Постановление Думы Московской области от 17.03.2022 N 20/18-П "О Докладе по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2022 г. N 20/18-П
О Докладе по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года
Рассмотрев Доклад по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, внесенный рабочей группой, созданной распоряжением Председателя Московской областной Думы от 29.11.2021 N 40-р «О подготовке Доклада по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года», Московская областная Дума
постановила:
Одобрить Доклад по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 17 марта 2022 г. N 20/18-П
Доклад
по итогам работы по законодательному обеспечению реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года
Оглавление
Введение. 3
Раздел I. Законодательное обеспечение реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года. 4
Раздел II. Мероприятия по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года. 8
Введение
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание Президента Российской Федерации) направлено на решение внутренних вопросов государства в сфере здравоохранения, социальной политики, развития экономики.
В Докладе по итогам работы по законодательному обеспечению
реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации
представлена информация о принятых Московской областной Думой
(далее – Дума) законах и проведенных мероприятиях, направленных
на реализацию основных задач Послания Президента Российской Федерации.
Перед законодателями Российской Федерации поставлены задачи:
совершенствования законодательства Российской Федерации в части ответственности за нарушение федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды;
совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации в части установления целевого назначения экологических платежей, поступающих в федеральный бюджет;
совершенствования
законодательства Российской Федерации в части создания новых и
совершенствования действующих финансовых механизмов, направленных на
наращивание вложений в поддержку инвестиций
в инфраструктуру, а также предоставление субъектам Российской Федерации новых
инструментов социально-экономического развития за счет средств бюджетной
системы Российской Федерации и резервных фондов.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Думой принято постановление от 13.05.2021 N 38/146-П «О плане мероприятий Московской областной Думы по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года» (далее – План мероприятий).
План мероприятий включает разделы по внесению изменений
в федеральное законодательство, в законодательство Московской области
по проведению круглых столов, выездных заседаний, мониторинга правоприменения
нормативных правовых актов и других мероприятий.
Раздел I. Законодательное обеспечение реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации
Среди основных направлений законодательного обеспечения реализации Думой положений Послания Президента Российской Федерации следующие:
1. Повышение ответственности за незаконный сброс мусора – вопрос, который давно требовал принципиального решения.
Законодательная инициатива Думы, подготовленная совместно
с Московской городской Думой, по проекту федерального закона
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» в части применения автоматической
фиксации правонарушений в области обращения с отходами производства
и потребления – необходима и востребована не
только в Московской области, но и во всех регионах России.
В целях пресечения сброса отходов с транспортных средств
и установления соразмерного наказания за совершение указанного правонарушения в
законопроекте предлагается следующее:
1) Ввести в статью 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по разделу – Кодекс) новые составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотреть повышенную ответственность по сравнению с частью 1 указанной статьи:
а) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в сбросе (выгрузке) из транспортного средства отходов производства и потребления вне объектов накопления и размещения отходов, иных специально отведенных мест (проектируемая часть 31);
б) те же действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин (проектируемая часть 33).
2) Установить повышенную ответственность за повторное совершение соответствующих правонарушений (проектируемые части 32 и 34). В частности, за повторное совершение какого-либо из указанных правонарушений лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами предлагается применять конфискацию транспортного средства или иной техники, явившейся орудием совершения административного правонарушения.
3) Распространить действие проектируемых частей 31–34 статьи 8.2
на случаи сброса отходов с транспортных средств в лесах. С этой целью внести в
часть 2 статьи 8.31 Кодекса изменения, исключающие указанные случаи
из предусмотренного данной статьей состава административного правонарушения.
4) Наделить полномочиями по рассмотрению дел об
административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми частями статьи
8.2 Кодекса, органы экологического надзора и органы, осуществляющие федеральный
государственный лесной надзор (в пределах их полномочий
в соответствии с лесным законодательством). Законопроектом также предлагается
наделить должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять
протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми
частями 31–34 статьи 8.2
Кодекса
в случае непосредственного обнаружения признаков административного
правонарушения либо обращения граждан и организаций.
5) Повысить административные штрафы для граждан в частях 1–3 статьи 8.2 Кодекса.
Существенным предложенным нововведением является
возможность фиксации административных правонарушений, предусмотренных
проектируемыми частями 31–34
статьи 8.2 Кодекса, работающими
в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предполагается, что сброс отходов будет фиксироваться
работающими
в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъемки, видеозаписи, размещенными в местах наиболее вероятного
сброса твердых коммунальных отходов (по аналогии
с техническими средствами, фиксирующими правонарушения в сфере безопасности дорожного
движения), а также специализированными фотоловушками, автоматически
срабатывающими при движении вблизи мест установки. Указанные технические
средства могут использоваться в условиях низкой освещенности и в ночное время.
Применение автоматической фиксации в отношении
правонарушений
в области обращения с отходами производства и потребления представляется необходимым
в связи со сложностью выявления таких правонарушений,
а также с тем, что имеющимися силами инспекторского состава экологического
надзора невозможно в круглосуточном режиме охватить все потенциальные места
сброса отходов.
Использование средств автоматической фиксации позволит не только пресекать правонарушения, связанные со сбросом отходов, но также повысит эффективность реализации превентивной функции административной ответственности. При этом принцип неотвратимости наказания может быть реализован, в том числе посредством периодической смены мест нахождения средств автоматической фиксации (чтобы правонарушители заранее не смогли проложить маршрут и осуществить сброс отходов в местах отсутствия таких средств).
Таким образом, применение средств автоматической фиксации может выступить в качестве эффективной предупредительной меры и обеспечить сокращение количества правонарушений в области обращения с отходами.
2. В качестве повышения мер налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства Думой приняты следующие законодательные акты:
Закон Московской области N 17/2021-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О патентной системе налогообложения на территории Московской области», которым уточнены наименования отдельных видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, и дополнен перечень видов деятельности, в отношении которых в Московской области применяется патентная система налогообложения, услугами по предоставлению во временное владение мест для стоянки транспортных средств;
Закон
Московской области N 197/2021-ОЗ «О внесении изменения
в Закон Московской области «Об установлении ставки единого
сельскохозяйственного налога на территории Московской области», которым продлено
действие нулевой ставки единого сельскохозяйственного налога
по 31декабря 2026 года;
Закон Московской области N 227/2021-ОЗ «О внесении изменений
в Закон Московской области «О ставках налога, взимаемого в связи
с применением упрощенной системы налогообложения» и в Закон Московской области
«О патентной системе налогообложения на территории Московской области», которым
на 2 года по 31 декабря 2023 года продлено право на налоговые каникулы для
впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, а также продлено
действие пониженной налоговой ставки в размере десять процентов по упрощенной
системе налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, у которых
объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов;
Закон Московской области N 228/2021-ОЗ «О внесении изменений
в Закон Московской области «О патентной системе налогообложения
на территории Московской области», которым в связи с изменением федерального
законодательства, предоставившего предпринимателям, применяющим патентную
систему налогообложения, право уменьшать сумму налога на сумму уплаченных
страховых взносов, с 1 января 2022 года увеличен размер потенциально возможного
к получению предпринимателем годового дохода.
3. В целях реализации поручения Президента Российской Федерации
по вопросам социальной и молодежной политики в Московской области принят ряд
нормативных правовых актов.
Закон Московской области N 103/2021-ОЗ «О внесении изменений
в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан
в Московской области», в соответствии с которым жителям блокадного Ленинграда
ежегодно выплачивается материальная помощь в связи с празднованием годовщины
Победы в Великой Отечественной войне
1941–1945 годов в размере, установленном Правительством Московской области;
Закон Московской области N 83/2021-ОЗ «О внесении изменений в Закон
Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан
в Московской области», в соответствии с которым инвалидам Великой Отечественной
войны предоставляются бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за
исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других
дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов) в медицинских
организациях по месту жительства в соответствии с перечнем, утвержденным
центральным исполнительным органом государственной власти Московской области,
уполномоченным в сфере здравоохранения;
Закон Московской области N 142/2021-ОЗ «О молодежной политике
в Московской области» в части установления полномочий органов публичной власти
Московской области в сфере реализации молодежной политики
на территории Московской области.
