Постановление Думы Московской области от 07.10.2021 N 14/2-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 октября 2021 г. N 14/2-П
Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест»
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума
постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест». (Приложение.)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Лазутину Л.Е.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 07 октября 2021 г. N 14/2-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест»
I. Общие положения
Объект правового мониторинга: Закон Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон Московской области N 53/2008-ОЗ) в части установления квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы (далее – мониторинг).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Период проведения мониторинга: с 1 января 2018 года по 1 января 2021 года.
Время проведения мониторинга: II–III кварталы 2021 года.
Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, освобожденных из мест лишения свободы; выпускников образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа), в возрасте до 19 лет; выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.
Задачей мониторинга является всесторонний анализ положений Закона Московской области N 53/2008-ОЗ в части реализации права отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на труд.
В целях реализации вышеуказанной задачи:
1) осуществлялись сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ;
2) проводился анализ информации о практике применения норм Закона Московской области N 53/2008-ОЗ на территории Московской области;
3) осуществлялась подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросу установления правовых и организационных основ квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
II. Деятельность Комиссии по проведению мониторинга
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 11.02.2021 N 27/137-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» создана Комиссия по мониторингу (далее – Комиссия) в следующем составе:
1) Голубев А.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
2) Аксаков Е.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
3) Вшивцев В.С. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
4) Слуцкая И.Э. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
5) Бондаренко О.М. – руководитель аппарата Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы;
6) Ратников А.А. – консультант Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы;
7) Степанова Н.Н. – консультант отдела правовой экспертизы и судебной работы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлена Мельникова М.В., начальник Управления занятости Министерства социального развития Московской области, и Пятков В.Г., заместитель заведующего отделом активной политики занятости Управления занятости Министерства социального развития Московской области.
Председателем Комиссии избран Голубев А.А., депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики.
Проведено три заседания Комиссии.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга в ходе реализации которого:
1) проведен анализ нормативных правовых актов Московской области в части установления квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
2) направлен запрос в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;
3) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга, изучены предложения, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
4) выработаны предложения, направленные на повышение эффективности применения норм Закона Московской области N 53/2008-ОЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Московской области в части установления квотирования рабочих мест в Московской области
В соответствии с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция), Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка в том числе инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно статье 72 Конституции социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ N 1032-1).
В соответствии с редакцией абзаца девятого статьи 7 1-1 Закона РФ N 1032-1, действовавшей в период проведения мониторинга, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно редакции пункта 2 статьи 13 Закона РФ N 1032-1, действовавшей в период проведения мониторинга, квота для приема на работу инвалидов устанавливалась в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 181-ФЗ).
Статья 25 Закона РФ N 1032-1 устанавливает обязанность работодателя ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу части первой статьи 21 Федерального закона N 181-ФЗ работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Дополнительные гарантии по трудоустройству предусмотрены также и в отношении иных граждан, в том числе граждан, не достигших 18 лет.
Так, в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы, в том числе в виде квотирования рабочих мест для трудоустройства.
В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в том числе, направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.
В целях реализации вышеизложенных положений федерального законодательства Московской областной Думой принят Закон Московской области N 53/2008-ОЗ.
Закон Московской области N 53/2008-ОЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Статья 2 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ устанавливает основные понятия: квота, квотирование рабочих мест, выполнение квоты. Статьей 3 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ установлен круг лиц, для которых вводится квотирование рабочих мест. Размер и условия установления квоты определены статьей 4, а статьей 5 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ установлены права и обязанности работодателя.
Так, для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, для приема на работу иных категорий граждан, – в размере 1 процента от среднесписочной численности работников. Для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
2. Информация о правоприменении Закона Московской области N 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест»
В настоящем Отчете Комиссия полагает целесообразным отразить общую информацию, характеризующую рынок труда (количество трудоустроенных граждан, направленных на обучение; оказание гражданам услуг по профориентации, психологической помощи; уровень безработицы в Московской области, количество вакансий и т.п.).
Так, по состоянию на 01.07.2021 уровень регистрируемой безработицы составил 1,71 процента. Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости – 70 986 человек, количество вакансий – 67 935 единиц.
За содействием в поиске подходящей работы обратились 88 426 человек, из них трудоустроено 49 511 человек (56 процентов).
За первое полугодие 2021 года временно трудоустроены на общественные работы 1 114 безработных граждан; временно трудоустроены (в свободное от учебы время) 11 244 гражданина в возрасте от 14 до 18 лет; государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан получили 1 092 человека; оказана единовременная финансовая помощь 263 безработным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, либо зарегистрировавшим крестьянское (фермерское) хозяйство (открывшим собственное дело); направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с целью дальнейшего трудоустройства 4 208 безработных граждан; государственную услугу по психологической поддержке получили 1 814 человек; государственную услугу по профессиональной ориентации получили 26 080 человек.
Комиссией был подготовлен и направлен запрос в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации, связанной с реализацией норм Закона Московской области N 53/2008-ОЗ, по теме мониторинга, а также о целесообразности внесения изменений в Закон Московской области N 53/2008-ОЗ в целях совершенствования механизма квотирования.
В таблице 1 представлены сведения о количестве организаций на территории Московской области, на которых распространяются нормы Закона Московской области N 53/2008-ОЗ, и о количестве организаций, представляющих в центры занятости населения информацию о наличии вакантных мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, установленных статьей 3 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ.
