Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Думы Московской области от 21.01.2021 N 36/135-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 21 января 20201 г.  N 36/135-П

 

 

Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год

 

 

Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума

 

постановила:

 

Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год. (Приложение.)

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                            И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Приложение

к постановлению

Московской областной Думы

от 21.01.2021 N 36/135-П

 

 

Отчет

о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год

 

 

Раздел 1. Состав Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики

 

В соответствии с постановлением Московской областной Думы от 06.10.2016 N 20/2-П в состав Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики (далее – Комитет) входят следующие депутаты Московской областной Думы:

Гольберт Владимир Львович – член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Ефимов Тарас Васильевич – член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Максимович Павел Иванович – член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Смирнов Александр Эрнстович – член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Председателем Комитета избран Ефимов Тарас Васильевич – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (постановление Московской областной Думы от 29.09.2016 N 15/1-П).

Решением Комитета заместителем председателя Комитета избран Смирнов Александр Эрнстович – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

 

Раздел 2. Основные направления деятельности и формы работы Комитета в 2020 году

 

Деятельность Комитета регламентируется Положением о Комитете, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 02.02.2012 N 15/5-П.

В ведении Комитета находятся вопросы бюджета, финансовой и налоговой политики. Основными направлениями работы Комитета в 2020 году являлись совершенствование законодательства по вопросам своего ведения, взаимодействие с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области, исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, Контрольно-счетной палатой Московской области, а также оказание консультационной и иной помощи по вопросам, относящимся к ведению Комитета, гражданам, обратившимся в Московскую областную Думу.

 

Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы по законопроектной деятельности

 

План работы Московской областной Думы по законопроектной деятельности по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики выполнен.

Деятельность Комитета осуществлялась в соответствии с ежеквартальными планами работы Московской областной Думы.

Помимо ежеквартальных планов работы Московской областной Думы, деятельность Комитета осуществлялась в соответствии с:

планом мероприятий Московской областной Думы по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года (одобрен постановлением Московской областной Думы от 06.02.2020 N 26/106-П);

планом мероприятий Московской областной Думы по празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (одобрен постановлением Московской областной Думы от 06.02.2020 N 27/106-П);

планом мероприятий Московской областной Думы по противодействию коррупции на период 2019 и 2020 годов (утвержден распоряжением Председателя Московской областной Думы от 21.12.2018 N 1044-р);

планом мероприятий Московской областной Думы по реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (утвержден постановлением Московской областной Думы от 14.06.2018 N 30/55-П).

Комитет провел 44 заседания, 19 из которых проведены в расширенном формате и 4 совместных заседания с комитетами Московской областной Думы. Всего на заседаниях Комитета рассмотрено 569 вопросов.

В течение 2020 года Комитет был определен ответственным исполнителем по 34 проектам законов Московской области, 7 из которых разработаны Комитетом. За отчетный период обеспечено принятие Московской областной Думой 32 проектов законов Московской области, по которым Комитет являлся ответственным исполнителем, 2 проекта закона Московской области в ходе их предварительного рассмотрения в Московской областной Думе были отозваны авторами законодательных инициатив.

 

Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2019 и 2020 гг. (по субъектам права законодательной инициативы)

 

N

п/п

Субъект права законодательной инициативы

Количество законопроектов

2019 год

2020 год

Всего внесено

Всего внесено

1         

Комитет

8

7

2         

Губернатор Московской области

22

24

3         

Другие (Контрольно-счетная палата Московской области)

3

 

Всего

30

34

 

Постановление Думы Московской области от 21.01.2021 N 36/135-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год"

Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2019 и 2020 гг. (по субъектам права законодательной инициативы)

 

Постановление Думы Московской области от 21.01.2021 N 36/135-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год"

Результаты рассмотрения проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2019 и 2020 гг.

 

 

Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за 2020 год

 

В целях законодательного обеспечения реализации бюджетной и налоговой политики в Московской области в 2020 году Московской областной Думой принято 32 закона Московской области, а также ряд постановлений Московской областной Думы. В том числе:

 

в сфере бюджетного законодательства:

Законы Московской области N 56/2020-ОЗ, N 83/2020-ОЗ, N 121/2020-ОЗ, N 201/2020-ОЗ, N 275/2020-ОЗ, которыми внесены изменения в Закон Московской области N 261/2019-ОЗ «О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Внесение изменений обусловлено необходимостью:

сокращения сроков процедур закупок для оснащения (переоснащения) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда государственных медицинских учреждений Московской области для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV);

уточнения и перераспределения расходов в целях финансового обеспечения приоритетных задач, связанных с выполнением поручений Послания Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года, обращения Губернатора Московской области, с реализацией мероприятий по профилактике и устранению последствий распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);

уточнения объема средств, подлежащих получению из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

уточнения Программы государственных внутренних заимствований Московской области на 2020 год в целях обеспечения возможности осуществления привлечения и досрочного погашения коммерческих кредитов, находящихся в настоящий момент в долговом портфеле Московской области, за счет заимствований с более низкими процентными ставками, обусловленными продолжающимся снижением ключевой ставки Банка России;

уточнения основных параметров бюджета Московской области в текущих экономических условиях, с учетом динамики поступления собственных доходов бюджета Московской области и оптимизации расходов, приостановкой финансирования мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);

перераспределения средств бюджета Московской области, высвободившихся в связи со сложившейся экономией в результате проведения конкурентных процедур, уточнения фактической потребности в средствах.

