Постановление Думы Московской области от 17.06.2021 N 10/150-П "О проекте закона Московской области "О развитии сельского хозяйства в Московской области"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2021 г. N 10/150-П
О проекте закона Московской области «О развитии сельского хозяйства в Московской области»
Рассмотрев проект закона Московской области «О развитии сельского хозяйства в Московской области», одобренный постановлением Московской областной Думы 22.04.2021 N 12/145-П, Московская областная Дума
постановила:
1. Принять за основу проект закона Московской области «О развитии сельского хозяйства в Московской области». (Прилагается.)
2. Направить проект закона Московской области «О развитии сельского хозяйства в Московской области» во фракции в Московской областной Думе, в комитеты Московской областной Думы, Губернатору Московской области для подготовки и представления поправок в Комитет по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, в Государственно-правовое управление Московской областной Думы – для представления заключения в срок до 23.06.2021.
3. Поручить Комитету по вопросам аграрной политики и потребительского рынка доработать проект закона Московской области «О развитии сельского хозяйства в Московской области» с учетом представленных поправок, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта закона на заседании Московской областной Думы, и внести доработанный проект закона на заседание Московской областной Думы 24.06.2021.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Черемисова К.Н.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Принят за основу постановлением
Московской областной Думы
от 17 июня 2021 г. N 10/150-П
Закон
Московской области
О развитии сельского хозяйства в Московской области
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между сельскохозяйственными товаропроизводителями Московской области и иными гражданами и юридическими лицами, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий Московской области в целях его эффективного, устойчивого развития.
Статья 2. Правовая основа развития сельского хозяйства в Московской области
Правовую основу развития сельского хозяйства в Московской области составляют Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ), иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Московской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе применяются следующие основные термины и понятия:
сельское хозяйство Московской области – совокупность видов деятельности на территории Московской области по выращиванию, производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимого из продукции и сырья собственного производства, обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также сохранению генетического фонда сельскохозяйственных растений, животных и птицы;
сельскохозяйственные товаропроизводители Московской области (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители) – организации, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие требованиям статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ и осуществляющие деятельность на территории Московской области;
организации агропромышленного комплекса Московской области – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в Московской области, научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования Московской области, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ;
развитие сельского хозяйства Московской области – комплекс мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельскохозяйственного производства и повышению его эффективности;
пчеловодство – определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к разведению, содержанию и использованию пчел, в том числе для опыления сельскохозяйственных культур, производству и переработке продукции пчеловодства, включая оказание услуг;
ветеринарно-санитарный паспорт пасеки – документ, подтверждающий ветеринарно-санитарное состояние пасеки, оформленный в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Московской области в сфере развития сельского хозяйства, пчеловодства и комплексного развития сельских территорий Московской области (далее – уполномоченный орган).
2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ, Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».
Статья 4. Аграрная политика Московской области
1. Аграрная политика Московской области (далее – аграрная политика) представляет собой составную часть социально-экономической политики Московской области, направленной на комплексное развитие сельского хозяйства и сельских территорий Московской области.
Под комплексным развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
При этом формирование и реализация аграрной политики осуществляется исходя из целей и принципов государственной аграрной политики.
2. Основными целями аграрной политики являются:
1) развитие эффективного сельскохозяйственного производства на территории Московской области;
2) повышение конкурентоспособности, в том числе международной, и обеспечение качества сельскохозяйственной продукции, производимой в Московской области;
3) развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса Московской области, модернизация и техническое перевооружение агропромышленного производства Московской области;
4) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства Московской области природных ресурсов;
5) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе;
6) обеспечение комплексного развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни на территории Московской области;
7) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
8) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства Московской области, а также увеличение вклада сельского хозяйства в экономику Московской области, в том числе за счет роста налоговых поступлений;
9) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов);
10) развитие органического сельского хозяйства.
3. Аграрная политика основывается на следующих принципах:
1) последовательность и согласованность осуществления мер аграрной политики;
2) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций агропромышленного комплекса Московской области независимо от форм собственности;
3) доступность информации о состоянии аграрной политики и результатах ее реализации;
4) доступность участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и научных организаций в формировании и реализации аграрной политики;
5) программно-целевое планирование;
6) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства;
7) приоритет в использовании сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и их особая охрана;
8) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Московской области и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке.
