Постановление Думы Московской области от 07.10.2021 N 13/2-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 октября 2021 г. N 13/2-П
Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами, в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума
постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами. (Приложение.)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутину Л.Е.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 07 октября 2021 г. N 13/2-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами
I. Общие положения
Объект правового мониторинга: Закон Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» (далее – Закон Московской области N 36/2006-ОЗ) в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами (далее – мониторинг).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Период проведения мониторинга: с 1 января 2019 года по 1 января 2021 года.
Время проведения мониторинга: II–III кварталы 2021 года.
Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в части социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за инвалидами, имеющими I, II группу инвалидности.
Задачей мониторинга является всесторонний анализ положений Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в части реализации права на ежемесячную денежную выплату на осуществление ухода за инвалидами, предоставляемую неработающим лицам, лицам, осуществляющим дистанционную работу, лицам с установленной продолжительностью ежедневной работы (смены) не более двух часов, за исключением лиц, обучающихся в образовательных организациях всех типов по очной и очно-заочной формам обучения, в возрасте от 18 до 65 лет и не имеющим группы инвалидности.
В целях реализации вышеуказанной задачи:
1) осуществлялись сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в целях комплексного изучения реализации права на ежемесячную денежную выплату на осуществление ухода за инвалидами, имеющими I, II группу инвалидности;
2) проводился анализ информации о практике применения норм Закона Московской области N 36/2006-ОЗ на территории Московской области;
3) осуществлялась подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросу установления дополнительных мер социальной поддержки инвалидов и лиц, осуществляющих уход за инвалидами, а также рекомендаций в целях повышения эффективности применения норм Закона Московской области N 36/2006-ОЗ.
II. Деятельность Комиссии по проведению мониторинга
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 11.02.2021 N 26/137-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами» создана Комиссия по мониторингу (далее – Комиссия) в следующем составе:
1) Голубев А.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
2) Аксаков Е.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
3) Вшивцев В.С. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
4) Слуцкая И.Э. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
5) Бондаренко О.М. – руководитель аппарата Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы;
6) Ратников А.А. – консультант Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы;
7) Степанова Н.Н. – консультант отдела правовой экспертизы и судебной работы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлен Шустров А.М., заместитель министра социального развития Московской области.
Председателем Комиссии избран Голубев А.А., депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики.
Проведено три заседания Комиссии.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга в ходе реализации которого:
1) проведен анализ нормативных правовых актов Московской области в части реализации права лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на дополнительные меры социальной поддержки;
2) направлен запрос в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;
3) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга, изучены предложения, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
4) выработаны предложения, направленные на повышение эффективности применения норм Закона Московской области N 36/2006-ОЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Московской области в части установления права лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на дополнительные меры социальной поддержки
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
При осуществлении правового регулирования вопросов, связанных с социальной поддержкой инвалидов, необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих уход за ними, связанный с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности инвалидов, обусловленные их состоянием здоровья.
Законом Московской области N 36/2006-ОЗ установлены дополнительные меры социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за инвалидами (Закон Московской области N 226/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области»).
Так, в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ лицам, осуществляющим уход за инвалидами, имеющими I, II группу инвалидности, в возрасте от 18 до 65 лет и не имеющим группы инвалидности, устанавливается мера социальной поддержки по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами. Ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за инвалидами предоставляется неработающим лицам, лицам, осуществляющим дистанционную работу, лицам с установленной продолжительностью ежедневной работы (смены) не более двух часов, за исключением лиц, обучающихся в образовательных организациях всех типов по очной и очно-заочной формам обучения.
Ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за инвалидами предоставляется при условии осуществления ухода за инвалидами, имеющими I, II группу инвалидности, признанными нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, не получающими социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому и в стационарной форме социального обслуживания, имеющими место жительства в Московской области, а также прохождения обучения в государственных организациях социального обслуживания Московской области практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными и имеющими ограничения жизнедеятельности лицами.
Ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за инвалидами устанавливается в размере двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров на дату обращения за ее предоставлением.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами утвержден постановлением Правительства Московской области от 19.02.2019 N 77/6 (далее – Порядок).
Ежемесячная денежная выплата назначается на шесть календарных месяцев начиная с календарного месяца подачи заявления о назначении выплаты на осуществление ухода за инвалидами, но не более срока, на который инвалиду федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы установлена инвалидность I или II группы.
Ежемесячная денежная выплата однократно продлевается на шесть календарных месяцев при подаче заявления о продлении выплаты на осуществление ухода за инвалидами, но не более срока, на который инвалиду федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы установлена инвалидность I или II группы.
Заявление о продлении выплаты подается не ранее последнего календарного месяца периода выплаты и не позднее календарного месяца, следующего за последним календарным месяцем периода выплаты.
В случае представления заявления о продлении выплаты в течение последнего календарного месяца периода выплаты выплата продлевается на шесть календарных месяцев с календарного месяца, следующего за последним календарным месяцем периода выплаты, но не более срока, на который инвалиду федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы установлена инвалидность I или II группы.