Закон Московской области N 18/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О развитии инициативного бюджетирования в Московской области» принят в целях дополнения перечня инициаторов проектов инициативного бюджетирования новым инициатором – депутатом Московской областной Думы, а также в целях установления правового регулирования порядка формирования проектов инициативного бюджетирования в случае, если инициатором проекта инициативного бюджетирования является депутат Московской областной Думы. В частности, установлено, что такой проект инициативного бюджетирования формируется с учетом мнения жителей, выраженного посредством решения жителей, принятого на одном из следующих мероприятий:

встреча депутата Московской областной Думы с избирателями;

общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме;

публичные слушания, общественные обсуждения;

собрания граждан;

обращения жителей к депутату Московской областной Думы.

В 2020 году в Московской области в результате народного голосования для реализации в 2020 году отобрано почти 600 наиболее значимых для жителей Московской области проектов. (На них направлено более 650,0 млн. рублей, в том числе 500,0 млн. рублей из бюджета Московской области.)

Закон Московской области N 32/2020-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Законом установлены правовые основы распределения средств, выделенных на финансирование дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения, оказание материальной помощи и проведение подписки на периодические издания отдельных категорий граждан, проведение мероприятий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам, установленным в Российской Федерации и Московской области, отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области и законами Московской области к ведению и полномочиям Московской области.

Всего в бюджете Московской области на 2020 год на реализацию указанных мероприятий предусмотрено 250,0 млн. рублей, которые были направлены на финансирование мероприятий в следующих сферах: образование – 18,3 млн. рублей, здравоохранение – 76,3 млн. рублей, социальная защита населения, включая адресную материальную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – 146,4 млн. рублей.

Закон Московской области N 41/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Контрольно-счетной палате Московской области» принят в целях:

приведения положений Закона Московской области N 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области» в соответствие с вновь принятыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности, уточнены полномочия Контрольно-счетной палаты Московской области в части установления полномочий по осуществлению подготовки предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями средств бюджета Московской области, главными администраторами доходов бюджета Московской области, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового аудита (подготовка предложений по совершенствованию внутреннего финансового контроля из полномочий контрольно-счетных органов исключена); уточнен перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля в части расширения перечня объектов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым, в том числе, относятся юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, а также исполнители (поставщики, подрядчики) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования); уточнены понятия методов осуществления внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палатой Московской области в части состава проверяемой отчетности; уточнен состав методов осуществления контрольных мероприятий в части исключения метода «обследование»; уточнен порядок направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и принятия по ним решений в части установления обязанности Контрольно-счетной палаты Московской области направления копии уведомления о применении бюджетных мер принуждения участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие, а также установления порядка и сроков принятия решения о применении бюджетных мер принуждения в случае поступления в Контрольно-счетную палату Московской области запроса финансового органа Московской области об уточнении сведений;

совершенствования реализации полномочий Контрольно-счетной палаты Московской области:

расширен перечень мероприятий, в которых должностные лица Контрольно-счетной палаты Московской области имеют право принимать участие, совещаниями, проводимыми в исполнительных органах государственной власти и государственных органах Московской области;

расширен состав действий Контрольно-счетной палаты Московской области при осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю (осуществляется подготовка и представление письменных разъяснений на запросы Московской областной Думы, депутатов Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Правительства Московской области по предотвращению и устранению нарушений бюджетного законодательства, иным вопросам, входящим в компетенцию Контрольно-счетной палаты Московской области, оформленных и направленных в порядке, установленном Регламентом Московской областной Думы и Регламентом Правительства Московской области);

уточнены порядки представления информации по запросам Контрольно-счетной палаты Московской области в части запросов, составляемых непосредственно при осуществлении контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в помещении или на территории объекта внешнего государственного финансового контроля; планирования деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области; взаимодействия Контрольно-счетной палаты Московской области с органами государственной власти.

Закон Московской области N 35/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджетном процессе в Московской области» принят в целях приведения Закона Московской области N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Уточнены категории муниципальных образований, к которым применяются меры контроля в форме внешней проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов.

Закон Московской области N 119/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджетном процессе в Московской области» принят в целях обеспечения открытости бюджетного процесса в условиях ограничений на проведение публичных мероприятий, введенных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Установлена возможность проведения публичных слушаний по проектам законов о бюджете Московской области, о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, об исполнении бюджета Московской области и об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области как в очной, так и в заочной (дистанционной) форме.

Закон Московской области N 129/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О сроке, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов и городских округов Московской области» принят в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления Московской области.

Закон Московской области N 130/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об установлении единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, подлежащего зачислению в бюджет Московской области» принят в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления Московской области.

Закон Московской области N 147/2020-ОЗ «Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год», которым утвержден отчет об исполнении бюджета Московской области за 2019 год. Бюджет Московской области за 2019 год исполнен по доходам в сумме 572,3 млрд. рублей, по расходам – в сумме 639,8 млрд. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета Московской области) на сумму 67,5 млрд. рублей. Фактический объем средств, направленных за 2019 год на исполнение публичных нормативных обязательств, составил 48,0 млрд. рублей. Установлено, что фактический объем государственного долга Московской области на 1 января 2020 года составил 168,0 млрд. рублей, в том числе по государственным гарантиям Московской области – 0 рублей.

Закон Московской области N 206/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджетном процессе в Московской области» принят в целях приведения положений Закона Московской области N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» в соответствие с действующим федеральным законодательством и законодательством Московской области, в том числе в связи с изменением административно-территориального деления Московской области и упразднением муниципальных районов, городских и сельских поселений,  начиная с 2021 года.

Также Закон Московской области N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» дополнен положениями о проверке годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области и им установлен порядок представления в финансовый орган Московской области утвержденных местных бюджетов, отчетов об их исполнении и иной бюджетной отчетности.

В связи с изменением федерального законодательства в расчетных показателях так называемого «отрицательного» трансферта установлено требование по учету не только налоговых, но и неналоговых доходов местных бюджетов. Исключена норма, о необходимости выделения в составе ведомственной структуры расходов бюджета Московской области раздельно по каждому инвестиционному проекту, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета.