Закон Московской области N 142/2021-ОЗ «О молодежной политике
в Московской области» является основным региональным нормативным правовым актом,
регулирующим отношения в сфере реализации молодежной политики на территории
Московской области.
Законом определены цели и задачи молодежной политики, такие
как защита прав и законных интересов молодежи, обеспечение равных условий
для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального,
социального и физического развития и самореализации молодежи, создание условий
для участия молодежи в политической,
социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества.
Сформулированы принципы молодежной политики: сочетание интересов личности,
общества и государства, комплексный, научный
и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики, открытость
и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим
мерам государственной поддержки. Установлены полномочия региональных органов
власти в области молодежной политики, основные направления ее реализации.
В части
отражения роли поисковых отрядов в осуществлении поисковой работы Думой принят
Закон Московской области N 116/2021-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской
области «О поисковой работе
в Московской области в целях увековечения памяти погибших при защите
Отечества».
В скорректированном основном нормативном правовом акте о поисковой работе расширены права поискового объединения. Таким образом, поисковые объединения получили право формировать поисковые отряды, группы и иные подразделения в случае, если такие подразделения предусмотрены внутренней структурой поискового объединения.
Раздел II. Мероприятия по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации.
В соответствии с Планом мероприятий в 2021 году были проведены следующие мероприятия:
9 июня 2021 года состоялась научно-практическая конференция на тему «Наукограды как драйверы социально-экономического развития Московской области».
Проведение
научно-практической конференции на тему «Наукограды
как драйверы социально-экономического развития Московской области» обусловлено
объявлением в Российской Федерации 2021 года годом науки
и технологий, важностью научно-технической деятельности для Московской
области, в которой функционируют свыше сорока исследовательских
и учебных институтов Российской Академии Наук; особые экономические зоны
технико-внедренческого типа «Дубна» (городской округ Дубна)
и «Исток» (городской округ Фрязино), восемь наукоградов Российской Федерации
(городские округа Дубна, Жуковский, Королёв, Реутов, Протвино, Пущино, Фрязино,
Черноголовка).
Конференция проведена в городском округе Королёв 9 июня в день наукоградов Московской области – памятной даты, установленной в 2021 году в Московской области.
В работе
Конференции приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, депутаты Думы, представители Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации, Союза развития наукоградов, Министерства
инвестиций, промышленности и науки Московской области, органов местного самоуправления
наукоградов, Московского областного научно-технического Совета, Совета молодых
ученых и специалистов Московской области, общественных и научных организаций,
действующих на территории Московской области. Всего в работе Конференции
приняло участие более
200 человек.
В ходе работы Конференции участники отметили, что научно – технический
комплекс Московской области является крупнейшим
в России и не имеет аналогов по концентрации учреждений фундаментальной науки,
отраслевых и прикладных институтов, конструкторских бюро,
опытно-экспериментальных производств. Московская область занимает лидирующие
позиции в Российской Федерации по показателям, характеризующим
научно-техническую деятельность.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом
региональном продукте Московской области находится на уровне
25 процентов. Основополагающую роль в этом комплексе играют наукограды.
В выступлениях докладчиков была отмечена особая роль Московской области, которая всегда была базовым регионом по формированию государственной политики развития наукоградов.
Итогом научно-практической конференции стало принятие Закона Московской
области N 125/2021-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О
научно-технической политике органов государственной власти Московской области»,
ликвидировавшего пробелы
в законодательстве, регулирующем статус наукоградов, и создавшего
законодательные предпосылки для их поддержки органами государственной власти
Московской области.
В рамках
«Часа Правительства Московской области» на заседании Думы 14 октября 2021 года состоялось
выступление министра экономики и финансов Московской области на тему «Ход
реализации национальных проектов
в Московской области. Промежуточные результаты достижения поставленных целей и
совершенствование механизмов их достижения».
В ходе выступления была озвучена информация об основных результатах реализации на территории Московской области в 2021 году национальных проектов.
Московская
область участвует в 11 из 13 национальных проектов
и в 45 из 70 федеральных проектов, на реализацию которых в 2021 году
запланировано 99,2 млрд. рублей, из них 75,6 млрд. рублей – из регионального
бюджета.
Наибольший
объем расходов приходится на национальные проекты: «Безопасные качественные
дороги» (26,0 млрд. рублей), «Образование»
(23,8 млрд. рублей), «Демография» (15,6 млрд. рублей), «Жилье и городская
среда» (13,1 млрд. рублей).
В настоящий
момент исполнены работы по проектам на сумму 56,2 млрд. рублей, что составляет
57 % всех работ по проектам, в том числе за счет федерального бюджета 13 млрд.
рублей (55%). Наибольший процент исполнения отмечен у национальных проектов:
«Производительность труда
и поддержка занятости» (100%), «Международная кооперация и экспорт» (84%),
«Демография» (77%), «Здравоохранение» (72%), «Безопасные качественные дороги»
(62%), «Малое и среднее предпринимательство» (60%).
В рамках
национального проекта «Образование» в 2021 году
в Московской области было открыто 36 школ и 22 детских сада, в том числе,
24 школы и 14 детских садов построены за счет средств бюджета Московской
области и внебюджетных средств, 15 школ и 8 детских садов были открыты после
капитального ремонта зданий.
Кроме того, для ликвидации дефицита мест для детей дошкольного возраста было открыто 50 мини-садов.
В 2021 году было открыто 123 центра дополнительного образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах, а также Центр цифрового образования «IT-куб» в городском округе Подольск.
В рамках национального проекта «Демография» почти 38 тысяч нуждающихся семей получили ежемесячные выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребенка за счет субвенций из федерального бюджета. Средствами регионального материнского капитала распорядились 18 307 семей. Проведено 3 300 циклов ЭКО семьям, страдающим бесплодием.
В 2021 году
создано 725 дополнительных мест для детей в возрасте
от 1,5 до 3 лет в частных дошкольных образовательных учреждениях
и у индивидуальных предпринимателей в Московской области.
В 29
городских округах утверждены муниципальные программы общественного здоровья. К
концу 2021 года будет завершена реконструкция стадиона во Власихе и
строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в городском
округе Орехово-Зуево. Завершатся работы
по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием в Королёве.
По
национальному проекту «Экология» завершены работы
по увеличению мощности в комплексе по переработке и утилизации твердых
коммунальных отходов («КПО Восток») на территории городского округа Егорьевск. До
конца 2021 года планировалось увеличение мощностей
на КПО «Северный» в Сергиево-Посадском округе, КПО «Дон» в городском округе Кашира,
КПО «Юг» в городском округе Коломна, КПО «Алексинский карьер» в городском округе
Клин. Планировался ввод в эксплуатацию
КПО «Солнечногорск» в городском округе Солнечногорск.
Завершена рекультивация трех полигонов: «Царево» в Пушкинском Городском округе, «Слизнево» в Наро-Фоминском городском округе, «Вальцово» в городском округе Ступино.
Ведутся
работы по расчистке реки Клязьмы от Пироговского водохранилища до границы с
Владимирской областью и реки Воймеги в городе Рошаль. До конца 2021 года
планировалось завершить 1 этап работ
по расчистке рек Клязьмы и Воймеги.
В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» благоустроено 25 общественных территорий в округах Балашиха, Воскресенск, Дзержинский, Звездный городок, Истра, Коломна, Королёв, Котельники, Краснознаменск, Можайский, Мытищи, Наро-Фоминский, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Пушкинский, Раменский, Сергиево-Посадский, Ступино, Талдомский, Химки, Шаховская, Электросталь. До конца 2021 года планировалось благоустроить еще 21 территорию.
Реализован
проект победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной
городской среды в малых городах
и исторических поселениях (2020–2021 годы) в Сергиево-Посадском городском
округе. До конца 2021 года планировалось реализовать еще три проекта
в городском округе Егорьевске, Богородском и Волоколамском городских округах.
Переселено из
аварийного жилья 1350 человек. До конца 2021 года планировалось расселить еще
490 человек из 18,75 тыс. кв. метров аварийного жилья. Введено в эксплуатацию
6,3 млн. кв. метров жилья,
из них 2,4 млн кв. метров – многоквартирные дома, 3,9 млн кв. метров – индивидуальное
жилищное строительство. До конца 2021 года планировалось ввести еще почти
миллион квадратных метров жилья.
