Постановление Думы Московской области от 13.02.2020 N 23/107-П "Об Отчете о деятельности Комитета по экологии и природопользованию за 2019 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2020 г. N 23/107-П
Об Отчете о деятельности Комитета по экологии и природопользованию за 2019 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по экологии и природопользованию за 2019 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума
постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по экологии и природопользованию за 2019 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 13 февраля 2020 г. N 23/107-П
Отчет
о деятельности Комитета по экологии и природопользованию за 2019 год
Раздел 1. Состав Комитета
Комитет по экологии и природопользованию (далее – Комитет) образован в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 29.09.2016 N 5/1-П «О структуре Московской областной Думы» и осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 20.10.2016 N 18/4-П «О Положении о Комитете по экологии и природопользованию».
В состав Комитета входят 4 депутата Московской областной Думы:
Полякова А.В. – председатель Комитета (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»);
Уткина Г.С. – заместитель председателя Комитета (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»);
Борушков М.Ю. – член Комитета (фракция ЛДПР);
Орлов А.В. – член Комитета (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
Деятельность Комитета обеспечивает аппарат Комитета.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
В ведении Комитета находятся вопросы в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, недропользования, особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, экологического образования и формирования экологической культуры.
Приоритетом 2019 года являлось решение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, а также реализация поручений, данных в ежегодном обращении Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева к жителям Московской области. Особое внимание уделено решению актуальных задач в рамках реализации реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Московской области. Одна из ключевых задач – построение современной отрасли обращения с ТКО. Кроме того, в 2019 году в Московской области внедрен новый стандарт обращения с отходами, целью которого является сокращение вдвое объема захоронения мусора и повторное использование отдельных фракций в производстве. С 2019 года отходы, образующиеся на территории Московской области, проходят обязательную сортировку на мусоросортировочных станциях и комплексах по переработке отходов, что позволяет максимально использовать исходное сырье и материалы.
В 2019 году регион перешел на раздельное накопление отходов по двухконтейнерной системе, а также вывоз раздельно накопленных отходов отдельным транспортом. С 1 января 2019 года плата за обращение с ТКО, ранее входившая в плату за содержание жилья, стала отдельной коммунальной услугой, как отопление, водоснабжение, электричество, и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и др.).
В рамках поставленных задач велась большая информационная работа с населением, проводились мероприятия с участием жителей муниципальных образований Московской области. Осуществлялось конструктивное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполняющими свою деятельность на территории Московской области, а также оказание консультационной и иной помощи гражданам, обратившимся в Комитет.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности)
В 2019 году Комитет провел 43 заседания, 26 из которых проведено в расширенном формате, 11 заседаний – выездные. Всего на заседаниях Комитета рассмотрено 204 вопроса. В ходе заседаний поднимались наиболее актуальные вопросы экологического развития отдельных муниципальных образований Московской области и региона в целом. Члены Экспертного совета при Московской областной Думе приняли участие в 25 заседаниях Комитета и в 5 мероприятиях Комитета.
Депутаты Московской областной Думы – члены Комитета в течение 2019 года продолжили работу в рамках деятельности рабочих групп по вопросам, вызвавшим наибольший общественный резонанс.
С момента создания рабочих групп состоялось 51 заседание. В состав рабочих групп также вошли представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Московской области, администрации муниципальных образований Московской области, экспертное сообщество, инициативные группы граждан. В заседаниях рабочих групп принимали участие от 20 до 30 человек. Мероприятия проходили как в стенах Московской областной Думы, так и в муниципальных образованиях с выездом на объекты.
Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2018 и 2019 гг.
