Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Думы Московской области от 10.04.2020 N 22/114-П "О проекте закона Московской области "О театральной деятельности в Московской области"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 10 апреля 2020 г.  N 22/114-П

 

 

О проекте закона Московской области «О театральной деятельности в Московской области»

 

 

Рассмотрев проект закона Московской области «О театральной деятельности в Московской области», внесенный Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Одобрить проект закона Московской области «О театральной деятельности в Московской области». (Прилагается.)

2. Направить проект закона Московской области «О театральной деятельности в Московской области» во фракции в Московской областной Думе, в комитеты, Контрольно-счетную палату Московской области, прокурору Московской области, Государственно-правовое управление Московской областной Думы, Губернатору Московской области для подготовки и представления замечаний и предложений в Комитет по вопросам образования, культуры и туризма в срок до 14.05.2020.

3. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Московской области N 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» направить проект закона Московской области «О театральной деятельности в Московской области» в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области по проведению оценки регулирующего воздействия, для представления заключения в Комитет по вопросам образования, культуры и туризма в срок до 27.05.2020.

3. Поручить Комитету по вопросам образования, культуры и туризма доработать проект закона Московской области «О театральной деятельности в Московской области» с учетом представленных замечаний и предложений, заключения об оценке регулирующего воздействия, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта закона на заседании Московской областной Думы, и внести доработанный проект закона на заседание Московской областной Думы 25.06.2020.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутину Л.Е.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                         И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Одобрен постановлением

Московской областной Думы

от 10 апреля 2020 г.  N 22/114-П

 

Проект

 

Закон

Московской области

 

 

О театральной деятельности в Московской области

 

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

1. Признавая общественную значимость театральной деятельности, с целью сохранения и развития лучших традиций отечественного театрального искусства настоящий Закон определяет правовые основы и социокультурные приоритеты театральной деятельности в Московской области, особенности организации и деятельности театральных организаций в Московской области, а также определяет формы государственной поддержки театральной деятельности.

2. Настоящий Закон распространяется на все театральные организации, осуществляющие театральную деятельность в Московской области (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства).

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

1. В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

театральное дело – организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;

театральная деятельность – процесс, связанный с развитием сети театральных организаций, их правовым, научным, методическим и информационным обеспечением, анализом процессов, происходящих в театральном искусстве, с созданием, организацией показа и показом спектаклей, других представлений, осуществлением театральных проектов, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников театральных организаций;

театральное искусство – один из видов исполнительского искусства, обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и иными особенностями), делающими его сценические произведения – театральные постановки (спектакли) уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;

театральная организация – юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и иные лица, осуществляющие театральную деятельность;

театр – форма театральной организации, основной деятельностью которой является создание и интерпретация произведений литературы и искусства, а также организация их показа в форме спектаклей и иных представлений, осуществления театральных проектов, предоставления сопутствующих услуг в целях формирования и удовлетворения духовных потребностей населения в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;

профессиональный театр – театр, зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, основной артистический и художественный персонал которого имеют профильное образование;

государственный театр – профессиональный театр, созданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке в форме государственного учреждения культуры Московской области;

муниципальный театр – профессиональный театр, созданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке в форме муниципального учреждения культуры;

негосударственный театр – профессиональный театр, созданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, зарегистрированной и осуществляющей свою деятельность на территории Московской области;

самодеятельный (любительский) театр – театр, творческий коллектив, организованный с целью обеспечения качественного досуга и творческой самореализации его участников в сфере театрального искусства, без предъявления требований к его регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве юридического лица;

сценическая (театральная) площадка (сцена) – объект, соответствующий по своим техническим параметрам (свет, звук, оборудование, сопутствующие помещения) для организации создания, показа и проката театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений);

труппа – творческий коллектив, занятый в подготовке и показе театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений), состоящий из основного состава – актеров и вспомогательного состава;

репертуарная политика – деятельность, направленная на формирование репертуара в целях удовлетворения и развития потребностей населения в театральном искусстве, обеспечения творческого роста труппы и развития театральной организации как социокультурного института;

репертуар – совокупность собственных театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) и театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) сторонних театральных организаций, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям, определяющая направления и характер художественно-творческой и социокультурной деятельности театральной организации;

театральная постановка (спектакль, концерт и иное театральное представление) – произведение театрального искусства, созданное на основе пьесы или специального сценария, имеющее общий замысел и конкретное название, предназначенное для показа в живом исполнении;

новая театральная постановка (спектакль, концерт и иное театральное представление) – постановка произведения, ранее не включавшегося в репертуар, а также постановка ранее исполнявшегося в данном театре произведения в случаях изменения основных художественных параметров (режиссерского замысла, состава ведущих исполнителей и основных компонентов художественного оформления);

