Постановление Думы Московской области от 25.01.2024 N 22/73-П "Об отчете о деятельности Комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии за 2023 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2024 г. N 22/73-П
Об отчете о деятельности Комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии за 2023 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии за 2023 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума
постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии за 2023 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 25 января 2024 г. N 22/73-П
Отчет
о деятельности Комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии за 2023 год
Раздел 1. Состав Комитета
Комитет по имущественным отношениям, природопользованию и экологии (далее - Комитет) образован в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 30.09.2021 N 5/1-П «О структуре Московской областной Думы» и осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 28.10.2021 N 70/5-П «О Положении о Комитете по имущественным отношениям, природопользованию и экологии».
В состав Комитета входят 6 депутатов Московской областной Думы:
Шапкин В.Н. - председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Орлов А.В. - первый заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Волнушкин А.Н. - заместитель председателя Комитета, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ»;
Маликов С.А. - член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Ждан М.А. - член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Никитас Т.Е. - член Комитета, член фракции «КПРФ».
Деятельность Комитета обеспечивает аппарат Комитета, состоящий из руководителя аппарата Комитета, шести консультантов и ведущего референта.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
Основные вопросы, находящиеся в ведении Комитета, установлены в постановлении Московской областной Думы от 28.10.2021 N 70/5-П «О Положении о Комитете по имущественным отношениям, природопользованию и экологии»:
формирование, управление и распоряжение собственностью Московской области;
регулирование земельных отношений, в том числе регулирование отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения;
регулирование лесных отношений;
регулирование отношений в области охраны окружающей среды;
регулирование отношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
регулирование отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
регулирование водного законодательства;
регулирование законодательства о недрах;
регулирование отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения;
регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления;
организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности)
Количество проектов законов Московской области, за принятие которых комитет был ответственным в 2022 и 2023 годах (по субъектам права законодательной инициативы)
N п/п | Субъект права законодательной инициативы | Количество законопроектов | |||
2022 год | 2023 год | ||||
всего внесено | внесено по плану | внесено вне плана | всего внесено | ||
1 | Комитет | 12 | 4 | 5 | 9 |
2 | Губернатор Московской области | 27 | 6 | 24 | 30 |
3 | Другие | 0 | 0 | 2 | 2 |
| Всего | 39 | 10 | 31 | 41 |
Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2022 и 2023 годах (по субъектам права законодательной инициативы)
Результаты рассмотрения проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2022 и 2023 годах
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
За отчетный период Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой 36 законов Московской области (9 законов Московской области по инициативе Комитета), из которых 9 законов Московской области в сфере земельных отношений, 11 законов Московской области в сфере управления и распоряжения собственностью, 13 законов Московской области в сфере природопользования, экологической безопасности и охраны окружающей среды, 3 закона Московской области в сфере лесных отношений.
Работу над тремя проектами законов Московской области Комитет продолжит в 2024 году, два проекта закона Московской области отозвано.
К наиболее значимым законам Московской области относятся:
1. В сфере земельных отношений приняты следующие законы Московской области:
Закон Московской области N 74/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» приводит понятие «многодетная семья» в соответствие с терминологией Закона Московской области N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», предоставив право многодетным семьям, имеющим детей в возрасте до 23 лет, на получение земельного участка, в соответствии с Законом Московской области N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», при условии обучения их по очной форме в образовательных организациях всех типов.
Закон Московской области N 111/2023-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» включил в перечень случаев, на которые не распространяется норма минимальных размеров для новых земельных участков сельскохозяйственного назначения (менее 2 га), случай образования новых земельных участков для последующего предоставления под производство продукции для импортозамещения.
Закон Московской области N 164/2023-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2024 год».
Базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области в 2024 году, увеличен на 4,0 процента к уровню 2023 года (на уровень инфляции).
Закон Московской области N 237/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» установил, что арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные сельскохозяйственным организациям, под которыми понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, признанные таковыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, определяется в размере трех десятых процента от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Также вышеуказанным Законом Московской области установлено, что корректирующий коэффициент - Пкд и коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования - Км, которые являются составной частью формулы расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года и не могут носить индивидуальный характер.