(по субъектам права законодательной инициативы)
N п/п | Субъект права законодательной инициативы | Количество законопроектов | |||
2019 год | 2018 год | ||||
| внесено по плану | внесено вне плана | всего внесено | всего внесено | |
1 | Губернатор Московской области | 2 | 3 | 5 | 1 |
2 | Комитет | 1 | 1 | 2 | 3 |
| Всего | 3 | 4 | 7 | 4 |
За отчетный период подготовлены Комитетом к рассмотрению и приняты Московской областной Думой:
1. Закон Московской области N 70/2019-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О собственности Московской области» (далее – Закон Московской области N 70/2019-ОЗ), подготовленный в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части изменения понятия «государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)» на «региональный государственный экологический надзор».
Законом Московской области N 70/2019-ОЗ понятие «государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)» изменено на «региональный государственный экологический надзор».
2. Закон Московской области N 102/2019-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» (далее – Закон Московской области N 102/2019-ОЗ) подготовлен в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Законом Московской области N 102/2019-ОЗ уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области наделен полномочием по приему отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
3. Закон Московской области N 141/2019-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области» (далее – Закон Московской области N 141/2019-ОЗ) подготовлен в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Законом Московской области N 141/2019-ОЗ уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области наделен полномочием по ведению Красной книги почв Московской области, полномочиями по выявлению, оценке объектов накопленного вреда, а также по проведению работы по ликвидации объектов накопленного вреда.
Кроме того, предусмотрено, что Красная книга почв Московской области ведется для учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв на территории Московской области. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, порядок установления режимов использования земельных участков определяется Правительством Московской области.
4. Закон Московской области N 197/2019-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О регулировании водных отношений на территории Московской области» (далее – Закон Московской области N 197/2019-ОЗ) подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования» (далее – Федеральный закон от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ заключение договора водопользования, в том числе по результатам аукциона, допускается с физическими лицами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Также Федеральным законом от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ предусмотрено ведение реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (далее – реестр).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ исполнительные органы государственной власти направляют информацию для включения в реестр в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра.
В связи с этим Законом Московской области N 197/2019-ОЗ полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере водных отношений дополнены соответствующим полномочием, а именно: наделены полномочием по направлению информации для включения в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на ведение реестра, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. В Законе Московской области N 228/2019-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О регулировании водных отношений на территории Московской области» предусмотрены положения, исключающие возможность заключения договора водопользования и возможность предоставления водного объекта в пользование в случае, если сведения о физических или юридических лицах включены в реестр недобросовестных водопользователей. Данные изменения внесены в данный Закон в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ.
Федеральный закон от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ направлен на устранение случаев недобросовестного использования водных объектов, а также на совершенствование процедуры проведения аукциона на право заключения договора водопользования путем введения института реестра недобросовестных водопользователей.
6. Закон Московской области N 227/2019-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» (далее – Закон Московской области N 227/2019-ОЗ) подготовлен в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Законом Московской области N 227/2019-ОЗ Правительство Московской области наделено полномочием по организации ведения Красной книги почв Московской области.
7. Закон Московской области N 274/2019-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» (далее – Закон Московской области N 274/2019-ОЗ) подготовлен Комитетом в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 года N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Законом Московской области N 274/2019-ОЗ уточнено наименование территориальной схемы обращения с отходами: слова «, в том числе с твердыми коммунальными отходами» исключены.
Комитетом велась работа над следующими проектами законов Московской области:
1. «О внесении изменений в некоторые законы
Московской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». Данный
проект закона разработан в целях приведения законодательства Московской области
в соответствие с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает
изменения в законы Московской области N 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и
потребления» и N 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области». Основная
суть изменений
– уточнение полномочий органов местного самоуправления, в том числе дополнение
полномочием по информированию жителей о развитии инфраструктуры по накоплению
твердых коммунальных отходов, установление порядка уборки органами местного
самоуправления земельных участков, принадлежащих физическим или юридическим
лицам, находящихся в ненадлежащем состоянии, и прилегающих к этим участкам
территорий и установление процедуры согласования схем санитарной очистки территорий.