По национальному проекту «Здравоохранение» в рамках оснащения оборудованием медицинских организаций поставлена 231 единица оборудования из 287 (микроскопы операционные, комплексы диагностические, аппараты УЗИ, оборудование для реабилитации, видеобронхоскопы, видеогастроскопы) в региональные сосудистые центры, детские поликлиники, учреждения, оказывающие помощь больным онкологическими заболеваниями.
Организовано
18 центров амбулаторной онкологической помощи. Ведется строительство
«Московской областной детской больницы»
в Красногорске, ввод в эксплуатацию – 2024 год.
По
национальному проекту «Безопасные качественные дороги»
в 2021 году отремонтировано 811 км дорожного покрытия автомобильных дорог
регионального и межмуниципального значения. Выполнено устройство 94 431 кв.
метров тротуаров.
В рамках
строительства транспортной развязки на пересечении дороги
М-10 «Россия» и ул. Репина в городском округе Химки запущено движение
по путепроводу.
Ведется строительство автомобильной дороги А-104 Москва-Дмитров-Дубна-Рогачевское шоссе (Северный обход Лобни). Выполнено устройство опор путепровода.
В рамках
национального проекта «Культура» после капитального ремонта открыты дом
культуры на площади А.С. Пушкина в Орехово-Зуевском городском округе и дом
культуры поселка Зарайский городского округа Зарайск. До конца 2021 года
планировалось открытие дома культуры «Кучино» в городском округе Балашиха, дома
культуры в поселке Правдинский
в Пушкинском Городском округе, а также Ликино-Дулевской детской школы искусств
в Орехово-Зуевском городском округе.
Переоснащена
библиотека в Королёве за счет средств федерального бюджета. Еще четыре планировалось
переоснастить до конца 2021 года.
24 учреждения образования в сфере культуры полностью укомплектованы
музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.
По
национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство
и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» малому
и среднему бизнесу была оказана поддержка в объеме 7,2 млрд. рублей
при плане 2,9 млрд. рублей. Почти 276 тысяч самозанятых граждан зафиксировали
свой статус и применили специальный налоговый режим «Налог на профессиональный
доход».
В рамках
национального проекта «Международная кооперация
и экспорт» 17 экспортерам продукции агропромышленного комплекса
и экспортноориентированным предприятиям оказана информационно-консультационная
поддержка.
В рамках
национального проекта «Производительность труда» создано
10 потоков-образцов на 10 предприятиях. Более 530 сотрудников предприятий
прошли обучение по применению инструментов повышения производительности труда.
При
реализации национального проекта «Цифровая экономика»
197 (это 100%) больниц и поликлиник, 436 (это 86,7%) фельдшерско-акушерских
пунктов подключены к сети Интернет. Так же утвержден перечень массовых
социально значимых услуг (153 услуги), из них 143 услуги (93,5%)
предоставляются полностью в электронном виде (без необходимости личного
посещения).
В 2021 году
осуществлялся текущий мониторинг Закона Московской области N 251/2020-ОЗ «О
бюджете Московской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов» в части исполнения за I
квартал, полугодие и 9 месяцев 2021 года.
В целях
текущего мониторинга данного Закона Московской
области
в июне, августе и декабре 2021 года на расширенных заседаниях Комитета
по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики был рассмотрен ход
исполнения бюджета Московской области соответственно за 3 месяца,
за первое полугодие и за 9 месяцев 2021 года.
В Думу в соответствии с законодательством представлены:
Губернатором Московской области отчет об исполнении бюджета Московской области за первый квартал, полугодие и 9 месяцев 2021 года;
Контрольно-счетной
палатой Московской области информация о ходе исполнения бюджета Московской
области за первый квартал, полугодие
и 9 месяцев 2021 года;
ежеквартально
Управлением Федерального казначейства
по Московской области информация по выполнению соглашений, заключенных в рамках
национальных проектов (сведения о реализации национальных проектов за счет
средств, источником которых являются поступающие
из федерального бюджета в 2021 году межбюджетные трансферты).
На заседаниях Комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству рассмотрен анализ исполнения бюджета Московской области по доходам и расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, а также отражены отдельные недостатки формирования и исполнения бюджета Московской области.
Бюджет
Московской области за I квартал 2021 года исполнен
со следующими показателями.
Доходы
бюджета Московской области, включая поступления
от бюджетов других уровней, на 1 апреля 2021 года составили сумму
154 365,4 млн. рублей, что соответствует 26,2% от утвержденного плана
на год (589 854,8 млн. рублей). По сравнению с аналогичным периодом
2020 года доходы увеличились на 16,3%, или на 21685,1 млн. рублей.
За I квартал 2021 года доходы бюджета Московской области сформированы в основном за счет поступлений собственных доходов, объем которых составил 141 339,2 млн. рублей, или 91,6% от общего объема доходов.
Бюджет
Московской области по расходам за I квартал 2021 года исполнен в сумме 140 990,1
млн. рублей, что составило 21,8% к плановым назначениям
на год (647 357,0 млн. рублей). Расходы по сравнению с аналогичным периодом
2020 года увеличились на 8,7%, или на 113 36,1 млн. рублей.
За I квартал
2021 года расходы на социально-культурную сферу увеличились против аналогичного
периода 2020 года на 2,0%
или в номинальном выражении на 1908,6 млн. рублей, в том числе
на здравоохранение – на 28,3%, на социальную политику – на 2,3%.
Бюджет
Московской области на 1 апреля 2021 года исполнен
с профицитом в сумме 133 75,3 млн. рублей.
По состоянию
на 1 апреля 2021 года государственный долг Московской области составил 259 797,8
млн. рублей, или 49,6% к утвержденному
по состоянию на 1 апреля 2021 года общему годовому объему налоговых
и неналоговых доходов.
Исполнение
бюджета Московской области в I квартале 2021 года,
несмотря на исходные условия функционирования экономики, обусловленные влиянием
факторов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
и действием режима повышенной готовности, введенного постановлением Губернатора
Московской области от 12.03.2020
N 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для
органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории
Московской области», указами Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ
«О введении режима повышенной готовности», от 08.06.2020 N 68-УМ
«Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима
повышенной готовности», происходило в условиях роста основных показателей
социально-экономического развития Московской области.
Бюджет
Московской области за первое полугодие 2021 года исполнен
со следующими показателями.
Доходы
бюджета Московской области, включая поступления
от бюджетов других уровней, на 1 июля 2021 года составили
319 870,7 млн. рублей, что соответствует 50,9% к утвержденному бюджету
на год (628 225,5 млн. рублей).
За первое полугодие 2021 года доходы бюджета Московской области сформированы в основном за счет поступлений собственных доходов, объем которых составил 288 329,1 млн. рублей, или 90,1% к общему объему доходов.
Бюджет
Московской области по расходам за первое полугодие 2021 года исполнен в сумме
309 921,5 млн. рублей, что составило 44,3% к плановым назначениям на год (698 811,4
млн. рублей). Расходы по сравнению
с аналогичным периодом 2020 года уменьшились на 3,2%
или на 101 65,0 млн. рублей, так расходы на социально-культурную сферу
уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 7,9%
или на 190 56,2 млн. рублей, в том числе на культуру – на 31,0%,
на здравоохранение на 30,1%, на физическую культуру и спорт – на 20,5%.
Бюджет
Московской области на 1 июля 2021 года исполнен
с профицитом в сумме 9 949,2 млн. рублей.
По состоянию на 1 июля 2021 года государственный долг Московской области составил 254 797,8 млн. рублей, или 46,0% к утвержденному годовому показателю «Налоговые и неналоговые доходы».
Таким
образом, по итогам первого полугодия 2021 года экономическая ситуация в
Московской области продолжает стабилизироваться
и характеризуется положительной динамикой темпов роста основных показателей
социально-экономического развития Московской области. Поступление доходов в
бюджет Московской области увеличилось
по сравнению с первым полугодием 2020 года на 59 млрд. рублей или на 22,6% и
составило 320 млрд. рублей или 50,9% утвержденного бюджета (за первое полугодие
2020 года – 261 млрд. рублей или 41,1%), налоговые доходы выросли на 32,0%,
неналоговые доходы – на 2,5%.