Уточнено положение о представлении одновременно с проектом закона о бюджете Московской области в Московскую областную Думу проекта бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период (проекта изменений бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период), из данного документа исключена необходимость представления показателей финансового обеспечения государственных программ Московской области.

Предоставлена возможность размещения средств бюджета на банковских депозитах, переходящих на очередной финансовый год.

Закон Московской области N 225/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О межбюджетных отношениях в Московской области» принят в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области.

Закон Московской области N 251/2019-ОЗ «О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Определяющими факторами формирования бюджетной политики Московской области на 2021–2023 годы являются снижение темпов социально-экономического развития региона в результате последствий распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в 2020 году и связанные с пандемией ограничительные меры.

Приоритетами расходов на 2021–2023 годы остаются социальная направленность, обеспечение реализации всех действующих и принимаемых обязательств, сохранение необходимой доли инвестиционных расходов в общем объеме расходов бюджета Московской области.

С целью обеспечения сбалансированности бюджета Московской области были предприняты меры по оптимизации в максимальной степени расходов, не носящих первоочередной и социально значимый характер, ограничению принятия новых расходных обязательств, пересмотру отраслевых приоритетов расходования бюджетных средств.

Прогнозируемые объемы налоговых и неналоговых доходов бюджета Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов определены с учетом основных показателей развития экономики Московской области на 2021–2023 годы, данных главных администраторов доходов о прогнозе поступлений в соответствии с методиками прогнозирования доходов бюджета.

В расчетах учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области на 2021–2023 годы.

Расходы бюджета Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформированы в рамках 19 государственных программ Московской области и одной адресной программы Московской области, а также ориентированы на достижение целей и задач 11 национальных проектов.

Общий объем доходов бюджета Московской области составит: в 2021 году – 589 854 757 тыс. рублей; в 2022 году – 623 320 021 тыс. рублей; в 2023 году – 669 849 401 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Московской области составит: в 2021 году – 642 215 058 тыс. рублей; в 2022 году – 679 508 156 тыс. рублей; в 2023 году – 761 625 397 тыс. рублей.

Закон Московской области N 272/2020-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Установлены правовые основы распределения средств, выделенных на финансирование дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения, оказание материальной помощи и проведение подписки на периодические издания отдельных категорий граждан, проведение мероприятий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам, установленным в Российской Федерации и Московской области, отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области и законами Московской области к ведению и полномочиям Московской области на 2021 год.

Всего в бюджете Московской области на 2020 год на реализацию указанных мероприятий предусмотрено 250,0 млн. рублей, которые были направлены на финансирование мероприятий в следующих сферах: образование – 21,4 млн. рублей, здравоохранение – 83,9 млн. рублей, социальная защита населения, включая адресную материальную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – 140,2 млн. рублей.

Закон Московской области N 285/2020-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области» принят в целях установления в законодательстве Московской области форм государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности; направлений, по которым будет оказываться финансовая поддержка из бюджета Московской области в форме субсидий (в частности, в сфере промышленности, в том числе предлагается установить отдельные требования при осуществлении финансовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в сфере обращения с отходами; в сфере инновационной политики в Московской области; в сфере сельского хозяйства; в сфере оказания гостиничных услуг; в сфере культуры; в сфере туризма и туристской деятельности); установления основных требований к субъектам малого и среднего предпринимательства для предоставления им из бюджета Московской области субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, а также видов недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, на возмещение которых может быть направлена такая субсидия.

Внесены изменения в следующие законы Московской области:

Закон Московской области N 84/2016-ОЗ «О промышленной политике в Московской области»;

Закон Московской области N 15/2011-ОЗ «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области»;

Закон Московской области N 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области»;

Закон Московской области N 96/2010-ОЗ «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области»;

Закон Московской области N 81/2013-ОЗ «О государственной политике в сфере культуры в Московской области»;

Закон Московской области N 186/2014-ОЗ «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области»;

Закон Московской области N 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области».

 

в сфере налогового законодательства:

Закон Московской области N 60/2020-ОЗ «О внесении изменений в статью 26.18 «Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств» Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области». Статья 26.18 Закона Московской области N-151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» дополнена положением, предусматривающим увеличение срока действия льготы по освобождению от налога на имущество с четырех до семи налоговых периодов в отношении федеральных учреждений, осуществивших капитальные вложения в объекты основных средств в объеме не менее 50 млн. рулей и включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля».

Закон Московской области N 61/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области». Законом установлено, что:

вместо Отчета о результатах действия Закона Московской области N-151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» для налогоплательщиков-организаций и Отчета о результатах предоставления налоговых льгот налогоплательщикам-физическим лицам в Московскую областную Думу представляется Отчет о налоговых расходах Московской области за отчетный финансовый год, а также установлен срок его представления до 1 октября года, следующего за отчетным годом;

налогоплательщики представляют в территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы и уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области уточненные формы расчетов сумм налоговых льгот и отчетов об их использовании, уточненные расчеты сумм высвободившихся средств в результате пользования льготой;

с 01.01.2021 для четырех категорий налогоплательщиков установлено условие использования налоговых льгот – направление высвобожденных в результате пользования налоговыми льготами средств на развитие организации в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».

