Постановление Думы Московской области от 18.03.2021 N 15/141-П "О Докладе по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2021 г. N 15/141-П
О Докладе по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года
Рассмотрев Доклад по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, внесенный рабочей группой, созданной распоряжением Председателя Московской областной Думы от 19.11.2020 N 519-р, Московская областная Дума
постановила:
Одобрить Доклад по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 15/141-П
Доклад
по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года
Оглавление
Введение 3
Раздел I. Законодательное обеспечение реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года 4
Раздел II. Мероприятия по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года 8
Введение
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года (далее также – Послание) направлено на решение масштабных социальных, экономических и технологических задач, стоящих перед государством.
Предложения, обозначенные в Послании, сосредоточены, прежде всего, на вопросах реализации принципа социального государства и выполнения Российской Федерацией социальных обязательств перед российскими гражданами.
Особое внимание Президент России уделил демографии, изложил дополнительные меры по улучшению демографической ситуации и преодоление бедности семей с детьми.
Важный блок предложений Президента Российской Федерации касается внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
В поправках сформулирован целый ряд изменений. В частности, в Конституции Российской Федерации фиксируются гарантия минимального размера оплаты труда на уровне не менее величины прожиточного минимума, индексация пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат.
Целый ряд изменений затрагивает полномочия Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, закрепляет институт Государственного Совета Российской Федерации.
Московской областной Думой (далее также – Дума) принято постановление от 06.02.2020 N 26/106-П «О плане мероприятий Московской областной Думы по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года» (далее – План мероприятий Думы).
План мероприятий включает разделы по внесению изменений в федеральное законодательство, в законодательство Московской области по проведению круглых столов, выездных заседаний и других мероприятий.
В Докладе по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года представлена информация о принятых Думой законах и проведенных мероприятиях, направленных на реализацию основных задач Послания.
Раздел I. Законодательное обеспечение реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года
О необходимости внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, в том числе по вопросам совершенствования защиты социальных прав граждан и усиления роли отдельных институтов государственной власти, В. В. Путин заявил в Послании 15 января 2020 года.
Поступивший из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» был одобрен постановлением Московской областной Думы от 12.03.2020 N 2/110-П.
Во исполнение Плана мероприятий Думы Комитетом по вопросам государственной власти и региональной безопасности 5 февраля 2020 года проведены общественные слушания по проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации N 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
Участники общественных слушаний, поддержав в целом концепцию проекта закона, решили поручить Комитету по вопросам государственной власти и региональной безопасности:
обобщить и проанализировать предложения, поступившие от участников общественных слушаний;
подготовить проекты писем с предложениями по поправкам к проекту закона для направления Абрамову В.С. – члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителю от Московской областной Думы и в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству.
Указанное решение было выполнено Комитетом по вопросам государственной власти и региональной безопасности в установленные сроки.
В Думе проходит работа по приведению законодательства Московской области в соответствие с принятым Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», а также федеральными законами, разработанными и принятыми в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
В частности, приняты следующие законы Московской области:
Закон Московской области N 210/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об Общественной палате Московской области»;
Закон Московской области N 211/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О государственной молодежной политике в Московской области»;
Закон Московской области N 212/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;
Закон Московской области N 229/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об Избирательной комиссии Московской области»;
Закон Московской области N 236/2020-ОЗ «О признании утратившим силу Закона Московской области «О порядке согласования представления по кандидатуре для назначения на должность прокурора Московской области, внесенного Генеральным прокурором Российской Федерации»;
Закон Московской области N 241/2020-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области»;
Закон Московской области N 38/2020-ОЗ «Об установлении на территории Московской области ограничения розничной продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции».
Указанный Закон направлен на ограничение продажи никотиносодержащей продукции несовершеннолетним и установление на территории Московской области административной ответственности за нарушение требований о запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащей продукции в соответствии с Законом Московской области N 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»;
Закон Московской области N 47/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
Указанным Законом установлена на территории Московской области административная ответственность за нарушение требований о запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащей продукции для граждан (от 3 тыс. до 5 тыс. рублей), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и должностных лиц (от 30 тыс. до 50 тыс. рублей), юридических лиц (от 100 тыс. до 150 тыс. рублей); предоставлено право лицу, непосредственно осуществляющему отпуск никотиносодержащей продукции, требовать в случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации), позволяющий установить возраст этого покупателя.