Статья 5. Меры по реализации аграрной политики
Для реализации аграрной политики применяются следующие меры:
оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса Московской области, в том числе в рамках реализации региональных проектов, направленных на выполнение мероприятий национальных и федеральных проектов и на достижение установленных в них целей, показателей и результатов;
установление налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
софинансирование расходных обязательств бюджетов муниципальных образований Московской области по реализации мероприятий, направленных на комплексное развитие сельских территорий;
осуществление мероприятий, направленных на целевое и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, сохранение их площади, предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота и негативных процессов, ежегодное вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель и обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области;
осуществление мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для разведения, содержания пчел, обширного использования пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления сельскохозяйственных культур на территории Московской области с целью повышения урожайности;
информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Московской области, а также оказание им консультационной помощи;
привлечение общественных организаций к участию в формировании и реализации аграрной политики, в том числе путем поддержки создания и функционирования союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей;
иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Статья 6. Основные направления государственной поддержки развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий Московской области
1. Основными направлениями государственной поддержки развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий Московской области являются:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Московской области;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) обеспечение производства продукции растениеводства и животноводства;
4) развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
5) развитие животноводства, в том числе племенного;
6) развитие пищевой промышленности в пределах компетенции уполномоченного органа;
7) развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв, в том числе мероприятий по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
9) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе;
10) обеспечение комплексного развития сельских территорий;
11) обеспечение модернизации и технического перевооружения агропромышленного производства Московской области;
12) развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса Московской области;
13) обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Московской области;
14) предоставление консультационной помощи гражданам, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса Московской области и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
15) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.
2. Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Средства бюджета Московской области, предусмотренные законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на поддержку развития сельского хозяйства в соответствии с пунктами 1–12 части 1 настоящей статьи, предоставляются в виде субсидий, грантов в форме субсидий в порядке, определенном Правительством Московской области.
Статья 7. Государственная программа Московской области в сфере развития сельского хозяйства
1. Государственная программа Московской области в сфере развития сельского хозяйства (далее – государственная программа) является документом стратегического планирования, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области, содержащим комплекс планируемых мероприятий (систему подпрограмм), взаимоувязанных по срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Московской области.
2. Государственная программа разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Московской области.
3. Показатели реализации государственной программы должны соответствовать прогнозным показателям развития сельскохозяйственного производства, сформулированным в документах стратегического планирования Российской Федерации и в документах стратегического планирования Московской области, и обеспечивать наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Московской области.
4. Реализация государственной программы осуществляется уполномоченным органом, исполнительными органами государственной власти Московской области (далее – органы исполнительной власти) и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области посредством осуществления программных мероприятий.
Статья 8. Государственная поддержка кредитования в сфере развития сельского хозяйства
1. В целях реализации Федерального закона обеспечивается поддержка формирования и развития системы кредитования в сфере развития сельского хозяйства. Субсидии из бюджета Московской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) предоставляются на весь срок использования инвестиционных кредитов, полученных в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», и займов, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ Московской областью также может оказываться государственная поддержка формирования и развития системы кредитования в сфере развития сельского хозяйства:
1) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
2) организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты;
3) организаций и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в целях реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) по направлениям, определенным правовым актом Президента Российской Федерации.