Закон Московской области N 67/2020-ОЗ «О дополнении Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» статьей 26.29 «Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены здания и (или) помещения, используемые для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), а также объектов общественного питания и бытового обслуживания». Новой статьей 26.29 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» для организаций, на балансе которых учтены здания и (или) помещения, используемые для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), а также объектов общественного питания и бытового обслуживания, установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций на период действия режима повышенной готовности в связи с распространением на территории Московской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) при условии снижения данными организациями в указанный период для своих арендаторов, которые приостановили свою деятельность в связи с введением режима повышенной готовности, арендных платежей не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций по данному объекту недвижимости, и земельного налога за земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, и не менее чем на 50 процентов изначально действовавшей арендной ставки. Налоговая льгота установлена на период с 01.03.2020 и до окончания режима повышенной готовности, но не ранее 01.07.2020, то есть не менее чем на четыре месяца, в размере не более начисленного налога на имущество организаций за указанный период за соответствующий объект недвижимости, сдаваемый в аренду.

Закон Московской области N 159/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области». Законом уточнены положения статей 4 и 26.29 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в том числе установлена налоговая льгота для организаций, которые приостановили свою деятельность в связи с введением режима повышенной готовности, в размере 50 процентов суммы налога на имущество организаций, начисленной за период действия режима повышенной готовности, в отношении используемой собственником площади объекта недвижимости пропорционально к общей площади объекта недвижимости, а также уточнен размер налоговой льготы, предоставляемой организациям, снизившим арендную плату арендаторам, приостановившим деятельность в связи с ведением режима повышенной готовности, а именно, установлено, что налоговая льгота в указанном случае предоставляется в размере суммы налога на имущество организаций, начисленной за период действия режима повышенной готовности, в отношении сдаваемой в аренду арендаторам площади объекта недвижимости пропорционально к общей площади объекта недвижимости.

Закон Московской области N 160/2020-ОЗ «О дополнении Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» статьей 26.30 «Льготы, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям» принят в целях оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Московской области, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). На территории Московской области для них установлена льгота в виде освобождения их от налога на имущество организаций и транспортного налога.

Закон Московской области N 161/2020-ОЗ «О дополнении Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» статьей 26.31 «Льготы, предоставляемые лицам, которые впервые приобрели недвижимое имущество на территории Московской области». Законом установлена льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога лиц, которые впервые приобрели в собственность недвижимое имущество на территории Московской области, но не более чем по одному транспортному средству, являющемуся объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, кроме мотоциклов, мотороллеров, автобусов, тракторов, водных и воздушных транспортных средств. Льгота установлена в целях увеличения налогового потенциала Московской области.

Закон Московской области N 223/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» и в Закон Московской области «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» принят в целях поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в период экономического кризиса, в том числе связанного с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области.

Законом продлевается на один год (до 31.12.2021) действие нулевых налоговых ставок (налоговых каникул) по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научных сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и пониженной налоговой ставки в размере 10 процентов по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, осуществляющих 49 видов экономической деятельности, установленных Законом Московской области N 9/2009-ОЗ «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения».

Закон Московской области N 249/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области» принят в целях привлечения инвестиций на территории отдаленных муниципальных образований, создания новых рабочих мест и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Московской области.

Законом внесены изменения, устанавливающие для организаций, осуществляющих деятельность на территории городских округов Московской области, перечень которых указан в приложении к Закону, размер ставки налога на прибыль организаций, используемой для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, в размере 5 процентов.

Правом применения указанного вычета смогут воспользоваться организации, осуществляющие следующие виды экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства; транспортировка и хранение; деятельность по предоставлению мест для временного проживания.

Закон вступает в силу с 01.01.2021.

Закон Московской области N 230/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» принят в целях совершенствования законодательства Московской области в сфере льготного налогообложения.

Законом предусматриваются:

установление до 10 лет срока применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной статьей 26.18 Закона Московской области N-151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», налоговой льготой смогут воспользоваться инвесторы, основными видами экономической деятельности которых являются: «Сельское, лесное хозяйство, охота рыболовство и рыбоводство», «Обрабатывающие производства», «Транспортировка и хранение», деятельность по предоставлению мест для временного проживания, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в отношении объекта основных средств, расположенного на территории одного из городских округов Московской области, перечень которых указан в приложении к Закону, и принятых на учет после 01.01.2021;

в связи с обращениями УФНС России по Московской области – уточнение положения статьи 26.18 Закона Московской области N-151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» о нераспространении действия указанной статьи на объекты, которые предназначены для оптовой и розничной торговли;

продление налоговой льготы, установленной статьей 26.26 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» до 01.01.2023, что позволит привлечь в Московскую область 13 крупных налоговых резидентов с ежегодным объемом поступлений налогов до 8,4 млрд. рублей;

признание утратившими силу статьи 8, 26.2 и 26.23 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».

Закон вступает в силу с 01.01.2021, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Закон Московской области N 231/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О патентной системе налогообложения на территории Московской области». Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 34643 и 34645 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом увеличиваются с 01.01.2021 значения потенциально возможного годового дохода (далее – ПВГД) на размер увеличения коэффициента-дефлятора, установленного приказом Минэкономразвития России от 21.10.2019 N 684 на 2020 год относительно его значения, действовавшего в 2019 году, что составляет 4,7 процента.

Для отдельных видов деятельности (с особо низким уровнем ПВГД) предусмотрена дополнительная индексация ПВГД на 11 процентов для категории индивидуальных предпринимателей, в том числе с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 262 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», согласно которым налогоплательщики вправе при соблюдении установленных условий уменьшать сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности. При этом размер ПВГД устанавливается на единицу физического показателя.

Принятие вышеуказанных изменений приведет к увеличению в 2021 году доходной части бюджетов муниципальных образований Московской области в размере порядка 794 млн. рублей.

Кроме того, уточняются наименования отдельных видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Закон вступает в силу с 01.01.2021.

Закон Московской области N 232/2020-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2021 год». В Московской области установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в размере 2,27647.

В результате ежемесячный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, работающих в Московской области по патенту, останется на уровне 2020 года и составит 5 092 рубля.