В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ), который распространил правила, ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» на иную (помимо табака), никотинсодержащую продукцию, в том числе путем введения ограничения торговли и запрет продажи несовершеннолетним никотинсодержащей продукции, а также запрет вовлечения детей в процесс потребления указанных изделий, принят Закон Московской области N 214/2020-ОЗ «О признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере охраны здоровья несовершеннолетних детей», в соответствии с которым Закон Московской области N 38/2020-ОЗ «Об установлении на территории Московской области ограничения розничной продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции» признан утратившим силу. Также признан утратившим силу Закон Московской области N 73/2018-ОЗ «Об установлении на территории Московской области ограничения розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина», устанавливающий ограничение розничной продажи электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем доставки никотина.
Законом Московской области N 222/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» также внесены изменения в соответствии с Федеральным законом N 303-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих двумя высокозатратными нозологиями из перечня редких (орфанных) заболеваний - апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Ранее организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания по указанным заболеваниям относилась к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Соответствующие изменения внесены Законом Московской области N 15/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О здравоохранении в Московской области».
В Московской области указанными (орфанными) заболеваниями болеют 90 человек. На их лечение в бюджете области в 2020 году было предусмотрено 80 млн. рублей. Эти средства направлены на обеспечение лекарствами пациентов с другими редкими заболеваниями.
Закон Московской области N 26/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» разработан Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики и принят Думой в целях сохранения права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, установленной Законом Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, полученной при участии в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике или Республике Дагестан в периоды, установленные законодательством Российской Федерации. Признан утратившим силу абзац второй части 4 статьи 16 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», согласно которому инвалидам боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике или Республике Дагестан не устанавливалась ежемесячная компенсационная выплата (4,5 тыс. рублей), если они получали две пенсии.
Дополнительные средства бюджета Московской области на 2020 год по сохранению ежемесячной компенсационной выплаты проживающим на территории Московской области указанным категориям граждан составили около 1 млн. 26 тыс. рублей.
Реализация задач, поставленных в Послании, требует скорейшего и качественного принятия решений в вопросах поддержки семей, обеспечения горячим питанием школьников младших классов.
В этой связи в Московской области принят ряд нормативных правовых актов.
Законом Московской области N 258/2020-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам организации питания и предоставления частичной компенсации стоимости питания обучающихся в образовательных организациях» внесены изменения, предусматривающие обеспечение горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях Московской области.
Распоряжением Правительства Московской области от 19.06.2020 N 407-РП утвержден Перечень мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов государственных и муниципальных образовательных организаций в Московской области, обеспечивающих 100 – процентный охват таких обучающихся в указанных образовательных организациях в Московской области.
Организация питания осуществляется в рамках государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2020–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.10.2019 N 734/36 (далее «Образование Подмосковья» на 2020–2025 годы) и финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований.
Правительством Московской области заключено соглашение с Министерством просвещения Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету Московской области из федерального бюджета на 2020 год в сумме 1 742,4 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 990 млн. рублей.
Для установления соответствующих расходных обязательств бюджета Московской области внесены изменения в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2020–2025 годы.
Предусмотрена субсидия на организацию бесплатного горячего питания обучающихся 1 – 4 классов с 1 сентября 2020 года:
муниципальным общеобразовательным организациям – 1 833 млн. рублей на 403 тыс. человек (990 млн. рублей – федеральный бюджет; 752,4 млн. рублей – бюджет Московской области; 90,6 млн. рублей – местный бюджет);
государственным образовательным организациям – 9,3 млн. рублей на 2057 человек (5 млн. рублей – федеральный бюджет, 4,3 млн. руб. – бюджет Московской области).
За организацией порядка и условиями обеспечения учащихся начальных классов общеобразовательных школ бесплатным горячим питанием ведется постоянный парламентский контроль.
Раздел II. Мероприятия по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года
В целях совершенствования законодательства Московской области, выработки предложений по решению поставленных в Послании задач в сфере социальной защиты населения в 2020 году в Думе проводился мониторинг нормативных правовых актов.
