Постановление Думы Московской области от 09.02.2023 N 21/45-П "Об отчете о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2022 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 февраля 2023 г. N 21/45-П
Об отчете о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2022 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2022 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума
постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2022 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 09 февраля 2023 г. N 21/45-П
Отчет
о деятельности Комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности за 2022 год
Раздел 1. Состав Комитета
Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности Московской областной Думы (далее – Комитет) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Московской областной Думы (далее – Дума) от 02.02.2012 N 17/5-П.
В период с января по сентябрь 2022 года в состав Комитета входили депутаты Думы:
Баранов А.Н. – председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Черкасов Н.И. – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Лазутина Л.Е. – член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Абрамов В.С. – член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Наумов А.А. – член Комитета, член фракции КПРФ.
В соответствии с постановлением Московской областной Думы от 08.09.2022 N 40/30-П депутат Абрамов В.С. сложил свои полномочия досрочно.
Деятельность Комитета обеспечивал аппарат Комитета, состоящий из руководителя аппарата Комитета, четырех консультантов аппарата Комитета и одного референта аппарата Комитета.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
В 2022 году Комитет проводил работу, направленную на правовое регулирование следующих вопросов, находящихся в ведении Комитета:
организация деятельности и полномочия органов государственной власти;
административно-территориальное устройство Московской области;
государственная гражданская служба;
наградная система и официальная символика Московской области;
избирательная система;
институты гражданского общества;
мировая юстиция;
административные правонарушения;
участие граждан в охране общественного порядка;
адвокатура и нотариат;
защита населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пожарная безопасность;
профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Думы по законопроектной деятельности
Количество проектов законов Московской области,
за принятие которых Комитет был ответственным в 2022 и 2021 гг.
(по субъектам права законодательной инициативы)
N п/п | Субъект права законодательной инициативы | Количество проектов законов | |||
2022 год | 2021 год | ||||
Внесено по плану | Внесено вне плана | Всего внесено | Всего внесено | ||
1 | Комитет | 12 | 0 | 12 | 20 |
2 | Губернатор Московской области | 7 | 14 | 21 | 24 |
3 | Прокурор Московской области | 0 | 0 | 0 | 2 |
4 | Уполномоченный по правам человека в Московской области | 1 | 0 | 1 | 0 |
5 | Контрольно-счетная палата Московской области | 1 | 0 | 1 | 0 |
| Всего | 21 | 14 | 35 | 46 |
В 2022 году Комитет работал над 35 проектами законов Московской области (далее – проекты законов), 12 из которых разработаны непосредственно Комитетом. Остальные проекты внесены иными субъектами права законодательной инициативы в Думе:
Губернатором Московской области – 21;
Контрольно-счетной палатой Московской области – 1;
Уполномоченным по правам человека в Московской области – 1.
По вышеуказанным проектам законов Комитет осуществлял полномочия ответственного исполнителя (дорабатывал их после одобрения Думой, систематизировал и анализировал поступившие по ним замечания и предложения, готовил ко второму и третьему чтению, при этом ряд проектов законов существенно доработан Комитетом).
В целях повышения эффективности законотворческого процесса члены Комитета и работники аппарата Комитета активно взаимодействовали со всеми участниками законодательного процесса, в первую очередь, с субъектами права законодательной инициативы в Думе, внесшими проекты законов, с Государственно-правовым управлением Думы, Правовым управлением Губернатора Московской области, прокуратурой Московской области, избирательной комиссией Московской области, Уполномоченным по правам человека в Московской области, Уполномоченным по правам ребенка в Московской области, Контрольно-счетной палатой Московской области.
Из 35 проектов законов Думой принято в целом 35 законов.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
1. В развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти, а также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» был принят в новой редакции Устав Московской области.
В соответствии с конституционными основами единства публичной власти выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов публичной власти на территории Московской области.
Закреплены положения, предусматривающие статус Московской области, ее административно-территориальное устройство, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Московской области. Установлена система органов государственной власти Московской области, полномочия органов государственной власти Московской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, статус законодательного органа Московской области, высшего должностного лица Московской области, установлена система исполнительных органов Московской области и иных государственных органов Московской области, вопросы местного самоуправления в Московской области и иные общие положения.
На основе принципа единства системы публичной власти определены основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в Московской области, в решении задач местного самоуправления.