Закон Московской области N 249/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в соответствии с которым:
изменены условия для постановки многодетных семей на учет для бесплатного предоставления земельных участков в Московской области и для снятия с учета;
многодетным семьям, снятым с учета по некоторым основаниям, предоставлена возможность на подачу повторного заявления;
в качестве альтернативной меры социальной поддержки взамен земельного участка многодетным семьям предоставлена возможность получения однократной единовременной денежной выплаты в размере 300000 рублей.
2. В сфере формирования, управления и распоряжения собственностью Московской области приняты следующие законы Московской области:
Закон Московской области N 101/2023-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской «О собственности Московской области», который наделил Правительство Московской области полномочиями по принятию решений о безвозмездной передаче областной собственности автономным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса и разработке соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок принятия таких решений.
Закон Московской области N 105/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О собственности Московской области» закрепил полномочие Московской областной Думы по принятию законов по установлению порядка управления и распоряжения акциями (долями участия, паями) Московской области в уставных (складочных) капиталах организаций и порядка создания, деятельности и ликвидации организаций, находящихся в собственности Московской области.
Закон Московской области N 124/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О собственности Московской области» наделил уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью полномочием по принятию решений о направлении предложений по передаче недвижимого имущества, находящегося областной собственности, в муниципальную собственность и о приеме недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность Московской области.
Закон Московской области N 180/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» определил особенности передачи объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности Московской области, в аренду организации, обладающей правами владения и (или) пользования такими объектами, и установил размер арендной платы за пользование объектами электросетевого хозяйства Московской области, находящимися в областной собственности, предоставляемыми в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в размере 1 рубль в год для вновь заключаемых договоров аренды за один метр протяженности линии электропередачи или за одну единицу сооружения/здания или оборудования, предназначенных для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии.
Внесенные изменения предоставляют возможность передачи электросетевого имущества всем территориальным сетевым организациям и направлены на обеспечение надежного и качественного энергоснабжения жителей Московской области.
Закон Московской области N 206/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области» направлен на повышение эффективности учета и управления имуществом, находящимся в собственности Московской области.
3. В сфере природопользования, экологической безопасности и охраны окружающей среды приняты следующие законы Московской области:
Закон Московской области N 109/2023-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» направлен на недопущение роста тарифов для населения путем предоставления, в условиях введенных политических и экономических санкций иностранными государствами, финансовой поддержки организациям, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области.
Закон Московской области N 174/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» признал утратившими силу положения, регулирующие вопросы ведения и организации кадастра отходов Московской области.
Закон Московской области N 183/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об особо охраняемых природных территориях» наделил:
Правительство Московской области полномочием по определению центрального исполнительного органа Московской области в сфере охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий областного значения (далее - уполномоченный орган);
уполномоченный орган полномочиями по организации туризма на особо охраняемых природных территориях областного значения, а также по утверждению порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий областного значения при осуществлении туризма;
органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области полномочиями по организации туризма на особо охраняемых природных территориях местного значения, а также по утверждению порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий местного значения при осуществлении туризма.
Закон Московской области N 198/2023-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О порядке предоставления права пользования участками недр местного значения» установил право пользования недрами местного значения без проведения аукциона для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании концессионных соглашений.
4. В сфере лесных отношений принят Закон Московской области N 155/2023-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области», который наделил Правительство Московской области полномочием по установлению значений целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса.
За отчетный период Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой четыре постановления Московской областной Думы.
Комитетом организована работа по проведению в Московской областной Думе трех информационных выступлений в рамках «Часа Правительства Московской области» на темы:
«О прохождении в 2023 году пожароопасного сезона на территории Московской области»;
«О результатах работы по формированию комплексов по переработке твердых коммунальных отходов, а также о проведении экологических уроков в школах на территории Московской области»;
«Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде».
Также Комитетом организована работа по проведению в Московской областной Думе в рамках «Часа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» информационного выступления на тему «Об информации о деятельности Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу».
