Постановление Думы Московской области от 27.10.2022 N 35/36-П "Об итогах мониторинга правоприменения некоторых законов Московской области, регулирующих отношения в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2022 г. N 35/36-П
Об итогах мониторинга правоприменения некоторых законов Московской области, регулирующих отношения в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения некоторых законов Московской области, регулирующих отношения в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума
постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения некоторых законов Московской области, регулирующих отношения в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан. (Приложение.)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Рожнова О.А.
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 27 октября 2022 г. N 35/36-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения некоторых законов Московской области, регулирующих отношения в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан
I. Общие положения
Объекты правового мониторинга (далее – мониторинг) – законы Московской области:
N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» (далее – Закон Московской области N 124/2006-ОЗ);
N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Закон Московской области N 125/2006-ОЗ);
N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области» (далее – Закон Московской области N 257/2006-ОЗ);
N 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей» (далее – Закон Московской области N 34/2011-ОЗ).
Субъект мониторинга – Московская областная Дума.
Период времени, за которое проводился мониторинг – с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 года, срок проведения мониторинга – I–III кварталы 2022 года.
Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
Задачей мониторинга является всесторонний анализ положений действующих редакций указанных законов, изучение практики их применения, включая выявление проблемных вопросов, а также определение путей решения проблем в применении законов, разработка предложений по принятию мер, обеспечивающих повышение эффективности применения законов и выявление необходимости внесения изменений в указанные законы Московской области.
В целях реализации указанной задачи проведены:
1) сбор, обработка и систематизация информации о практике применения законов Московской области N 124/2006-ОЗ, N 125/2006-ОЗ, N 257/2006-ОЗ, N 34/2011-ОЗ в целях комплексного изучения нормативного регулирования ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений;
2) анализ информации о практике применения норм законов Московской области N 124/2006-ОЗ, N 125/2006-ОЗ, N 257/2006-ОЗ, N 34/2011-ОЗ;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
II. Информация о деятельности Комиссии по проведению мониторинга
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 17.02.2022 N 33/16-П создана Комиссия по проведению мониторинга (далее – Комиссия) в следующем составе:
1) Голубков Дмитрий Аркадьевич – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
2) Коханый Игорь Валериевич – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
3) Раев Михаил Михайлович – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
4) Черемисов Марк Константинович – депутат Московской областной Думы, член фракции «КПРФ»;
5) Чистюхин Игорь Васильевич – депутат Московской областной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ»;
6) Капралов Николай Николаевич – руководитель аппарата Комитета по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Московской областной Думы;
7) Смирнов Николай Маратович – консультант Комитета по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Московской областной Думы;
8) Васюкова Надежда Владимировна – консультант отдела правовой экспертизы и судебной работы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлены:
1) Глебов Юрий Михайлович – начальник Управления распоряжения имуществом казны Министерства имущественных отношений Московской области;
2) Джабиева Мария Теймуровна – начальник правового отдела Главного управления гражданской защиты Московской области;
3) Марычева Марина Эдуардовна – начальник Управления реализации жилищных программ Министерства жилищной политики Московской области;
4) Ускова Надежда Евгеньевна – первый заместитель министра социального развития Московской области.
Также по согласованию с членами Комиссии в состав Комиссии включен Кононенко Дмитрий Халарович – член Экспертного совета при Московской областной Думе.