2. «О внесении изменений в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», разработанный в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также повышения эффективности деятельности на территории Московской области региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Раздел 4. Подготовка проектов законодательных инициатив Московской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение проектов федеральных законов и итоги их рассмотрения в Комитете и на заседаниях Московской областной Думы, результаты рассмотрения обращений и законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации по профилю деятельности Комитета
В рамках компетенции Комитета рассмотрено 52 проекта, из них 44 проекта федеральных законов и 8 проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, направленных на изменение федерального законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, законодательства о недрах, законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Комитетом подготовлено 30 проектов постановлений Московской областной Думы.
При подготовке проектов постановлений Московской областной Думы по результатам рассмотрения проектов федеральных законов Комитет руководствовался принципами преемственности законодательства, охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности населения и социальной направленности защиты окружающей среды, уменьшения количества оценочных понятий и отсылочных норм.
Раздел 5. Работа с обращениями граждан и организаций
Комитетом рассмотрено 326 обращений граждан, предприятий и общественных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам нарушения требований природоохранного законодательства. Обращения поступали в том числе через социальные сети, электронную почту Комитета comecology@yandex.ru. Каждое обращение рассмотрено, по каждому подготовлен ответ заявителю.
Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2019 году, в сравнении с 2018 годом, по отраслям правового регулирования
N п/п | Тематика обращений | Показатель | |
2018 год | 2019 год | ||
1 | Экологическая безопасность | 35 | 15 |
2 | Геология и использование природных ресурсов | 5 | 3 |
3 | Загрязнение окружающей среды: сбросы, выбросы, отходы | 41 | 46 |
4 | Лесное хозяйство и экология | 6 | 2 |
5 | Мониторинг состояния окружающей среды | 31 | 14 |
6 | Особо охраняемые природные территории | 1 | 2 |
7 | Переработка вторичного сырья и бытовых отходов. Полигоны бытовых отходов, услуги по вывозу ТКО | 143 | 155 |
8 | Промышленное производство и окружающая среда | 30 | 12 |
9 | Совершенствование природоохранного законодательства | 1 | 3 |
10 | Строительство и экология | 10 | 56 |
11 | Транспортировка, переработка и хранение токсичных отходов | 6 | 16 |
12 | Экологический контроль, надзор | 8 | 2 |
| Всего | 317 | 326 |
Результаты рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2019 году, в сравнении с 2018 годом
N п/п | Показатель | Количество обращений | |
2018 год | 2019 год | ||
1 | Поступило | 317 | 326 |
2 | Дан ответ по существу | 205 | 166 |
3 | Направлено в другие организации | 104 | 158 |
4 | На рассмотрении | 8 | 2 |
Раздел 6. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
Количество мероприятий, проведенных Комитетом в 2019 году
N п/п | Мероприятия | 2019 год | 2018 год | ||
Проведено по плану | Проведено всего | Проведено всего | |||
1 | Круглые столы | 3 |
| 3 | 7 |
2 | Открытая трибуна | 1 |
| 1 | 1 |
3 | Семинары | - |
| - | 3 |
4 | Конференции | - |
| - | 3 |
5 | Форумы | 1 |
| 1 | 1 |
6 | Парламентские слушания | - |
| - | 2 |
7 | Иные мероприятия (парламентские уроки, конкурсы, субботники, велофлешмоб, акции, экоуроки и т. д.) | 13 |
| 13 | 13 |
8 | Час Правительства Московской области | 1 |
| 1 | 2 |
9 | Час территориальных органов федеральных органов исполнительной власти | 4 |
| 4 | 2 |
10 | Заседания рабочих групп | 5 |
| 5 | 16 |
| Всего | 28 |
| 28 | 50 |
Основным мероприятиями, проведенными Комитетом в 2019 году, являются следующие:
1. Третий региональный экологический форум «СтЭКОвка» (далее – Форум) состоялся 2 декабря в Московской областной Думе. В качестве участников форума выступили студенты, члены молодежных объединений, экоактивисты, всего – более 700 человек. Среди почетных гостей форума – депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Антонова Л.Н., Серова Е.О., Валуев Н.С., Советник Губернатора Московской области (в ранге министра) Ширалиева Н.О., заслуженная артистка Российской Федерации, художественный руководитель Московского областного театра юного зрителя Гришаева Н.В. и заслуженный артист Российской Федерации Кюрдзидис Э.К.