Раздел 5. Подготовка проектов законодательных инициатив Московской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение проектов федеральных законов и итоги их рассмотрения в комитете и на заседаниях Московской областной Думы, результаты рассмотрения обращений и законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации по профилю деятельности комитета
Комитетом рассмотрено 105 проектов федеральных законов по профилю деятельности Комитета и 25 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, направленных на изменение федерального законодательства в сфере лесных и земельных правоотношений, а также в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
При подготовке проектов постановлений Московской областной Думы по результатам рассмотрения проектов федеральных законов Комитет руководствовался принципами преемственности законодательства, повышения эффективности использования и охраны природных, земельных ресурсов, обеспечения экологической безопасности населения и социальной направленности защиты окружающей среды, уменьшения количества оценочных понятий и отсылочных норм.
Раздел 6. Работа с обращениями граждан и организаций
Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2023 году в сравнении с 2022 годом, по отраслям правового регулирования
N п/п | Тематика обращений | Показатель | |
2022 год | 2023 год | ||
1 | Государственный земельный надзор, защита прав на землю и рассмотрение земельных споров, земельный налог | 3 | 5 |
2 | Собственники садовых и огородных земельных участков в садоводческих или огороднических некоммерческих товариществах | 22 | 18 |
3 | Предоставление льгот отдельным категориям граждан, установленных законодательством Московской области (в том числе предоставление земельных участков многодетным семьям и др.) | 57 | 51 |
4 | Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним | 2 | 5 |
5 | Государственная кадастровая оценка. Кадастровая стоимость объектов недвижимости | 1 | 1 |
6 | Деятельность представительных органов местного самоуправления, их должностных лиц | 2 | 3 |
7 | Экологическая безопасность | 6 | 11 |
8 | Геология и использование природных ресурсов | 8 | 35 |
9 | Загрязнение окружающей среды: сбросы, выбросы, отходы | 17 | 25 |
10 | Лесное хозяйство и экология | 31 | 15 |
11 | Мониторинг состояния окружающей среды | 8 | 5 |
12 | Особо охраняемые природные территории | 2 | 1 |
13 | Переработка вторичного сырья и бытовых отходов. Полигоны бытовых отходов, услуги по вывозу ТКО | 34 | 21 |
14 | Промышленное производство и окружающая среда | 4 | 2 |
15 | Совершенствование природоохранного законодательства | 4 | 2 |
16 | Строительство и экология | 2 | 1 |
17 | Транспортировка, переработка и хранение токсичных отходов | 1 | 0 |
18 | Экологический контроль (надзор) | 0 | 7 |
| Всего | 204 | 208 |
Результаты рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет в 2023 году в сравнении с 2022 годом
N п/п | Показатель | Количество обращений | |
2022 год | 2023 год | ||
1 | Поступило | 204 | 208 |
2 | Дан ответ по существу | 139 | 102 |
3 | Направлено в другие организации | 65 | 106 |
Комитетом рассмотрено 208 обращений граждан, предприятий и общественных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам нарушения лесного законодательства и земельного законодательства, бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, переработки вторичного сырья и бытовых отходов, эксплуатации полигонов, вывоза ТКО и другим вопросам.
По многочисленным обращениям граждан по вопросу устранения негативного воздействия КПО «Юг» (ООО МПК «Коломенский») Комитетом создана рабочая группа, которая проводила выездные заседания в Г.о. Коломна.
По результатам выездных заседаний выявлены нарушения в работе КПО «Юг», намечена дорожная карта по их устранению, ведется мониторинг исполнения дорожной карты.
Председателем Комитета проведено семь личных приемов граждан в Приемной Московской областной Думы.
Раздел 7. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
Количество мероприятий, проведенных Комитетом в 2023 году
N п/п | Мероприятия | 2023 год | 2022 год | |
по плану | проведено всего | проведено всего | ||
1 | Круглые столы | 3 | 3 | 2 |
2 | Выездные и расширенные заседания Комитета | 18 | 18 | 36 |
3 | Выездные семинары-совещания |
| 3 | 1 |
4 | «Час Правительства Московской области» | 3 | 3 | 2 |
5 | «Час территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» | 1 | 1 | 1 |
6 | Иные мероприятия (выставки, конкурсы, акции, парламентские уроки, субботники, велофлешмоб, акции, экоуроки, посадка леса и т.д.) |
| 24 | 2 |
7 | Заседания рабочих групп | 11 | 11 | 6 |
| Всего | 36 | 63 | 50 |
За отчетный период Комитетом проведено 63 мероприятия различного формата, в том числе Комитет принял активное участие в организации 22 экологических акций, проводимых на территории Московской области («Чистый лес», «Лес Победы», «Наш лес. Посади свое дерево»).