Председателем Комиссии избран Черемисов Марк Константинович – депутат Московской областной Думы, член Комитета по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга правоприменения законов Московской области, регулирующих отношения в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, в соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
1) проведен анализ законодательства Московской области по теме мониторинга;
2) направлены запросы в центральные исполнительные органы государственной власти Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;
3) проведена работа по обобщению представленной информации по результатам полученной по запросам информации;
4) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объектов мониторинга в части рассматриваемых вопросов;
5) выработаны предложения по совершенствованию законодательства Московской области и иные рекомендации по теме мониторинга.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Московской области в сфере учета и предоставления помещений специализированного жилищного фонда Московской области, а также обеспечения жилыми помещениями и улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан
Закон Московской области N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории Московской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
В соответствии с данным Законом обеспечиваются жилыми помещениями следующие категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет:
а) инвалиды Великой Отечественной войны;
б) участники Великой Отечественной войны;
в) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
г) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
д) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
е) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
ж) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
з) ветераны боевых действий;
и) инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
к) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;
л) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
При согласии гражданина мера социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета может быть реализована путем предоставления ему жилого помещения по договору социального найма; путем предоставления жилого помещения в собственность при условии заключения договора мены предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности; путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Закон Московской области N 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей» устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», за счет средств федерального бюджета и наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан:
1) граждане, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года:
а) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
б) граждане, указанные в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
в) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
г) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета;
2) совместно проживающие с указанными гражданами члены их семей.
Обеспечение граждан, а также совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями осуществляется по выбору гражданина, выраженному в письменном виде, в форме:
1) предоставления на территории Московской области жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставления на территории Московской области жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Закон Московской области N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области» определяет порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области, находящихся в собственности и составляющих жилищный фонд Московской области (далее – специализированные жилые помещения).
К специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда.
Служебные жилые помещения предоставляются в связи с характером трудовых (служебных) отношений следующим категориям граждан:
1) работникам государственных организаций здравоохранения и аптечных организаций Московской области;
2) работникам государственных образовательных организаций Московской области;
3) работникам государственных учреждений социального обслуживания населения Московской области;
4) работникам казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Московской области;
5) работникам государственных организаций средств массовой информации и полиграфии Московской области;
6) работникам государственных учреждений сферы культуры Московской области;
7) работникам государственных архивных учреждений Московской области;
7.1) работникам государственного казенного учреждения Московской области, созданного в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
8) лицам, замещающим государственные должности Московской области;
9) государственным гражданским служащим Московской области;
9.1) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы и осуществляющим свою деятельность на территории Московской области;
9.2) лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
10) работникам государственных учреждений Московской области, указанных в пунктах 1–3, 5–7.1 настоящей статьи, и муниципальных учреждений наиболее востребованных профессий (специальностей), перечень которых устанавливается Правительством Московской области.
Служебное жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или отдельной квартиры.
Закон Московской области N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» определяет порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений, находящихся в собственности и составляющих жилищный фонд Московской области, по договорам социального найма.
Право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма имеют состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан Российской Федерации:
1) работники государственных учреждений здравоохранения Московской области и государственных аптечных учреждений Московской области;
2) работники государственных образовательных организаций Московской области;
3) работники государственных учреждений социального обслуживания населения Московской области;
4) работники государственных учреждений сферы культуры Московской области;
5) работники государственных учреждений агропромышленного комплекса Московской области;
6) работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Московской области;
7) работники физкультурно-спортивных государственных учреждений Московской области;
8) работники государственных архивных учреждений Московской области.
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Московской области, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется центральными исполнительными органами государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области или уполномоченными ими должностными лицами.
2. Информация о правоприменении законов Московской области
Комиссией были подготовлены и направлены запросы в следующие центральные исполнительные органы государственной власти Московской области с просьбой представить статистические данные о ходе учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений, и предложения по внесению изменений в соответствующие законы Московской области:
Министерство жилищной политики Московской области;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области;
Министерство образования Московской области;
Министерство здравоохранения Московской области;
Министерство социального развития Московской области;
Министерство культуры Московской области;
Министерство сельского хозяйства Московской области;
Министерство физической культуры и спорта Московской области;
Главное архивное управление Московской области;
Главное управление информационной политики Московской области;
Главное управление гражданской защиты Московской области.
Кроме того, был направлен запрос в Министерство имущественных отношений Московской области с просьбой предоставить сведения о находящихся в собственности Московской области жилых помещениях жилищного фонда Московской области, включая специализированный.