На заседании Московской областной Думы 29 октября 2020 года рассмотрен и принят к сведению Отчет о налоговых расходах Московской области за 2019 год (постановление Московской областной Думы от 29.10.2020 N 27/129-П).

В 2020 году в целях приведения норм Регламента Московской областной Думы в соответствие с вновь принятыми изменениями в Закон Московской области N 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области» в части установления порядка оформления и направления Московской областной Думой, депутатами Московской областной Думы в Контрольно-счетную палату Московской области обращений по вопросам о предотвращении и устранении нарушений бюджетного законодательства, иным вопросам, входящим в компетенцию Контрольно-счетной палаты, по которым Контрольно-счетная палата Московской области в соответствии с Законом Московской области N 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области» осуществляет подготовку и представление письменных разъяснений, приняты изменения в Регламент Московской областной Думы (постановление Московской областной Думы от 14.05.2020 N 27/117-П «О внесении изменений в Регламент Московской областной Думы»).

С целью совершенствования правовых норм, регулирующих деятельность органов Московской областной Думы, в части установления возможности проводить заседания Совета Московской областной Думы и комитетов Московской областной Думы в режиме видеоконференции приняты изменения в Регламент Московской областной Думы и в Положение о комитетах Московской областной Думы (постановление Московской областной Думы от 28.05.2020 N 44/118-П «О внесении изменений в некоторые постановления Московской областной Думы»).

 

Раздел 5. Законодательные инициативы Московской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

 

Московской областной Думой в целях закрепления роли субъектов Российской Федерации по осуществлению правового регулирования, организации проведения и контроля прохождения процессов в сфере инициативного бюджетирования подготовлены поправки к проекту федерального закона N 893063-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление Московской областной Думы от 19.03.2020 N 31/111-П). Поправки Московской областной Думы учтены при принятии Федерального закона от 20 июля 2020 года N 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Получено положительное заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению на подготовленный Комитетом проект законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан». Предлагается внести изменения в ряд федеральных законов в части введения запрета на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате инициативных платежей и средств самообложения граждан, а также при исполнении поручений в случае возврата сумм инициативных платежей банками и иными платежными агентами.

Концепция проекта законодательной инициативы поддержана в заключении Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению.

В течение 2020 года Комитетом были рассмотрены 96 проектов федеральных законов по профилю деятельности Комитета, в том числе 64 проекта федеральных законов до принятия их в первом чтении, по которым подготовлены предложения по подготовке отзывов Московской областной Думы на проекты федеральных законов (постановлениями Московской областной Думы 50 проектов федеральных законов были поддержаны, 14 – не поддержаны); остальные 32 проекта федеральных законов (в том числе 12 проектов федеральных законов, инициаторами которых являются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации) не требовали внесения на рассмотрение Московской областной Думы в соответствии с главой 23 Регламента Московской областной Думы.

 

Раздел 6. Работа с обращениями граждан и организаций

 

Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2020 году, в сравнении с 2019 годом по отраслям правового регулирования

 

N

п/п

Тематика обращений

Показатель

2020 год

2019 год

1                     

Имущественные отношения

6

1

2                     

Земельные отношения

2

2

3                     

Бюджетные отношения

16

5

4                     

О реструктуризации по кредитным договорам и договорам займа в валюте

-

1

5                     

Налоговые отношения

16

7

6                     

Транспортный налог

2

10

7                     

Обращения по вопросам жизненных проблем, в т.ч. долевого строительства

7

6

 

Всего

49

32

 

 

Результаты рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2020 году, в сравнении с 2019 годом

 

N

п/п

Показатель

Количество обращений

2020 год

2019 год

1         

Поступило всего,

из них:

49

32

2         

Дан ответ по существу

42

32

3         

Направлено в другие организации

6

-

4         

На рассмотрении

1

-

 

Раздел 7. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом

 

Количество мероприятий, проведенных Комитетом в 2020 году в сравнении с 2019 годом

 

N п/п

Мероприятия

Проведено всего

2020 год

2019 год

 

1                

Публичные слушания

2

2

 

2                

Круглые столы

1

6

 

3                

Заседания Комитета

44

36

 

4                

Выставка архивных документов на тему «Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны»

1

-

 

5                

Выездные семинары-совещания

4

8

 

6                

Комиссии, рабочие группы, коллегии, рабочие совещания, парламентско-общественные слушания, обучающие семинары, вебинары, «онлайн-университет налоговой грамотности» и др.

42

29

 

 

Всего

94

81

 

 

В течение 2020 года Комитетом проводились мероприятия, направленные на обеспечение публичности обсуждения реализации законодательства Московской области, а также планируемых изменений законодательства Московской области.

В соответствии с пунктом 4 постановления Московской областной Думы от 04.06.2020 N 6/119-П «О проекте закона Московской области «Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год» проведены публичные слушания по проекту закона Московской области «Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год» с участием депутатов Московской областной Думы, представителей Правительства Московской области, представителей Контрольно-счетной палаты Московской области, представителей муниципальных районов и городских округов Московской области, общественных организаций Московской области, жителей Московской области и прессы.

В соответствии с пунктом 3 постановления Московской областной Думы от 29.10.2020 N 9/129-П «О проекте закона Московской области «О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» проведены публичные слушания по проекту закона Московской области «О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

17.07.2020 состоялось заседание круглого стола на тему «Меры поддержки малого, среднего бизнеса и социального предпринимательства в условиях пандемии коронавируса».

На заседании круглого стола обсудили меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях борьбы с эпидемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), принятые законы Московской области, а также меры, принятые на федеральном уровне по поддержке организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также самозанятых граждан.