Так систему органов государственной власти Московской области составляют: законодательный орган Московской области (Московская областная Дума), высшее должностное лицо Московской области (Губернатор Московской области), высший исполнительный орган Московской области (Правительство Московской области), центральные исполнительные органы Московской области.
Высшее должностное лицо признается обязательным органом публичной власти, который осуществляет руководство исполнительной властью в Московской области, определяет систему и структуру органов исполнительных органов Московской области.
В соответствии с принципом единства публичной власти высшее должностное лицо Московской области одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Московской области.
Предусмотрены меры ответственности, применяемые к высшему должностному лицу. В частности, Губернатор Московской области может быть отрешен от должности Президентом Российской Федерации, в том числе в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. При этом в течение 5 лет после отрешения указанного лица от должности Президентом Российской Федерации, такое лицо не может претендовать на эту должность ни в одном субъекте Российской Федерации.
Во избежание возможных кризисов установлен порядок временного исполнения обязанностей Губернатора Московской области.
Также определены основы деятельности иных государственных органов в Московской области (в частности, обеспечивающих деятельность Губернатора Московской области, Правительства Московской области, Уполномоченного по правам человека в Московской области, Уполномоченного по правам ребенка в Московской области). Установлено, что Контрольно-счетная палата Московской области является обязательным государственным органом Московской области, осуществляющим контроль за исполнением бюджета Московской области.
Введены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Органы, входящие в единую систему публичной власти в Московской области, обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности, предусмотрена возможность их дистанционного взаимодействия, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа Московской области.
2. Закон Московской области N 198/2022-ОЗ «О введении в действие Устава Московской области и признании утратившими силу некоторых законов Московской области».
Законом установлено, что Устав Московской области вводится в действие по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие с 1 января 2023 года.
Со дня вступления в силу Устава Московской области признается утратившими силу Устав Московской области N 55/96-ОЗ, Закон Московской области N 56/96-ОЗ «О введении в действие Устава Московской области», а также законы Московской области о поправках к Уставу Московской области и о введении их в действие.
3. Закон Московской области N 33/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Законом на Правительство Московской области возложено обеспечение проведения эвакуационных мероприятий не только при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, но при угрозе их возникновения.
Кроме того, уточнены полномочия Правительства Московской области в части оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера.
4. Закон Московской области N 24/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».
Законом внесены изменения в составы судебных участков Наро-Фоминского и Ногинского судебных районов Московской области в целях урегулирования служебной нагрузки мировых судей. Кроме того, внесены уточнения в описание состава некоторых судебных участков Балашихинского, Клинского, Люберецкого и Мытищинского судебных районов Московской области.
5. В целях увековечения памяти защитников Отечества разработаны и приняты следующие законы Московской области:
Закон Московской области N 54/2022-ОЗ «О присвоении поселку Зендиково, административно подчиненному городу Кашире Московской области, почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;
Закон Московской области N 55/2022-ОЗ «О присвоении городу Кубинке, административно подчиненному городу Одинцово Московской области, почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести»;
Закон Московской области N 56/2022-ОЗ «О присвоении городу Подольску Московской области почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести».
6. Закон Московской области N 68/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».
Законом внесены изменения в описание состава судебных участков Зарайского судебного района в связи с изменением категорий некоторых населенных пунктов, административно подчиненных городу Зарайску, уточнен перечень улиц города Зарайска, садовых некоммерческих товариществ и описание участков железной дороги.
Также, внесены изменения в описание состава судебных участков Ивантеевского судебного района в связи с изменениями в организации местного самоуправления и изменении категории города Ивантеевка и отнесении его в административное подчинение городу Пушкино Московской области, а также с целью более равномерного распределения служебной нагрузки мировых судей Ивантеевского судебного района Московской области, уточнения перечня улиц города Ивантеевки и описания участков железной дороги.
7. Закон Московской области N 73/2022-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере законодательства о выборах и референдумах».
Законодательно закреплено, что список избирателей может составляться в электронном виде, а серия и номер паспорта избирателя, участника референдума, могут быть внесены с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при составлении списка избирателей на основании решения соответствующей избирательной комиссии.
Установлен порядок уточнения границ избирательных участков в случаях уменьшения численности избирателей, при этом признано утратившим силу ранее предусмотренное ограничение по уточнению границ избирательных участков один раз в 5 лет.