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 125/2006-ОЗ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»
N п/п | Категории граждан | 2019 | 2020 | 2021 | |||
На учете | Обеспечено* | На учете | Обеспечено* | На учете | Обеспечено* | ||
1. | Инвалиды Великой Отечественной войны.
| - | - | - | - | - | - |
2. | Участники Великой Отечественной войны.
| 1 | 1 (ЕДВ) | - | - | - | - |
3. | Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
| 1 | 1 (ЕДВ) | 1 | 1 (ЕДВ) | 1 | 1 (ЕДВ) |
4. | Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
|
7 |
7 (ЕДВ) |
1 |
1 (ЕДВ) |
2 |
1 (ЕДВ) |
5. | Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанные инвалидами, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
|
- |
- |
- |
- |
1 |
1 (ЕДВ) |
| Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| Ветераны боевых действий.
| 72 | 13 (ЕДВ) | 58 | 12 (ЕДВ) | 38 | 14 (13 ЕДВ + 1 СН) |
| Инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
|
4 |
-
|
4 |
-
|
3 |
1 (ЕДВ)
|
| Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
| 155 | 12 (ЕДВ) | 127 | 8 (ЕДВ) | 98 | 8 (7 ЕДВ + 1 СН) |
| Количество граждан, снятых с учета (с указанием типовых причин)
| 42 (утрата оснований) | 50 (утрата оснований) | 35 (утрата оснований) |
* – с указанием формы обеспечения (предоставление жилых помещений в собственность, по договору социального найма (СН), единовременной денежной выплаты (ЕДВ).
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 34/2011-ОЗ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей»
N п/п | Категории граждан | 2019 | 2020 | 2021 | |||
На учете | Обеспечено | На учете | Обеспечено | На учете | Обеспечено | ||
1. | Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
| 19 | - | 19 | - | 20 | - |
| Граждане, указанные в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| Граждане,
уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями
|
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
| Совместно проживающие с гражданами указанных категорий члены их семей.
|
52 |
- |
52 |
- |
55 |
- |
1 | Количество граждан, снятых с учета (с указанием типовых причин).
| - | - | 6 семей / 21 человек (утрата оснований) |
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 124/2006-ОЗ представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан»
N п/п | Категории граждан | 2019 | 2020 | 2021 | |||
На учете | Обеспечено | На учете | Обеспечено | На учете | Обеспечено | ||
1. | Работники государственных учреждений здравоохранения Московской области и государственных аптечных учреждений Московской области.
| 76 | 23 | 29 | 5 | 23 | 13 |
2. | Работники государственных образовательных организаций Московской области.
| - | - | - | - | - | - |
3. | Работники государственных учреждений социального обслуживания населения Московской области.
|
| - | - | - | - | -- |
4. | Работники государственных учреждений сферы культуры Московской области.
| - | - | - | - | - | - |
5. | Работники государственных учреждений агропромышленного комплекса Московской области.
| - | - | - | - | - | - |
6. | Работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
| - | - | - | - | - | - |
7. | Работники физкультурно-спортивных государственных учреждений Московской области.
| - | - | - | - | - | - |
8. | Работники государственных архивных учреждений Московской области.
| - | - | - | - | - | - |
9. | Количество граждан, снятых с учета (с указанием типовых причин).
| - | - | - |
Комиссия отмечает, что по сведениям органов, ведущих учет, на учете состоят и обеспечиваются жилыми помещениями только работники государственных учреждений здравоохранения Московской области и государственных аптечных учреждений Московской области.
По остальным семи категориям граждан жилые помещения не предоставляются, что свидетельствует о недостаточной эффективности реализации Закона Московской области N 124/2006-ОЗ.
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 257/2006-ОЗ представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сведения об обеспечении граждан жилыми помещениями в соответствии с Законом Московской области N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области»
N п/п | Категории граждан, показатель | 2019 | 2020 | 2021 | |||
На учете | Обеспечено | На учете | Обеспечено | На учете | Обеспечено | ||
1. | Работники
государственного казенного учреждения Московской области, созданного
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. | Работники государственных архивных учреждений Московской области.