К наиболее значимым плановым мероприятиям относятся:
1. Расширенное заседание Комитета на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по предоставлению компенсационной выплаты семьям, имеющим трех и более детей, взамен выделения земельного участка в собственность бесплатно».
Участники расширенного заседания Комитета рассмотрели и обсудили опыт субъектов Российской Федерации по предоставлению компенсационной выплаты семьям, имеющим трех и более детей, взамен выделения земельного участка в собственность бесплатно и расходы муниципальных образований, связанных с реализацией Закона Московской области N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
В субъектах Российской Федерации сложились различные практики выплат многодетным семьям денежной компенсации взамен предоставления земельного участка (далее - выплата).
Итогом проведенного расширенного заседания стало создание рабочей группы для решения вопроса введения в Московской области для многодетных семей выплаты взамен предоставления земельного участка, в состав которой вошли депутаты Московской областной Думы, представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, прокуратуры Московской области.
По результатам работы рабочей группы Комитетом совместно с Комитетом по социальной политике и здравоохранению разработан и Московской областной Думой принят Закон Московской области N 249/2023-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
2. Расширенное заседание Комитета на тему «Итоги реализации государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы в 2022 году и планы на 2023 год».
В рамках расширенного заседания Комитета подведены итоги исполнения мероприятий, предусмотренных государственной программой Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы» в 2022 году, в том числе:
1) в целях актуализации Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области принято постановление Правительства Московской области от 11.08.2023 N 633-ПП «О внесении изменений в Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области». По состоянию на 31.12.2022 общая площадь особо охраняемых природных территорий Московской области составляет 268,2 тыс. га;
2) проведены работы по разработке материалов комплексного экологического обследования для реорганизации государственного природного заказника областного значения «АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д. Новинки», расположенного в городских округах Московской области Истра и Красногорск;
3) выполнены работы по капитальному ремонту следующих гидротехнических сооружений: плотины на реке Вяз в городе Высоковск (г.о. Клин); плотины на реке Любосеевка (г.о. Щелково); плотины на реке Большая Вяземка (Одинцовский г.о.); плотины на реке Осетр (г.о. Зарайск).
Размер возможного предотвращенного ущерба составил более 151 млн. рублей.
4) установлены границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и определено местоположение береговых линий (границ водных объектов) для 202 водных объектов Московской области общей протяженностью более 3 тыс. км;
5) разработана проектно-сметная документация на расчистку рек Скалба (Г.о. Пушкинский), Македонка (г.о. Люберцы);
6) завершены работы по экологической реабилитации рек: Петрица (Г.о. Подольск), Клязьма (г.о. Мытищи, Г.о. Пушкинский, г.о. Королев), Воймега (Г.о. Шатура). Начаты работы на реках Альба (г.о. Лобня, г.о. Солнечногорск, Дмитровский г.о.) и Нахабинка (г.о. Красногорск);
7) разработана проектная документация на рекультивацию полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО): «Малая Дубна» (Орехово - Зуевский г.о.) и «Сабурово» (г.о. Щелково);
8) завершена рекультивация полигонов ТКО: «Часцы» (Одинцовский г.о.); «Съяново» (Г.о. Серпухов); «Каурцево» (Наро-Фоминский г.о.); «Парфеново» (Сергиево-Посадский г.о.);
Продолжается рекультивация полигона ТКО «Ядрово» (Волоколамский г.о.) со сроком завершения работ в 2023 году и полигонов ТКО «Воловичи» (Г.о. Коломна), «Егорьевский» (г.о. Егорьевск) со сроком завершения работ в 2024 году.
