Постановление Думы Московской области от 18.03.2021 N 13/141-П "О законодательной инициативе по проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2021 г. N 13/141-П
О законодательной инициативе по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предложенный Комитетом по вопросам государственной власти и региональной безопасности для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Московская областная Дума
постановила:
1. Согласиться с предложением Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательной инициативы по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». (Прилагается).
2. Направить проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Правительство Российской Федерации для получения официального отзыва в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». (Прилагается.)
3. Поручить Комитету по вопросам государственной власти и региональной безопасности после получения официального отзыва Правительства Российской Федерации внести на рассмотрение Московской областной Думы вопрос о законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутину Л.Е.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Вносится
Московской областной Думой
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2708; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13, 40, 45; N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3104, 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 17, ст. 1930; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 771; N 23, ст. 2759; N 29, ст. 3597; N 30, ст. 3739; 2010; N 19, ст. 2291; N 23, ст. 2790; N 31, ст. 4191, 4193, 4208; N 41, ст. 5192; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3267; N 29, ст. 4290, 4291; N 47, ст. 6602; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7345, 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320, 4322, 4330; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, N 8, ст. 717; N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2307, 2323; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4040; N 31, ст. 4191; N 44, ст. 5624; N 48, ст. 6163; N 49, ст. 6343; N 51, ст. 6683, 6695, 6696; N 52, ст. 6961, 6986, 6994, 6995; 2014, N 6, ст. 557, 566; N 11, ст. 1096; N 19, ст. 2302, 2317, 2335; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; N 52, ст. 7548; 2015, N 1, ст. 35, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4354, 4374, 4376, 4391; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6710, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 59, 63, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490, 1493; N 23, ст. 3284; N 26, ст. 3871, 3877; N 27, ст. 4164, 4205, 4206, 4223, 4259; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2456; N 18, ст. 2664; N 23, ст. 3227; N 27, ст. 3943; N 31, ст. 4814, 4816; N 47, ст. 6851; N 52, ст. 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 31, ст. 4825, 4826, 4828; N 41, ст. 6187; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7128; N 53, ст. 8447; 2019, N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1820; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 30, ст. 4118, 4119, 4120, 4121, 4123; N 44, ст. 6178; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2019, 2020, 2029; N 26, ст. 3998; N 30, ст. 4744; N 31, ст. 5037; N 42, ст. 6526) следующие изменения:
1) примечание к статье 1.5 после слов «правонарушения, предусмотренные» дополнить словами «частями 31 - 34 статьи 8.2,»;
2) в части 1 статьи 2.61 слова «за административные правонарушения в области дорожного движения» заменить словами «за административные правонарушения, предусмотренные частями 31 - 34 статьи 8.2 настоящего Кодекса, административные правонарушения в области дорожного движения»;
3) в абзаце первом части 1 статьи 3.5: слова «частями 5 и 6 статьи 8.2» заменить словами «частями 3, 5 и 6 статьи 8.2», после слов «частью 1 статьи 7.19,» дополнить словами «частью 31 статьи 8.2,», после слов «частью 2 статьи 7.19,» дополнить словами «частью 32 статьи 8.2,», после слов «частью 2 статьи 6.18,» дополнить словами «частью 33 статьи 8.2,», слова «статьями 6.33, 11.26,» заменить словами «статьей 6.33, частью 34 статьи 8.2, статьями 11.26,»;
4) в статье 8.2:
а) абзац первый части 1 после слова «предусмотренных» дополнить словами «частью 31 настоящей статьи и»;
б) в абзаце втором части 1 слово «одной» заменить словом «двух», слово «двух» заменить словом «трех»;
в) в абзаце втором части 2 слово «двух» заменить словом «трех», слово «трех» заменить словом «пяти»;
г) в абзаце втором части 3 слово «трех» заменить словом «пяти», слово «четырех» заменить словом «семи»;
д) дополнить частями 31 - 34 следующего содержания:
«31. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в сбросе (выгрузке) из транспортного средства отходов производства и потребления вне объектов накопления и размещения отходов, иных специально отведенных мест, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере десяти тысяч рублей.
32. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 31 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере двадцати тысяч рублей.
33. Действия, предусмотренные частью 31 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста тысяч рублей.
34. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 33 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.»;
5) абзац первый части 2 статьи 8.31 после слова «леса» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частями 31 - 34 статьи 8.2 настоящего Кодекса,»;
6) в части 2 статьи 23.1 слова «частями 1 - 6 статьи 8.2,» заменить словами «частями 1 - 3, 31 - 34 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) и 4 - 6 статьи 8.2,»;
7) в части 1 статьи 23.24 слова «статьей 8.52,» заменить словами «частями 31 - 34 статьи 8.2 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.52,»;
8) в части 1 статьи 23.241 слова «статьями 8.24 - 8.27» заменить словами «частями 31 - 34 статьи 8.2 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24 - 8.27»;
9) пункт 4 части 1 статьи 28.1 после слов «фиксация административного правонарушения» дополнить словами «, предусмотренного частями 31 - 34 статьи 8.2 настоящего Кодекса,»;
10) в статье 28.3:
а) в пункте 1 части 2 слова «частью 1 статьи 8.2» заменить словами «частями 1, 31 - 34 статьи 8.2»;
б) в пункте 8 части 5 после слов «статьей 7.11 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством),» дополнить словами «частями 31 - 34 статьи 8.2 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством),»;
11) часть 3 статьи 28.6 после слов «правонарушения, предусмотренного» дополнить словами «частями 31 - 34 статьи 8.2,»;
12) часть 5 статьи 29.5 после слов «правонарушении, предусмотренном» дополнить словами «частями 31 - 34 статьи 8.2,».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) разработан в целях пресечения правонарушений, связанных с загрязнением территорий отходами производства и потребления и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений.
