Постановление Думы Московской области от 18.01.2024 N 24/72/-П "Об Отчете о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2023 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2024 г. N 24/72-П
Об Отчете о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2023 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2023 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума
постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2023 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 18.01.2024 N 24/72-П
Отчет о деятельности
Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2023 год
Раздел 1. Состав Комитета
Комитет по социальной политике и здравоохранению (далее – Комитет) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 28.10.2021 N 69/5-П.
В состав Комитета входят:
Голубев А.А. – председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Вшивцев В.С. – заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Емельянов О.В. – член Комитета, член фракции КПРФ;
Карзубова Т.В. – член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Обеспечение деятельности Комитета осуществляет аппарат, состоящий из руководителя аппарата, пяти консультантов, одного главного специалиста, ведущего референта.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
За отчетный период Комитет осуществлял работу, направленную на правовое регулирование основных вопросов, находящихся в ведении Комитета:
социальная защита населения Московской области;
охрана здоровья граждан;
трудовые отношения и занятость.
В 2023 году Комитет:
принимал участие в разработке нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, труда и занятости;
осуществлял мониторинг реализации государственных программ Московской области «Здравоохранение Подмосковья» и «Социальная защита населения Московской области»;
осуществлял подготовку замечаний, предложений и поправок по проектам федеральных законов, проектам нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья, трудовых отношений и социальной защиты населения Московской области;
участвовал в работе коллегиальных органов исполнительной власти Московской области, в мероприятиях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности). Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
Квартальные планы работы Московской областной Думы по законопроектной деятельности по вопросам социальной политики, охраны здоровья, труда за 2023 год Комитетом выполнены.
В 2023 году на рассмотрении в Комитете находилось 48 проектов законов Московской области, из них 12 проектов законов Московской области было разработано Комитетом.
Московской областной Думой принято 43 закона Московской области, над 5 проектами законов Московской области работа продолжается.
| 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Количество законопроектов, поступивших на рассмотрение в Комитет | 34 | 41 | 35 | 45 | 48 |
Разработано Комитетом | 8 | 11 | 12 | 13 | 12 |
Принято законов Московской области | 32 | 39 | 33 | 43 | 43 |
Наиболее значимые законы Московской области, в том числе в сфере социальной защиты населения, подготовленные Комитетом к рассмотрению и принятые Московской областной Думой, были направлены на совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе лиц пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми.
Так, Законом Московской области N 10/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» предоставлено бесплатное зубопротезирование инвалидам, проживающим в организациях социального обслуживания Московской области, не имеющим показаний к лечению под общей анестезией и противопоказаний к лечению в амбулаторно-поликлинических условиях. Более 1350 лиц смогут воспользоваться таким правом. Также вышеуказанным Законом установлена ежемесячная денежная выплата в размере 27 902 рублей лицам, осуществляющим уход за инвалидами. Ежегодно этой мерой поддержки пользуется более 2,5 тысяч человек.
Законом Московской области N 130/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» увеличена ежемесячная денежная компенсация неработающим одиноко проживающим пенсионерам, достигшим возраста 65 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области не менее 10 лет, для доведения их дохода до 18 000 рублей в месяц. Также указанным Законом установлена дополнительная мера социальной поддержки неработающим гражданам, достигшим возраста 65 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области не менее 10 лет, и проживающим в семье, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде ежемесячной денежной компенсации в размере, который обеспечивает увеличение их дохода до 18 000 рублей в месяц.
В целях социальной защиты отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, в условиях поэтапного увеличения общеустановленного возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости (60 лет для женщин, 65 лет для мужчин), Законом Московской области N 265/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» установлено, что меры социальной поддержки, назначенные до 31 декабря 2023 года лицам, достигшим предпенсионного возраста, будут предоставляться им до назначения страховой (трудовой) пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Московской области N 264/2023-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду» продлено до 31 декабря 2026 года право бесплатного проезда отдельным категориям граждан (за исключением лиц, достигших предпенсионного возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Право на меры поддержки по бесплатному проезду для лиц, достигших предпенсионного возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, продлено до 31 декабря 2024 года. Правом на бесплатный проезд смогут воспользоваться порядка 1,3 млн. граждан.