Начаты работы по рекультивации полигонов ТКО «Поварово» (г.о. Солнечногорск), «Талдомский» (Талдомский г.о.), «Заволенье» (Орехово-Зуевский г.о.) со сроком завершения работ в 2023 году и полигонов ТКО «Сафоново» (Раменский г.о.), «Лесная» (Г.о. Серпухов), «Непейно» (Дмитровский г.о.) и «Шатурский» (Г.о. Шатура) со сроком завершения работ в 2024 году;
9) введены в эксплуатацию 14 постов наблюдения на полигоне ТКО «Воловичи» и комплексах по переработке отходов «Север», «Храброво», «Дон», «Юг», «Алексинский карьер». Всего в эксплуатации находятся 43 поста наблюдения в зоне влияния 16 объектов по обращению с ТКО и комплексов по переработке отходов.
О состоянии атмосферного воздуха в своих городских округах жители могут сообщать на Геопортале Московской области по адресу https://rgis.mosreg.ru/v3/#/?tab=ecoMoNitoriNg;
10) внедрена цивилизованная система обращения со строительными отходами, согласно которой их большая часть перерабатывается во вторичное сырье. Перемещение строительных отходов по территории Московской области возможно при наличии электронного талона, на транспортных средствах, подключенных к региональной навигационно-информационной системе Московской области.
С 1 января 2022 года отходопроизводителями оформлено 1757 разрешений на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов. Выдача разрешений является государственной услугой и оказывается в электронном виде на региональном портале госуслуг (РПГУ).
Создан портал для жителей (stroyothody.mosreg.ru), где каждый заинтересованный может найти перевозчика или оставить заявку на вывоз строительных отходов (заявки обрабатываются в течение суток).
Запущено мобильное приложение (агрегатор) по вывозу строительных отходов VUOSSIG (https:vuossig.ru);
11) в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области Министерством экологии и природопользования Московской области в 2022 году в комплексный показатель N 16 «Защита окружающей среды» рейтинга оценки эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области включены следующие показатели: «Модернизация предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»; «Несанкционированные свалки»; «Обращение с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе и грунтов»; «Несанкционированные водовыпуски»; «Расчистка водных объектов».
В результате достигнуты следующие показатели:
утверждено 258 дорожных карт по модернизации предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
закончили модернизацию 218 предприятий.
В результате количество жалоб жителей на сбросы и выбросы загрязняющих веществ снизилось на 31 процент.
В рамках исполнения решения расширенного заседания Комитета Министерство экологии и природопользования Московской области разработало проект закона Московской области, регулирующий вопросы участия Московской области в осуществлении государственного экологического мониторинга, который проходит процедуру согласования.
3. Расширенное заседания Комитета на тему «Итоги реализации мероприятий подпрограммы «Развитие лесного хозяйства в Московской области» государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы. Результаты прохождения пожароопасного сезона в 2023 году».
В ходе мероприятия отмечено следующее:
В рамках санитарно-оздоровительных мероприятий в 2023 году уничтожено (подавлено) очагов непарного шелкопряда на площади 10220 га, очищено лесных участков от захламления (санитарные рубки, удаление неликвидной древесины), в том числе в границах лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, на площади 2877 га, по обращениям граждан срублено 659 ед. аварийных деревьев. В результате проведения санитарно-оздоровительных мероприятий доля поврежденных и погибших лесных насаждений от общей площади, покрытой лесной растительностью, сократилась до 2,3 процента (в 2022 году - 3,6 процента), что соответствует показателю удовлетворительного состояния лесов в пределах естественного отпада (не более 5 процентов).
В соответствии с Законом Московской области N 245/2021-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также по транспортированию, обработке и утилизации таких отходов» на 2023 год бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области выделено 171862000 рублей на ликвидацию 53,8 тыс. куб. м отходов, из них 5 процентов резерв - 8593100 рублей на ликвидацию 2735,74 куб. м отходов. В соответствии с распределением субвенций на обеспечение переданных государственных полномочий на 2023 год денежные средства предоставлены 44 муниципальным образованиям Московской области.
В рамках исполнения полномочий по уборке отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, в 2023 году ликвидировано 126,3 тыс. куб. м отходов, убрано 1172 навала отходов с территорий лесных участков.
В 2023 году проведено лесовосстановление на площади 3720,09 га (100,5 процентов от плана), в том числе искусственное лесовосстановление на площади 1042,27 га, из них 52,5 га в рамках ежегодных акций «Лес Победы», «Наш лес. Посади свое дерево».
Основной показатель федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология»: «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» в 2023 году выполнен на 257,9 процента (план 68,8 процента).