В случае представления заявления о продлении выплаты в течение календарного месяца, следующего за последним календарным месяцем периода выплаты, выплата продлевается на шесть календарных месяцев с календарного месяца обращения, но не более срока, на который инвалиду федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы установлена инвалидность I или II группы.
Ежемесячная денежная выплата назначается лицу, осуществляющему уход за одним инвалидом.
При осуществлении ухода за инвалидом несколькими лицами ежемесячная денежная выплата назначается одному из них (далее – заявитель) по выбору инвалида или законного представителя инвалида.
Уход за инвалидом может осуществляться заявителем по месту жительства заявителя или по месту жительства инвалида.
Заявитель вправе обратиться в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области путем направления заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», а также в иных формах по выбору заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты может быть обжаловано в Министерство социального развития Московской области и (или) в суд.
2. Информация о правоприменении Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части предоставления ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами
Комиссией был подготовлен и направлен запрос в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации, связанной с реализацией норм Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, по теме мониторинга.
Кроме того, Комиссией было предложено Министерству социального развития Московской области направить в Комиссию свои предложения о необходимости корректировки положений Закона Московской области N 36/2006-ОЗ.
По данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» на 01.01.2019 общая численность инвалидов в Московской области составляла 426 256 человек, на 01.01.2020 – 418 709, на 01.01.2021 – 404 285, на 01.07.2021 – 400 852.
В таблице 1 представлена численность инвалидов в Московской области по группе инвалидности.
Таблица 1
Дата | Всего инвалидов, чел. | Всего инвалидов I группы, чел. | Всего инвалидов II группы, чел. |
01.01.2019 | 426 256 | 52 160 | 200 354 |
01.01.2020 | 418 741 | 51 098 | 191 314 |
01.01.2021 | 406 341 | 49 162 | 179 776 |
01.07.2021 | 400 852 | 47 946 | 174 424 |
В таблице 2 представлены сведения о доле мужчин и женщин в общей численности инвалидов.
Таблица 2
Дата | Всего инвалидов, чел. | Мужчины, процент | Женщины, процент |
01.01.2019 | 426 256 | 42,24 | 57,76 |
01.01.2020 | 418 741 | 42,88 | 57,12 |
01.01.2021 | 406 341 | 43,12 | 56,88 |
01.07.2021 | 400 852 | 43,28 | 56,72 |
В таблице 3 представлены сведения о занятости инвалидов трудоспособного возраста в Московской области.
Таблица 3
Дата | Всего инвалидов трудоспособного возраста, чел. | Инвалиды I группы | Инвалиды II группы | ||
из них работают, чел. | из них не работают, чел. | из них работают, чел. | из них не работают, чел. | ||
01.01.2019 | 119 284 | 1 173 | 14 827 | 10 381 | 37 122 |
01.01.2020 | 117 995 | 1 344 | 14 624 | 10 676 | 35 540 |
01.01.2021 | 131 436 | 1 494 | 15 727 | 11 650 | 38 629 |
01.07.2021 | 150 435 | 1 519 | 17 146 | 12 565 | 43 116 |
В таблице 4 представлены сведения о занятости инвалидов трудоспособного возраста в Московской области в процентном соотношении.
Таблица 4
Дата | Всего инвалидов трудоспособного возраста, чел. | Работающие инвалиды, процент | Не работающие инвалиды, процент |
01.01.2019 | 119 284 | 33,03 | 66,97 |
01.01.2020 | 117 995 | 33,87 | 66,13 |
01.01.2021 | 131 436 | 33,5 | 66,5 |
01.07.2021 | 150 435 | 31,6 | 68,4 |
По данным Министерства социального развития Московской области по состоянию на 01.07.2021 было подано 578 заявлений на предоставление ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами (в 2020 году – 511, в 2019 году – 232).
Из 578 заявлений о назначении ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами Министерством социального развития Московской области удовлетворено 557, по 21 заявлению отказано. При этом 4 решения об отказе были обжалованы заявителями в судебном порядке, из них удовлетворено – 2.
В таблице 5 представлены статистические сведения о количестве поданных заявлений и принятым по ним решениям.
Таблица 5
Наименование показателя | Значение на 01.01.2019 | Значение на 01.01.2020 | Значение на 01.07.2021 |
Подано заявлений на
предоставление ежемесячной денежной выплаты | 232 | 511 | 578 |
из них: | |||
удовлетворено | 228 | 491 | 557 |
отказано | 4 | 18 | 21 |
обжаловано заявителями в суде | 0 | 1 | 4 |
удовлетворено в судебном порядке | 0 | 1 | 2 |
Основной причиной отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами является представление неполного пакета документов (непредставление справок из наркологического и (или) психоневрологического диспансеров, заключения противотуберкулезного диспансера или представление справок и заключений с истекшим сроком).