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. | Работники государственных учреждений Московской области и муниципальных учреждений наиболее востребованных профессий (специальностей), перечень которых устанавливается Правительством Московской области.
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4. | Работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Московской области. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. | Работники государственных организаций здравоохранения и аптечных организаций Московской области. | 433 | 418
| 438 | 426
| 450
| 447
|
6. | Работники государственных учреждений сферы культуры Московской области.
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7. | Работники государственных образовательных организаций Московской области.
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8. | Работники государственных организаций средств массовой информации и полиграфии Московской области.
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9. | Работники государственных учреждений социального обслуживания населения Московской области. Дополнительная информация: Количество граждан, снятых с учета – 3.
| 8 | 5 | 5 | 0
| 8 | 8 |
10. | Количество граждан, снятых с учета (с указанием типовых причин).
| - | - | - |
В результате мониторинга установлено, что в течение 2019–2021 годов состояли на учете и обеспечивались жилыми помещениями только работники государственных организаций здравоохранения и аптечных организаций Московской области, а также работники государственных учреждений социального обслуживания населения Московской области.
В связи с отсутствием обращений работников иных сфер (категорий) в соответствующие органы государственной власти Московской области, учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда соответствующими уполномоченными органами не ведется.
Вместе с тем, по данным Министерства имущественных отношений Московской области, на 31.12.2021 в Московской области числилось 526 помещений жилищного фонда Московской области, включая 321 помещение специализированного жилищного фонда Московской области.
Подробная информация приведена в таблице 5.
Таблица 5
Сведения о помещениях жилищного фонда Московской области
(включая специализированный жилищный фонд)
N п/п | Показатель | 2019 | 2020 | 2021 | |||||
На 01.01.2019 | Включено | Исключено | Включено | Исключено | Включено | Исключено | На 31.12. 2021 | ||
1. | Количество жилых помещений жилищного фонда Московской области, шт.
| 537 | 36 | 15 | 13 | 36 | 62 | 71 | 526 |
2. | Общая площадь жилых помещений жилищного фонда Московской области, тыс. кв. м.
| 530,2 | 2,36 | 0,76 | 593,8 | 0,236 | 490,4 | 15,3 | 519,7 |
3. | В том числе, количество жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области, шт., включая: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения маневренного фонда.
| 322
65
105
152
0
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 321
64
105
152
0
|
4. | В том числе, общая площадь жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области, тыс. кв. м, включая: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения маневренного фонда.
| 514,1
13,3
288,8
214,1
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,48 | 509,3
13,3
283,9
214,1
0 |
IV. Результаты мониторинга
Комиссией отмечена положительная практика правоприменения законов Московской области N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и N 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей».
Вместе с тем, темпы предоставления жилых помещений в соответствии с данными законами нельзя признать высокими.
Следует также отметить, что в связи с проведением в настоящее время специальной военной операции на территории Украины количество лиц со статусом «ветераны боевых действий» будет возрастать, что повысит необходимость оказания им мер социальной поддержки.
Комиссией отмечается незначительная практика правоприменения законов Московской области N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» и N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области».
Из десяти категорий работников профильных организаций и учреждений Московской области жилые помещения представляются только работникам учреждений здравоохранения и аптечных организаций, а также учреждений социального обслуживания населения.
Причиной низких темпов предоставления жилых помещений выступает недостаточная информированность органов, ведущих учет соответствующих категорий граждан, о действующих нормах законов Московской области, а также отсутствие в распоряжении указанных органов жилых помещений, которые могут быть предоставлены гражданам.
Кроме того, в рамках мониторинга выявлена необходимость выработки на уровне Правительства Московской области механизмов учета потребности в жилых помещениях жилищного фонда Московской области в увязке с находящимися в собственности Московской области такими помещениями.