С 1 января 2023 года упразднен институт избирательных комиссий муниципальных образований, исключено нормативное регулирование в части назначения и осуществления полномочий членов территориальных, участковых комиссий с правом совещательного голоса.
Учтены требования Федерального закона от 1 апреля 2022 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего обязанность для отдельных категорий лиц по декларированию сведений о цифровых финансовых активах и цифровой валюте.
8. Закон Московской области N 93/2022-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области».
Законом уточнено понятие «знак отличия в Московской области», в него включены награды, благодарности и иные знаки отличия исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области.
9. Закон Московской области N 89/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».
Закон принят в целях приведения вышеуказанного Закона Московской области в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 455-ФЗ «Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области».
Законом упраздняются Протвинский и Пущинский судебные районы и, соответственно, судебные участки N 198, 199 Протвинского судебного района и судебный участок N 208 Пущинского судебного района, а также соответствующие должности мировых судей. Относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия передаются в создаваемые в Серпуховском судебном районе судебные участки N 198, 199, 208 с соответствующими должностями мировых судей Московской области. В связи с этим сокращено количество судебных районов с 50 до 48.
Кроме того, описание судебных участков приведено в соответствие с действующим законодательством Московской области об административно-территориальном устройстве и в связи с изменением организации местного самоуправления на территории бывшего Серпуховского муниципального района, перераспределена служебная нагрузка мировых судей, уточнен состав судебных участков.
10. Закон Московской области N 67/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области».
Законом уточняется порядок выплаты премий государственным гражданским служащим.
11. Закон Московской области N 113/2022-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам противодействия коррупции».
Внесены изменения в Закон Московской области N 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области» и Закон Московской области N 190/2017-ОЗ «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области».
Перечень мер по противодействию коррупции в Московской области дополнен антикоррупционным просвещением, а также уточнен порядок обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области.
В рамках контроля за законностью получения денежных средств, лицами замещавшими муниципальные должности, закреплена обязанность лица, осуществляющего проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, направлять материалы проверки в органы прокуратуры Российской Федерации.
12. Закон Московской области N 128/2022-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О пожарной безопасности в Московской области».
Законом дополнены полномочия Правительства Московской области по утверждению порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделениях пожарной охраны.
13. Закон Московской области N 119/2022-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Губернаторе Московской области».
Законом установлено полномочие Губернатора Московской области по утверждению порядка и принятию решения о присвоении имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других выдающихся лиц не только государственным предприятиям и учреждениям Московской области, муниципальным предприятиям и учреждениям в Московской области, но и их обособленным подразделениям.
14. Закон Московской области N 132/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об архивном деле в Московской области».
Закон устанавливает обязательные требования соблюдения законодательства об архивном деле на территории Московской области, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности и приложением, содержащим перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Московской области.
15. Закон Московской области N 131/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области».
Законопроектом увеличены коэффициенты, применяемые при исчислении должностных окладов государственных гражданских служащих аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области, на 15 процентов.
16. Закон Московской области N 145/2022-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О пожарной безопасности в Московской области».
Законом изменен срок вступления в силу Закона Московской области N 77/2021-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О пожарной безопасности в Московской области» с 1 января 2023 года на 1 января 2025 года.
17. Закон Московской области N 142/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области».
Законом установлено, что контроль за постоянным хранением книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Московской области.
18. Закон Московской области N 153/2022-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области».
Из перечня имущества, сведения о расходах по приобретению которого представляются представителю нанимателя, исключены акции, а также указанный перечень дополнен такими видами имущества, как цифровые финансовые активы и цифровая валюта в следующих законах Московской области:
N 16/97-ОЗ «О государственных должностях Московской области»;
N 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области»;
N 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»;
N 191/2007-ОЗ «О статусе депутата Московской областной Думы».
19. Закон Московской области N 157/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об архивном деле в Московской области».
Полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере архивного дела дополнены полномочием по организации архивного дела в Московской области.
Также, устанавливается порядок определения перечня материальных ресурсов, подлежащих передаче органам местного самоуправления городских округов Московской области, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий и порядок отчетности органов местного самоуправления городских округов Московской области об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий.
20. Закон Московской области N 165/2022-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».