Большое внимание в законотворческой деятельности Комитетом уделялось вопросам совершенствования мер поддержки участников специальной военной операции (далее – СВО) и членов их семей.
Так, Законом Московской области N 13/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» установлена возможность оказания реабилитационных услуг в Центре социально-медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий «Ясенки» гражданам, получившим ранение (контузию, травму, увечье), заболевание в ходе СВО на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также гражданам, имеющим I и II группу инвалидности, передвигающимся в креслах-колясках.
Кроме того, указанным Законом:
предусмотрено оказание содействия в получении психологической помощи военнослужащим, а также лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы;
упрощена процедура получения услуг в стационарной форме социального обслуживания лицами без определенного места жительства с полной или частичной утратой способности обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания, травмы или наличия инвалидности вне зависимости от их проживания на территории Московской области на срок не более 6 месяцев.
Законом Московской области N 51/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей отдельных категорий лиц, направленных (командированных) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики» единовременная денежная выплата в размере 3 000 000 рублей, установленная членам семей лиц, командированных на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики для выполнения работ по обеспечению жизнедеятельности населения и восстановлению объектов инфраструктуры и погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей, предусмотрена также для членов семей погибших (умерших) лиц, командированных на территории Запорожской области и Херсонской области.
В 2023 году Комитетом совместно с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области разработаны и Московской областной Думой приняты законы, направленные на совершенствование мер поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Московской области N 27/2023-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области», разработанным Комитетом, многодетные семьи, приемные семьи, опекуны, попечители, имеющие трех и более детей, в том числе родных, в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет, получили право на бесплатное размещение транспортного средства на платных парковках, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Законом Московской области N 76/2023-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере опеки и попечительства» лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по программам основного общего, среднего общего образования предоставлена форма социальной поддержки в виде постинтернатного патроната.
Московская область одним из первых регионов Российской Федерации с 2022 года установила возможность предоставления жилищного сертификата для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в целях обеспечения их жилыми помещениями. Поскольку практика обеспечения жилыми помещениями с помощью жилищного сертификата положительно зарекомендовала себя, в течение 2023 года дважды продлевался срок его предоставления посредством внесения изменений в Закон Московской области N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Законом Московской области N 192/2023-ОЗ «Об организации предоставления государственного жилищного сертификата Московской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 22 лет включительно», разработанным прокурором Московской области, установлен порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 22 лет включительно, государственного жилищного сертификата Московской области на однократное получение за счет средств бюджета Московской области меры поддержки в виде единовременной социальной выплаты для приобретения на территории Московской области благоустроенного жилого помещения в собственность. В 2023 году в Подмосковье более 320 человек из вышеназванной категории воспользовались жилищным сертификатом.
Законом Московской области N 142/2023-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере социальной защиты населения» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлено право бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) и на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности), а также в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы, на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги по социальной карте жителя Московской области.
Социальная карта жителя Московской области упростит возможность совершать поездки в Подмосковье и Москве, а именно исключит необходимость предоставления в органы опеки и попечительства билетов в целях возмещения расходов по фактической стоимости проезда.
Законом Московской области N 103/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» установлена ежемесячная денежная выплата на осуществление ухода за детьми-инвалидами в размере 18 000 рублей. Указанная мера социальной поддержки установлена одному из родителей (опекуну (попечителю), приемному родителю) ребенка-инвалида, имеющего 3 степень ограничения способности к самообслуживанию, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим двукратную величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения.
Законом Московской области N 102/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» с 1 августа 2023 года установлена ежегодная денежная выплата многодетным семьям. Право на указанную ежегодную денежную выплату имеет один из родителей (законных представителей) детей, обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области или муниципальных образовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, из многодетных семей, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения. Размер ежегодной денежной выплаты составил 7 000 рублей.
В целях сокращения нахождения многодетных семей в очереди на получение бесплатных земельных участков в Московской области и соблюдения адресности оказания меры поддержки нуждающимся в ней гражданам Московской областной Думой принят Закон Московской области N 249/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Указанным Законом уточнены критерии постановки на учет для предоставления земельного участка многодетным семьям. В соответствии с Законом на учет для бесплатного предоставления земельных участков будут поставлены многодетные семьи, стоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также имеющие место жительства на территории Московской области не менее 10 лет.
