Постановление Думы Московской области от 21.03.2019 N 23/79-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2019 г. N 23/79-П
Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов»
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума
постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов». (Приложение.)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 21 марта 2019 г. N 23/79-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов»
I. Общие положения
Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» (далее – мониторинг):
Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»;
Закон Московской области N 46/2012-ОЗ «О правовом мониторинге в Московской области»;
Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П;
постановление Московской областной Думы от 29.03.2018 N 41/47-П «О плане работы Московской областной Думы на II квартал 2018 года»;
постановление Московской областной Думы от 28.06.2018 N 32/57-П «О плане работы Московской областной Думы на III квартал 2018 года»;
постановление Московской областной Думы от 04.10.2018 N 31/62-П «О плане работы Московской областной Думы на IV квартал 2018 года»;
постановление Московской областной Думы от 20.12.2018 62/71-П «О плане работы Московской областной Думы на I квартал 2019 года».
Цель проведения мониторинга:
выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» (далее – Закон Московской области N 27/2015-ОЗ).
Задачи мониторинга:
сбор и анализ объективной информации о практике применения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ;
выявление факторов, снижающих эффективность реализации Закона Московской области N 27/2015-ОЗ;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства, а также рекомендаций в целях повышения эффективности применения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ.
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Объект мониторинга: Закон Московской области N 27/2015-ОЗ.
Период проведения мониторинга: март 2015 года – декабрь 2018 года.
Время проведения мониторинга: II–IV кварталы 2018 года и I квартал 2019 года.
II. Деятельность Комиссии по мониторингу
Мониторинг осуществлялся Комиссией по мониторингу, созданной постановлением Московской областной Думы от 17.05.2018 N 38/52-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» (далее – Комиссия).
В соответствии с данным постановлением в состав Комиссии входят:
1. От Московской областной Думы:
Чаплин Н.Ю. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Шапкин В.Н. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Волнушкин А.Н. – депутат Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;
Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Кононенко Д.Х. – депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
Дегтярева А.Р. – руководитель аппарата Комитета по имущественным отношениям и землепользованию Московской областной Думы;
Бабкина С.В. – консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
2. От центральных исполнительных органов государственной власти Московской области:
Капиталинин Д.Ю. – первый заместитель председателя Комитета лесного хозяйства Московской области;
Зиновьева Е.А. – заместитель министра экономики и финансов Московской области;
Демин И.М. – заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области;
Леонов В.И. – заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области;
Баринова Ю.В. – заместитель министра строительного комплекса Московской области;
Тюрин В.А. – начальник Управления земельной политики Министерства имущественных отношений Московской области;
Голованова А.Н. – начальник Управления правовой и организационной работы Министерства инвестиций и инноваций Московской области;
Дунин М.А. – начальник Управления развития торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области;
Губанов И.А. – начальник правового Управления Министерства жилищной политики Московской области;
Филиппов С.А. – начальник Управления по работе с застройщиками и ведению реестра пострадавших граждан Главного управления государственного строительного надзора Московской области;
Хортова М.Г. – начальник Управления по работе с подведомственными организациями и акционерными обществами Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области;
Рубцов А.Е. – начальник Управления перспективного развития Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области;
Кордье Т.С. – заместитель начальника Управления – заведующий отделом оценки регулирующего воздействия Управления оценки регулирующего воздействия Министерства инвестиций и инноваций Московской области;
Неверова М.А. – заместитель начальника Управления перспективного развития – начальник отдела по инвестиционным программам Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области;
Анисимов Д.Ф. – заведующий отделом топливообеспечения и возобновляемых источников энергии Министерства энергетики Московской области;
Тополова И.В. – заведующий отделом сопровождения инвестиционных проектов Управления инвестиционных проектов Министерства инвестиций и инноваций Московской области;
Антонов А.Д. – заведующий Правовым отделом Министерства культуры Московской области;
Волков Д.В. – заведующий отделом имущественных отношений Управления перспективного развития инфраструктуры подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области;
Носова Е.В. – консультант отдела правового обеспечения Управления правового обеспечения, вопросов государственной гражданской службы и наград Министерства физической культуры и спорта Московской области;
Шеварихин А.А. – консультант отдела контроля в сфере торговли Управления развития торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
Председателем Комиссии по мониторингу избран Шапкин В.Н. – депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по имущественным отношениям и землепользованию, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Московской областной Думе.