Комитетом по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики проведен мониторинг Закона Московской области N 261/2019-ОЗ «О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в части финансирования обязательств:
по ежемесячным выплатам на детей в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека;
по обеспечению горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях в Московской области;
по обеспечению доплаты классным руководителям с сохранением действующих региональных выплат за классное руководство;
по сохранению в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761 и от 28.12.2012 N 1688 соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со среднемесячным доходом от трудовой деятельности по Московской области.
В течение 2020 года Комитет по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики в рамках текущего мониторинга исполнения бюджета Московской области рассматривал финансирование в Московской области указанных обязательств.
14 октября 2020 года Комитетом по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики проведено расширенное заседание на тему «О проекте закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с участием представителей Министерства экономики и финансов Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области.
На данном заседании рассмотрена информация Министерства экономики и финансов Московской области, в соответствии с которой на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека, бюджетом Московской области на 2020 год предусмотрено 4 361 069 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 2 354 978 тыс. рублей, бюджета Московской области – 2 006 091 тыс. рублей. По состоянию на 9 октября 2020 года на осуществление указанной меры социальной поддержки израсходовано средств в размере 3 864 392 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета в размере 2 086 768 тыс. рублей, бюджета Московской области – 1 777 624 тыс. рублей.
В целях реализации основных положений Послания в части обеспечения горячим питанием учащихся в общеобразовательных организациях в Московской области между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Московской области заключено соглашение от 15.08.2020 N 073-09-2020-1041 о предоставлении в 2020 году субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на организацию бесплатного горячего питания учащихся 1 – 4 классов государственных и муниципальных школ в размере 990 144,4 тыс. рублей. Кроме того, в целях софинасирования обязательств по обеспечению горячим питанием учащихся в общеобразовательных организациях в Московской области в бюджете Московской области на 2020 год предусмотрены средства в сумме 1 742 422 тыс. рублей на указанные цели.
В части обеспечения доплаты классным руководителям между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Московской области заключено соглашение от 16.04.2020 N 073-17-2020-060 о предоставлении в 2020 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Московской области на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций в размере 919 576 тыс. руб.
Выплата за классное руководство за счет средств бюджета Московской области, установленная пунктом 31.3 Положения об оплате труда работников государственных образовательных организаций Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1186/58, сохранена в полном объеме.
По сохранению соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со среднемесячным доходом от трудовой деятельности по Московской области в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представлена следующая информация.
Соотношения оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры и других бюджетных сфер к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Московской области (47 109,1 рублей) (далее – среднемесячный доход) сохранены и запланированы в следующих размерах:
врачи – 116 613 рублей (к двукратному среднемесячному доходу – 124 процента), возможно изменение уровня заработной платы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
средний медперсонал – 68 804 рублей (к среднемесячному доходу – 146 процентов), возможно изменение уровня заработной платы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
младший медперсонал – 51 486 рублей (к среднемесячному доходу – 109 процентов), возможно изменение уровня заработной платы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
педагогические работники общего образования – 57 903 рублей (к среднемесячному доходу – 123 процента);
педагогические работники дополнительного образования – 63 488 рублей (к средней заработной плате учителей – 107 процентов);
мастера и преподаватели начального профессионального образования и среднего профессионального образования – 55 758 рублей (к среднемесячному доходу – 118 процентов);
преподаватели высшего профессионального образования – 102 356 рублей (к двукратному среднемесячному доходу – 109 процентов);
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений – 54 739 рублей (к средней заработной плате в сфере общего образования – 104 процента);
работники культуры – 47 604 рублей (к среднемесячному доходу – 101 процент);
научные сотрудники – 103 407 рублей (к двукратному среднемесячному доходу – 110 процентов);
социальные работники – 48 494 рублей (к среднемесячному доходу – 103 процента);
педагогические работники организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам – 49 618 рублей (к среднемесячному доходу – 105 процентов).