Сброс отходов в необорудованных для этих целей местах на территориях населенных пунктов, рекреационных зон, лесопарков, садоводческих товариществ в большинстве случаев совершается с использованием транспортных средств (малотоннажных грузовых автомобилей, мусоровозов, самосвалов и т.п.), принадлежащих гражданам.
Данные статистики свидетельствуют, что поступившие в органы внутренних дел сообщения о фактах незаконного сброса отходов составляют около 11% от общего числа сообщений об экологических правонарушениях. Ежегодно фиксируется рост числа таких правонарушений. При этом ущерб, причиненный окружающей среде в результате несанкционированного сброса отходов, как правило, намного превышает сумму назначенных и взысканных штрафов.
Так, на территории Московской области в период с января 2019 года по август 2020 года за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на сумму 12 395 000 рублей, взыскано штрафов на сумму 5 480 000 рублей. В то же время ущерб, причиненный окружающей среде, составил 256 437 195 рублей в 2019 году и 31 206 381 рублей в первом полугодии 2020 года.
В г. Москве за период с января 2019 года по август 2020 года только на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (далее – ТиНАО) за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на общую сумму 725 000 рублей. В качестве обеспечительных мер изъято 30 единиц техники. Вместе с тем только за 2019 год на ликвидацию несанкционированных свалок, образованных на территории ТиНАО, было потрачено 345 151 962 рублей (вывезено 495 903 куб. м. мусора).
В соответствии с действующими положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) ответственность за сброс отходов с транспортных средств наступает по части 1 статьи 8.2 Кодекса, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Однако в условиях, когда средняя стоимость «услуги» по незаконному вывозу контейнера с отходами в московском регионе составляет 10 тыс. рублей, штраф в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей не обеспечивает должного профилактического воздействия на правонарушителей и не является стимулом для соблюдения ими требований законодательства.
В целях пресечения сброса отходов с транспортных средств и установления соразмерного наказания за совершение указанного правонарушения законопроектом предлагается следующее:
1. Ввести в статью 8.2 Кодекса новые составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотреть повышенную ответственность по сравнению с частью 1 указанной статьи:
а) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в сбросе (выгрузке) из транспортного средства отходов производства и потребления вне объектов накопления и размещения отходов, иных специально отведенных мест (проектируемая часть 31);
б) те же действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин (проектируемая часть 33).
2. Установить повышенную ответственность за повторное совершение соответствующих правонарушений (проектируемые части 32 и 34). В частности, за повторное совершение какого-либо из указанных правонарушений лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами предлагается применять конфискацию транспортного средства или иной техники, явившейся орудием совершения административного правонарушения.
3. Распространить действие проектируемых частей 31 - 34 статьи 8.2 на случаи сброса отходов с транспортных средств в лесах. С этой целью вносятся изменения в часть 2 статьи 8.31 Кодекса, исключающие из предусмотренного ею состава административного правонарушения указанные случаи.
4. Наделить полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми частями статьи 8.2 Кодекса, органы экологического надзора и органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (в пределах их полномочий в соответствии с лесным законодательством). Законопроектом также предлагается наделить должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми частями 31 - 34 статьи 8.2 Кодекса в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан и организаций.
5. Повысить административные штрафы, предусмотренные для граждан в частях 1 - 3 статьи 8.2 Кодекса.
Существенным нововведением, предложенным в законопроекте, является возможность фиксации административных правонарушений, предусмотренных проектируемыми частями 31 - 34 статьи 8.2 Кодекса, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предполагается, что сброс будет фиксироваться работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, размещенными в местах наиболее вероятного сброса ТКО (по аналогии с техническими средствами, фиксирующими правонарушения в сфере безопасности дорожного движения), а также специализированными фото-ловушками, автоматически срабатывающими при движении вблизи мест установки. Указанные технические средства могут использоваться в условиях низкой освещенности и в ночное время.
Применение автоматической фиксации в отношении правонарушений в области обращения с отходами производства и потребления представляется необходимым в связи со сложностью выявления таких правонарушений, а также с тем, что имеющимися силами инспекторского состава экологического надзора невозможно в круглосуточном режиме охватить все потенциальные места сброса отходов.
Использование средств автоматической фиксации позволит не только пресекать правонарушения, связанные со сбросом отходов, но также повысит эффективность реализации превентивной функции административной ответственности. При этом принцип неотвратимости наказания может быть реализован, в том числе, посредством периодической смены мест нахождения средств автоматической фиксации (чтобы правонарушители заранее не смогли проложить маршрут и осуществить сброс отходов в местах отсутствия таких средств).
Таким образом, применение средств автоматической фиксации может выступить в качестве эффективной предупредительной меры и обеспечить сокращение количества правонарушений в области обращения с отходами.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.