Следует отметить, что из 563 лиц, получающих в 2021 году ежемесячную денежную выплату на осуществление ухода за инвалидами, 481 лицо имеет родственные связи с инвалидом (в 2020 году из 493 – 237 являлись родственниками, в 2019 году из 228 – 57).
В таблице 6 представлены сведения о количестве заявителей, получивших выплаты, с указанием общей суммы выплат.
Таблица 6
Наименование показателя | Значение на 01.01.2019 | Значение на 01.01.2020 | Значение на 01.07.2021 |
Количество заявителей, получивших выплаты, всего
| 228 | 493 | 563 |
На общую сумму, всего (руб.) | 19 207 292,53
| 79 770 830,04 | 58 907 506,57 |
Комиссия отмечает, что Законом Московской области N 145/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» норма части 6 статьи 10 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ дополнена положением, в соответствии с которым ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за инвалидами предоставляется в том числе и лицам, осуществляющим дистанционную работу, лицам с установленной продолжительностью ежедневной работы (смены) не более двух часов, за исключением лиц, обучающихся в образовательных организациях всех типов по очной и очно-заочной формам обучения.
Данная норма введена в июле 2020 года. По состоянию на 01.08.2021 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами обратился один гражданин, осуществляющий дистанционную работу.
IV. Результаты мониторинга
Комиссией были получены, обобщены и проанализированы сведения, представленные в соответствии с направленным запросом, а также информация Министерства социального развития Московской области об отсутствии необходимости корректировки положений Закона Московской области N 36/2006-ОЗ.
Дополнительная мера социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за инвалидами, установленная частью 6 статьи 10 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, актуальна и востребована гражданами.
Установленные Законом Московской области N 36/2006-ОЗ полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области исполняются.
В Московской области отмечается тенденция к снижению количества лиц, имеющих инвалидность, с 426 256 человек в 2019 году до 400 852 человек в 2021 году, при этом увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста: с 119 284 человек в 2019 году до 150 435 человек в 2021 году, из которых 70 процентов являются неработающими.
Кроме того, в Московской области отмечается ежегодное увеличение количества поданных заявлений на предоставление ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами: с 232 в 2019 году до 578 в 2021 году.
Также увеличивается количество лиц, получающих ежемесячную денежную выплату и имеющих родственные связи с лицами, являющимися инвалидами: с 57 в 2019 году до 481 в 2021 году.
В ходе проведения мониторинга Комиссия изучила имеющуюся судебную практику по правоприменению Закона Московской области N 36/2006-ОЗ.
Так, например, Л.В. 23 мая 2019 года обратилась в Подольское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ее дочери Л.И. социальных услуг в форме «Стационарное социальное обслуживание», предоставив необходимый пакет документов.
Л.В. является опекуном недееспособной дочери Л.И., которой 1 января 2018 года повторно установлена I группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 1 января 2020 года.
Решением Комиссии Министерства социального развития Московской области по признанию граждан нуждающимися в стационарном социальном обслуживании от 04.06.2019 N 43, Л.И. отказано в признании ее нуждающейся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания.
Не согласившись с вынесенным решением, Л.И. обращалась в Министерство социального развития Московской области, к Губернатору Московской области, к Президенту Российской Федерации.
После обращений Л.И. с жалобами по вопросу предоставления социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания Комиссия Министерства социального развития Московской области по признанию граждан нуждающимися в стационарном социальном обслуживании 15.08.2019 повторно рассмотрела документы, поданные 23.05.2019, и признала Л.И. нуждающейся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания.
Как следует из судебного решения, основанием для принятия Комиссией Министерства социального развития Московской области по признанию граждан нуждающимися в стационарном социальном обслуживании положительного решения 15.08.2019 послужили те же документы, которые представлялись Л.В. вместе с заявлением 23.05.2019.
Таким образом, указанная Комиссия вернулась к рассмотрению заявления Л.В. только после обращений и жалоб, направленных 05.08.2019 Президенту Российской Федерации, 22.07.2019 Губернатору Московской области, а также личного приема 09.08.2019 у Министра социального развития Московской области. При этом семейные обстоятельства Л.В. и ее дочери за период с 23.05.2019 по 15.08.2019 не изменились (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2020 N 88-17036/2020).
В этой связи, с целью исключения субъективности при признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Комиссия полагает целесообразным регламентировать порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания.
V. Выводы
По результатам проведенного мониторинга Комиссия предлагает:
1) Правительству Московской области:
рассмотреть вопрос об уточнении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с целью принятия объективных решений и недопущения нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе имеющих инвалидность;
2) Комитету по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы:
подготовить и провести мероприятие, на котором рассмотреть вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, лицам, сопровождающим инвалидов, и лицам, осуществляющим уход за инвалидами;
предложить включить в план работы Московской областной Думы на I квартал 2022 года выступление на заседании Московской областной Думы управляющего Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с информацией о деятельности Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по итогам работы за 2021 год.