По итогам круглого стола принято решение продолжить текущий мониторинг внедрения на территории Московской области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Комитетом совместно с комитетами Московской областной Думы были проведены заседания:

05.02.2020 Комитетом совместно с Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики проведено расширенное заседание на тему «Реализация средств материнского капитала жителями Московской области, в том числе в целях улучшения жилищных условий с использованием льготного ипотечного кредитования»;

03.03.2020 Комитетом совместно с Комитетом по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике проведено расширенное заседание на тему «Обсуждение проекта федерального закона N 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По итогам данного мероприятия подготовлены предложения по внесению изменений в федеральное законодательство (проект законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан»);

15.10.2020 Комитетом совместно с Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма проведено расширенное заседание на тему «О мерах поддержки туристической отрасли»;

19.11.2020 Комитетом совместно с Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма проведено расширенное заседание на тему «О мерах поддержки туристической отрасли».

По итогам всех проведенных Комитетом мероприятий подготовлены и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Московской областной Думы итоговые документы (итоговые протоколы, рекомендации, резолюции и т.д.).

В 2020 году к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на официальном сайте Московской областной Думы была открыта выставка архивных документов на тему «Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны».

Данная выставка была подготовлена совместно с Главным архивным управлением Московской области.

На выставке представлено более 60 архивных документов, затрагивающих вопросы восстановления экономики региона после немецко-фашистской оккупации. Из представленных документов можно узнать о бюджете того времени, сколько средств понадобилось на восстановление экономики региона после оккупации, какому району потребовались наибольшие финансовые ресурсы, ознакомиться с отчетами и списком имущества, пострадавшего от бомбежек в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Для Московской областной Думы это первый опыт проведения выставки в онлайн формате.

29.10.2020 проведен обучающий семинар на тему «О ходе реализации проектов инициативного бюджетирования в Московской области». Семинар был организован совместно с аппаратом Московской областной Думы. В работе семинара приняли участие представители Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России, представитель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области – Министерства экономики и финансов Московской области, Главного Управления территориальной политики Московской области, депутаты Московской областной Думы, помощники депутатов Московской областной Думы, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Комитет продолжает работу по подготовке предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере развития инициативного бюджетирования (в частности подготовлен проект законодательной инициативы Московской областной Думы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан»). При Комитете создана временная рабочая группа для разработки изменений в законодательство Московской области в целях введения новых и развития существующих форм инициативного бюджетирования, а также приведения в соответствие с федеральным законодательством.

01.12.2020 Главное управление территориальной политики Московской области объявило о проведении конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования в Московской области на 2021 году.

Депутаты Московской областной Думы приняли активное участие в подготовке проектов инициативного бюджетирования и представили их на конкурсный отбор. Для проведения конкурсного отбора для реализации в 2021 году на интернет-портале «Добродел» размещено более 500 мероприятий, подготовленных депутатами Московской областной Думы.

В рамках осуществления контрольной деятельности Московской областной Думы по контролю за исполнением бюджета Московской области во взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Московской области: Комитетом осуществлялся текущий мониторинг исполнения бюджета Московской области, проведены расширенные тематические заседания Комитета о ходе исполнения бюджета Московской области за 3 месяца, за 1 полугодие и за 9 месяцев текущего финансового года с участием представителей Министерства экономики и финансов Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области и представителей профильных комитетов Московской областной Думы; организованы в рамках «Часа Правительства Московской области» выступления с информационными сообщениями министра экономики и финансов Московской области на темы: «О ходе реализации национальных проектов в Московской области»; «Регулирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Московской области. Финансовое положение муниципальных образований (итоги и прогноз), единые и дополнительные нормативы отчислений от налогов, новации межбюджетных отношений, целевые трансферты, задачи»; во взаимодействии с территориальными исполнительными органами федеральной государственной власти в рамках «Часа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» выступления с информацией о деятельности федеральных управлений: Руководителя Управления Федерального казначейства по Московской области и Руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Московской области.

В течение 2020 года с целью совершенствования взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, оказания консультативной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области члены Комитета приняли участие в подготовке и проведении Московской областной Думой четырех выездных семинаров-совещаний, на которых освещались вопросы формирования бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, в том числе вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, а также актуальные вопросы изменения федерального законодательства и законодательства Московской области в налоговой и бюджетной сферах.

В течение 2020 года при поддержке Комитета по вопросам бюджета, финансов и налоговой политики Московской областной Думы УФНС России по Московской области на базе информационной площадки открытого диалога «РСН–Infоrmation» проводился цикл практических конференций «Онлайн-университет налоговой грамотности», созданный Московским областным отделением Российского союза налогоплательщиков, УФНС России по Московской области, Союзом журналистов Подмосковья, адвокатским бюро «Юрлов и Партнеры».

 

Раздел 8. Иные направления деятельности Комитета в 2020 году

 

8.1. Взаимодействие с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области

 

В своей деятельности по вопросам ведения Комитет взаимодействует со всеми министерствами и главными управлениями Московской области. Представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области принимали участие во всех расширенных заседаниях Комитета и публичных мероприятиях Московской областной Думы, за проведение которых Комитет был ответственным.

В отчетном периоде по предложению Комитета:

в целях обсуждения подходов к регулированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Московской области по результатам проведенной в 2014–2019 годах в Московской области муниципальной реформы, в ходе которой муниципальные районы преобразованы в городские округа, с 2021 года в межбюджетных отношениях бюджеты 64 городских округов будут учитываться как бюджеты единой территории, на заседании Московской областной Думы в рамках «Часа Правительства Московской области» выступила министр экономики и финансов Московской области с информационным сообщением на тему «Регулирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Московской области. Финансовое положение муниципальных образований (итоги и прогноз), единые и дополнительные нормативы отчислений от налогов, новации межбюджетных отношений, целевые трансферты, задачи»;

в целях контроля за реализацией национальных проектов в Московской области в 2020 году на заседании Московской областной Думы в рамках «Часа Правительства Московской области» выступила министр экономики и финансов Московской области с информационным сообщением на тему «О ходе реализации национальных проектов в Московской области».