Вместе с тем
Контрольно-счетной палатой Московской области отмечены риски невыполнения
годовых плановых назначений по отдельным доходам
от реализации имущества и поступление 40 видов доходов на общую сумму порядка 4
млрд. рублей, не предусмотренных в бюджете Московской области.
Бюджет Московской
области за 9 месяцев 2021 года исполнен
со следующими показателями.
Доходы
бюджета Московской области, включая поступления
от бюджетов других уровней, на 1 октября 2021 года составили
508 802,5 млн. рублей, что соответствует 76,8% к утвержденному плану на год
(662 671,4 млн. рублей). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года доходы
увеличились на 22,8% или на 94 698,5 млн. рублей.
За 9 месяцев 2021 года доходы бюджета Московской области сформированы в основном за счет поступлений собственных доходов, объем которых составил 452 502,1 млн. рублей, или 88,9% к общему объему доходов.
Бюджет
Московской области по расходам за 9 месяцев 2021 года исполнен в сумме 469 861,3
млн. рублей, что составило 63,1% к плановым назначениям на год (745 126,6 млн.
рублей). Расходы по сравнению
с аналогичным периодом 2020 года увеличились на 0,3% или на 1632,1 млн. рублей.
За 9 месяцев
2021 года расходы на социально-культурную сферу уменьшились по сравнению с
аналогичным периодом 2020 года на 2,9%
или в номинальном выражении на 9 917,5 млн. рублей, в том числе
на культуру на 38,5%, на физическую культуру и спорт на 18,2%,
на здравоохранение на 11,0%.
Бюджет
Московской области на 1 октября 2021 года исполнен
с профицитом в сумме 38 941,2 млн. рублей.
По состоянию
на 1 октября 2021 года государственный долг Московской области составил 268 478,8
млн. рублей, или 45,9% к утвержденному
по состоянию на 1 октября 2021 года общему годовому объему налоговых
и неналоговых доходов.
По итогам 9 месяцев 2021 года экономическая ситуация в Московской области продолжает стабилизироваться и характеризуется положительной динамикой темпов роста основных показателей социально-экономического развития Московской области.
При этом в
ходе мониторинга исполнения бюджета Московской области выявлялись отдельные
недостатки администрирования доходов бюджета Московской области главными
администраторами доходов бюджета Московской области и отдельные недостатки и
нарушения исполнения бюджета по расходам, отдельные направления расходов, по
которым исполнение за 9 месяцев 2021 года не осуществлялось либо осуществлялось
на низком уровне.
В 2021 году
осуществлялся текущий мониторинг правоприменения
в Московской области Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О
проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог
на профессиональный доход».
В течение
года Комитет по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной
деятельности и предпринимательству проводил мониторинг применения в Московской
области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», в том
числе расширенные заседания Комитета, мероприятия совместно с Региональным
отделением
по Московской области Общероссийской общественной организации «Российский союз
налогоплательщиков» и Союз «Балашихинская
Торгово-промышленная палата».
Необходимо
отметить постоянный рост количества «самозанятых»
в Московской области и увеличение количества зарегистрированных
в Московской области субъектов малого и среднего предпринимательства
в целом. В ходе мероприятий обсуждались вводимые и действующие
в Московской области меры поддержки, предоставляемые «самозанятым»,
а также актуальные вопросы и направления, которые будут способствовать развитию
самозанятости в Московской области.
В 2021 году осуществлялся текущий мониторинг налогового законодательства Московской области в части поддержки малого и среднего предпринимательства.
Проводился текущий мониторинг Закона Московской
области
N 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской
области», Закона Московской области N 9/2009-ОЗ «О ставках налога, взимаемого в
связи с применением упрощенной системы налогообложения», Закона Московской
области N 145/2018-ОЗ
«Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории
Московской области».
В рамках данного мониторинга были проведены расширенные заседания Комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству:
17 февраля 2021 на тему «О патентной системе налогообложения
в Московской области», 14 апреля 2021 на тему «Об упрощенной системе
налогообложения на территории Московской области», 19 мая 2021 на тему
«О мерах налоговой поддержки сельхозтоваропроизводителей в Московской
области», в ходе которых рассматривались действующие в Московской области меры
налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства
в Московской области.
Результатом
проведенной работы стали принятые Думой изменения
указанных законов Московской области.
19 мая 2021 года состоялось расширенное совместное заседание комитетов Думы на тему «О мерах налоговой поддержки сельхозтоваропроизводителей в Московской области».
Мероприятие
проведено Комитетом по вопросам бюджета, финансовой
и налоговой политики и Комитетом по вопросам аграрной политики
и потребительского рынка с участием представителей Министерства экономики и
финансов Московской области, Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской
области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Московской области, Управления Федеральной налоговой службы
по Московской области и представителей общественных организаций
сельхозтоваропроизводителей Московской области.
В ходе
заседания была обсуждена практика применения в Московской области системы
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог) (далее – ЕСХН)
и информация о мерах налоговой поддержки
сельхозтоваропроизводителей
в Московской области. Участниками мероприятия отмечено положительное влияние
действующей в Московской области нулевой ставки ЕСХН на развитие
сельскохозяйственной отрасли в Московской области.
Во исполнение
решения по итогам мероприятия 2 сентября 2021 года Комитетом по бюджету,
финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и
предпринимательству в Думу внесен проект закона Московской области «О внесении
изменения в Закон Московской области «Об установлении ставки единого
сельскохозяйственного налога
на территории Московской области».
Закон Московской
области N 197/2021-ОЗ «О внесении изменения
в Закон Московской области «Об установлении ставки единого
сельскохозяйственного налога на территории Московской области» продлил действие
нулевой ставки ЕСХН по 31 декабря 2026 года.
15 декабря 2021 было проведено расширенное заседание Комитета
по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и
предпринимательству, в ходе которого рассмотрен вопрос
о проведении в Московской области эксперимента по установлению нового
специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система
налогообложения», в котором приняли участие представители Министерства
инвестиций, промышленности и науки Московской области, Министерства экономики и
финансов Московской области, Управления Федеральной налоговой службы по
Московской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в
Московской области, Общественной палаты Московской области, Регионального
отделения по Московской области Общероссийской общественной организации
«Российский союз налогоплательщиков».
Было принято решение рекомендовать Думе поддержать проведение
в Московской области указанного эксперимента и проводить текущий мониторинг его
реализации.
В рамках
реализации национального проекта «Экология» 13 мая
2021 года в Думе состоялся круглый стол на тему «Экологическое образование
как один из принципов охраны окружающей среды» в работе которого приняли
участие депутаты Думы, представители Министерства экологии
и природопользования Московской области, Министерства жилищно-коммунального
хозяйства Московской области, Министерства образования Московской области,
Общественной палаты Московской области, Московского государственного областного
университета, университета «Дубна».
В Московской
области в рамках государственной программы Московской области «Экология и
окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы, утвержденной постановлением
Правительства Московской области
от 25.10.2016 N 795/39 (далее – государственная программа) активно проводятся
работы по направлению экологического образования, воспитания, развития
экологической культуры и информирования населения.
Создан
институт общественных экологических инспекторов, которые имеют право
участвовать в качестве наблюдателей в проверках, проводимых
в рамках регионального государственного экологического надзора,
в рассмотрении административных дел, а также могут самостоятельно обследовать
территории, доступ на которые не ограничен в соответствии
с законодательством (леса, водные объекты, особо охраняемые природные
территории, места несанкционированных свалок и незаконного недропользования), и
сообщать о выявлении признаков нарушений законодательства. Распространение
института общественных инспекторов способствует развитию общественного
контроля, обеспечению соблюдения природоохранного законодательства, повышению
правовой грамотности
и экологической культуры населения.
В рамках
развития экологического образования и просвещения ежегодно создаются и
распространяются, в том числе на телевизионном и радиоканале (АО «Телеканал
360»), информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» циклы документальных
телевизионных фильмов на тему «Экологическое просвещение», издаются
специализированные тематические выпуски печатных средств массовой информации
Московской области
с социально значимой информацией экологического содержания, распространяемого в
муниципальных образованиях Московской области.