возобновляемая театральная постановка (спектакль, концерт и иное театральное представление) – постановка, ранее находившаяся в репертуаре театра и заново подготовленная для публичного показа при сохранении ее основных художественных параметров;

театральный проект – один из основных способов организации театральной деятельности в Московской области, комплексная программа взаимосвязанных действий, системных мер по осуществлению театральной организацией в строго обозначенный период времени общественно значимого замысла в сфере театрального дела;

гастрольная деятельность (гастроли) – процесс организации и показа театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) и иных творческих представлений театральной организации вне места её постоянной деятельности, планируемый на срок более одних суток;

показ театральной постановки (спектакля, концерта и иного театрального представления) на гастролях (гастроли) – публичный показ театральной постановки (спектакля, концерта и иного театрального представления) вне собственной сценической (театральной) площадки (сцены) театральной организации, осуществляемый на территории Московской области или за ее пределами длительностью более суток с необходимостью организации транспортировки декораций, костюмов и других сценических средств, проезда и проживания коллектива в средствах размещения по месту проведения публичного показа театральной постановки (спектакля, концерта и иного театрального представления);

показ театральной постановки (спектакля, концерта и иного театрального представления) на выезде (разовый выезд со стационара) – публичный показ театральной постановки (спектакля, концерта и иного театрального представления) вне собственной сценической (театральной) площадки (сцены) театральной организации, осуществляемый на территории Московской области или за ее пределами в пределах одного дня;

Московский областной театральный реестр – информационная система, содержащая сведения о театральных организациях и сценических (театральных) площадках (сценах), расположенных на территории Московской области.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 

Статья 3. Цели и задачи государственной политики Московской области в сфере театральной деятельности

 

1. Целью государственной политики Московской области в сфере театральной деятельности является создание условий для развития и формирования потребностей населения Московской области в театральном искусстве, обеспечение свободы художественного творчества, создание условий для эффективной театральной деятельности в Московской области.

Государственная поддержка театральной деятельности – один из приоритетов государственной политики Московской области в сфере культуры.

2. Государственная политика Московской области в сфере театральной деятельности направлена на решение следующих задач:

поддержка деятельности и механизмов самореализации театральных организаций, обеспечивающих формирование, удовлетворение и развитие интересов населения в отношении театрального искусства;

обеспечение творческой самостоятельности театральных организаций, их прав на свободу художественного творчества, интеграцию в общехудожественный процесс;

стимулирование развития деятельности театральных организаций, в том числе по оказанию платных услуг в государственных и муниципальных театральных организациях способами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

содействие развитию экспериментальных форм театрального искусства;

создание условий для развития благотворительной деятельности в отношении театральных организаций Московской области;

содействие созданию и деятельности ассоциаций, профессиональных союзов, общественных объединений в сфере театральной деятельности в Московской области.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере театральной деятельности

 

1. К полномочиям Московской областной Думы в сфере театральной деятельности в Московской области относятся:

принятие законов Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области;

осуществление мониторинга правоприменительной практики законов Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области.

2. К полномочиям исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области относятся:

разработка центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере культуры (далее – уполномоченный орган) долгосрочных государственных программ Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области;

определение основных задач и социокультурных приоритетов в сфере театральной деятельности в Московской области;

создание и обеспечение благоприятных условий развития театральной деятельности в Московской области;

разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в сфере театральной деятельности в Московской области;

нормативное правовое регулирование театральной деятельности в Московской области;

внедрение современных методов бюджетирования, ориентированных на результат;

формирование государственного задания на оказание государственных услуг;

установление предельных цен (тарифов) на оплату услуг, оказываемых в соответствии с государственным заданием, в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов);

определение перечня платных услуг и согласование цен на услуги, оказываемые государственными театральными организациями Московской области;

создание, реорганизация и ликвидация государственных театральных организаций Московской области, координация и контроль за их деятельностью, совершенствование их материально-технической базы;

установление порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан при посещении ими отдельных платных мероприятий, проводимых государственными театральными организациями Московской области.

участие в информационном обеспечении театральной деятельности, создание информационных систем, содержащих сведения о театральных организациях и сценических (театральных) площадках (сценах), расположенных на территории Московской области;

иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами Московской области.

3. Органы местного самоуправления в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют поддержку театральных организаций, учрежденных и зарегистрированных на территории муниципального образования Московской области, в осуществлении ими театральной деятельности, как на территории соответствующего муниципального образования Московской области, так и за его пределами (по согласованным планам), а также поддержку иным театральным организациям, осуществляющим театральную деятельность на территории муниципального образования, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Закона.