Закон принят с целью уточнения составов судебных участков и равномерного распределения служебной нагрузки мировых судей Мытищинского судебного района Московской области. Внесены изменения в описание составов судебных участков Мытищинского судебного района с перераспределением территории городского округа Мытищи с учетом численности населения. А также дополнены перечнем садоводческих некоммерческих товариществ, дачных и коттеджных поселков, участков автомобильных и железных дорог, проходящих по территории соответствующих судебных участков, водохранилищ и рек.
21. Закон Московской области N 164/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области».
Законом уточняется порядок голосования по кандидатуре на должность Уполномоченного. Изменен порядок направления Уполномоченным предложений о мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина по проблемным вопросам, отраженным в его ежегодном докладе.
22. Закон Московской области N 178/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области».
С 1 января 2023 года увеличен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, а также увеличен фонд оплаты труда по указанной надбавке.
23. Закон Московской области N 183/2022-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области».
Актуализирован перечень городских округов Московской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области по транспортировке умерших в морг, включая погрузо-разгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия для производства судебно-медицинской экспертизы.
24. Закон Московской области N 9/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области».
Закон принят в целях приведения перечня входящих в нотариальные округа административно-территориальных и территориальных единиц в соответствие с действующим законодательством Московской области об административно-территориальном устройстве Московской области, в связи с изменением категории городов Ивантеевка, Красноармейск и отнесением их в административное подчинение городу Пушкино, изменением категории города Озёры и отнесением его, а также входивших в подчинение городу Озёры населенных пунктов, в административное подчинение городу Коломне.
25. Закон Московской области N 195/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об архивном деле в Московской области».
В Законе устанавливается обязанность Московской областной Нотариальной Палаты создать нотариальный архив для хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов, образовавшихся в процессе деятельности нотариусов, устанавливается обязанность уполномоченного должностного лица местной администрации городского округа обеспечить хранение, комплектование, учет и использование нотариальных документов и определяется круг организаций, осуществляющих постоянное и временное хранение нотариальных документов.
26. Закон Московской области N 190/2022-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области».
Законом увеличено денежное содержание лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Московской области в аппаратах мировых судей Московской области, упразднена должность «руководитель аппарата мирового судьи Московской области» и введена должность «помощник мирового судьи Московской области».
27. Закон Московской области N 212/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О гражданской обороне на территории Московской области».
Законом дается определение понятия «Московская областная территориальная подсеть сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения», а также уточнены полномочия Правительства Московской области в области гражданской обороны.
28. Закон Московской области N 210/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О пожарной безопасности в Московской области».
Законом уточняются полномочия Правительства Московской области по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы и Противопожарной службы Московской области.
29. Закон Московской области N 271/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Московской областной Думе» приведен в соответствие с Уставом Московской области.
В частности, корректируются правовые нормы, определяющие статус и правовую основу организации деятельности Думы, проведение заседаний Думы, полномочия Думы, дополняется перечень субъектов права законодательной инициативы в Думе, им наделяется Правительство Московской области.
30. Закон Московской области N 245/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области».
Внесены изменения в вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей Московской области центральным исполнительным органом Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.
31. Закон Московской области N 249/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области».
Законом перераспределяется служебная нагрузка мировых судей Долгопрудненского и Лобненского судебных районов Московской области, уточняется описание судебных участков, а также уточнен перечень улиц, входящих в территорию судебного участка N 358 Химкинского судебного района Московской области.
32. Закон Московской области N 265/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе депутата Московской областной Думы».
Уточнены основания досрочного прекращения полномочий депутата Думы и устанавливаются основания досрочного прекращения полномочий депутата решением Думы по инициативе фракции в Думе, в которой он состоит, или по инициативе комитета Думы, членом которого он является, в случае неисполнения депутатом Думы в течение 30 и более календарных дней обязанностей, по работе с избирателями и участия в заседаниях Думы, в заседаниях комитета Думы или иного органа Думы, членом которых он является.
Устанавливаются меры ответственности депутата Думы за нарушения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», а равно предоставления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Раздел 5. Подготовка проектов законодательных инициатив Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение проектов федеральных законов и итоги их рассмотрения в Комитете и на заседаниях Думы, результаты рассмотрения обращений и законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации по профилю деятельности Комитета
1. В сентябре 2022 года Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «Об упразднении Звенигородского городского суда Московской области».
Проектом закона предложено упразднить Звенигородский городской суд Московской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Одинцовского городского суда Московской области.