С начала пожароопасного сезона 2023 года на землях лесного фонда, расположенного на территории Московской области, ликвидирован 181 лесной пожар на общей площади 144,89 га.
Все пожары в 2023 году своевременно обнаружены и ликвидированы в первые сутки. Крупных лесных пожаров на территории лесного фонда, расположенного на территории Московской области, не допущено. Объекты экономики и населенные пункты не пострадали, режим чрезвычайных ситуаций не вводился.
Как показывает статистика, основная причина лесных пожаров (до 98 процентов) возникает по вине населения.
В связи с этим, в рамках подготовки к пожароопасному сезону 2024 года Комитетом лесного хозяйства Московской области планируется внести изменения в нормативы противопожарного обустройства лесов в части увеличения мероприятий, ограничивающих посещение лесов гражданами, а также провести работу по созданию обустроенных комплексов мест отдыха для граждан на территории лесных участков силами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
С 1 января 2023 года вступил в силу Закон Московской области N 229/2022-ОЗ «О предоставлении дополнительной меры поддержки работникам государственных учреждений Московской области, осуществляющим тушение лесных пожаров в Московской области».
К работникам государственных учреждений Московской области, осуществляющим тушение лесных пожаров в Московской области, отнесены: лесные пожарные, в том числе бригадиры лесопожарных групп (бригад), водители пожарных автоцистерн, трактористы (машинисты) лесного трактора, иные работники государственных учреждений Московской области, при наличии у них действующих документов (свидетельств), подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом «лесной пожарный», и в трудовые обязанности которых входит выполнение работ по тушению лесных пожаров.
Численность работников, подлежащих личному страхованию за счет средств бюджета Московской области, составляет 510 человек. В 2023 году договор личного страхования заключен с 493 работниками, имел место один страховой случай.
4. В рамках празднования 30-летия Московской областной Думы Комитетом был проведен Экологический фестиваль «Образование, экология, практика» (далее - Фестиваль).
Цель Фестиваля:
консолидация усилий органов государственной власти и населения для эффективной реализации государственной природоохранной политики Российской Федерации путем формирования проектных инициатив, привлечение населения Московской области к активному решению экологических проблем, как важнейшему компоненту национальной безопасности, благополучию и здоровью жителей;
объединение усилий населения Московской области по сохранению природного наследия, внедрению системы раздельного сбора отходов в регионе;
развитие и внедрение в Московской области комплексного подхода к системе экологического просвещения, воспитания, образования, как основы формирования экологической культуры.
В Фестивале приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Московской областной Думы и депутаты Московской областной Думы, члены Правительства Московской области, представители центральных исполнительных органов Московской области, члены Экспертного совета при Московской областной Думе, представители законодательных органов субъектов Российской Федерации, молодежные делегации из муниципальных образований Московской области, представители школьных лесничеств, а также представители общественных организаций.
В рамках проведения Фестиваля работали пять тематических секций:
1. «Атмосфера, климат, охрана лесов».
На территории Московской области регулярно проводится мониторинг атмосферного воздуха в целях наблюдения за качеством атмосферного воздуха, оценки, прогноза и выявления тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде. Министерство экологии и природопользования Московской области продемонстрировало технику, осуществляющую мониторинг качества атмосферного воздуха.
В рамках работы секции участникам Фестиваля продемонстрирована работа центра по обнаружению пожаров, а также организована выставка техники для борьбы с лесными пожарами, находящаяся в распоряжении Комитета лесного хозяйства Московской области.
Учитывая дефицит специалистов в сфере экологии и природопользования в организациях Московской области, в целях привлечения абитуриентов в учебные заведения Москвы и Московской области по специальности «Экология и природопользование», в рамках Фестиваля представители вузов (Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультет лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства), Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Государственный университет по землеустройству) провели выездной День открытых дверей. Участники Фестиваля познакомились со специальностью «Экология и природопользование», получили полную информацию о данной специальности, ее востребованности, об особенностях поступления в учебные заведения и дальнейшего трудоустройства по специальности.
Государственное унитарное предприятие Московской области «Ивантеевский лесной селекционный опытно-показательный питомник» (далее - питомник) ознакомило участников Фестиваля с ассортиментом растений, которые выращивают в питомнике, а также передало в дар усадьбе «Гребнево» 15 саженцев лип для восстановления парка.