Комиссией по мониторингу утвержден План проведения мониторинга.
За время проведения мониторинга Комиссией проведено три заседания и один выездной круглый стол на тему «Практика реализации масштабного инвестиционного проекта на примере одного из муниципальных образований».
Проведено анкетирование центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, к ведению которых относится сфера регулирования отношений, установленных Законом Московской области N 27/2015-ОЗ.
Подготовлен Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов».
III. Проведение мониторинга
Правовое регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области и субъектами инвестиционной деятельности на территории Московской области в части установления критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, осуществляется в соответствии с Законом Московской области N 27/2015-ОЗ.
Закон Московской области N 27/2015-ОЗ принят в 2015 году.
В настоящее время Закон Московской области N 27/2015-ОЗ действует с учетом изменений, внесенных законами Московской области N 30/2016-ОЗ, N 138/2016-ОЗ, N 46/2017-ОЗ, N 220/2017-ОЗ, N 2/2018-ОЗ.
В соответствии с Законом Московской области N 27/2015-ОЗ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения объекта осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области в случае, если такой объект соответствует следующим критериям:
а) размещение объекта соответствует приоритетам и целям, определенным в стратегии социально-экономического развития Московской области, или в государственных программах Московской области, или в схемах территориального планирования Московской области;
б) размещение объекта повлечет увеличение количества рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого он будет размещен;
в) размещение объекта повлечет увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, на территории которого он будет размещен;
г) объект относится к:
объектам культуры;
объектам спорта;
объектам рекреационного назначения;
объектам здравоохранения;
объектам образования и воспитательной работы;
объектам социальной защиты;
объектам коммунального хозяйства;
объектам бытового обслуживания населения.
В ходе работы Комиссией проведен анализ применения норм Закона Московской области N 27/2015-ОЗ относительно каждого из этих объектов.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях реализации масштабного инвестиционного проекта осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области в случае соответствия масштабного инвестиционного проекта следующим критериям:
а) реализация масштабного инвестиционного проекта окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие Московской области или отдельных муниципальных образований Московской области;
б) реализация масштабного инвестиционного проекта повлечет увеличение количества рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого он будет реализован;
в) реализация масштабного инвестиционного проекта повлечет увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, на территории которого он будет реализован;
г) реализация масштабного инвестиционного проекта осуществляется в одном из следующих направлений:
строительство административно-делового (офисного) центра (комплекса), научного и технологического парка, инновационно-технологического и инжинирингового центра, бизнес-инкубатора, гостиницы;
проведение научных исследований и разработок, осуществление высокотехнологичной и инновационной деятельности;
деятельность индустриальных парков;
деятельность по обращению с отходами;
развитие обрабатывающих производств;
развитие сельского, лесного хозяйства, рыбоводства;
производство электроэнергии, газа;
развитие агропромышленного комплекса;
развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;
развитие, строительство дорожной и транспортной инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов, автозаправочных станций, объектов, предназначенных для обеспечения связи;
строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;
создание, реконструкция и модернизация объектов в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в случае реализации инвестиционного проекта на конкурсной основе.
В 2018 году Закон Московской области N 27/2015-ОЗ дополнен статьей 31, в соответствии с которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в аренду без проведения торгов юридическому лицу в целях реализации масштабного инвестиционного проекта, соответствующего следующему критерию:
масштабный инвестиционный проект предусматривает строительство объектов жилого и (или) нежилого назначения на территории Московской области с предоставлением гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области и чьи права нарушены (далее – пострадавшие граждане), одной из мер (или нескольких мер) поддержки:
а) выплата пострадавшим гражданам возмещения в денежной форме в размере, соответствующем размеру уплаченных ими по договору участия в долевом строительстве сумм;
б) завершение строительства расположенного на территории Московской области многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства пострадавших граждан и в отношении которого установлено одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» (далее – Закон Московской области N 84/2010-ОЗ);
в) безвозмездное предоставление жилых помещений площадью, не превышающей оплаченную по договору участия в долевом строительстве общую площадь жилых помещений.