На расширенных заседаниях Комитета при участии представителей Министерства экономики и финансов Московской области проводился анализ хода исполнения бюджета Московской области в 2020 году на основании отчетов об исполнении бюджета Московской области, представляемых в Московскую областную Думу Губернатором Московской области Воробьевым А.Ю. в соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В течение 2020 года Комитетом проводились рабочие совещания по проектам законов Московской области с участием представителей профильных министерств и Правового управления Губернатора Московской области.

В конце 2020 года (25.11.2020) Комитетом создана временная рабочая группа с участием представителей Главного территориального управления Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области и Правового управления Губернатора Московской области по разработке проекта закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О развитии инициативного бюджетирования в Московской области» в целях совершенствования нормативно-правового регулирования инициативного бюджетирования в Московской области, в том числе приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства.

 

8.2. Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Московской области

 

Взаимодействие Московской областной Думы с Контрольно-счетной палатой Московской области, в том числе планирование деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Законом Московской области N 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области».

Одним из способов осуществления контрольной деятельности Московской областной Думы является контроль за исполнением бюджета Московской области во взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Московской области.

Комитет участвует в контроле за исполнением бюджета Московской области.

В соответствии с законодательством в Московскую областную Думу в 2020 году были представлены:

Губернатором Московской области – отчеты об исполнении бюджета Московской области за I квартал, полугодие и за 9 месяцев 2019 года;

Контрольно-счетной палатой Московской области – информация о ходе исполнения бюджета Московской области за первый квартал, полугодие и за девять месяцев 2020 года.

В 2020 году Комитетом на основе информации по результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Московской области на постоянной основе проводился текущий мониторинг исполнения бюджета Московской области, а также анализ эффективности использования средств бюджета Московской области.

Комитетом проводились расширенные заседания по рассмотрению хода исполнения бюджета Московской области за отчетные периоды. В заседаниях приняли участие представители Министерства экономики и финансов Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области, депутаты Московской областной Думы.

Контрольно-счетная палата Московской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Московской областной Думой и ей подотчетным. В соответствии с законодательством Московской области ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области, итогах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляется в Московскую областную Думу до 1 июня года, следующего за отчетным.

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области за 2019 год рассмотрен Московской областной Думой и принят к сведению (постановление Московской областной Думы от 09.07.2020 N 102/122-П).

В целях реализации полномочий Московской областной Думы при планировании деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области на основе поступивших в Комитет предложений комитетов и фракций в Московской областной Думе Комитетом в установленном Регламентом Московской областной Думы порядке подготовлен проект постановления Московской областной Думы «О поручении Контрольно-счетной палате Московской области о проведении плановых экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в 2021 году».

Помимо указанных документов, Комитетом рассматривались информационные материалы по итогам проведенных Контрольно-счетной палатой Московской области контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, заключения Контрольно-счетной палаты Московской области на проекты законов Московской области и иные обращения Контрольно-счетной палаты Московской области.

Также во взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Московской области Комитетом проводится текущий правовой мониторинг Закона Московской области N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области», Закона Московской области N 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области», Закона Московской области N 32/2020-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Контрольно-счетной палатой подготовлены и внесены на рассмотрение Московской областной Думы 3 проекта закона Московской области, 2 из которых были приняты Московской областной Думой.

В рамках полномочий Контрольно-счетная палата Московской области проводила финансово-экономическую экспертизу проектов законов Московской области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований), по которым Комитет был определен ответственным исполнителем, в части, касающейся расходных обязательств Московской области, экспертизу проектов законов о бюджете Московской области и об исполнении бюджета Московской области за 2019 год, а также оценку эффективности предоставления в Московской области налоговых и иных льгот и преимуществ. Соответствующие заключения Контрольно-счетной палаты Московской области, замечания и предложения по проектам законов рассматривались Комитетом.

В рамках полномочий Московской областной Думы Комитетом подготовлен проект постановления Московской областной Думы «Об увеличении фонда оплаты труда Контрольно-счетной палаты Московской области», принятый Московской областной Думой (постановление Московской областной Думы от 10.12.2020 N 45/133-П).

 

8.3. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области

 

В течение 2020 года Комитетом осуществлялось тесное взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы (далее – УФНС) по Московской области. Представители УФНС по Московской области приняли участие в проведенных Комитетом круглых столах, расширенных заседаниях Комитета, рабочих совещаниях при обсуждении вопросов совершенствования налогового законодательства Московской области.

Члены Комитета и сотрудники аппарата Комитета приняли участие в проводимых УФНС по Московской области публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики налоговых органов Московской области
в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В 2020 году в соответствии с Положением о порядке рассмотрения в Московской областной Думе информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на территории Московской области, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.11.2017 N 25/37-П, Комитет провел работу по обеспечению рассмотрения на заседании Московской областной Думы информации о деятельности УФНС по Московской области и Управления Федерального казначейства по Московской области.

Ежеквартально Управлением Федерального казначейства по Московской области в Московскую областную Думу представлялась информация о финансировании на территории Московской области мероприятий в рамках реализации национальных проектов, которая рассматривалась в Комитете в ходе текущего мониторинга исполнения бюджета Московской области.

Московской областной Думой принята к сведению информация о деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (постановление Московской областной Думы от 12.03.2020 N 29/110-П) и Управления Федерального казначейства по Московской области (постановление Московской областной Думы от 10.12.2020 N 56/133-П).