Ежегодно
издаются: информационный выпуск о состоянии природных ресурсов и окружающей
среды Московской области, печатные лифлеты
об обращении с твердыми коммунальными отходами и информацией
о рекультивации закрытых полигонов твердых
коммунальных отходов
в Московской области.
Помимо этого, в рамках экологического просвещения населения стали традиционными такие экологические акции, как:
«Ярмарка экологических проектов» (смотр-конкурс проектов, реализация которых способствует улучшению экологической ситуации, а также вовлечению населения в природоохранную деятельность и широкому информированию по экологической тематике);
экологические уроки в образовательных учреждениях Московской области, приуроченные ко Дню знаний;
«Шина» (сбор
и утилизация утильных автошин, разъяснительная работа о необходимости
правильной утилизации отходов 3 класса опасности).
В 2021 году принято на утилизацию около 10 000 шин;
«Школа
утилизации: электроника» (сбор и утилизация электролома, разъяснительная работа
о необходимости правильной утилизации отходов).
В 2020 году в акции принимали участие 34 муниципальных образования
Подмосковья, а в 2021 году к акции присоединились представители всех городских
округов Московской области;
«Сдай макулатуру – посади дерево» (сбор и переработка макулатуры, пропаганда мероприятий по вторичному использованию ресурсов). В 2021 году акция проводилась более чем в 40 муниципальных образованиях;
«Родники
Подмосковья» в рамках которой проводится благоустройство родников,
информирование населения о роли подземных источников
в формировании экосистем;
фестиваль «Экофест» с участием представителей Министерства экологии и природопользования Московской области, экологических активистов, учащихся учреждений высшего и среднего образования, семей с детьми;
экологические флешмобы, направленные на повышение уровня экологического сознания жителей Подмосковья.
Жители
Подмосковья участвуют в акциях, проводимых на федеральном уровне: Всероссийский
экологический диктант, «Национальная экологическая премия имени В.И. Вернадского»,
«Вода России», «Православная
инициатива – 2021».
По итогам круглого стола решено продолжить развитие сети экологических троп на особо охраняемых природных территориях регионального значения, развитие экологического образования и просвещения жителей Московской области, в том числе направленных на популяризацию раздельного сбора отходов.
26 августа 2021 года в городском округе Красногорск состоялся круглый стол на тему «Формирование межрегиональной системы экологического мониторинга».
С целью обеспечения органов государственной власти, общественных организаций и населения информацией о загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха в Московской области создается информационная система мониторинга качества атмосферного воздуха.
Для реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Подмосковье в 2021 году организованы работы по созданию территориальной системы государственного экологического мониторинга окружающей среды, включающей 65 сигнальных стационарных постов контроля качества атмосферного воздуха на территории городских округов Люберцы (15 постов), Балашиха (9 постов), Богородский (18 постов), Щёлково (9 постов), Электросталь (8 постов), Серпухов (3 поста), Чехов (2 поста), Пушкинский (1 пост) и четыре передвижные экологические лаборатории.
На территории
«пилотных» городских округов Люберцы и Балашиха
в 2020–2021 годах проводились мероприятия по проведению сводных расчетов
загрязнения атмосферного воздуха. Проведены работы по созданию
программно-компьютерного комплекса банка данных источников выбросов
(автотранспорт и автономные источники теплоснабжения), ведутся работы
по наполнению банка данных об источниках выбросов, в том числе
и включением в него объектов промышленности, что позволит обеспечить проведение
сводных расчетов загрязняющих веществ в данных городских округах и установление
квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эффективность
и целесообразность данных мероприятий уже подтверждена на примере разработанных
рекомендаций по комплексу мер, направленных на формирование благоприятной
окружающей среды
для населения и снижение уровня негативного воздействия выбросов автотранспорта
в городском округе Люберцы.
По итогам
мероприятия принято решение о целесообразности обращения Министерства экологии
и природопользования Московской области
в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
с предложением о включении в эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух следующих городов Московской области: Серпухов,
Люберцы, Балашиха, Электросталь, Подольск, Мытищи, Щёлково, Дубна,
Наро-Фоминск, Орехово-Зуево, Химки.
13 сентября
2021 года проведен круглый стол на тему «Формирование экономики замкнутого
цикла на территории Московской области», в котором приняли участие депутаты
Думы, омбудсмен по экологии
и природопользованию Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской
Федерации по защите прав предпринимателей Неверов И.А., председатель Комитета
по переработке отходов и вторичным ресурсам общероссийской общественной
организации «Деловая Россия» Кобенко А.В, представители публично-правовой
компании «Российский экологический оператор», Ассоциации содействия экономике
замкнутого цикла «Ресурс», Министерства экологии и природопользования
Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской
области, Комитета по конкурентной политике Московской области,
ООО «УК «Региональный оператор».
Подмосковье
принимает активное участие в реализации национального проекта «Экология». В
Московской области выстроена «пирамида» приоритетов в отношении того, что
делать с отходами. На первом месте – снижение потребления сырья. На втором –
снижение образования отходов.
На третьем – утилизация отходов и извлечение из них вторичных ресурсов,
вовлекаемых в оборот.
Формирование экономики замкнутого цикла в Московской области заключается не только в создании предприятий, которые собирают, разделяют и транспортируют твердые коммунальные отходы, а в формировании нового экологического мышления как населения в целом, так и бизнес-структур.
Примером ответственного отношения к окружающей среде и создания экономики замкнутого цикла является деятельность одного из семи региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами Московской области – ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», входящего в Группу компаний «ЭкоЛайн».
7 сентября
2021 года между группой компаний «ЭкоЛайн»
и ООО «Втор-пласт» подписано соглашение о строительстве в Подмосковье завода по
переработке пластика мощностью до 43 тыс. тонн готовой продукции в год.
Предприятие станет крупнейшим заводом по переработке пластика
в Российской Федерации. Инвестиции в проект составят около 2 млрд. рублей.
Завод войдет
в состав экопарка группы компаний «Эколайн», расположенного вблизи комплекса по
переработке отходов «Восток»
в городском округе Егорьевск. Единая локация позволит объединить сортировку,
переработку и изготовление новой продукции в одном месте.
Еще один
позитивный пример перехода Подмосковья к экономике замкнутого цикла – поэтапная
модернизация мусорных контейнеров, которая началась в Московской области 1
сентября 2021 года. В рамках этой работы
в населенных пунктах Московской области устанавливаются контейнеры
из переработанных пластиковых бутылок, сданных жителями в рамках раздельного
сбора твердых коммунальных отходов.
Технологичные контейнеры, изготовленные из переработанных полимеров, будут
иметь новый дизайн и удобный функционал. Кроме того, на всех контейнерах будет
нанесена информация о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами и QR-код, ведущий на
специальный информационный ресурс.
В
рекомендациях круглого стола отмечена необходимость проработки вопроса по
установлению дополнительных налоговых льгот для предприятий, перешедших на
«экономику замкнутого цикла» и включения в государственные контракты,
заключаемые от имени Московской области, требований
к подрядчикам при производстве строительно-монтажных работ, дорожных работ,
работ по благоустройству использовать не менее 20 процентов продукции
вторичного производства (щебень, древесная щепа и др.), а также продолжения
работ по установке фандоматов в Московской области.
8 июля 2021
года Комитетом по вопросам аграрной политики
и потребительского рынка было проведено расширенное заседание на тему «Экспорт
сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Московской области».
В заседании принимали участие представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Акционерного Общества «Российский экспортный центр» и экспортно ориентированные предприятия агропромышленного комплекса Московской области.
В ходе заседания обсуждались меры поддержки экспортно ориентированных предприятий агропромышленного комплекса Московской области.
По итогам расширенного
заседания участники решили предложить Министерству сельского хозяйства и
продовольствия Московской области
во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области:
разработать полный перечень требований к продукции для каждой отдельной страны, в которую осуществляется экспорт;
оказать
содействие в организации официального перевода международных методик выполнения
исследований в целях оценки потребности испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр
гигиены
и эпидемиологии в Московской области» в специальном оборудовании, стандартных
образцах, дополнительном обучении сотрудников;
совместно с
экспортно ориентированными предприятиями агропромышленного комплекса Московской
области проанализировать объем субсидий, недополученных экспортно ориентированными
предприятиями агропромышленного комплекса Московской области в 2020 году, и
рассмотреть возможность изыскания дополнительных бюджетных средств
или перераспределения субсидий в рамках государственной программы Московской
области «Сельское хозяйство Подмосковья», утвержденной постановлением
Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36
«О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской
области «Сельское хозяйство Подмосковья» и утверждении государственной
программы Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья».