В рамках открытия Форума за высокий профессионализм и плодотворную работу по экологическому воспитанию молодежи, а также за организацию и проведение Форума дипломами Московской областной Думы награждены: заместитель декана по учебно-методической работе факультета прикладной экономики и коммерции, доцент кафедры Международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России Авраменко А.А., руководитель эколого-просветительского проекта по сбору макулатуры «Бумажный БУМ» Таняшина И.С., руководитель эколого-просветительского проекта «Хранимиры» Кудзагова А.А.
В ходе образовательной программы работали лекционные и семинарские площадки, мастер-классы с использованием изделий из бумаги, выставки-лектории. Обсудили такие темы, как: «Жизнь после жизни: что происходит с полигонами после их закрытия», «Разделяй и умножай», «Апсайклинг» – производство товаров из вторичного сырья».
В рамках Форума подведены итоги и награждены финалисты конкурса театральных постановок «ЭКОтеатр Подмосковья». На региональный этап подано 45 заявок из 24 муниципальных образований Московской области. Девять творческих коллективов вышли в финал. Три лучшие постановки показаны на сцене Московской областной Думы.
Одним из центральных событий Форума стали дебаты «Ринг» с участием первого заместителя председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валуева Н.С.
В дебатах приняли участие шесть команд. Студенты дискутировали по трем темам: «Отказ от пластика: за и против», «Заниматься бизнесом, делающим продукцию из вторичных материальных ресурсов: выгодно или убыточно», «Генная инженерия: за и против».
2. В рамках выполнения поручения Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. Комитетом проведено шесть выездных заседаний по вопросам рекультивации полигонов ТКО: «Кулаковский», «Долгопрудный», «Аннино», «Слизнево», «Царево», «Дубна Левобережная».
На заседаниях с широким привлечением общественности рассмотрены проекты рекультивации, жители смогли получить ответы на вопросы, касающиеся как дальнейшей судьбы полигона, так и улучшения условий проживания в близлежащих населенных пунктах. Принято решение взять на контроль сроки заключения контрактов и продолжить мониторинг рекультивации объектов.
В 2019 году завершены работы по рекультивации полигона ТКО «Дубна Левобережная» и технический этап рекультивации полигона ТКО «Кучино».
3. Выездное расширенное заседание Комитета на тему «Формирование современной отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в Московской области на примере г.о. Солнечногорск».
На заседании рассмотрены вопросы технологий утилизации отходов, применяемых на территории Московской области, повышения объемов вовлечения отходов в хозяйственный оборот, необходимости организации работы по информированию населения о возможностях переработки вторичного сырья на примере региональных предприятий и проведения ознакомительных экскурсий населения на такие объекты.
4. По поручению Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. Комитетом проведено выездное расширенное заседание на тему «Мониторинг текущей ситуации на полигоне ТКО «Алексинский карьер». Обсуждались меры, предпринимаемые организацией, эксплуатирующей полигон, по соблюдению технологии захоронения отходов и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Речь также шла о мероприятиях по мониторингу атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны полигона, о контроле объема отходов, завозимых на полигон и их пересыпке грунтом, о планах по строительству комплекса по переработке отходов в г.о. Клин, о предстоящих общественных слушаниях по данному вопросу и др.
5. Выездное заседание Комитета совместно с Комитетом по имущественным отношениям и землепользованию на тему «Итоги работ по постановке на кадастровый учет особо охраняемой природной территории Московской области в рамках реализации государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы» на примере Государственного природного заказника «Тростенское озеро и его окружение» (г.о. Истра Московской области).