В ходе работы Комиссией проведен анализ мер поддержки пострадавших граждан, установленных Законом Московской области N 27/2015-ОЗ.
Комиссия провела выездное заседание в г.о. Котельники Московской области, где реализуется Закон Московской области N 27/2015-ОЗ в части предоставления пострадавшим гражданам жилья в многоквартирном доме, завершение строительства которого взял на себя инвестор.
В качестве инвестора, в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 26.06.2018 N 224-РГ «О предоставлении акционерному обществу «Компания АТОЛ» в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности», выступило акционерное общество «Компания АТОЛ», которому без проведения торгов были предоставлены земельные участки под строительство объектов жилого и нежилого назначения на территории мкр-на Белая Дача г.о. Котельники Московской области. При этом акционерное общество «Компания АТОЛ», в свою очередь, должно предоставить гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области и чьи права нарушены, меры поддержки по завершению строительства многоквартирного дома.
Реализация этого масштабного проекта позволит обеспечить 546 квартирами 1 300 пострадавших граждан.
Комиссия отметила, что Закон Московской области N 27/2015-ОЗ применяется, работает и тому примером может служить опыт г.о. Котельники Московской области, который можно распространить на другие муниципальные образования Московской области.
За период проведения мониторинга в соответствии со статьей 4 Закона Московской области N 27/2015-ОЗ принято постановление Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 «Об утверждении перечня и порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области, и заключения соглашения между Правительством Московской области и юридическим лицом, планирующим осуществить строительство такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области».
С целью определения размера предоставляемого земельного участка с учетом расходов юридического лица на предоставление мер поддержки, указанных в части 1 статьи 31 Закона Московской области N 27/2015-ОЗ, Постановлением Правительства Московской области от 29.05.2018 N 338/19 утверждена Методика определения размера предоставляемого земельного участка с учетом расходов юридического лица на предоставление мер поддержки, указанных в части 1 статьи 31 Закона Московской области N 27/2015-ОЗ.
Порядок ведения Реестра проблемных застройщиков утвержден распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 16.04.2018 N 25 «Об утверждении порядка ведения Реестра проблемных застройщиков».
Форма ведения Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утверждена распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 22.11.2016 N 380 «Об утверждении формы Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и порядка ее заполнения».
По состоянию на 01.01.2019 года в Реестр пострадавших граждан включено 10 164 гражданина, в Реестр проблемных застройщиков включено 174 застройщика.
Актуальные сведения, включенные в Реестр пострадавших граждан и Реестр проблемных застройщиков, размещены на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области.
Комиссией проведен анализ применения норм Закона Московской области N 27/2015-ОЗ на основании информации, представленной Министерством экономики и финансов Московской области, Министерством имущественных отношений Московской области, Министерством экологии и природопользования Московской области, Министерством энергетики Московской области, Министерством инвестиций и инноваций Московской области, Министерством культуры Московской области, Министерством потребительского рынка и услуг Московской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерством жилищной политики Московской области, Министерством физической культуры и спорта Московской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Главным управлением государственного строительного надзора Московской области по запросу Комиссии.
IV. Результаты мониторинга
По итогам мониторинга на территории Московской области за время действия Закона Московской области N 27/2015-ОЗ заключено и реализуется 66 соглашений, 5 соглашений расторгнуто по разным причинам. Количество заключенных соглашений идет с нарастающим итогом: в 2015 году – 10, в 2016 году – 11, в 2017 году – 20 и в 2018 году – 25. 5 проектов соглашений находятся в стадии подготовки к заключению.