9 декабря 2020 года Комитетом по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики проведено расширенное заседание на тему «О ходе исполнения бюджета Московской области за 9 месяцев 2020 года», на котором заслушана информация Министерства экономики и финансов Московской области о текущем исполнении бюджета Московской области (в том числе о реализации основных положений Послания) в части финансирования обязательств:
по ежемесячным выплатам на детей в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека;
по обеспечению горячим питанием учащихся в общеобразовательных организациях в Московской области;
по обеспечению доплаты классным руководителям с сохранением действующих региональных выплат за классное руководство;
по сохранению соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со среднемесячным доходом от трудовой деятельности по Московской области.
21 октября 2020 года Комитетом по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики проведено расширенное заседание на тему «Об отчете о налоговых расходах Московской области за 2019 год» с участием представителей Министерства экономики и финансов Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области.
На данном заседании рассмотрен представленный Губернатором Московской области в Думу Отчет о налоговых расходах Московской области за 2019 год, в частности вопрос о праве на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, установленного Законом Московской области N 162/2019-ОЗ «Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области».
Право на инвестиционный налоговый вычет, размер которого в 2019 году составил 78,7 млн. рублей, заявили 3 организации.
По результатам рассмотрения итогов оценки эффективности налоговых расходов Московской области за 2019 год комиссией по формированию итогов оценки эффективности налоговых расходов Московской области принято решение признать приемлемым (достаточным) инвестиционный налоговый вычет, установленный Законом Московской области N 162/2019-ОЗ «Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области» и сохранить его на 2021 год.
29 октября 2020 года на заседании Думы Отчет о налоговых расходах Московской области за 2019 год был рассмотрен и принят к сведению (постановление Думы от 29.10.2020 N 27/129-П).
18 и 25 ноября 2020 года на заседаниях Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики с участием представителей Министерства экономики и финансов Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области и Правового управления Губернатора Московской области был рассмотрен внесенный Губернатором Московской области проект закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области». Закон Московской области от 01.12.2020 N 249/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области» принят постановлением Думы от 26.11.2020 N 28/132-П.
Закон разработан в целях привлечения инвестиций на территории отдаленных муниципальных образований, создания новых рабочих мест и, соответственно, увеличения налоговых поступлений в бюджет Московской области.
Законом внесены изменения, устанавливающие для организаций, осуществляющих деятельность на территории городских округов Московской области, размер ставки налога на прибыль организаций, используемой для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, в размере 5 процентов.
Правом применения указанного вычета смогут воспользоваться организации, осуществляющие следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства; транспортировка и хранение; деятельность по предоставлению мест для временного проживания. Отвечающие следующим требованиям:
1) объем капитальных вложений организации для целей приобретения и (или) модернизации основных средств за календарный год, предшествующий году использования инвестиционного налогового вычета, составляет не менее 50 млн. рублей;
2) размещение и эксплуатация объекта основных средств повлечет увеличение количества рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого такой объект расположен, более чем на 50 единиц.
21 октября 2020 года в рамках проведения парламентского контроля за исполнением поручений, данных в Послании, Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма проведено расширенное заседание по вопросу создания ясельных групп в дошкольных образовательных организациях в Московской области.
В ходе мероприятия с участием представителей Министерства образования Московской области рассмотрены вопросы развития сети организаций дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, в том числе за счет создания дополнительных мест в образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей.
На территории Московской области создано около 60 тыс. ясельных мест во всех муниципальных образованиях. За 2020 год создано 3730 ясельных мест, в том числе за счет строительства детских садов за внебюджетные средства, капитального ремонта детских садов, реконструкции и переоборудования помещений, создания мест в частных детских садах и у индивидуальных предпринимателей, выкупа помещений у застройщиков.
Вместе с тем, в Единой информационной системе «Зачисление в детский сад в Московской области», по данным на 1 сентября 2020 года, состояло около 150 тысяч детей в возрасте до трех лет, нуждающихся в предоставлении места в дошкольных учреждениях.
28 октября 2020 года Комитетом по вопросам аграрной политики и потребительского рынка совместно с Комитетом по вопросам образования, культуры и туризма проведено расширенное заседание по теме «Об обеспечении бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области».
В заседании приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в Московской области, представители Управления Роспотребнадзора по Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, представители Общественной палаты Московской области и представители муниципальных образований Московской области и поставщиков / операторов питания.
На заседании обсуждались следующие вопросы:
1) контроль за качеством бесплатного питания в школах и выявленные при его организации нарушения (несоответствие фактического рациона утвержденному примерному меню, несоблюдение требований к процессу приготовления пищи и температурному режиму подачи готовых блюд).