 

Статья 5. Основные формы поддержки театральной деятельности в Московской области

 

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют экономическую, правовую, информационную, методическую и иную поддержку театральной деятельности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

2. Основными формами поддержки театральной деятельности в Московской области являются:

создание условий для развития сети театральных организаций в Московской области;

создание условий для развития гастрольной деятельности (гастролей) театральных организаций в Московской области, а также для профессиональных театров, прибывающих в Московскую область из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

оказание содействия театральным организациям Московской области в создании театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений), их публичном показе и осуществлении театральных проектов, в их участии в международных, всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивалях, конкурсах, смотрах и иных мероприятиях;

содействие популяризации театральной деятельности и театрального искусства в средствах массовой информации;

оказание содействия в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников театральных организаций;

иные формы поддержки театральной деятельности.

 

Статья 6. Виды театров в Московской области, управление театрами, организационная структура театров

 

1. В зависимости от формы собственности на территории Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации функционируют и могут быть созданы государственные, муниципальные и негосударственные театры.

Государственные и муниципальные театры могут быть созданы по типу казенных, бюджетных и автономных учреждений культуры.

2. В зависимости от состава труппы и организационной структуры, театры могут быть профессиональными и самодеятельными (любительскими) театрами (театральными коллективами).

Самодеятельный (любительский) театр (театральный коллектив) может быть создан в форме театральной студии, театрального (драматического) кружка, любительской студии, народного театра и иных формах.

Самодеятельный (любительский) театр (театральный коллектив) может быть детским, юношеским, взрослым или смешанным театром (театральным коллективом), осуществляющим свою деятельность в клубах, домах и дворцах культуры и иных учреждениях.

3. В зависимости от видов театрального искусства на территории Московской области могут быть созданы театры следующих видов: музыкальный театр (театр оперы, балета, музыкальной комедии (оперетты), танца), драматический театр, театр юного зрителя (театр для детей и юношества), театр кукол, театр иных направлений (пантомимы, художественного слова, иллюзии, мимики и жеста), а также театры смешанных видов (музыкально-драматический, оперы и балета, драмы и комедии). 

4. Наименование театра, его вид и организационно-правовая форма, порядок управления театром и иные сведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации определяются в его уставе.

5. Для решения общих вопросов и задач, координации творческой, научной, хозяйственной и другой деятельности театры могут создавать и (или) вступать в международные, федеральные, межрегиональные, региональные и иные объединения театров.

Создание объединений театров, а также вступление в них осуществляется на добровольной основе.

6. Управление государственным и муниципальным театром осуществляется на основе единоначалия по выбору учредителя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Порядок управления негосударственным театром определяется его уставом.

7. Государственный и муниципальный театр самостоятельно формируют свою организационную структуру по согласованию с органом, выполняющим функции учредителя.

8. В информационно-справочных изданиях и на наружной рекламе государственные и муниципальные театры указывают сведения об их ведомственной принадлежности;

9. В целях содействия развитию основной деятельности и формированию репертуарной политики в театрах могут быть созданы экспертные и консультативные органы (советы), не входящие в организационную структуру театра.

 

Статья 7. Виды и планирование деятельности государственных и муниципальных театров в Московской области

 

1. Основная деятельность государственных и муниципальных театров подразделяется на художественно-творческую и производственно-финансовую.

2. К основной художественно-творческой деятельности государственных и муниципальных театров относится:

создание, организация показа и показ театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) в соответствии с репертуарной политикой театра;

создание, организация показа и показ других публичных представлений;

организация и участие в театральных проектах;

предоставление услуг, сопутствующих созданию, организации показа и показу театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) и других публичных представлений.

3.   К основной производственно-финансовой деятельности государственных и муниципальных театров относится:

предоставление в прокат театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) из репертуара театра;

изготовление декораций и предметов художественного оформления театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений);

предоставление на основе договоров юридическим и физическим лицам помещений, постановочных услуг, сценических постановочных средств на проведение совместных театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) и иных публичных представлений;

предоставление своих сценических (театральных) площадок (сцен) другим театральным организациям и профессиональным исполнителям для проведения гастрольной деятельности (гастролей) и выездных мероприятий, совместных театральных проектов и программ;

проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями профессиональных театров, специалистами в области театрального искусства и организации театрального дела;

организация мастер-классов и театральных студий по обучению театрально-сценическому мастерству;

предоставление в прокат и (или) реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий материалов на материальных носителях (видео, фото или другие материалы), связанных с творческой деятельностью театра;

реализация сопутствующих товаров и услуг.

4. Государственные и муниципальные театры в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

5. При планировании художественно-творческой и производственно-финансовой деятельности государственные и муниципальные театры руководствуются:

Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 

уставом театра;

концепцией развития театра;

репертуарной политикой.