Таблица 1
Наименование показателя | 01.01.2018 | 01.01.2019 | 01.01.2020 | 01.01.2021 |
Количество организаций на территории Московской области, на которых распространяются нормы Закона Московской области N 53/2008-ОЗ | 4898 | 5447 | 5632 | 5619 |
Количество организаций, представляющих в центры занятости населения информацию о наличии вакантных мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, установленных статьей 3 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ | 4596 | 5151 | 5417 | 5342 |
В таблице 2 представлены сведения о количестве вакантных мест, заявленных организациями для трудоустройства граждан в соответствии со статьей 3 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ, и о количестве граждан, обратившихся в центры занятости населения.
Таблица 2
Наименование показателя | 01.01.2018 | 01.01.2019 | 01.01.2020 | 01.01.2021 |
Количество вакантных мест,
заявленных организациями
| 14375 | 15662 | 15810 | 15585 |
Количество граждан, обратившихся в центры занятости населения для трудоустройства
| 3026 | 3245 | 3153 | 2786 |
В таблице 3 представлены сведения о количестве квотируемых вакансий для трудоустройства инвалидов и сведения о количестве трудоустроенных инвалидов.
Таблица 3
Наименование показателя | 01.01.2018 | 01.01.2019 | 01.01.2020 | 01.01.2021 |
Количество квотируемых вакансий для трудоустройства инвалидов
| 3773 | 4192 | 4453 | 4314 |
Количество трудоустроенных инвалидов
| 10602 | 11074 | 10918 | 10857 |
В таблице 4 представлены сведения о количестве квотируемых вакансий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и о количестве трудоустроенных граждан в соответствии со статьей 3 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ.
Таблица 4
Наименование показателя | 01.01.2018 | 01.01.2019 | 01.01.2020 | 01.01.2021 |
Количество квотируемых вакансий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы
| 7528 | 7346 | 7697 | 6798 |
Количество трудоустроенных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет | 370 | 231 | 262 | 255 |
Количество трудоустроенных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| 32 | 48 | 63 | 67 |
Количество трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы
| 169 | 279 | 359 | 353 |
Количество трудоустроенных выпускников образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа), в возрасте до 19 лет
| 36 | 52 | 49 | 40 |
Количество трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые
| 801 | 1072 | 1557 | 1337 |
В соответствии со статьей 6 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ за нарушение установленной обязанности по квотированию рабочих мест работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами уполномоченного органа – Министерства социального развития Московской области.
По состоянию на 01.01.2018 составлено пять протоколов об административных правонарушениях, к административной ответственности никто не привлечен, за период 2019–2021 гг. протоколы об административных правонарушениях не составлялись.
IV. Результаты мониторинга
Комиссией были получены, обобщены и проанализированы сведения, представленные в соответствии с направленным запросом. В результате проведенного анализа Комиссия отмечает следующее.
Установленные Законом Московской области N 53/2008-ОЗ полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области исполняются.
Комиссия отмечает, что в Московской области в период с 2018 года по 2021 год увеличилось количество организаций, на которые распространяются нормы Закона Московской области N 53/2008-ОЗ, с 4 898 до 5 619.
Количество организаций, представляющих в центры занятости населения информацию о наличии вакантных мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, установленных статьей 3 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ, за этот период возросло с 4 596 до 5 342.
В период с 2018 года по 2021 год количество вакантных мест, заявленных организациями для трудоустройства отдельных категорий граждан, увеличилось с 14 375 до 15 585.
В этот же период количество квотируемых вакансий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, снизилось с 7 528 до 6 798.
Количество трудоустроенных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет снизилось с 370 до 255.
Комиссия отмечает, что за период с 2018 года по 2021 год увеличилось количество трудоустроенных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 32 до 67; лиц, освобожденных из мест лишения свободы с 169 до 353; выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые, с 801 до 1 337.
В качестве основных причин отказа работодателей в трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места в соответствии с Законом Московской области N 53/2008-ОЗ является: незаинтересованность в использовании труда инвалидов, в том числе по причине необходимости организации рабочих мест инвалидов согласно рекомендациям индивидуальной программы реабилитации, недостаточность мер экономического стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, а также отсутствие взаимосвязи квот с реальными потребностями инвалидов.
Комиссия полагает, что необходимо внести изменения в существующий механизм квотирования для улучшения его эффективности, а именно:
ограничить период квотирования вакансии (например, если вакансия не заполняется более 3 месяцев, а работодатель ее не меняет, то считать квоту неисполненной);
рассмотреть вопрос о целесообразности налоговых льгот, в том числе для работодателей, использующих труд инвалидов сверх квоты.
1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 219-ФЗ).
Согласно Федеральному закону N 219-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, юридические лица с государственным участием, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», создаваемой на базе ИАС «Общероссийская база вакансий «Работа в России», или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек,
законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для
приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов от среднесписочной
численности работников. Работодателям, у которых численность работников
составляет
от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской
Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере
не более 3 процентов от среднесписочной численности работников.
Федеральным законом N 219-ФЗ также предусматривается, в частности, использование наравне с очным приемом граждан дистанционной формы оказания государственных услуг в области содействия занятости населения с использованием единой цифровой платформы, портала государственных услуг.
В этой связи Комиссия полагает, что необходимо внести соответствующие изменения в Закон Московской области N 53/2008-ОЗ в части уточнения положений, касающихся установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов (квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой).
V. Выводы
По результатам проведенного мониторинга Комиссия предлагает:
1) Комитету по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы:
разработать и внести в Московскую областную Думу проект закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест» в части приведения его в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
2) Правительству Московской области:
рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по региональным налогам для работодателей, принимающих на работу (использующих труд) инвалидов;
рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий работодателям с целью возмещения затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для инвалидов;
провести социологический опрос с целью выявления потребности в трудоустройстве инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.