширить нормативно-правовую базу по восстановлению и сохранению усадеб выступил президент Ассоциации «Лермонтовское наследие», директор Национального Лермонтовского центра в Середникове, член Общественной палаты Российской Федерации Лермонтов М.Ю.
По итогам работы выработана резолюция, где было зафиксировано, что необходимо объединять культуру и образование, передавать историческое наследие через эффективные образовательные системы.
14 декабря 2018 года состоялось выездное расширенное заседание Комитета на тему «Музеи как драйверы развития культурно-познавательного туризма» в городе Дмитрове Московской области.
В рамках заседания в музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» состоялось открытие выставки «Подмосковье в истории российского парламентаризма (в документах 19172018 годов)».
Выставка стартовала 13 ноября 2018 года в музее «Новый Иерусалим». Она организована Государственно-правовым управлением Думы совместно с Центральным государственным архивом Московской области, который в этом году отметил 100-летие государственной архивной службы России. Экспозиция была посвящена вкладу Московской области в развитие права, становление отечественной законодательной власти.
Раздел 8. Иные направления деятельности Комитета
Постоянной практикой в работе Комитета стало участие в проведении коллегий, крупных тематических совещаний, конференций, круглых столов, семинаров, проводимых профильными министерствами по предметам ведения Комитета.
11 января 2018 года председатель Комитета Рожнов О.А. принял участие в церемонии открытия Международной выставки туризма, путешествий и отдыха Ferien-Messe Wien. Рожнов О.А. в первый день выставки представил презентацию Московской области, рассказав о туристских и культурных маршрутах региона.
25 января 2018 года член Комитета Сердюкова Т.В. приняла участие в работе круглого стола на тему «Благотворительность – духовная потребность и историческая традиция российского общества».
28 февраля2018 года на заседании Ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на тему «Эффективно ли действует закон» заместитель председателя Комитета Мазуров А.Б. выступил с докладом на тему «Проблемы законодательного обеспечения сферы образования».
14 марта 2018 года председатель Комитета Рожнов О.А. принял участие в торжественном мероприятии, посвященном 100-летию образования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Парламентарий поблагодарил членов муниципальных комиссий за добросовестный труд и высокий профессионализм.
Члены Экспертного совета при Думе приняли участие в 9 заседаниях Комитета и в 10 мероприятиях Комитета.
Раздел 9. Итоговая таблица
N п/п | Показатель | 2018 год |
1 | Количество заседаний Комитета; в том числе: выездные расширенные | 43
9 24 |
2 | Количество рассмотренных вопросов на заседаниях Комитета | 337 |
3 | Количество проектов постановлений, подготовленных Комитетом | 4 |
4 | Количество проектов законов Московской области, разработанных Комитетом в отчетном году | 2 |
5 | Количество проектов законов Московской области, ответственным исполнителем по которым являлся Комитет, в том числе: принято не принято на рассмотрении | 20
19 0 1 |
6 | Количество правовых мониторингов, проведенных Комитетом | 0 |
7 | Количество проектов законодательных инициатив Думы | 2 |
8 | Количество проектов федеральных законов по профилю Комитета, рассмотренных на заседаниях Комитета | 60 |
9 | Количество законодательных инициатив из других субъектов Российской Федерации, рассмотренных на заседании Комитета | 14 |
10 | Количество обращений граждан и организаций,
поступивших всего из них даны ответы по существу |
71 71 |
11 | Количество мероприятий, проведенных Комитетом, по видам: круглые столы выездные заседания Комитета расширенные заседания Комитета общественные слушания конференции | 42 6 9 24
3 |
Раздел 10. Основные задачи Комитета на 2019 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета и Думы
В 2019 году Комитет продолжит работу по совершенствованию законодательства в сфере образования, культуры и туризма, совершенствованию системы мер социальной поддержки обучающихся и работников образовательных организаций в Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особое внимание будет уделено решению вопросов, связанных с дальнейшим повышением качества образования, кадровым обеспечением образовательных организаций, поддержкой детей-сирот и одаренных детей, молодых педагогов.
На уровне правовой проработки всех документов, над которыми работал Комитет, положительно сказывалось конструктивное взаимодействие с Государственно-правовым управлением Думы, правовыми управлениями Губернатора Московской области и исполнительных органов государственной власти Московской области.
Комитет выражает признательность всем депутатам Думы, Государственно-правовому управлению, Организационно-аналитическому управлению, Управлению по взаимодействию с Думой Администрации Губернатора Московской области, работникам аппаратов комитетов Думы, работникам исполнительных органов государственной власти Московской области, специалистам, принявшим участие и оказавшим помощь в работе Комитета.