Кроме того, введена альтернативная мера социальной поддержки взамен предоставления земельного участка многодетным семьям – однократная единовременная денежная выплата в размере 300 000 рублей на покупку земельного участка или улучшение жилищных условий. Многодетные семьи, состоящие на учете до 1 января 2024 года, смогут полностью реализовать свое право на получение земельных участков, при этом многодетные семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий (их более 1200) смогут получить единовременную денежную выплату взамен предоставления бесплатного земельного участка.
По инициативе Комитета Московской областной Думой принят Закон Московской области N 234/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении дополнительной меры поддержки отдельных категорий граждан по осуществлению газификации индивидуальных жилых домов в Московской области», в соответствии с которым сохранено право на дополнительную меру поддержки по осуществлению газификации индивидуальных жилых домов в Московской области для семей, являющихся получателями пособия на ребенка до 8 лет (включительно), назначенного до 31 декабря 2022 года.
В целях улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи населению Московской области по инициативе Комитета принят Закон Московской области N 87/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об определении муниципальных образований Московской области и установлении перечня специальностей для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование гражданам, которые работают по основному месту работы в государственных учреждениях здравоохранения Московской области, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства», в соответствии с которым расширен перечень специальностей по профессии «врач» для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование врачам-гериатрам, которые работают по основному месту работы в государственных учреждениях здравоохранения Московской области по специальности «гериатрия» в тех муниципальных образованиях, которые установлены статьей 1 Закона Московской области N 144/2021-ОЗ «Об определении муниципальных образований Московской области и установлении перечня специальностей для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование гражданам, которые работают по основному месту работы в государственных учреждениях здравоохранения Московской области, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Законом Московской области N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» и другими нормативными правовыми актами в течение 2023 года в Московской областной Думе рассматривались законы Московской области, регламентирующие формирование и исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
Так, Законом Московской области N 114/2023-ОЗ «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного страхования Московской области за 2022 год» утверждены основные характеристики исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2022 год.
Законом Московской области N 54/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и Законом Московской области N 272/2023-ОЗ с аналогичным наименованием вносились изменения в основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2023 год.
Также в 2023 году приняты региональные законы, направленные на приведение законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Раздел 4. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
В 2023 году Комитетом проведено 45 заседаний, на которых рассмотрено 449 вопросов.
21.02.2023 состоялся выездной семинар-совещание в ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского» с волонтерами на тему «Основы ухода за пострадавшими (ранеными)».
10.03.2023 состоялось выездное заседание Комитета в городском округе Кашира на тему «Совершенствование системы детского здравоохранения и создание его современной инфраструктуры на территории Московской области».
17.03.2023 состоялось выездное заседание Комитета в ГБУ СО МО «Центр социально-медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий «Ясенки» на тему «О системе реабилитации участников специальной военной операции, а также инвалидов в Московской области. Об оказании социальных услуг отдельным категориям граждан в стационарной форме».
28.03.2023 состоялось выездное заседание Комитета в Можайском городском округе на тему «Совершенствование механизма лекарственного обеспечения граждан на территории Московской области. Доступность лекарств в новых условиях».
13.04.2023 состоялось выездное заседание Комитета в городском округе Солнечногорск на тему «Развитие гериатрической службы в Московской области».
18.04.2023 состоялось выездное заседание Комитета в городском округе Подольск на тему «Реорганизация специализированных домов ребенка в Московской области. Маршрутизация детей с особенностями развития, методическая помощь их родителям. Развитие системы оказания специализированной медицинской помощи и комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с особенностями развития».
15.06.2023 состоялось выездное заседание Комитета в городском округе Кашира на тему «Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
05.07.2023 состоялось выездное заседание Комитета в городском округе Коломна на тему «О ходе летней оздоровительной кампании 2023 года».
04.09.2023 состоялось выездное заседание Комитета в городском округе Ступино на тему «Летний сезон «Активного долголетия» в Московской области».
В 2023 году Комитетом подготовлены и проведены круглые столы, на которых рассматривались актуальные вопросы, требующие комплексного подхода и межведомственного взаимодействия:
«Реализация федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части защиты жизни и здоровья несовершеннолетних от никотинсодержащей продукции и последствий ее потребления)»;
«Реализация демографической политики в Московской области: итоги, достижения, задачи»;
«Актуальные вопросы организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями 2023–2025»;
«О состоянии и мерах по реализации прав инвалидов. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Содействие в трудоустройстве. Взаимодействие с некоммерческими общественными организациями инвалидов».