Московская область располагает развитой сетью особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). В настоящее время в Московской области существует 243 ООПТ областного значения, 4 – федерального и 47 – местного значения (постановление Правительства Московской области от 11.02.2009 N 106/5 «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области»).
К 2026 году планируется создать 45 новых областных ООПТ общей площадью более 500 тыс. га, в том числе 4 природных парка.
Общая площадь всех областных ООПТ – более 175 тыс. га (примерно 4% территории Московской области), в их числе: 160 природных заказников областного значения (земли лесного фонда, пойменные луга, земли сельскохозяйственного назначения), 82 памятника природы областного значения (земли лесного фонда, парки старинных усадеб: Новый Милет, Ярополец, Полтево, Подъячево, Матыра, Середниково, Новый Быт, водные объекты, отдельные объекты природы: дуб-долгожитель в г.о. Красногорск Московской области, стратотип гжельского яруса в г.о. Раменское Московской области, гнездо аиста в г.о. Лотошино Московской области), 1 прибрежная рекреационная зона областного значения (Хомьяновский залив Рузского водохранилища с прилегающей территорией).
Участились случаи незаконного использования земельных участков под застройку, прокладку дорог и инженерных коммуникаций в границах ООПТ. Причиной, не позволяющей привлечь виновных лиц к ответственности, является отсутствие сведений о границах ООПТ в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
На данном заседании рассмотрены планы по постановке на кадастровый учет всех ООПТ Московской области.
6. Выездное расширенное заседание Комитета с участием Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. на тему «О ходе реализации подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2018–2024 годы» в Богородском г.о.
В рамках мероприятия осуществлен запуск на полную мощность водовода, обеспечивающего чистой питьевой водой жителей Богородского г.о. из Восточной системы водоснабжения. Мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренные подпрограммой «Чистая вода» государственной программы Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2018–2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 863/38, позволят повысить до 95% долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
7. Выездное расширенное заседание Комитета на тему «Реализация проекта по строительству комплекса по переработке отходов «Экоград» в г.о. Зарайск».
Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 N 984/47, предусмотрено строительство современных комплексов по переработке отходов (далее – КПО), включающих сортировочные станции, участки компостирования и захоронения ТКО. Строительство КПО позволяет снизить количество захораниваемых отходов. Всего в Московской области будет построено 12 КПО.
КПО «Экоград» – одно из первых современных предприятий в России, имеющих на вооружении самые передовые технологии по сортировке и переработке ТКО. Это третий комплекс, построенный и введенный в эксплуатацию в Московской области (два других расположены в г.о. Рошаль и г.о. Серебряные Пруды), полностью автоматизированное высокотехнологичное предприятие по сортировке и компостированию КПО.
Мощность КПО – 350 тыс. тонн в год. Финансирование строительства объекта осуществлялось из бюджета Московской области.
КПО включает в себя:
автоматизированный сортировочный комплекс, работа которого направлена на отделение полезных фракций для вторичной переработки (бумаги, металла, стекла, пластика) – 20 % от общего объема поступающих отходов;
зона для компостирования – 30 % от общего объема поступающих отходов;
чаша для захоронения «хвостов», оставшихся после переработки, – не более 50% от общего объема отходов.
Создание инфраструктуры для обеспечения деятельности КПО (дороги, сети энергоснабжения) осуществляется за счет средств регионального бюджета.
8. Расширенное заседание Комитета по экологии и природопользованию на тему «О строительстве и планах по строительству объектов по обращению с отходами на территории Московской области».
Основная цель – актуализация информации о ходе строительства, планах по строительству объектов по обращению с отходами на территории Московской области (комплексов по переработке отходов, мусороперегрузочных станций, мусоросортировочных станций, заводов по термическому обезвреживанию отходов) и перспективах развития отрасли по обращению с ТКО. По итогам принято решение провести в I квартале данного заседания 2020 года круглый стол на тему «Переход на современную систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Итоги работы за 2019 год».
9. Круглый стол на тему «Развитие индустрии вторичной переработки отходов как один из способов решения экологических проблем Московской области».