25 июня 2021 года проведен круглый стол на тему «Вопросы качества содержания дворовых территорий».
В круглом столе приняли участие депутаты Думы, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области А.А. Беловодов, глава городского округа Люберцы В.П. Ружицкий, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, жители многоквартирных домов городского округа Люберцы.
В рамках
круглого стола был проведен осмотр хода ведения работ
по комплексному благоустройству дворовых территорий городского округа Люберцы
по адресам: ул. Новая, 26, ул. Шевлякова, д. 27/1.
Участники круглого стола обсудили вопросы:
согласования с жителями дизайн-проектов комплексного благоустройства дворовых территорий;
качества
обслуживания объектов благоустройства после их введения
в эксплуатацию.
Участниками круглого стола отмечено следующее.
Комплексное
благоустройство дворовых территорий осуществляется
в соответствии с государственной программой Московской области «Формирование
современной комфортной городской среды».
Благоустройство
дворовых территорий инициируется жителями, дизайн-проекты благоустройства также
согласовываются с жителями. Главной чертой программы является вовлечение
жителей в принятие решений по вопросам благоустройства и обеспечение
общественного контроля на каждом этапе реализации программы благоустройства.
Адресные перечни формируются ежегодно в совокупности в пропорции 50 на 50 по
итогам интернет-голосования на портале «Добродел» и инвентаризации дворовых
территорий,
а также согласно предложениям органов местного самоуправления, органов
государственной власти Московской области. Голосование по дворовым территориям
2022 года проведено в августе 2021 года.
В период с 2017 года комплексно благоустроено 5003 дворовых территорий, в 2021 реализуются работы в 711 дворах.
Приоритетом
программы является комплексный подход
к благоустройству в муниципальных образованиях.
При проведении мониторинга состояния объектов комплексного благоустройства дворовых территорий и планирования благоустройства дворов учитываются наличие и состояние следующих обязательных элементов благоустройства территорий: детские площадки, площадки накопления твердых коммунальных отходов, наружное освещение, парковки, информационные стенды, озеленение, урны, лавочки.
Участниками круглого стола заслушана и принята к сведению информация:
Министерства благоустройства Московской области – о ходе реализации комплексного благоустройства дворов в Московской области, включая информацию о содержании указанных территорий;
администрации
городского округа Люберцы Московской области – о ходе реализации программы
комплексного благоустройства дворов на территории
и содержания элементов прошлого благоустройства в нормативном состоянии.
17 ноября
2021 года проведено расширенное заседание Комитета
по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству
по вопросу строительства социальных объектов в Московской области.
По
результатам заседания Комитетом по строительной политике, энергетике и
жилищно-коммунальному хозяйству заслушана и принята
к сведению информация Министерства строительного комплекса Московской области о
состоянии и перспективах реализации Государственной программы Московской
области «Строительство объектов социальной инфраструктуры».
В 2021 году осуществлено строительство 196 объектов социальной сферы, в том числе:
39 объектов здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, больницы, поликлиники, обеспечивающие здания);
9 объектов культурного назначения (культурно-досуговые центры, центры культурного развития);
111 объектов образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, интернаты, обеспечивающие здания);
34 объекта спортивного назначения (физкультурно-оздоровительные комплексы, стадионы, плавательные бассейны, административные здания);
3 иных объекта (административные и иные здания).
На 2022 год запланировано строительство 193 объектов социальной сферы. В их числе:
32 объекта здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, больницы, поликлиники, обеспечивающие здания);
6 объектов культурного назначения (культурно-досуговые центры, центры культурного развития);
116 объектов образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, интернаты, профессиональные образовательные учреждения, обеспечивающие здания);
34 объекта спортивного назначения (физкультурно-оздоровительные комплексы, стадионы, плавательные бассейны, административные здания);
5 иных объектов (объекты социального обслуживания, административные и иные здания).
15 декабря
2021 года в городском округе Истра проведен круглый стол
на тему «Газификация Московской области. Состояние и перспективы».
В работе круглого стола приняли участие депутаты Думы, заместитель министра энергетики Московской области Д.Г. Айрапетянц, заместитель генерального директора АО «Мособлгаз» О.Г. Тараненко, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, Общественной палаты Московской области.
Перед
заседанием круглого стола участниками был проведен осмотр частного домовладения
в деревне Мыканино городского округа Истра, газифицированного в рамках проекта
«Социальная газификация», общение
с жителями.
Участники круглого стола обсудили вопросы:
об итогах и
планах реализации проекта «Социальная газификация»
на территории Московской области;
о реализации
мероприятий по газификации населенных пунктов в рамках программы Правительства
Московской области «Развитие газификации
в Московской области до 2030 года»;
о газификации садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, в том числе в рамках проекта «Социальная газификация».
Участниками круглого стола отмечено следующее.
По поручению
Президента Российской Федерации по всей России
и в Московской области реализуется программа социальной газификации
(догазификации), которой предусмотрено строительство газопроводов
до границ участков без привлечения средств жителей при наличии газопровода
нужной мощности не более чем в 200 метрах от земельного участка. В первую
очередь, до 2023 года будет проведена догазификация – подведен
газ к домовладениям в уже газифицированных населенных пунктах, подключенных к
газовой сети.
В Московской области по данной программе в 2021–2022 годах должно быть газифицировано 2827 населенных пунктов с населением 297 тыс. человек (в 2021 – 1113 населенных пунктов, в 2022 – 1714 населенных пунктов).
В рамках
взаимодействия с ПАО «Газпром» принято решение
о выполнении за счет средств бюджетов мероприятий по газификации
187 негазифицированных населенных пунктов на общую сумму
6,8 млрд рублей.
В Московской
области функционирует 675 пунктов приема заявок
на газификацию, в настоящее время в работе находится более 54,5 тыс. заявок от
граждан. По их отработке заключено 12 411 комплексных договоров,
из которых реализовано 2268.
Ввиду ограничений, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», согласно которому для ускорения догазификации Московской области обязательно наличие заявки и договора от каждого домовладения, органами местного самоуправления реализуется предоставление собственниками крайних домовладений на каждой улице населенных пунктов заявок и договоров на догазификацию, что позволяет создать потенциал газификации для всех без исключения земельных участков в газифицированном населенном пункте.
Кроме того,
за счет оптимизации централизованных закупок в клиентских офисах АО «Мособлгаз»
представлены готовые комплекты газового оборудования по ценам ниже рыночных
(экономия при покупке составляет
20–30 процентов). При этом техническое обслуживание такого оборудования будет
осуществляться в дальнейшем компетентными специалистами
АО «Мособлгаз».
Помимо
мероприятий социальной газификации в Московской области осуществляется плановая
газификация населенных пунктов в рамках программы Правительства Московской
области «Развитие газификации
в Московской области до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства
Московской области от 20.12.2004 N 778/50. Критерий включения населенного
пункта в данную программу – число жителей, зарегистрированных в населенном
пункте, не должно быть менее 30.
В части
перспектив газификации территорий садоводческих
и огороднических некоммерческих товариществ пояснено, что в рамках социальной
газификации они могут быть газифицированы, только если входят
в состав населенного пункта. Газопровод подводится до границ СНТ, далее
разводка сети осуществляется за счет средств членов товарищества.
Среди актуальных и проблемных вопросов участниками круглого стола отмечены:
длительность
получения согласования на подключение к частным газовым сетям у их
собственников (собственники требуют компенсаций
за использование инфраструктуры с учетом произведенных ранее расходов
на ее строительство, в 2022 году требуется получение согласования
по 655 частным газопроводам);
невозможность
прокладки газопроводов в лесопарковых зонах,
на особо охраняемых природных территориях, охранных зонах объектов культурного
наследия и т.п.;
длительность процедуры закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
необходимость
разработки избыточных разделов проектной документации ввиду отсутствия в
Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию») раздела
для инженерных сетей местного значения;
проблемы технического обслуживания бесхозяйных газопроводов;
недостаточность средств, выделяемых на капитальные ремонты существующих газопроводов, ввиду их отвлечения на приоритетную реализацию мероприятий по социальной газификации.
