Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Думы Московской области от 25.02.2021 N 2/139-П "О проекте закона Московской области "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 25 февраля 2021 г.  N 2/139-П

 

 

О проекте закона Московской области «О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области»

 

 

Рассмотрев проект закона Московской области «О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области», внесенный Губернатором Московской области, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Одобрить проект закона Московской области «О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области». (Прилагается.)

2. Направить проект закона Московской области «О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области» во фракции в Московской областной Думе, в комитеты, Государственно-правовое управление Московской областной Думы, Губернатору Московской области для подготовки и представления замечаний и предложений в Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике в срок до 11.03.2021.

3. Поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике доработать проект закона Московской области «О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области» с учетом представленных замечаний и предложений, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта закона на заседании Московской областной Думы, и внести доработанный проект закона на заседание Московской областной Думы 18.03.2021.


 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                               И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Одобрен постановлением

Московской областной Думы

от 25 февраля 2021 г.  N 2/139-П

 

Проект

 

 

 

Закон

Московской области

 

 

О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области

 

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Настоящий Закон определяет порядок установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Московской области требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования) в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 247-ФЗ).

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

2) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

Статья 2. Правовое регулирование установления обязательных требований

 

1. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Московской области.

2. Упразднение (ликвидация), реорганизация уполномоченного на установление обязательных требований органа государственной власти Московской области (далее – Уполномоченный орган), другие организационные изменения, предусматривающие утрату Уполномоченным органом полномочий по установлению обязательных требований, не влекут прекращения действия принятых им нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

3. В случае упразднения (ликвидации), реорганизации Уполномоченного органа, других организационных изменений, предусматривающих утрату Уполномоченным органом полномочий по установлению обязательных требований, соответствующие решения должны содержать положения о правопреемстве в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных Уполномоченных органом.

4. В случае, если упразднение (ликвидация), реорганизация Уполномоченного органа, другие организационные изменения, предусматривающие утрату Уполномоченным органом полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных Уполномоченным органом, изменение (отмена) таких обязательных требований осуществляется органом государственной власти Московской области, уполномоченными на установление обязательных требований в той же сфере нормативно-правового регулирования, в какой были установлены соответствующие обязательные требования, либо вышестоящим органом государственной власти Московской области.

 

Статья 3. Действие обязательных требований

 

1. Положения нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Московской области, если иное не установлено федеральным законодательством.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Московской области, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также нормативных правовых актов Московской области, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.

3. Нормативный правовой акт Московской области, устанавливающий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных нормативным правовым актом Правительства Московской области.

4. По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом Московской области, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет, в порядке, установленном Правительством Московской области.

5. Положения частей 3 и 4 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Московской области, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», публичным партнером по которым выступает Московская область.

6. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Московской области разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом Московской области большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Московской области равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

7. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта Московской области, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Московской области, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Московской области, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Московской области, не подлежат применению на территории Московской области со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Московской области, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Московской области не было установлено иным нормативным правовым актом Московской области.

 

Статья 4. Принципы установления и оценки применения обязательных требований

 

Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:

1) законность:

обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее – охраняемые законом ценности);

применение обязательных требований по аналогии не допускается;

соблюдение принципа законности обеспечивается, в том числе, путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований;

2) обоснованность обязательных требований:

необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей;

обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;

оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая Уполномоченным органом при разработке проекта нормативного правового акта Московской области, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;

при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) правовая определенность и системность:

содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;

обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;

обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;

4) открытость и предсказуемость:

проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению в порядке, установленном Правительством Московской области;

сроки вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти Московской области, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями, с учетом положений статьи 3 настоящего Закона;

не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных нормативных правовых актах Московской области;

обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих указанные обязательные требования;

перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) Московской области, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) (далее – Контрольно-надзорные органы), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений) Московской области, содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Московской области;

5) исполнимость обязательных требований:

обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение, указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;

установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается;

при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.

 

Статья 5. Условия установления обязательных требований

 

1. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Московской области должны быть соблюдены принципы, установленные Федеральным законом N 247-ФЗ и настоящим Законом, и определены:

1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);

2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;

3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:

осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;

лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;

результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;

4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);

5) Контрольно-надзорные органы, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.

2. В целях обеспечения систематизации обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.

3. Порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований, в том числе сферы общественных отношений, в отношении которых он ведется, оператор реестра обязательных требований, перечень содержащейся в указанном реестре информации и обязанности Контрольно-надзорных органов по ее внесению устанавливаются Правительством Московской области. Указанным порядком определяется также порядок размещения и актуализации реестра обязательных требований, размещения его на официальном сайте оператора реестра обязательных требований.

 

Статья 6. Оценка проектов нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих обязательные требования

 

Проекты нормативных правовых актов Московской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, разработчиками которых являются Уполномоченные органы, подлежат процедуре оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области в соответствии с Законом Московской области N 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

 

Статья 7. Оценка применения обязательных требований

 

1. Уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области, готовит доклад о достижении целей введения обязательных требований. Указанным порядком определяется также порядок рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта Московской области, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта Московской области, устанавливающего обязательные требования.

2. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.

3. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативного правового акта Московской области, устанавливающего обязательные требования, в порядке, установленном Правительством Московской области. Указанным порядком определяются также порядок и основания признания утратившими силу или пересмотра устанавливающих обязательные требования нормативных правовых актов Московской области, их положений.

 

Статья 8. Официальные разъяснения обязательных требований

 

1. Уполномоченные органы в отношении соответствующих нормативных правовых актов Московской области, установивших обязательные требования, дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.

2. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем (заместителем руководителя) Уполномоченного органа.

 

Статья 9. Обеспечение реализации положений настоящего Закона

 

Правительство Московской области в течении 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона в соответствии с определенным им перечнем видов регионального государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход, и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на их осуществление, обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Московской области и отмену нормативных правовых актов Московской области, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

 

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Постановление Думы Московской области "О проекте закона Московской области "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области" от 25.02.2021 N 2/139-П