Участники ознакомились с технологиями утилизации отходов, применяемыми на территории Московской области. По итогам мероприятия отмечена необходимость усиления экологического просвещения и воспитания обучающихся образовательных организаций в области раздельного сбора отходов (далее – РСО).
10. Круглый стол на тему «Лицензирование добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (объем добычи не более 500 куб. метров в сутки)».
Круглый стол проведен в соответствии с протокольным поручением Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. Итогом мероприятия стало создание рабочей группы по межведомственному взаимодействию между органами государственной власти Московской области и Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу (далее – рабочая группа). Кроме того, отмечена необходимость рассмотрения возможности внесения изменений в федеральные законы с целью лицензирования организаций, выполняющих работы по бурению скважин с целью добычи питьевой подземной воды.
В состав рабочей группы вошли представители федерального государственного бюджетного учреждения «Российский федеральный геологический фонд», Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства жилищной политики Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области. В рамках работы подготовлено Соглашение о взаимодействии Правительства Московской области и Федерального агентства по недропользованию (далее – Соглашение) и прилагаемые к Соглашению проекты Порядка выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и Порядка выдачи разрешений на осуществление застройки площадей залегания полезных. Подготовлен проект распоряжения Губернатора Московской области о подписании Соглашения. В 2020 году в течение месяца после подписания Соглашения начнется работа в системе межведомственного взаимодействия.
11. Круглый стол на тему «Законодательное регулирование учета и использования подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
Основная задача мероприятия – обсудить проблемы, связанные с законодательным регулированием учета и использования подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также выявить и найти пути решения проблем, вследствие которых организации, добывающие подземные питьевые воды, проводят работы без специального государственного разрешения – лицензии.
По итогам круглого стола принято решение проработать возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части:
наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению учета объектов добычи подземных вод;
установления требований лицензирования деятельности по бурению скважин, в том числе скважин для добычи подземных вод;
усиления административной ответственности за пользование недрами без лицензии.
12. Заседание экспертной дискуссионной площадки «Открытая трибуна» на тему «Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Подведение итогов за I квартал 2019 года».
Основная цель мероприятия, проведенного по поручению Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю., выявление и обсуждение проблем, связанных с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, применением новых экологических стандартов в Московской области, а также подведение итогов работы региональных операторов за I квартал 2019 года.
Принято решение продолжить работу по мониторингу ситуации в области обращения с отходами, и при необходимости, проводить «кустовые совещания» по обсуждению проблем и путей их решения.
По предложению Комитета по экологии и природопользованию организовано и проведено два Часа Правительства Московской области с выступлением заместителя Председателя Правительства Московской области – министра экологии и природопользования Московской области Куракина Д.А. на тему «О реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды на территории Московской области».
Комитетом инициировано проведение трех выступлений руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:
1. Алексеева Д.А. – начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу с информацией о деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.
2. Савицкого М.Ф. – начальника Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу с информацией о деятельности Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.
3. Астахова В.Г. – руководителя Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов с информацией о деятельности Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Раздел 7. Иные направления деятельности Комитета
Члены Комитета приняли активное участие в 15 мероприятиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и других профильных ведомств и министерств, общественных организаций, среди которых круглые столы, форумы, парламентские слушания и др.
В 2019 году продолжилась работа по проведению экоуроков, в том числе в рамках Всероссийского движения «Сделаем Вместе!».
В течение года деятельность Комитета активно освещалась в средствах массовой информации. Пресс-релизы, информационные сообщения, фоторепортажи о заседаниях Комитета и других важных мероприятиях, выступления членов Комитета и интервью с ними регулярно размещались на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в федеральных, региональных и муниципальных изданиях (печатных и электронных). Члены Комитета принимали участие в теле- и радиовыступлениях.