С учетом
обмена мнениями участниками круглого стола был высказан ряд предложений, в том
числе законодательного характера, которые
в настоящее время находятся в работе.
17 июня 2021
года проведен круглый стол на тему «О ходе реализации проекта по внедрению
интеллектуальной транспортной системы
на автомобильных дорогах Московской области».
В рамках пилотного проекта в Московской области уже функционирует автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), которая охватила 13 участков дорог общей протяженностью 65 км в Сергиевом Посаде и семь участков (34 км) в Красногорске. Применение АСУДД позволило обеспечить своевременное принятие мер при обнаружении транспортных заторов и при возникновении ДТП, и повысить пропускную способность автомобильных дорог. При увеличенной интенсивности движения был зафиксирован рост средней скорости проезда на участках улично-дорожной сети, оснащенных оборудованием АСУДД.
В сфере таксомоторных перевозок в Московской области проходит тестирование системы мониторинга усталости водителей такси. Специальные датчики отслеживают состояние и действия водителя, в том числе наличие пристегнутого ремня безопасности, разговоров по телефону, манеры вождения и другие факторы.
Данные системы уже показывают свою эффективность и могут быть рекомендованы для применения на всей территории Московской области.
10 ноября
2021 года Комитетом по транспортно-дорожному комплексу
и информационным технологиям в формате видеоконференцсвязи проведено
расширенное заседание на тему «Обновление инфраструктуры автовокзалов
и автостанций в городских округах Московской области» с участием представителей
Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
В ходе
расширенного заседания заслушана информация о мероприятиях, проводимых на
территории Московской области по реновации автовокзалов
и автостанций, а также вопросы состояния общественного транспорта
в Московской области. Реновация 14 автовокзалов проводится в 2 этапа:
на первом этапе обеспечен косметический ремонт зданий автовокзалов
и автостанций, улучшение условий обслуживания пассажиров, второй этап
предусматривает выполнение капитальных работ по ремонту зданий автовокзалов и
автостанций.
По итогам мероприятия депутатам Думы направлена соответствующая информация, что позволит учесть пожелания жителей Московской области.
13 декабря
2021 года на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при
Федеральном Собрании Российской Федерации рассмотрен вопрос организации
доставки грузов в удаленные
и труднодоступные районы в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Комитетом по транспортно-дорожному комплексу
и информационным технологиям подготовлена и направлена соответствующая
аналитическая информация, содержащая, в том числе, предложения
о необходимости обеспечения транспортной доступности отдельных территорий
субъектов Российской Федерации в целях своевременного обеспечения доставки
грузов.
8 декабря 2021 года в городском округе Орехово-Зуево проведено расширенное заседание Комитета по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике на тему «Современные тенденции профессиональной подготовки будущих педагогов».
В нем приняли участие депутаты Думы, представители Министерства образования Московской области, образовательных организаций Московской области, Ассоциации педагогов Московской области «Учителя Подмосковья», Общественной палаты Московской области.
Участники расширенного заседания обсудили систему профессиональных образовательных организаций, ведущих подготовку педагогических кадров, прием на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям, раннее профессиональное ориентирование, развитие системы профильных классов и целевого обучения по педагогическим специальностям, практикоориентированность подготовки будущих педагогов, трудоустройство и дальнейшее сопровождение выпускников, формирование системы постоянного профессионального роста педагогических кадров.
В целях объединения профессионального потенциала педагогических работников Московской области, повышения качества образования, содействия развитию кадрового педагогического потенциала, повышения престижа педагогической профессии в Московской области в 2014 году была создана Ассоциация педагогов Московской области.
В ходе
заседания было принято решение об организации взаимодействия
с муниципальными образованиями Московской области в части обмена информацией о
проведении мероприятий с педагогами муниципальных организаций для организации
целенаправленной системной работы по сопровождению педагогов.
11 августа
2021 года в городском округе Краснознаменск проведено расширенное заседание
Комитета по вопросам образования, культуры
и туризма на тему «О состоянии и перспективах развития сети культурно-досуговых
учреждений в Московской области».
В заседании приняли участие депутаты Думы, представители Министерства культуры Московской области, администрации городского округа Краснознаменск, Межрегиональной общественной организации Российского профессионального союза работников культуры, руководители учреждений культуры.
Участники обсудили текущее состояние культурно-досуговых учреждений в Московской области.
На сегодняшний день в Московской области порядка 2000 региональных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры.
В 923 домах культуры функционирует более 15 000 клубных формирований, в которых занимается свыше 314 000 человек.
Зачастую клубы являются единственными учреждениями культуры, которые объединяют в себе музеи, театры, досуговые центры, а также являются центрами коммуникации для населения. При этом значительное количество сельских клубов в малых городах нуждаются в ремонте, обновлении материально-технической базы и расширении возможностей для улучшения качества проводимой работы.
В 2021 году в рамках регионального проекта «Культурная среда Подмосковья» проведены:
капитальный
ремонт пяти зданий (Дом культуры «Кучино» (городской округ Балашиха), Каринский
сельский дом культуры (городской округ Зарайск), Дом культуры на площади
Пушкина и Ликино-Дулевская детская школа искусств (Орехово-Зуевский городской
округ), Дом культуры
в п. Правдинский (Городской округ Пушкинский));
реконструкция здания культурно-досугового центра «Протон» (городской округ Протвино);
приобретение музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов для 33 муниципальных учреждений дополнительного образования;
переоснащение
по модельному стандарту библиотеки-филиала
N 14 муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная
библиотечная система» (городской округ Королёв).
С 2017 года на территории Московской области реализуется проект «Культура малой Родины», направленный на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение театров малых городов, детских и кукольных театров, обеспечение развития и укрепление материально-технической базы домов культуры, библиотек, детских школ искусств.
В
2017–2019 годах в Московской области в рамках проекта «Культура малой Родины» в
19 областных и муниципальных театрах поставили 199 новых спектаклей (115
взрослых и 84 детских) и приобрели звуковое, световое, видео, проекционное и
графическое оборудование, 29 школ искусств получили музыкальные инструменты,
переоснащено 11 домов культуры, открыто
6 модельных библиотек.
Большое внимание в регионе уделяется вопросам цифровизации в сфере культуры. Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2021 N 219/9 «О создании государственной информационной системы Московской области «Единая платформа записи в клубные формирования домов культуры Московской области» утверждено создание цифровой платформы, позволяющей объединить сведения обо всех домах культуры и клубных формированиях, а также обеспечить интерактивное взаимодействие с жителями и сократить издержки домов культуры при записи в клубные формирования.
27 апреля 2021года проведено расширенное заседание Комитета по делам молодежи и спорта на тему «Планы Московского областного молодежного парламента по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года».
В заседании приняли участие депутаты Думы, представители Московского областного молодежного парламента, Палаты молодых депутатов при Московской областной Думе, поискового движения Московской области.
В ходе
заседания приняли решение о разработке и обсудили концепцию проекта закона
Московской области «О молодежной политике на территории Московской области» и
проекта закона Московской области «О внесении изменения в Закон
Московской области «О поисковой работе в Московской области в целях
увековечения памяти погибших при защите Отечества»
в рамках работы по патриотическому воспитанию.
24 ноября 2021 года в ходе общественного обсуждения проекта федерального закона N 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» рассмотрен вопрос о санитарно-эпидемиологическом состоянии в Московской области.
В обсуждениях
приняли участие: депутаты Думы, Уполномоченный
по правам человека в Московской области, руководитель Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Московской области – Главный государственный санитарный врач по Московской области,
представители Министерства здравоохранения Московской области, Главного
управления региональной безопасности Московской области, Общественной палаты
Московской области, профсоюзных организаций, медицинского сообщества.
По
результатам общественного обсуждения были приняты рекомендации, направленно
письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Володину В.В. с замечаниями
и предложениями к проекту указанного федерального закона.