2) организация предоставления бесплатного горячего питания в соответствии с методическими рекомендациями Роспотребнадзора МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций».
3) заключение контрактов с поставщиками/операторами питания.
По результатам заседания принято решение о предоставлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области информации в еженедельном формате о мероприятиях, проводимых в рамках мониторинга качества предоставления услуг, связанных с организацией гарантированного питания в общеобразовательных организациях на территории Московской области, в Комитет по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
27 мая 2020 года Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики проведено расширенное заседание на тему «Реализация поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. об осуществлении выплат медицинским и иным работникам, участвующим в организации медицинской помощи пациентам с подтвержденным коронавирусом».
Рассмотрена информация о численности врачей и среднего медицинского персонала в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Московской области, а также о принятых мерах по развитию системы целевого обучения, реализации мер социальной поддержки медицинских работников с целью увеличения численности медицинских работников.
В ходе заседания также обсуждался вопрос выплат медицинским работникам. В Московской области медицинским работникам, которые работают в стационарах с пациентами с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрены следующие дополнительные выплаты:
врачам – 80 тыс. рублей;
среднему медицинскому персоналу – 50 тыс. рублей;
младшему медицинскому персоналу – 25 тыс. рублей;
специалистам скорой помощи:
врачам – 50 тыс. рублей;
среднему медицинскому персоналу и водителям – 25 тыс. рублей.
Выплаты получили 16 270 медработников на общую сумму 1 млрд. рублей.
Еще один вид выплат для медиков, работающих в стационарах с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в зависимости от среднемесячного дохода за 9 месяцев 2019 года (47 тыс. рублей) и составил:
врачам – 47 106 рублей (100 процентов);
среднему медицинскому персоналу – 23 553 рублей (50 процентов);
младшему медицинскому персоналу – 14 131,8 рублей (30 процентов).
специалистам скорой медицинской помощи:
врачам скорой медицинской помощи – 37 684,8 рублей (80 процентов);
среднему медицинскому персоналу– 18 842,4 рублей (40 процентов);
младшему медицинскому персоналу – 9 421,2 рубль (20 процентов);
специалистам, оказывающим помощь амбулаторно:
врачам – 37 684,8 рублей (80 процентов);
среднему медицинскому персоналу – 18 842,4 рублей (40 процентов);
младшему медицинскому персоналу – 9 421,2 рублей (20 процентов).
Данную выплату получили 16 274 работников на общую сумму 318,1 млн. рублей.
Третий вид выплат начисляется работникам медицинских организаций, которые имеют риск инфицирования. Размеры выплат:
врачам – 50 тыс. рублей;
среднему медицинскому персоналу – 30 тыс. рублей;
младшему медицинскому персоналу – 10 тыс. рублей;
водителям – 15 тыс. рублей;
уборщицам, буфетчицам, кастеляншам, администраторам / регистраторам – 10 тыс. рублей.
Выплаты получили 38 208 работников медицинских организаций на общую сумму 1,9 млрд. рублей. Таким образом, всего по всем трем видам выплат общая сумма составила 3,3 млрд. рублей.
23 сентября 2020 года Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики проведено расширенное заседание на тему «Создание оптимальных условий для обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи населению Московской области и использование цифровых технологий при оказании медицинской помощи населению Московской области, в том числе в части организации работы регистратур, ведения электронных больничных листов, телемедицины».
В ходе заседания обсуждено использование цифровых технологий в медицине. В частности, в 2020 году совершено записей через:
регистратуру – 1,6 млн. (6 процентов);
интернет – 6,3 млн. (23 процента);
инфомат – 1,8 млн. (7 процентов);
врача – 15,1 млн. (55 процентов);
call-центр – 2,4 млн. (9 процентов).
Во всех медицинских организациях региона можно записаться на прием через электронную регистратуру. Всего в 2020 году сделано 22,8 млн. записей без очного посещения регистратуры – это 94 процента от общего количества.
Отмечено, что в Московской области растет использование электронных листов нетрудоспособности. Так, в 2019 году с января по август выдано:
501 тыс. бумажных больничных листов;
305 тыс. электронных больничных листов.