Комитет выражает признательность всем депутатам Московской областной Думы, Государственно-правовому управлению, Организационно-аналитическому управлению, Управлению по взаимодействию с Московской областной Думой, администрации Губернатора Московской области, работникам аппаратов комитетов Московской областной Думы, работникам исполнительных органов государственной власти Московской области, специалистам, принявшим участие и оказавшим помощь в работе Комитета.
Раздел 8. Итоговая таблица
N п/п | Показатель | 2019 год |
1 | Количество заседаний Комитета, в том числе | 43 |
выездных | 11 | |
расширенных | 26 | |
2 | Количество рассмотренных вопросов на заседаниях Комитета | 204 |
3 | Количество постановлений, подготовленных Комитетом | 11 |
4 | Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным | 7 |
5 | Количество проектов федеральных законов, рассмотренных на заседаниях Комитета | 44 |
6 | Рассмотрено законодательных инициатив и обращений других субъектов Российской Федерации | 8 |
7 | Подготовлено
аналитических записок для Председателя Московской областной Думы по вопросам,
находящимся | 23 |
в том числе по результатам мероприятий в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием членов Комитета | 12 | |
8 | Подготовлено материалов на Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, на Совет законодателей Центрального федерального округа | 3 |
9 | Участие членов Экспертного совета в работе Комитета | 30 |
в заседаниях Комитета | 25 | |
в мероприятиях Комитета | 5 | |
10 | Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет | 326 |
11 | Количество мероприятий, проведенных Комитетом | 34 |
12 | Количество мероприятий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Центрального федерального округа и др., в которых Комитет принял участие
| 15 |
13 | Размещено на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных материалов о деятельности Комитета | 83 |
Раздел 9. Основные задачи Комитета на 2020 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета
Главная цель Комитета в 2020 году остается неизменной – разработка новых законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и внесение изменений в региональное законодательство в сфере экологии и природопользования.
Среди актуальных задач – дальнейшее конструктивное взаимодействие с профильным Министерством экологии и природопользования Московской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, федеральными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями Московской области в целях совершенствования экологического законодательства, развития «зеленой экономики» на основе внедрения современных технологий, повышения культуры производства и потребления, формирования экологически ответственного поведения, сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.
Особое внимание будет уделено проведению совместных мероприятий с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в рамках масштабной реформы отрасли обращения с ТКО. Будет продолжено конструктивное взаимодействие с населением в рамках деятельности рабочих групп по вопросам, вызвавшим наибольший общественный резонанс.
Наряду с законодательной деятельностью важнейшим направлением работы депутатов остается участие в просвещении населения, проведение акций и мероприятий, направленных на информирование жителей о современных способах решения экологических проблем.
Члены Комитета своей работой будут содействовать:
оказанию поддержки детско-юношеским движениям и развитию школьного и студенческого экологического туризма, созданию международного диалога подрастающего поколения в сфере экологии, проведению экологических уроков, конкурсов, олимпиад;
дальнейшему внедрению региональной системы многоуровневого непрерывного экологического образования;
активизации роли средств массовой информации в пропаганде экологических знаний, в том числе стимулированию выпуска социальной экологической рекламы, видеороликов, специальных изданий, обучающих бережному отношению к природе;
внедрению на территории Московской области экономических механизмов, стимулирующих предприятия снижать риски для здоровья населения;
созданию, в том числе и на законодательном уровне, благоприятных условий для привлечения инвестиций в индустрию переработки отходов, стимулированию использования современных технологий в этой сфере;
совершенствованию системы РСО, включающую создание инфраструктуры для переработки и использования в хозяйственном обороте бывших в употреблении материалов и изделий;
распространению информации о современных технологиях обращения с отходами и положительном опыте их внедрения и использования.
Запланировано проведение выездных расширенных заседаний Комитета по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства при рекультивации полигонов ТКО, круглых столов, в том числе посвященных мониторингу атмосферного воздуха, и т. д.
Дальнейшая работа над развитием экологического законодательства позволит выработать комплексные решения для сохранения благоприятной экологической обстановки и повышения уровня комфортности проживания жителей Московской области.