Законопроект направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Московской области.
Проект федерального закона был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в ноябре 2022 года, одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 5 декабря 2022 года.
2. В целях координации законотворческой деятельности Московской области и города Москвы в сентябре 2021 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный в целях пресечения правонарушений, связанных с загрязнением территорий отходами производства и потребления и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений. Проектом закона было предложено:
повысить размеры административных штрафов за нарушение требований в области охраны окружающей среды;
ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новые составы административных правонарушений за сброс (выгрузку) из транспортного средства отходов производства и потребления вне специально отведенных мест;
закрепить возможность применения средств автоматической фиксации правонарушений в области обращения с отходами производства и потребления;
за повторное совершение правонарушений лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами предлагается применять конфискацию транспортного средства или иной техники, явившейся орудием совершения административного правонарушения.
Работа над законопроектом продолжилась в 2022 году. В июне 2022 года указанный проект федерального закона был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 14 июля 2022 года.
3. На заседаниях Комитета в 2022 году рассмотрено 108 проектов федеральных законов и 31 законодательная инициатива субъектов Российской Федерации.
Раздел 6. Работа с обращениями граждан и организаций
В отчетный период в Комитет поступило 347 письменных обращений от организаций и граждан, содержащих как вопросы, заданные впервые, так и вопросы, носящие повторный характер.
На 291 обращение даны исчерпывающие ответы, 56 вопросов перенаправлены в иные организации в соответствии с их компетенцией для подготовки ответов заявителям.
Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2022 году по отраслям правового регулирования, в сравнении с 2021 годом
N п/п | Тематика обращений | Показатель | |
2022 год | 2021 год | ||
1 | Оборона, безопасность, законность | 206 | 79 |
2 | Социальная сфера | 2 | 8 |
3 | Государство, общество, политика | 121 | 134 |
4 | Жилищно-коммунальная сфера | 6 | 2 |
5 | Экономика | 12 | 8 |
| Всего | 347 | 231 |
Результаты рассмотрения обращений граждан и организаций,
поступивших в Комитет в 2022 году, в сравнении с 2021 годом
N п/п | Показатель | Количество обращений | |
2022 год | 2021 год | ||
1 | Поступило | 347 | 231 |
2 | Дан ответ по существу | 291 | 155 |
3 | Направлено в другие организации | 56 | 76 |
4 | На рассмотрении | 0 | 0 |
Раздел 7. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
Вопросы, требующие широкого и оперативного обсуждения, рассматривались на расширенных заседаниях Комитета.
В 2022 году проведено 35 заседаний Комитета, в том числе 27 – расширенных, в режиме видеоконференцсвязи – 8. Рассмотрено 330 вопросов.
Также за отчетный период Комитетом проведены следующие мероприятия:
расширенное заседание Комитета на тему «Выборы 2021. Общественное наблюдение: опыт, перспективы развития»;
круглый стол на тему «О совершенствовании системы выборов в Московской области»;
расширенное заседание Комитета на тему «Вопросы обеспечения безопасности в сфере дорожного транспорта» (совместно с Комитетом по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям);
расширенное заседание Комитета на тему «Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций в Московской области» (совместно с Комитетом по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике).
Заседания Комитета проводились с участием представителей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, прокуратуры Московской области, Главного управления МЧС Росси по Московской области, Главного управления гражданской защиты Московской области, Общественной палаты Московской области, Избирательной комиссии Московской области, Уполномоченного по правам человека в Московской области, Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, представителей профессионального и экспертного сообщества.
В работе Комитета принимали участие специалисты Государственно-правового управления Думы и Правового управления Губернатора Московской области, представители центральных исполнительных органов государственной власти, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, заинтересованных общественных и иных организаций. Налажено конструктивное взаимодействие с Экспертным советом при Думе. Представители секции по вопросам государственной власти и региональной безопасности Экспертного совета систематически принимали участие в заседаниях Комитета.
Раздел 8. Иные направления деятельности Комитета
Члены Комитета и работники аппарата Комитета принимали участие в работе:
Антитеррористической Комиссии Московской области;
Комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе
Московской области;
Геральдической комиссии Московской области;
Комиссии по проведению административной реформы в Московской области;
коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области;
заседании коллегии Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области;
комиссии по рассмотрению ходатайств о присвоении почетного звания Московской области «Населенный пункт воинской доблести».