Дополнительно следует отметить, что в настоящее время обеспечение жилыми помещения категорий граждан из числа врачей, учителей реализуется в рамках государственной программы Московской области «Жилище» на 2017–2027 годы. По подпрограмме «Социальная ипотека» указанной государственной программы для улучшения жилищных условия отдельных категорий работников (в целях привлечения и сохранения высококвалифицированных кадров и повышения доступности и качества оказываемых населению Московской области услуг в сферах здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, а также в целях поощрения молодых ученых и специалистов, молодых уникальных специалистов с учетом значимости осуществляемой ими деятельности в научной, научно-технической и промышленной сферах) оказывается поддержка путем оплаты первоначального взноса при оформлении договора ипотечного жилищного кредитования, а также ежемесячной компенсации оплаты основного долга по ипотечному кредиту.
За 2019–2021 годы (период мониторинга правоприменения) поддержка по данной подпрограмме оказана 1045 специалистам.
По состоянию на 30.09.2022 в рамках данной подпрограммы оказана поддержка 349 специалистам (214 врачам, 33 учителям, 20 молодым учителям, 20 воспитателям, 57 молодым ученым и специалистам, 5 тренерам). На эти цели из бюджета Московской области запланировано выделение 2,25 млрд. рублей (освоено 972,7 млн. рублей).
На 2023 год плановый показатель по данному направлению – 235 специалистов. Объем финансирования из бюджета Московской области составит 1,575 млрд. рублей.
Дополнительно в рамках мониторинга Комиссией выявлены положения, по которым целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Московской области.
Статьей 23 Закона Московской области N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области» установлено, что формы Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях, Книги учета граждан, нуждающихся в служебных жилых помещениях, Книги регистрации заявлений граждан, о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, Книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях маневренного фонда, Книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях маневренного фонда, утверждаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, по информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, указанные формы не утверждены и в настоящее время Министерством фактически указанные полномочия не реализуются.
Вместе с тем, в статье 11 Закона Московской области N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» устанавливается, что аналогичные учетные формы и формы книг утверждаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим полномочия в сфере жилищной политики. Изменения были внесены Законом Московской области N 239/2017-ОЗ. При этом фактически формы документов утверждены распоряжением Министра жилищно-коммунального хозяйства Правительства Московской области от 14.08.2006 N 29.
Учитывая изложенное и опираясь на схожесть сфер правового регулирования, Комиссия полагает целесообразным закрепить полномочия по утверждению форм книг регистрации заявлений и учета граждан в соответствии с Законом N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области» за Министерством жилищной политики Московской области, для чего предусмотреть разработку соответствующего проекта закона Московской области.
V. Выводы
По результатам мониторинга Комиссия предлагает:
1) Комитету по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Московской областной Думы – подготовить и внести на рассмотрение в Московскую областную Думу проект закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области» в части уточнения центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного утверждать формы ведения книг регистрации заявлений и книг учета граждан;
2) центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, уполномоченным на ведение учета соответствующих категорий работников в соответствии с законами Московской области N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» и N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области» с учетом данных, выявленных по итогам мониторинга правоприменения, предусмотреть информирование лиц из числа соответствующих работников и категорий граждан о возможности реализации их прав на предоставление жилых помещений в соответствии с законодательством Московской области, а также предусмотреть формирование потребности в жилых помещениях жилищного фонда Московской области (по видам) для дальнейшей передачи указанных помещений в распоряжение указанных органов;
3) центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, осуществляющим полномочия в сферах жилищной политики и имущественных отношений, проработать вопрос организации межведомственного взаимодействия, а также установления единого порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области (включая специализированный жилищный фонд) гражданам из числа лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями жилищного фонда Московской области в соответствии с законами Московской области N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» и N 257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области», учитывающего наличие свободных жилых помещений жилищного фонда Московской области для предоставления указанным гражданам.