Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Московской области от 10.12.2019 N 941/43 "Об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"

                                                                    

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                      

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 10 декабря 2019 г. N 941/43

 

г. Красногорск

 

 

Об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Московской области N 71/2019-ОЗ «О гражданской обороне на территории Московской области», Законом Московской области N 110/2005-ОЗ «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.07.2006 N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 25.07.2006 N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 N 376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12.2005 N 877, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 07.12.2005 N 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 N 597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и «Информационном вестнике Правительства Московской области», размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области, в Интернет-портале Правительства Московской области и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - руководителя Главного управления региональной безопасности Московской области Каратаева Р.А.

 

 

Губернатор

Московской области                                                А.Ю. Воробьев

 

 

 

Утверждено

постановлением Правительства

Московской области

от 10 декабря 2019 г. N 941/43

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОПОВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

I. Общие положения

 

1. Положение об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Положение) определяет состав, назначение и основные задачи систем оповещения населения Московской области, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мероприятия по их поддержанию в постоянной готовности.

2. Системы оповещения населения Московской области создаются:

на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения Московской области, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Московской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования Московской области);

на объектовом уровне - локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасных объектов (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и (или) объектовая система оповещения (локальная система оповещения и объектовая система оповещения проектируются и строятся автономно).

3. Системы оповещения населения Московской области должны технически и программно сопрягаться, в том числе с межрегиональной системой оповещения и федеральной системой оповещения.

4. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

 

II. Основные понятия

 

5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

оповещение - доведение в минимально короткие сроки сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, до органов управления и сил гражданской обороны, Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС) и населения Московской области;

система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил гражданской обороны, МОСЧС и населения Московской области;

зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;

региональная автоматизированная система централизованного оповещения Московской области (далее - РАСЦО) - организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения, сетей телерадиовещания всех вещательных компаний независимо от форм собственности в пределах территории Московской области, определенной границей Московской области;

местная система оповещения (далее - МСО) - система оповещения населения, расположенная на территории муниципального образования Московской области, включающая в себя специальные технические средства оповещения населения, которые осуществляют прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения, возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;

локальная система оповещения (далее - ЛСО) - система оповещения населения, создаваемая на потенциально опасных объектах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

объектовая система оповещения (далее - ОСО) - система оповещения населения, создаваемая в организациях (на объекте) с одномоментным нахождением более 50 человек (включая персонал), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от численности одномоментно находящихся людей и используемая при авариях, последствия которых не выходят за пределы объекта;

комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент РАСЦО, МСО или ЛСО, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления МОСЧС и до населения Московской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

 

III. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения Московской области

 

6. Системы оповещения населения Московской области предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения согласно приложению в настоящему Приложению и экстренной информации до органов управления и сил гражданской обороны, МОСЧС, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и населения Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

7. В состав систем оповещения населения Московской области входят:

РАСЦО;

МСО;

ЛСО, а также ОСО;

КСЭОН.

8. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:

до руководящего состава гражданской обороны в Московской области и МОСЧС;

до Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - Главное управление МЧС России по Московской области);

до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Московской области (далее - ЕДДС муниципальных образований);

до специально подготовленных сил и средств МОСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны;

до дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

до населения Московской области.

9. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:

до руководящего состава гражданской обороны муниципального образования Московской области и звена МОСЧС;

до специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования Московской области;

до ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, расположенных на территории муниципального образования Московской области;

до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

10. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:

до руководящего состава гражданской обороны организации и объектового звена МОСЧС;

до объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

до персонала организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;

до руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

до населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

11. Основной задачей ОСО является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководителей, персонала организации и объектовых сил и служб гражданской обороны.

ОСО создается на базе существующей сети связи, сети звукофикации объекта и специальной аппаратуры комплекса оповещения.

12. Основной задачей КСЭОН являются:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение органов управления МОСЧС в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

КСЭОН сопрягается в автоматическом и (или) автоматизированных режимах с программно-техническими комплексами органов управления МОСЧС.

На объектовом уровне дополнительно должно быть обеспечено сопряжение КСЭОН с системами оповещения и управления эвакуацией людей.