Всего выдано 806 тыс. больничных листов; доля электронных больничных листов от общего числа составила 38 процентов.
С января по август 2020 года выдано:
487 тыс. бумажных больничных листов;
875 тыс. электронных больничных листов.
Всего было выдано 1,3 млн. больничных листов; доля электронных от общего числа составила 65 процентов. Во избежание нарушений режима самоизоляции, в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), листки нетрудоспособности выдавались в электронном виде. Рост использования электронных больничных листов по сравнению с прошлым годом составил 27 процентов.
Пандемия также повлияла и на то, что врачи в Московской области активно проводили консультации с применением телемедицинских технологий. Всего с апреля 2020 года было проведено 10 464 консультации.
Также в ходе данного заседания обсуждена доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе обеспечение медицинской помощью в малых населенных пунктах. Так, в рамках национального проекта «Здравоохранение», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в 2020 году возведено 13 фельдшерско-акушерских пунктов. Медицинским работникам, которые переехали на работы в населенные пункты – 50 тыс. человек, предоставляются единовременные компенсационные выплаты: врачам – 1 млн. рублей, фельдшерам – 500 тыс. рублей.
За 2020 год выплату получили 232 медицинских работника, на это потребовалось 222 млн. рублей.
2 декабря 2020 года Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики проведено расширенное заседание на тему «Реализация региональной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» на период 2019-2024 годов», утвержденной распоряжением Правительства Московской области от 25.06.2019 N 521-РП.
На заседании обсудили результаты реализации региональной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» на период 2019-2024 годов. Основными причинами смертности жителей Московской области на протяжении последних пять лет остаются болезни системы кровообращения (40 процентов), а также злокачественные новообразования (14 процентов). В связи с этим повышение доступности и качества медицинской помощи по профилю «Онкология» является приоритетным направлением не только на территории Московской области, но и в целом в Российской Федерации.
Региональной программой определены целевые показатели к 2024 году:
снижение смертности от злокачественных новообразований до 151,5 случая на 100 тыс. жителей;
увеличение процента состоящих на учете 5 лет до 61 процента;
увеличение доли злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, до 63 процентов;
снижение количества умерших в течение первого года с момента установления диагноза до 13,5 процентов;
увеличение количества стоящих на учете 5 лет до 3 332,9 случая на 100 тыс. жителей.
Помощь онкологическим больным оказывают 154 организации. В 2019 году был открыт центр амбулаторно-онкологический помощи, в 2020 году – центры на базе Коломенской, Одинцовской больниц и Подольской больниц. Около 15 центров амбулаторной онкологической помощи планируют открыть с использованием механизма государственно-частного партнерства.
По состоянию на ноябрь 2020 года в аптеках обслужено 200 тыс. льготных рецептов на сумму 4,15 млрд. рублей. В 2019 году 96 тыс. человек получили лекарственную помощь в стационарных условиях, в первом полугодии 2020 года – 51 тыс. человек.
По итогам мероприятия Министерству здравоохранения Московской области предложено обеспечить целевую подготовку врачей–онкологов, в том числе детских, для сокращения дефицита кадров.
Также Министерству здравоохранения Московской области направлено предложение по обеспечению наличия в медицинских организациях дорогостоящих лекарственных препаратов для проведения химиотерапевтического лечения.
На данном заседании был рассмотрен вопрос предоставления государственной поддержки на основе социального контракта.
В 2020 году (по состоянию на октябрь) в области было заключено 15 социальных контрактов, помощь получили 36 человек на сумму 490 тыс. рублей. За 9 месяцев 2020 года государственная социальная помощь в виде ежемесячных выплат до 6 тыс. рублей в год была оказана 78 151 малоимущему гражданину на общую сумму 312,07 млн. рублей.
В целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 года Думой принят Закон Московской области N 146/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области», которым социальная помощь по социальному контракту в области увеличилась с 60 до 250 тыс. рублей.
Кроме этого, уменьшился срок, в который можно повторно обратиться за такой выплатой – с пяти до трех лет. Это позволит быстрее оказывать помощь семьям, у которых ранее заключенный контракт оказался неэффективным.