По информации Министерства экономики и финансов Московской области по согласованным с Министерством экономики и финансов Московской области и заключенным соглашениям по состоянию на 1 декабря 2018 года в среднем на один инвестиционный проект приходится: общий объем инвестиций – более 3 млрд. рублей; количество рабочих мест – более 100; планируемые поступления в бюджетную систему Российской Федерации – около 2 млрд. рублей, из них в консолидированный бюджет Московской области – порядка 700 млн. рублей.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области лидирует по количеству заключенных инвестиционных проектов. Оно курирует 26 инвестиционных проектов. Далее идет Министерство инвестиций и инноваций Московской области – 12 инвестиционных проектов, затем: Министерство потребительского рынка и услуг – 10 инвестиционных проектов, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области – 5 инвестиционных проектов, Министерство физической культуры и спорта Московской области – 3 инвестиционных проекта, Министерство энергетики Московской области – 2 инвестиционных проекта, Министерство культуры Московской области, Министерство жилищной политики Московской области и Министерство экологии и природопользования Московской области курируют по одному инвестиционному проекту.
В результате применения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ предоставлено в аренду без проведения торгов 332 земельных участка общей площадью 30 тыс. га.
Реализация масштабных инвестиционных проектов на территории Московской области позволит создать дополнительно более 6 тыс. рабочих мест.
Министерство сельского хозяйства Московской области курирует 26 масштабных инвестиционных проектов, под которые предоставлено 285 земельных участков общей площадью 21,8 тыс. га. Крупнейшие из них – ООО «ТиЭйч-РУС Милк Фуд», деятельность которого направлена на создание комплекса молочного животноводства и переработки молока индустриального масштаба с использованием высоких технологий в Волоколамском районе Московской области и ООО «МосАгрофуд» деятельность которого направлена на развитие овощеводства в Московской области.
Наибольшее количество масштабных инвестиционных проектов будет реализовано на территории Волоколамского, Воскресенского и Талдомского муниципальных районов Московской области.
По заключенным Министерством инвестиций и инноваций Московской области соглашениям в настоящее время реализуется 12 инвестиционных проектов, под которые выделено 15 земельных участков общей площадью 40 га. Крупнейшие из них – общество с ограниченной ответственностью «Сария Централ Раша», деятельность которого направлена на строительство завода по производству белка животного происхождения и общество с ограниченной ответственностью «Хухтамаки С.Н.Г.» – расширение существующего производственно-складского комплекса.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области курирует два масштабных инвестиционных проекта, под которые предоставлено два земельных участка общей площадью 2,8 га Фонду поддержки социальных инноваций Олега Дерипаски «Вольное Дело» и Автономной некоммерческой организации восстановления и сохранения лесов «Парк Мещерский» с целью строительства приюта для безнадзорных животных. Также Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области запланирована реализация на территории Московской области пяти инвестиционных проектов по строительству мусороперерабатывающих комплексов.
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области курирует три масштабных инвестиционных проекта на 12 земельных участках общей площадью 7 га, самым значимым из которых является кооператив «Фермеры Подмосковья» по реализации масштабного инвестиционного проекта – развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции.
Министерство физической культуры и спорта Московской области курирует три масштабных инвестиционных проекта, под реализацию которых предоставлены три земельных участка общей площадью 1,0 га для общества с ограниченной ответственностью «Промфинстрой» с целью строительства круглогодичного крытого ледового катка с реабилитационным центром, 25-метровым бассейном и помещениями для дополнительного размещения спортсменов в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, два физкультурно-оздоровительных комплекса в г.о. Мытищи Московской области.
Министерство культуры Московской области курирует один масштабный инвестиционный проект, под который предоставлен земельный участок площадью 5,5 га для реализации социально-культурного проекта развития комплексной инфраструктуры усадебного туризма в Московской области на базе усадьбы купца В.И. Аигина (вторая половина XIX века, с. Талицы).
Министерство экологии и природопользования Московской области курирует один масштабный инвестиционные проект, под который предоставлено четыре земельных участка общей площадью 15 га для общества с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-1» с целью строительства заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов.
Реализация инвестиционного проекта предусматривает строительство генерирующих объектов, функционирующих на основе использования твердых коммунальных отходов – заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории Московской области. Земельные участки предоставлены обществу с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-1» в аренду без проведения торгов на срок 10 лет.
Инвестиционный проект по строительству заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов предполагает строительство заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 2 800 000 тонн в год и выработкой 280 МВт электричества (с учетом потребления на собственные нужды) со степенью локализации не менее 55%. Реализация инвестиционного проекта позволит создать дополнительно 492 рабочих места.
Общий объем финансирования на реализацию инвестиционного проекта составляет 125 123 000 000 рублей с учетом НДС.