6. Планирование деятельности государственных и муниципальных театров осуществляется в соответствии с установленным государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

7. Государственные театры вправе предоставлять льготы физическим и юридическим лицам при посещении театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений).

8. Категории граждан, порядок и условия предоставления льгот для них при посещении театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений), проводимых государственными театрами Московской области, а также перечень государственных театров Московской области, предоставляющих данные льготы, устанавливаются постановлением Правительства Московской области.

9. Иные театральные организации Московской области вправе самостоятельно устанавливать льготы при посещении зрителями театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) и иных публичных мероприятий.

 

Статья 8. Репертуарная политика театров, публичный показ театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений)

 

1. Театр самостоятельно распоряжается продуктами своего интеллектуального и творческого труда, в том числе созданными им театральными постановками (спектаклями, концертами и иными театральными представлениями), определяет свою репертуарную политику, полностью отвечая за формирование своего репертуара, его уровень и социокультурные ориентиры. 

Социокультурная направленность репертуарной политики театра и его ценностные ориентиры являются главным критерием для его учреждения, осуществления его государственной поддержки и закрепляются в уставе театра.

2. Репертуарная политика театра характеризуется:

совокупностью театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений), публичный показ которых осуществляется в течение театрального сезона – текущий (действующий) репертуар театра; 

планом новых и планом возобновляемых театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) – перспективный репертуар театра (на срок до трех лет). 

3. Публичный показ театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) в зависимости от условий его проведения осуществляется на сценической площадке:

на стационаре;

на выезде;

на гастролях;

на фестивалях, конкурсах и иных мероприятиях.

4. Решение о готовности театральной постановки (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) к публичному показу принимается театром самостоятельно.

Количество публичных показов определяется государственным и муниципальным театром самостоятельно с учетом установленного ему государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

5. Вопросы организации публичного показа театральной постановки (спектакля, концерта и иного театрального представления) решаются театром на основании официально установленных нормативов по организации труда работников театра и нормативов по отдельным театральным постановкам (спектаклям, концертам и иным театральным представлениям), разработанным и утвержденным театром самостоятельно.

6. Публичный показ театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) на выезде и на гастролях осуществляется на основании договора.

Гастроли по направленности относят к следующим видам: региональные гастроли (в населенных пунктах Московской области), межрегиональные гастроли (в другом субъекте Российской Федерации), зарубежные гастроли (в другой стране).

7. Для оптимального планирования своей выездной и гастрольной деятельности (гастролей) в Московской области театральные организации вправе пользоваться информационной системой, содержащей, сведения о сценических (театральных) площадках (сценах), расположенных на территории Московской области.

 

Статья 9. Театральный проект

 

1. Театральный проект является одним из основных способов организации театральной деятельности в Московской области, направленным на повышение эффективности творческой и финансово-хозяйственной деятельности театров, оптимизацию их работы со зрительской аудиторией, содействие разрешению средствами театра общественно значимых проблем социокультурной направленности.

2. Театральный проект объединяет различные формы взаимодействия и может быть реализован через комплекс мероприятий административной, управленческой, творческо-художественной направленности, ориентированных на достижение целей театрального проекта и конкретный результат.

 

Статья 10. Финансирование деятельности государственных и муниципальных театров

 

1. Деятельность государственных и муниципальные театров финансируются за счет:

средств бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области соответственно;

доходов театров, полученных от осуществления ими в установленном порядке приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных услуг;

пожертвований и иных безвозмездных поступлений от граждан и юридических лиц;

других источников и поступлений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

2. Финансирование деятельности государственных театров осуществляется путем предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и (или) субсидий на иные цели в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 

Статья 11. Оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных театров

 

Оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных театров осуществляется уполномоченным органом.

 

Статья 12. Московский областной театральный реестр

 

1. Московский областной театральный реестр – информационная система, содержащая сведения о театральных организациях, осуществляющих театральную деятельность в Московской области, которая включает в себя, в том числе, сведения:

о государственных, муниципальных и негосударственных театрах;

о сценических (театральных) площадках (сценах), используемых театральными организациями для гастрольной деятельности (гастролей) и показа театральных постановок (спектаклей, концертов и иных театральных представлений) на выезде, включая сведения об их технических характеристиках;

об иных театральных организациях.

Сведения о театральных организациях включаются в Московский областной театральный реестр в заявительном порядке.

2. Ведение Московского областного театрального реестра осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.

Порядок ведения Московского областного театрального реестра утверждается центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.

 

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Постановление Думы Московской области "О проекте закона Московской области "О театральной деятельности в Московской области" от 10.04.2020 N 22/114-П