В ходе заседания Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики представлен региональный законопроект, который также нацелен на повышение эффективности мер поддержки в рамках социальных контрактов. Документ предусматривает расширение мероприятий и увеличение выплат. Так, перечень может быть дополнен: оказанием содействия в прохождении процедуры банкротства; приобретением товаров первой необходимости; приобретением товаров для ведения подсобного хозяйства; лечением и профилактическим осмотром; приобретением товаров для школьников и дошкольников.
13 мая 2020 года Комитетом по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации проведено расширенное заседание на тему «О развитии сетей проводной широкополосной передачи данных на территории Московской области» с участием представителей Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
В ходе расширенного заседания Комитетом по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации заслушана информация о мероприятиях, проводимых на территории Московской области по обеспечению жителей сельских территорий качественным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подключению социально значимых объектов; развитию сетей связи в Московской области; получению дополнительных доходов в бюджеты всех уровней; установлению единых правил использования инфраструктуры связи.
По итогам мероприятия принято решение о подготовке проекта обращения от Думы в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения государственного регулирования цен и установления единого тарифа на размещение волоконно-оптических кабелей связи на объектах инфраструктуры энергетических компаний для операторов связи сетей проводной широкополосной передачи данных.
17 ноября 2020 года Комитетом по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации в формате видео-конференц-связи проведено расширенное заседание на тему «О развитии сети автомобильных дорог Московской области» с участием представителей Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
В ходе расширенного заседания Комитетом по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации заслушана информация о мероприятиях, реализуемых на территории Московской области в сфере реконструкции и строительства автомобильных дорог и дорожных объектов.
По результатам мероприятия Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области рекомендовано при формировании и реализации государственных программ в сфере дорожного хозяйства Московской области учитывать необходимость первоочередной реализации проектов, направленных на улучшение транспортной доступности населенных пунктов Московской области, повышение пропускной способности автомобильных дорог (либо их отдельных участков), обеспечение новыми подъездами микрорайонов с плотной городской застройкой, ликвидацию пересечений в одном уровне автомобильных и железных дорог, а также учитывать предложения жителей Московской области при проектировании строительства и реконструкции автомобильных дорог в Московской области, в том числе в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования.
По инициативе комитетов в Думе проведены круглые столы по следующим темам:
«Обеспечение жилищных прав фельдшеров, имеющих место работы во вновь вводимых фельдшерско-акушерских пунктах на территории Московской области» (23.06.2020).
По результатам круглого стола принята резолюция в соответствии с которой центральным исполнительным органам государственной власти Московской области предложено провести процедуру корректировки разрешительной документации, введенного в эксплуатацию ФАП в целях обеспечения медицинского персонала жилыми помещениями в здании ФАП.
«Модернизация и развитие системы профессионального образования в Московской области в соответствии с требованиями рынка труда и инновационной экономики» (18.11.2020).
Вопросы, связанные с состоянием и перспективами системы профессионального образования в Московской области, обсуждались с участием представителей Министерства образования Московской области, профессиональных образовательных организаций Московской области, экспертов.
В настоящее время в Московской области в 102 образовательных организациях (из них 49 колледжей, подведомственных Министерству образования Московской области) обучается более 81 тыс. человек. Из них по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих проходит обучение 18 процентов, специалистов среднего звена – 82 процента.
В регионе действуют ресурсные центры по различным направлениям подготовки (педагогических кадров, инноваций в агропромышленных технологиях, кадров для оборонного комплекса и т. д.).
Центр опережающей профессиональной подготовки работает для профессионального образования выпускников школ и обучения граждан любого возраста в целях переподготовки и получения новой специальности.
В Московской области острой остается проблема демографического спада и постепенного нарастания дефицита квалифицированных кадров, способных работать в высокотехнологическом секторе экономики.
Основные направления модернизации профессионального образования:
обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования;
обеспечение возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
создание условий для успешного трудоустройства выпускников.
«Подготовка, переподготовка и аттестация педагогических кадров в Московской области: состояние и перспективы» (17.12.2020).
В Московской области разработаны и апробированы новые технологии подготовки педагогов, совершенствуется содержание образовательных программ в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и стандарты профессионального образования, улучшается система повышения квалификации учителей.