Члены Комитета и работники аппарата Комитета принимали участие в мероприятиях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, в том числе:
заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области (16.03.2022 в режиме ВКС);
круглом столе на тему «Обеспечение достоверности информации в интернет-пространстве», проведенном Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (31.03.2022 в режиме ВКС);
совещании, посвященному 240-летию со дня образования юридической службы в системе МВД России (22.04.2022);
семинаре-совещании на тему «Перспективы внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях», проведенном Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (20.05.2022 в режиме ВКС);
круглом столе на тему «Гарантии осуществления адвокатской деятельности: перспективы развития законодательства», проведенном Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (27.05.2022 в режиме ВКС);
парламентских слушаниях на тему «Язык закона в терминологической лексике русского языка», проведенных Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (06.06.2022 в режиме ВКС);
семинаре-совещании на тему «Федеральная государственная информационная система «Правовая помощь»: проблемы и перспективы развития» проведенном Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, (16.06.2022 в режиме ВКС);
заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области (24.08.2022 в режиме ВКС);
заседании Совета Московского областного отделения Ассоциации юристов России (25.11.2022).
Важнейшим направлением работы Комитета являлось рассмотрение кандидатур на должности мировых судей Московской области. Рассмотрение проводилось на расширенных заседаниях Комитета с участием представителей Московского областного суда и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Московской области.
Всего в 2022 году рассмотрено 103 кандидатуры, из них 61 – впервые назначены на должности мировых судей, 38 – повторно, 4 – до истечения срока полномочий.
В отчетный период Комитетом подготовлено 69 проектов постановлений Думы по вопросам ведения Комитета.
Раздел 9. Итоговая таблица
N п/п | Показатель | 2022 год |
2021 год |
1 | Количество заседаний Комитета, в том числе: выездных расширенных ВКС | 35
27 1 | 33
27 5 |
2 | Количество рассмотренных вопросов на заседаниях Комитета | 330 | 453 |
3 | Количество постановлений, подготовленных Комитетом | 69 | 79 |
4 | Количество проектов законов Московской области, разработанных Комитетом в отчетном году | 12 | 20 |
5 | Количество
проектов законов Московской области, в том числе: принято не принято (отозвано) на рассмотрении |
35
35 – 0 |
46
46 – 0 |
6 | Количество правовых мониторингов, проведенных Комитетом | 0 | 0 |
7 | Количество проектов законодательных инициатив Думы внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, подготовленных Комитетом |
2 |
3 |
8 | Количество проектов федеральных законов, рассмотренных на заседаниях Комитета | 108 | 115 |
9 | Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет, всего из них: даны ответы по существу | 347
291 | 231
155 |
10 | Количество мероприятий, проведенных Комитетом, по видам: общественные слушания круглые столы семинары-совещания конференции |
0 1 0 0 |
0 0 0 0 |
Раздел 10. Основные задачи Комитета на 2023 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета и Думы
В 2023 году Комитет планирует продолжить работу, направленную на правовое регулирование вопросов, находящихся в ведении Комитета.
Особое внимание в 2023 году будет уделено решению проблем, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации и реализации задач, поставленных в ежегодном обращении Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. к жителям Московской области.
Будет продолжена работа по приведению законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который закрепляет единую структуру, принципы работы, механизм взаимодействия региональных органов власти субъектов Российской Федерации, вводит единое наименование должности для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, определяет особенности осуществления законодательного процесса, в том числе конкретизирует порядок внесения законодательных инициатив субъектами права законодательной инициативы, разграничивает полномочия между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Комитету предстоит подготовка проектов нормативных правовых актов Московской области, предусматривающих принятие новых, внесение изменений либо признание утратившими силу нормативных правовых актов Московской области с целью приведения законодательства Московской области с вышеуказанными положениями.
В рамках своих полномочий в 2022 году Комитет конструктивно взаимодействовал с прокуратурой Московской области, Московским областным судом, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Московской области, Администрацией Губернатора Московской области, Избирательной комиссией Московской области, Контрольно-счетной палатой Московской области, Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Московской области, Главным управлением региональной безопасности Московской области, Министерством территориальной политики Московской области и иными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, Адвокатской палатой Московской области, Московской областной Нотариальной Палатой.
Комитет выражает свою признательность всем принявшим участие в работе Комитета и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.