 

IV. Порядок оповещения органов управления и сил гражданской обороны, МОСЧС и населения Московской области

 

13. Основной способ оповещения населения Московской области - передача сигналов оповещения и экстренной информации по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется по каналам связи операторов связи в Московской области, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети уличных громкоговорителей проводного вещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в Московской области, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и МОСЧС, населения Московской области.

В неавтоматизированном режиме доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств гражданской обороны и МОСЧС, населения Московской области осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи, сети связи общего пользования.

15. Решения о задействовании систем оповещения принимаются:

РАСЦО - Губернатором Московской области, исходя из складывающейся обстановки на основании полученных докладов от Главного управления МЧС России по Московской области и/или отдела дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области;

МСО - уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Московской области с передачей информации в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области (далее - ЦУКС Московской области) и отдел дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области;

ЛСО и ОСО - руководителем организации (объекта) с передачей информации в ЦУКС Московской области и ЕДДС муниципального образования Московской области.

16. Задействование КСЭОН осуществляется в автоматическом режиме при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.

17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется:

на региональном уровне - ЦУКС Московской области или, в исключительных случаях, Государственным казенным учреждением Московской области «Специальный центр «Звенигород» (далее - ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород»);

на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований Московской области с немедленным информированием ЦУКС Московской области и ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород»;

на объектовом уровне - дежурным персоналом организаций (объектов) с немедленным информированием ЕДДС муниципального образования Московской области и ЦУКС Московской области.

18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации старшим оперативным дежурным ГКУ МО «Спеццентр «Звенигород» осуществляется в следующих случаях:

при отсутствии технической возможности передачи сигналов оповещения и экстренной информации ЦУКС Московской области;

при проведении плановых технических проверок РАСЦО и КСЭОН;

по поручению Губернатора Московской области, полученному через ЦУКС Московской области или отдел дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области.

19. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

сети электрических и электронных сирен;

сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

сети проводного радиовещания;

сети уличной звукофикации;

сети кабельного телевидения;

сети подвижной радиотелефонной связи;

сети связи общего пользования;

мобильные средства оповещения.

20. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации дежурными службами осуществляется включение электросирен в режиме непрерывного звучания (сигнал - «Внимание всем!») с последующим доведением до населения сигналов оповещения и речевой информации по существующим средствам проводного и эфирного радиовещания, телевидения, сетям связи операторов сотовой связи и речевым установкам.

21. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - уполномоченными должностными лицами организаций телерадиовещания и операторов связи.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сигналов оповещения и экстренной информации непосредственно с рабочих мест дежурного персонала органов повседневного управления МОСЧС способом прямой передачи или с использованием электронных носителей с заранее подготовленным текстом.

22. В населенных пунктах, не охваченных РАСЦО, МСО и ЛСО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.

23. Оповещение руководящего состава гражданской обороны и МОСЧС осуществляется отделом дежурной службы Управления подготовки проектов поручений Губернатора Московской области и оперативной передачи информации Администрации Губернатора Московской области, дежурным персоналом органов повседневного управления МОСЧС с использованием специальной аппаратуры оповещения по заранее определенному списку абонентов путем передачи речевой информации и/или посредством SMS-рассылки.

24. Постоянно действующие органы управления МОСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

25. О случаях задействования систем оповещения населения Московской области, в том числе и несанкционированного, организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают органы управления МОСЧС.

 

V. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения Московской области

 

26. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения осуществляются в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.12.2005 N 877, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 07.12.2005 N 138, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.12.2005 N 597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

 

VI. Финансовое обеспечение деятельности систем оповещения населения Московской области

 

27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Московской области, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Законом Московской области N 71/2019-ОЗ «О гражданской обороне на территории Московской области» и Законом Московской области N 110/2005-ОЗ «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

 

 

Приложение

к Положению об оповещении населения

Московской области об опасностях,

возникающих при военных конфликтах

или вследствие этих конфликтов,

а также при чрезвычайных ситуациях

природного и техногенного характера

 

СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

 

«Внимание Всем!»

«Воздушная тревога»

«Отбой воздушной тревоги»

«Радиационная опасность»

«Химическая тревога»

«Бактериологическое заражение»

«Угроза катастрофического затопления»

 

Постановление Правительства Московской области "Об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" от 10.12.2019 N 941/43