Среди основных проблем участники круглого стола отметили дефицит педагогов в школах, недостаточность профориентационной работы по формированию и развитию устойчивой мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности, а также наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих педагогов. Аттестация педагогических кадров в Московской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Министерством образования Московской области сформировано 167 экспертных групп по различным направлениям педагогической деятельности (7 тыс. специалистов-экспертов).
С целью повышения объективности экспертизы профессиональной деятельности при проведении аттестации педагогов планируется внесение ряда изменений в экспертные заключения. Необходимость совершенствования экспертных заключений обусловлена процессами модернизации региональной системы образования, важностью создания условий для профессионального роста педагогов.
С учетом эпидемиологической ситуации до 1 апреля 2021 года продлен срок действия квалификационных категорий педагогов, у которых он заканчивается в период с 1 апреля 2020 года по 1 февраля 2021 года.
«Мониторинг состояния окружающей среды на территории Московской области в условиях глобального изменения климата» (02.06.2020).
В работе круглого стола приняли участие депутаты Думы, представители Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по Московской области, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Министерства экологии и природопользования Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ГПБУ «Мосэкомониторинг», ГКУ «Мособлэкомониторинг» Московской области.
Участники круглого стола обсудили:
эффективность проведения мероприятий по контролю за состоянием атмосферного воздуха и сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
этапы выполнения мероприятий по борьбе с лесными пожарами, запланированные на 2020 год в рамках реализации государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области 25.10.2016 г. N 795/39 (подпрограмма «Развитие лесного хозяйства в Московской области»);
современные методы и возможные средства улучшения качества атмосферного воздуха в условиях глобального изменения климата.
По итогам мероприятия приняты следующие решения:
1) Министерству экологии и природопользования Московской области предложено своевременно доводить до сведения органов местного самоуправления информацию о фактах и возможных источниках превышения предельно – допустимых концентраций компонентов окружающей среды, выявленных при проведении работ по мониторингу, развивать взаимодействие с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, а также в качестве эксперимента применить систему сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городской округ Люберцы и городской округ Балашиха с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды;
2) Комитету по экологии и природопользованию поручено провести в IV квартале 2020 года расширенное заседание Комитета на тему «Реализация мероприятий в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и Правительством Московской области в сфере охраны окружающей среды на территории Москвы и территории Московской области». По итогам заседания принято решение поручить Комитету по экологии и природопользованию в I квартале 2021 года подготовить и внести на рассмотрение Думы проект постановления «Об обращении Московской областной Думы к Губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву» с предложением о введении понижающего коэффициента к оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для жителей многоквартирных домов, в которых общим собранием жильцов принято решение об отказе от мусоропроводов.
«Положение и полномочия местного самоуправления в системе публичной власти» (30.10.2020).
В работе круглого стола приняли участие депутаты Думы, представители Главного управления территориальной политики Московской области, Общественной палаты Московской области, Экспертного Совета Думы, Совета муниципальных образований Московской области, муниципальных образований Московской области, научного и экспертного сообщества.
Предметом обсуждения в ходе круглого стола стал анализ изменений в Конституции Российской Федерации, затрагивающих статус и положение местного самоуправления как одного из элементов публичной власти.
В своем вступительном слове председатель Комитета по местному самоуправлению Наумов А.А. дал анализ развития местного самоуправления с момента принятия Конституции Российской Федерации до настоящего времени, акцентировал внимание на большом опыте, накопленном за последние десятилетия, и отметил, что принятие поправок к Конституции потребует значительных изменений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ) и многих других законов Российской Федерации и ее субъектов в сфере местного самоуправления.
Выступившие в ходе круглого стола советник Губернатора Московской области, член Общественной палаты Московской области, член Экспертного Совета Московской области Городецкий Д.И., исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Иванов О.Б., представители Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета Балытников, Чертков А.А., Штукин В.В., Гришковец А.А. дали развернутую экспертную оценку изменений статуса местного самоуправления в связи поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации, и высказали ряд предложений.
По итогам обсуждения органам местного самоуправления предложено направить в Комитет по местному самоуправлению свои предложения по внесению изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ для реализации поправок Конституции Российской Федерации.
В настоящее время Комитетом по местному самоуправлению ведется работа по сбору и обобщению поступающих предложений.