30 июня 2021
года состоялось расширенное заседание Комитета
по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики на тему «Обеспечение
прав граждан на получение доступной качественной медицинской помощи в системе
обязательного медицинского страхования»
с участием представителей Министерства здравоохранения Московской области, Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Московской области, Экспертного совета при Московской областной Думе,
страховых медицинских организаций.
Обеспечение прав лиц, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, на получение доступной и качественной медицинской помощи реализуется посредством разработки системы ответственности участников обязательного медицинского страхования, в том числе, финансовой ответственности медицинских организаций за неоказание или некачественное оказание медицинской помощи.
Обеспечение
прав граждан на получение доступной качественной медицинской помощи в системе
обязательного медицинского страхования
в Московской области осуществляются по следующим направлениям:
функционирование круглосуточного Контакт-центра Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (горячая линия) и страховых медицинских организаций;
рассмотрение обращений и жалоб застрахованных лиц;
информационное сопровождение застрахованных лиц, работа института страховых представителей страховых медицинских организаций;
функционирование средств телекоммуникационной связи (телефоны прямой линии);
осуществление анкетирования застрахованных лиц;
проведение контрольно-экспертных мероприятий.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, реализуя полномочия по защите прав застрахованных лиц, установленные Федеральным законом от 29 ноября 2020 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществляет следующие полномочия:
предъявляет в
интересах застрахованного лица требования
к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации,
связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного
медицинского страхования, в том числе в судебном порядке;
обеспечивает
права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем
проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи, информирование граждан
о порядке обеспечения и защиты их прав.
В целях
рассмотрения обращений застрахованных лиц и руководствуясь полномочиями
страховщика, установленными частью 7 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября
2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Московской области организует, в том числе
с участием страховых медицинских организаций, проведение медико-экономических
экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи.
Заслушав и обсудив информацию Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, Министерства здравоохранения Московской области участники расширенного заседания Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики решили:
1. Принять к
сведению информацию Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Московской области и Министерства здравоохранения Московской
области об обеспечении прав граждан
на получение доступной качественной медицинской помощи в системе обязательного
медицинского страхования.
2. Поручить Комитету по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики:
1) подготовить и провести мероприятие на тему «Обеспечение прав граждан на получение доступной качественной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования» по итогам 2021 года;
2) подготовить и провести мероприятие на тему «Организация профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Исполнение на территории Московской области поручения Президента Российской Федерации о проведении углубленной диспансеризации граждан».
3. Предложить Министерству здравоохранения Московской области совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области:
1) Разработать меры по снижению в 2021 году объемов санкций, применяемых к медицинским организациям по результатам медико-экономического контроля, медико-экономических экспертиз, экспертиз качества медицинской помощи. Направить информацию об обеспечении прав граждан на получение доступной качественной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Комитет по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики по итогам 2021 года.
2)
Проанализировать степень удовлетворенности граждан качеством оказания
медицинской помощи. Направить в Комитет по вопросам охраны здоровья, труда и
социальной политики полученную информацию
для рассмотрения на расширенном заседании.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Комитет по вопросам охраны здоровья труда и социальной политики.
7 декабря 2021 года состоялось выездное расширенное заседание Комитета по социальной политике и здравоохранению на тему «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Московской области. Реализация мер социальной поддержки медицинских работников на территории Подмосковья» с участием депутатов Думы, заместителя главы городского округа Домодедово, представителей Министерства здравоохранения Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области; Общественной палаты Московской области, Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
Участниками расширенного заседания было отмечено следующее.
В системе
здравоохранения Московской области участвуют
в организации оказания медицинской помощи 83 835 сотрудников, из них:
24 872 врача; 47 574 – средний медицинский персонал, 11 389 – младший
медицинский персонал.
Дефицит кадров
составляет 3 313 сотрудников, из них: 1 711 врачей,
1 602 – средний медицинский персонал.
В целях привлечения специалистов в систему
здравоохранения Московской области медицинским работникам оказывается комплекс
мер социальной поддержки.
В 2021 году 127 врачам предоставили земельные участки
в безвозмездное пользование для строительства дома в рамках исполнения Закона
Московской области N 144/2021-ОЗ «Об определении муниципальных образований
Московской области и установлении перечня специальностей
для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование гражданам,
которые работают по основному месту работы в государственных учреждениях
здравоохранения Московской области для индивидуального жилищного строительства
или ведения личного подсобного хозяйства».
Наибольшее количество участков предоставили администрации городских округов: Воскресенск, Бронницы, Павловский Посад, Луховицы, Дмитровский и Шатура.
С 2016 года в
рамках государственный программы Московской области «Жилище» реализуется
подпрограмма «Социальная ипотека». Медицинские работники получают от Московской
области 50% от стоимости жилья
в качестве первоначального взноса. В течение десяти лет ежемесячно
выплачивается компенсация суммы основного долга – сам получатель социальной
ипотеки платит только проценты по кредиту.
В 2021 году
сертификаты на приобретение жилья получили
160 медработников. Губернатор Московской области Андрей Воробьев поручил
увеличить количество сертификатов на приобретение жилья
для врачей. В 2022 году планировалось подготовить 250 сертификатов. Губернатор
поручил увеличить эту цифру до 300.
Кроме того, в
Московской области предусмотрено в целях поддержки и привлечения медицинских
работников: программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», в соответствии с
которыми ежегодно около
180 медицинских работников получают соответствующие выплаты. Также
для специалистов первичного звена предусмотрена губернаторская доплата
в размере до 32 тыс. рублей.
Министерством
здравоохранения Московской области в 2021 году проведен анализ, по результатам
которого установлен кадровый дефицит медицинских работников по следующим
направлениям деятельности (профилям): офтальмология, терапия, педиатрия,
неврология, акушерство
и гинекология, эндокринология, травматология и ортопедия, кардиология,
оториноларингология, ультразвуковая диагностика, хирургия, онкология, врач
скорой помощи, фельдшер, медицинские сестры. Перечень должностей медицинских
работников по дефицитным направлениям деятельности (профилям) будет
устанавливаться постановлением Правительства Московской области.
Предполагается,
что мера социальной поддержки в 2022 году затронет
1782 человека с последующим прогнозным увеличением на 256 человек (ежегодно)
количества медицинских работников, имеющих право на меру социальной поддержки.
Заслушав и обсудив информацию представителей Министерства
здравоохранения Московской области, Министерства имущественных отношений
Московской области, представителей администрации городского округа Домодедово,
депутатов Думы, членов Экспертного Совета
при Московской областной Думе, участники расширенного заседания Комитета
по социальной политике и здравоохранению решили:
1. Принять к сведению информацию о состоянии и мерах кадрового обеспечения системы здравоохранения Московской области и социальной поддержке медицинских работников Подмосковья.
2. Предложить Министерству здравоохранения Московской области:
1) Рассмотреть
вопрос о внедрении практики целевого приема
в колледжи медицинского профиля. О принятом решении направить информацию в
Комитет по социальной политике и здравоохранению.
2) Направить
в Комитет по социальной политике и здравоохранению информацию о состоянии и
мерах обеспечения учреждений здравоохранения Московской области
квалифицированными кадрами по итогам 6 месяцев
2022 года.
3. Министерству
образования Московской области совместно
с Министерством здравоохранения Московской области:
Подготовить предложения о предоставлении детям медицинских работников мест в дошкольных образовательных учреждениях Московской области в первоочередном порядке. Направить в Комитет по социальной политике и здравоохранению информацию об итогах рассмотрения указанного вопроса.
4. Поручить Комитету по социальной политике и здравоохранению:
1) Поддержать и рассмотреть проект закона Московской области «О внесении изменения в Закон Московской области «О здравоохранении в Московской области» в соответствии с Регламентом Думы.
2) Подготовить
и провести мероприятие по вопросам кадрового обеспечения системы
здравоохранения Московской области по итогам
6 месяцев 2022 года.
3) Подготовить для депутатов Думы информационно-аналитические материалы о состоянии и мерах по обеспечению учреждений здравоохранения Московской области квалифицированными кадрами.
4) Изучить
практику оказания мер социальной поддержки медицинских работников в субъектах
Российской Федерации. Информацию направить
для сведения в Министерство здравоохранения Московской области.