Статья 9. Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой
Оказание государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в порядке, установленном Правительством Московской области в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Государственная поддержка в сфере мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
Оказание государственной поддержки в сфере мелиорации земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, определенном Правительством Московской области в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 года N 4-ФЗ «О мелиорации земель», и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Осуществление мероприятий, направленных на целевое и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области
1. Основными мероприятиями, направленными на целевое и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области, являются:
установление предельных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения их рационального использования, во избежание дробления сельскохозяйственных земель на мелкие участки, влекущего их непригодность для целевого использования, а также скопления земель сельскохозяйственного назначения в руках одного собственника;
определение критериев, на основании которых сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается, а также перечня сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается;
осуществление мониторинга целевого и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и создание условий для рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в сфере государственного земельного надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение внедрения прогрессивных технологий в области мелиорации земель, обработки почвы, направленных на повышение плодородия почвы, урожайности сельскохозяйственных культур, рациональное использование земель и окружающей среды;
содействие собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в проведении мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения по собственной инициативе, а также в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
содействие освоению результатов научных исследований по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2. С целью рационального использования, вовлечения в сельскохозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также последовательного проведения аграрной политики на территории Московской области осуществляется формирование базы данных о наличии и состоянии плодородия сельскохозяйственных угодий на основе результатов почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12. Информационное обеспечение в сфере сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий Московской области
Информационное обеспечение в сфере сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий Московской области осуществляется уполномоченным органом и подведомственными ему государственными учреждениями в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Законом Московской области N 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации».
Статья 13. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере развития сельского хозяйства, пчеловодства и комплексного развития сельских территорий Московской области
1. К полномочиям Московской областной Думы относятся:
1) принятие законов Московской области, регулирующих правоотношения в сфере развития сельского хозяйства на территории Московской области, и осуществление контроля за их исполнением;
2) осуществление иных полномочий в сфере развития сельского хозяйства, отнесенных федеральными законами к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. К полномочиям Правительства Московской области относятся:
1) обеспечение проведения аграрной политики;
2) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий Московской области;
3) принятие нормативных правовых актов Московской области в сфере развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий и осуществление контроля за их исполнением;
4) утверждение государственной программы;
5) разработка мер по экономическому стимулированию собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков с целью повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
6) осуществление иных полномочий в сфере развития сельского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
3. К полномочиям уполномоченного органа относятся:
1) разработка государственной программы;
2) реализация государственной программы, а также мероприятий, направленных на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса Московской области, на комплексное развитие сельских территорий Московской области, а также на обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
3) предоставление собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков информации о состоянии плодородия почв на их земельных участках сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном уполномоченным органом;
4) формирование базы данных о наличии и состоянии плодородия сельскохозяйственных угодий на основе результатов почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения;
5) установление порядка оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Статья 14. Участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в реализации аграрной политики
1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области участвуют в формировании и реализации аграрной политики в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области участвуют в реализации государственной программы, а также разрабатывают и утверждают муниципальные программы развития сельского хозяйства.
3. При разработке и реализации муниципальных программ развития сельского хозяйства органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области взаимодействуют с сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса Московской области в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
4. Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по реализации аграрной политики на территории Московской области.
5. Уполномоченный орган и подведомственные ему государственные учреждения обеспечивают осуществление мероприятий, указанных в пункте 13 части 1 статьи 6 и в статье 12 настоящего Закона.
Статья 15. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики
1. Уполномоченный орган привлекает на добровольной основе союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании и реализации аграрной политики.
2. Формами участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики являются:
1) участие в разработке государственной программы, а также иных нормативных правовых актов, направленных на формирование и реализацию аграрной политики;
2) участие в обобщении и распространении информации об оценке эффективности реализации мероприятий государственной программы;
3) участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, опыта в сфере развития сельского хозяйства;
4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации аграрной политики;
5) иные формы участия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Особенности деятельности в области растениеводства
1. Отраслевая структура растениеводства в Московской области включает в себя следующие основные направления:
выращивание зерновых и зернобобовых культур;
выращивание технических (масличных) культур;
выращивание кормовых культур;
производство овощных культур;
производство картофеля;
семеноводство, в том числе элитное;
садоводство, в том числе многолетние плодовые и ягодные насаждения;
растениеводство защищенного грунта.
2. Основные мероприятия в сфере растениеводства, способствующие повышению урожайности и качества продукции:
повышение качества посевного материала;
совершенствование условий выращивания и уборки урожая;
совершенствование способов уборки урожая;
техническая и технологическая модернизация, обновление парка сельскохозяйственной техники;
своевременность обработки урожая и улучшение условий его хранения;
совершенствование режимов технологического процесса;
применение минеральных, органических удобрений и средств защиты растений.
3. Правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений составляют Федеральный закон от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ «О семеноводстве», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 17. Особенности деятельности в области животноводства
1. Отраслевая структура животноводства в Московской области включает в себя:
скотоводство (выращивание мясного и молочного крупного рогатого скота);
птицеводство;
свиноводство;
овцеводство;
звероводство (в том числе кролиководство);
рыбоводство;
пчеловодство;
коневодство.
2. Основные мероприятия в сфере животноводства, способствующие повышению продуктивности и качества продукции:
воспроизводство стада;
техническая и технологическая модернизация, в том числе кормовой базы;
организация полноценного кормления животных;
применение способов содержания скота, обеспечивающих улучшение условий его содержания;
профилактические меры по борьбе с болезнями животных.
3. В целях улучшения продуктивных качеств сельскохозяйственных животных и разведения высокопродуктивных сельскохозяйственных животных, сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для селекционных целей, реализуются мероприятия в сфере племенного животноводства.
4. Правовую основу деятельности в сфере племенного животноводства составляют Федеральный закон от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ «О племенном животноводстве», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 18. Особенности деятельности в области пчеловодства
1. Пчеловод, осуществляя деятельность в области пчеловодства, имеет право:
1) размещать стационарные пасеки, кочевые пасеки на медосбор на земельных участках, находящихся в его собственности, аренде или пользовании в соответствии с целевым назначением и видами разрешенного использования земельного участка с учетом ветеринарно-санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере ветеринарии;
2) получать ветеринарную помощь при проведении мероприятий по предупреждению болезней пчел, их лечению, борьбе с вредителями пчелиных семей;
3) получать от органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сферах охраны окружающей среды и ветеринарии, в пределах их компетенции своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для пчел;
4) возмещать убытки, нанесенные им физическими или юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Пчеловод обязан:
1) соблюдать зоотехнические, ветеринарно-санитарные нормы и правила содержания, кормления и разведения пчел, установленные законодательством Российской Федерации в сфере ветеринарии, и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации;
2) сообщать в государственные учреждения ветеринарии Московской области по месту нахождения пасеки о массовых случаях заболеваний или внезапной массовой гибели пчел;
3) оформить ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, удостоверяющий ее ветеринарно-санитарное состояние в порядке, установленном уполномоченным органом;
4) проводить диагностические исследования заразных болезней пчел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере ветеринарии;
5) осуществлять перевозку пчелиных семей только при наличии ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, выданного в порядке, установленном уполномоченным органом, и ветеринарных сопроводительных документов, оформленных и выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере ветеринарии;
6) иметь при реализации продуктов пчеловодства документы о соответствии качества продукции установленным требованиям, оформленные и выданные в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании и (или) техническими регламентами Евразийского экономического союза;
7) обеспечить учет пчел, содержащихся в хозяйстве, в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии.
3. Требования к размещению пасек, содержанию и учету пчел утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере ветеринарии.
4. Охрана пчел обеспечивается посредством соблюдения зоотехнических, ветеринарно-санитарных норм и правил содержания, кормления и разведения пчел, требований и запретов, установленных ветеринарным законодательством, предотвращения отравления пчел пестицидами и агрохимикатами, охраны их естественной среды обитания, условий размножения, путей миграции и кочевок, охраны ульев с пчелиными семьями от разорения и умышленного уничтожения и иных мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство пчел.
5. Организация охраны пчел осуществляется их собственником, общественными объединениями пчеловодов, а также уполномоченным органом.
Статья 19. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Московской области N 212/2006-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области»;
Закон Московской области N 49/2008-ОЗ «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области»;
Закон Московской области N 150/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области»;
Закон Московской области N 213/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области»;
статью 1 Закона Московской области N 237/2008-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации»;
Закон Московской области N 135/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области»;
статью 13 Закона Московской области N 103/2013-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области»;
Закон Московской области N 49/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области»;
Закон Московской области N 71/2017-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области»;
Закон Московской области N 43/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области»;
статью 3 Закона Московской области N 80/2019-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области»;
Закон Московской области N 31/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области»;
Закон Московской области N 149/2020-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в области пчеловодства и в области охраны пчел на территории Московской области».