Проведены расширенные заседания Комитета на темы:
«О мерах поддержки инвалидов, в том числе участников СВО, обеспечение их техническими средствами реабилитации. Социальная и медицинская реабилитация»;
«О развитии в Московской области семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совершенствование деятельности сети служб сопровождения замещающих семей, школ приемных родителей. О мерах по профилактике социального сиротства»;
«О мерах поддержки ветеранов и инвалидов боевых действий, членов их семей»;
«Кадровое обеспечение системы здравоохранения Московской области»;
«О реализации требований федерального законодательства, направленных на предотвращение незаконной продажи никотинсодержащей продукции»;
«Развитие системы оказания онкологической помощи населению Московской области».
В отчетном периоде Комитет продолжил работу по участию в формировании федерального законодательства. Так, по профилю Комитета рассмотрено 194 проекта федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Также Комитет активно принимал участие в правотворчестве совместно с другими законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отчетном периоде Комитетом рассмотрены 34 законодательные инициативы, в том числе и обращения других субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности Комитета.
| 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Проведено заседаний Комитета – всего, из них: | 46 | 45 | 44 | 48 | 45 |
выездные заседания | 14 | 2 | 9 | 11 | 8 |
Количество вопросов, рассмотренных на заседаниях Комитета | 481 | 389 | 398 | 426 | 449 |
Количество рассмотренных проектов федеральных законов по профилю Комитета | 165 | 167 | 159 | 202 | 194 |
Количество рассмотренных законодательных инициатив и обращений других субъектов Российской Федерации | 27 | 42 | 58 | 52 | 34 |
В рамках «Часа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» на заседании Московской областной Думы по предложению Комитета выступил руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, главный государственный санитарный врач по Московской области Микаилова О.М. с информационным сообщением на тему «Об информации о деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области».
Раздел 5. Работа с обращениями граждан
В 2023 году в Комитете осуществлялась работа по рассмотрению обращений граждан.
В ходе работы с обращениями граждан особое внимание уделяется созданию условий, необходимых для эффективного и всестороннего рассмотрения обращений, обеспечению своевременности и полноты решения поставленных в них вопросов.
В структуре письменных обращений наибольшее количество составляют обращения, в которых граждане просят дать разъяснения или оказать им помощь по отдельным вопросам, связанным с социальной и медицинской направленностью.
| 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Подготовлено ответов на обращения граждан | 198 | 215 | 2 365 | 378 | 225 |
В 2023 году Комитет рассмотрел 225 обращений граждан, из них:
131 | в сфере социальной защиты населения |
49 | в сфере здравоохранения |
12 | в сфере труда и занятости |
33 | по иным вопросам |
Наиболее актуальные обращения связаны с вопросами предоставления мер социальной поддержки, оказания медицинской помощи в медицинских организациях Московской области, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, пенсионного обеспечения, обеспечения лекарственными препаратами федеральных и региональных льготных категорий граждан.
Все обращения граждан рассмотрены, оказана соответствующая помощь по защите прав заявителей.
Раздел 6. Основные задачи Комитета на 2024 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета и Московской областной Думы
В 2024 году Комитет планирует продолжить работу по совершенствованию законодательства Московской области в сфере социальной политики и здравоохранения, труда и занятости населения.
Запланированы выездные и расширенные заседания Комитета по рассмотрению вопросов, связанных с социальной поддержкой участников специальной военной операции и членов их семей, развитием в Московской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, государственной поддержкой семей с детьми, оказанием доступной и качественной медицинской помощи населению Московской области.
Комитетом планируется проведение мониторинга правоприменения Закона Московской области N 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области».
В 2024 году планируется проведение традиционного ежегодного регионального форума на тему «Активное долголетие в Подмосковье», направленного на улучшение социально-экономического положения и качества жизни граждан старшего поколения, развитие гериатрической службы, совершенствование законодательства по социальной поддержке лиц старшего возраста, развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения, в том числе «серебряного волонтерства».