Срок окупаемости проекта составляет 17 лет за счет реализации производимой электроэнергии, платы за мощность, а также за счет договоров на прием отходов.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию – 2021–2022 годы.
Министерство энергетики Московской области курирует два масштабных инвестиционных проекта, под которые выделено 11 земельных участков общей площадью 9,8 га. Реализация проектов позволит осуществить на территории Московской области строительство современных автозаправочных комплексов с широким спектром дополнительных услуг.
За Министерством жилищной политики Московской области закреплен один инвестиционный проект по строительству объектов жилого и нежилого назначения на территории мкр-на Белая Дача г.о. Котельники Московской области на земельных участках, предоставляемых в аренду без проведения торгов акционерному обществу «Компания АТОЛ», с предоставлением гражданам, включенным в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Московской области и чьи права нарушены, квартир.
В результате проведенного мониторинга правоприменения Закона Московской области N 27/2015-ОЗ Комиссией выявлено следующее:
большинство положений Закона Московской области N 27/2015-ОЗ получило практическую реализацию, что повысило инвестиционную привлекательность Московской области;
в постановление Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 «Об утверждении перечня и порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области N 27/2015-ОЗ, и заключения соглашения между Правительством Московской области юридическим лицом, планирующим осуществить строительство такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области» необходимо внести изменения, направленные на упрощение процедуры предоставления земельных участков инвесторам;
необходимо разработать методические рекомендации для инвесторов, содержащие единые требования подготовки финансово-экономической деятельности с перечислением всех издержек (затрат) при возможной реализации инвестиционного проекта: перечень налогов, платежей и других возможных расходов;
при предоставлении (согласовании выбора) земельного участка, испрашиваемого инвестором, в обязательном порядке проверять: соответствие разрешенного вида использования земельного участка заявленным целям, наличие ограничений и обременений земельного участка, факт регистрации земельного участка в ЕГРН, отсутствие пересечений с землями лесного фонда и наложений подземных коммуникаций и других объектов, которые не позволяют реализовать инвестпроект;
требует уточнения положение статьи 3 Закона Московской области N 27/2015-ОЗ, касающаяся предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в части определения доли объектов недвижимости, передаваемых в собственность инвестору.
V. Выводы
Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным:
1) отметить, что Закон Московской области N 27/2015-ОЗ оказывает существенное положительное влияние на инвестиционную деятельность на территории Московской области, но требует в последующем проведения текущего правового мониторинга;
2) поручить Комитету по имущественным отношениям и землепользованию продолжить текущий правовой мониторинг Закона Московской области N 27/2015-ОЗ;
3) предложить Правительству Московской области:
ускорить принятие проекта постановления Правительства Московской области «О Порядке рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области N 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов и заключения, изменения и прекращения соглашения между Правительством Московской области и юридическим лицом, планирующим осуществить строительство такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области, и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Московской области» (далее – проект постановления), разработанного Министерством инвестиций и инноваций Московской области;
4) рекомендовать Министерству имущественных отношений Московской области:
при согласовании выбора земельного участка, испрашиваемого инвестором, в обязательном порядке проверять: соответствие разрешенного вида использования земельного участка заявленным целям, наличие ограничений и обременений земельного участка, факт регистрации земельного участка в ЕГРН, отсутствие пересечений с землями лесного фонда и наложений подземных коммуникаций и других объектов, которые не позволяют реализовать инвестпроект;
рассмотреть возможность предоставлять инвестору (арендатору) право отдавать арендные права в отношении земельного участка в залог в пределах срока договора аренды;
5) центральным исполнительным органам государственной власти Московской области при подготовке соглашений между Правительством Московской области и инвестором по предоставлению земельного участка под строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, указывать долю объектов недвижимости, передаваемых инвестору в собственность;
6) положение Закона Московской области N 27/2015-ОЗ – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов юридическому лицу в целях реализации масштабного инвестиционного проекта, соответствующего следующему критерию – масштабный инвестиционный проект предусматривает завершение строительства многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства пострадавших граждан и в отношении которого установлено одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ, – применяется и может быть реализовано в других муниципальных образованиях Московской области.