Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Думы Московской области от 21.01.2021 N 34/135-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 21 января 20201 г.  N 34/135-П

 

 

О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан»

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьями 103, 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан». (Прилагается.)

2. Назначить официальным представителем Московской областной Думы при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан» Ефимова Т.В. – депутата Московской областной Думы, председателя Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                              И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Вносится

Московской областной Думой

 

Проект

 

 

Федеральный Закон

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан

 

 

Статья 1

 

Внести в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2007, N 45, ст. 5425; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; 2011, N 27, ст. 3873; 2019, N 51, ст. 7486) следующие изменения:

1) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Кредитная организация не имеет права взимать комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации по переводу инициативных платежей, возврату сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим указанные операции, и по операциям по переводу средств самообложения граждан».»;

2) части третью–пятую считать соответственно частями четвертой–шестой.

 

Статья 2

 

Внести в статью 16 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3697; 2008, N 30, ст. 3616) следующие изменения:

1) дополнить новой частью второй следующего содержания:

«Оператор почтовой связи не имеет права взимать комиссионное вознаграждение при почтовом переводе денежных средств – инициативных платежей, за возврат сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление, средств самообложения граждан.»;

2) части вторую–четвертую считать соответственно частями третьей–пятой.

 

Статья 3

 

Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N23, ст. 2758) изложить в следующей редакции:

«2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее – вознаграждение).

Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления инициативных платежей, возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление, и на перевод средств самообложения граждан».

 

 Статья 4

 

Статью 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2014, N 19, ст. 2315; 2016, N 27, ст. 4223; 2018, N 27, ст. 3952; 2019, N 27, ст. 3538) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Банковский платежный агент (субагент) не имеет права взимать вознаграждение при переводе инициативных платежей, возврате сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление, и при переводе средств самообложения граждан.».

 

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Российской Федерации

 

 

 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан»

 

 

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ «О поправке к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» статья 132 Конституции дополнена частью 3, предусматривающей, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего  на соответствующей территории.

Один из механизмов, позволяющих наиболее полно учесть мнение жителей при решении вопросов, относящихся к вопросам местного самоуправления – инициативное бюджетирование.

В Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введено новое понятие «инициативные платежи» – денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.

Статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства самообложения граждан и инициативные платежи отнесены к неналоговым доходам бюджетов.

В соответствии с действующим законодательством кредитными организациями, платежными агентами и операторами почтовой связи может взиматься комиссия за осуществление операций по перечислению средств граждан, ряд операций при этом освобождается от уплаты комиссионного вознаграждения. Например, статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации без взимания платы за обслуживание по указанным операциям.

Однако, за обслуживание при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан, а также при исполнении поручений в случае возврата сумм инициативных платежей может взиматься комиссионное вознаграждение.

Для многих взимание комиссий за осуществление оплаты добровольных инициативных платежей и средств самообложения граждан, а также при исполнении поручений по возврату сумм инициативных платежей представляется несправедливым и оказывает негативное влияние на активность граждан. Пожилые люди, малообеспеченные категории граждан болезненно воспринимают любые дополнительные платежи.

Считаем, что расходы граждан на осуществление инициативных проектов по своей сути имеют не менее важное государственное значение, чем уплата налоговых платежей. Граждане готовы не только предлагать и выбирать наиболее важные для них проекты, но и добровольно направлять свои средства на их софинансирование.

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», «О почтовой связи», «О национальной платежной системе» в части введения запрета на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате инициативных платежей и средств самообложения граждан, а также при исполнении поручений по возврату сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам, осуществившим их перечисление.

Концепция проекта законодательной инициативы поддержана в заключении Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению (далее – Комиссия). Проект закона доработан с учетом замечания Комиссии.

 

 

 

Перечень

законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан»

 

 

 Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.

 

 

Финансово-экономическое обоснование

проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан»

 

 

Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан» не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.

Постановление Думы Московской области "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан" от 21.01.2021 N 34/135-П