 

8.4. Взаимодействие с представителями экспертного сообщества

 

В 2020 году в Московской областной Думе продолжалась работа по определению нормативного правового регулирования вопросов развития инициативного бюджетирования в Московской области с активным участием представителей Центра инициативного бюджетирования Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации (далее – НИФИ).

Комитет продолжает работу по подготовке предложений по совершенствованию федерального и законодательства Московской области в сфере развития инициативного бюджетирования. При Комитете создана временная рабочая группа с участием представителей Центра инициативного бюджетирования НИФИ для разработки изменений в региональное законодательство в целях введения новых и развития существующих форм инициативного бюджетирования, а также приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

Председатель Комитета и члены Комитета приняли участие в работе вебинаров, проводимых в рамках проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2018–2020 годах», на которых обсуждались:

новации в организации проводимого на федеральном уровне мониторинга развития инициативного бюджетирования, изменение параметров и показателей, используемых для выявления лучших практик инициативного бюджетирования, а также вопросы организации сопровождения практик инициативного бюджетирования в России (организации проектных центров) и за рубежом;

разнообразные практики инициативного бюджетирования, реализуемые в муниципальных образованиях и в регионах в 2020 году, показатели и итоги развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации в 2019–2020 годах, инициативное бюджетирование для школьников «Школьный бюджет», отобранные лучшие практики инициативного бюджетирования, которые вошли в ежегодный Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, который подготовлен Центром инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России при поддержке Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе, и размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации;

вопросы оценки нефинансового участия граждан при реализации практик инициативного бюджетирования;

результаты реализации направления проекта по повышению бюджетной грамотности участников проектов инициативного бюджетирования, а также развитие школьного и молодежного инициативного бюджетирования;

другие вопросы развития практик инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации.

В течение 2020 года при поддержке Комитета на базе информационной площадки открытого диалога «РСН–Infоrmation» проводился цикл практических конференций «Онлайн-университет налоговой грамотности», созданный Московским областным отделением Российского союза налогоплательщиков, УФНС по Московской области, Союзом журналистов Подмосковья, адвокатским бюро «Юрлов и Партнеры». Рассматривались наиболее актуальные для налогоплательщиков Московской области темы:

антикризисные меры поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в части имущественных налогов;

личные кабинеты налогоплательщиков как инструмент взаимодействия с налоговыми органами;

порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей и страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);

по налоговым спорам;

самозанятые: практические вопросы применения специального налогового режима;

актуальные вопросы налогообложения имущества организации;

о выборе системы налогообложения в связи с отменой единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) с 01.01.2021;

налоговое уведомление 2020;

применение согласительных процедур в сфере банкротства;

новые возможности применения патента в связи с отменой ЕНВД;

вопросы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (изменения законодательства и актуальные вопросы).

В заседаниях и мероприятиях Комитета приняли участие члены Экспертного совета при Московской областной Думе.

 

8.5. Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области

 

Комитет принимал участие в проводимых Московской областной Думой ежемесячных выездных семинарах-совещаниях для глав муниципальных образований, депутатов советов депутатов муниципальных образований Московской области с докладами о некоторых вопросах формирования бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области.

На все публичные мероприятия Московской областной Думы, за проведение которых ответственным был Комитет, были приглашены представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

 

Раздел 9. Итоговая таблица

 

N п/п

Показатель

2020 год

1         

Количество заседаний Комитета,

в том числе расширенных

44

23

2         

Количество рассмотренных вопросов на заседаниях Комитета

569

3         

Количество постановлений, подготовленных Комитетом

9

4         

Количество проектов законов Московской области, разработанных Комитетом в отчетном году

7

5         

Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным, в том числе:

принято

34

 

32

6         

Количество правовых мониторингов, проведенных Комитетом

-

7         

Количество проектов законодательных инициатив Московской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, подготовленных Комитетом

2

8         

Количество проектов федеральных законов, рассмотренных
на заседаниях Комитета

96

9         

Количество обращений граждан и организаций, поступивших
в Комитет

49

10     

Количество мероприятий, проведенных Комитетом, по видам:

 

круглые столы, семинары-совещания;

конференции, публичные, парламентские слушания, комиссии,

иные мероприятия

 

 

5

44

 

Раздел 10. Основные задачи Комитета на 2021 год

 

В 2021 году Комитет продолжит работу по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства.

Основными задачами Комитета на 2021 год являются:

совершенствование бюджетного процесса в Московской области;

совершенствование налогового законодательства Московской области в целях создания условий для повышения предпринимательской активности, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, дальнейшего улучшения качества инвестиционного климата;

сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области, обеспечение стабильности и безусловного исполнения принятых расходных обязательств Московской области, повышение качества бюджетного планирования и финансовой дисциплины;

развитие форм участия жителей муниципальных образований Московской области в осуществлении местного самоуправления и решении вопросов местного значения, в том числе в рамках практик инициативного бюджетирования;

обеспечение повышения прозрачности и доступности информации об управлении общественными финансами, в том числе путем формирования нормативно-правовой базы для вовлечения граждан в обсуждение, принятие решений по вопросам местного значения и развитие механизмов общественного контроля;

проведение публичных слушаний и принятие Закона Московской области «Об исполнении бюджета Московской области за 2020 год»;

рассмотрение проекта закона Московской области «О бюджете Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и проведение по нему публичных слушаний;

подготовка предложений в план проведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Московской области в 2022 году;

инициирование проведения публичных мероприятий, в том числе круглых столов, в целях обеспечения широкого общественного обсуждения изменений бюджетного и налогового законодательства.

Постановление Думы Московской области "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики за 2020 год" от 21.01.2021 N 36/135-П