2. «Природа счастья».
В условиях интенсивной механизации и внедрения химико-техногенной системы земледелия резко ухудшилось экологическое состояние природной среды, это особенно сильно отразилось на отрасли овощеводства. Новейшие технологии в овощеводстве позволяют существенно (в несколько раз) увеличить производство овощей за счет внедрения новых сортов, гибридов, капельного орошения, использования удобрений и пестицидов.
Участникам секции было рассказано о том, что такое «экологическое овощеводство», его влияние на здоровье человека и продолжительность жизни.
МИП ООО «Выбирай свое ВНИИССОК» совместно с ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства» провели мастер-класс по посадке отечественных семян различных растений, а также проинформировали о рекомендациях по выращиванию и уходу за рассадой различных овощных культур, об экологически безопасных технологиях возделывания овощных культур, природных регуляторах роста, стимулирующих развитие и созревание овощей, высокопродуктивных сортах и гибридах овощных культур, а также о безопасных способах повышения урожайности овощных и бахчевых культур, безопасных средствах их защиты и способах восстановления и повышения плодородия почв.
Участники секции ознакомились с Всероссийской программой «Деревья - памятники живой природы», которая направлена на сохранение природного наследия российских регионов и содержанием Национального реестра старовозрастных деревьев России.
3. «Разделяй и умножай».
Под лозунгом «Сортируя отходы, сохраняем природу!» прошла выставка предоставленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области и региональным оператором ООО «Хартия» специализированной техники и оборудования по раздельному сбору твердых коммунальных отходов.
В ходе Фестиваля прошел сбор вторсырья, средства от реализации которого переданы на лечение Симонова Даниила (11 лет, г.о. Щелково, диагноз: расстройство аутистического спектра, аутизм), который является подопечным Фонда «География Добра».
4. «Стратег 2.0».
В рамках секции прошла экологическая игра «Стратег 2.0», цель которой расширить и углубить экологические знания, показать актуальность проблемы охраны окружающей среды, выработать навыки применения экологических знаний в нестандартной ситуации.
В ходе игры перед командами ставились задачи по разрешению определенных экологических проблем с обоснованием плана их реализации, выработки собственной стратегии.
5. «Эко-футбол».
Участники Фестиваля ознакомились с экологическими акциями, которые проводятся в ходе спортивных соревнований.
Под девизом «Футбол меняет экологию и экология меняет футбол» на футбольном стадионе «Метеор» (Г.о. Балашиха) состоялся детский турнир по футболу.
В ходе Фестиваля была организована процедура награждения победителей футбольного турнира, фото и автограф сессии с известными футболистами.
На Фестивале были награждены лучшие педагоги образовательных учреждений Московской области, победители театральных постановок, руководители творческих коллективов и экоактивисты Московской области. Показаны лучшие театральные постановки, отобранные по итогам конкурса «ЭКОтеатр Подмосковья».
В рамках исполнения рекомендаций Фестиваля Комитет разработал и внес в Московскую областную Думу проект закона Московской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Московской области» (далее - законопроект), положения которого обсуждались в ходе круглого стола на тему «Развитие экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры в Московской области». Законопроект одобрен на заседании Московской областной Думы 21 декабря 2023 года. Широкое обсуждение законопроекта в рамках общественных слушаний запланировано на I квартал 2024 года.
6. Выездное заседание на тему «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда на территории Московской области».
В ходе выездного заседания депутаты Московской областной Думы посетили Комплекс по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО «Юг» (далее - КПО «Юг») и ознакомились с технологическим процессом по обращению с отходами.
Загрузка КПО «Юг» осуществляется в рамках проектной мощности. Мусоровозы на КПО «Юг» проходят автоматический радиационный контроль и автоматическое взвешивание. Данные поступают в систему автоматического учета и контроля ТКО «АИС-отходы». На линии сортировки отбираются 36 фракций, которые в дальнейшем поступают на переработку. Наиболее ценные из них бумага, пластик, стекло, металлы. В среднем извлекается до 20 процентов сортируемых отходов вторичных материальных ресурсов для повторного использования и около 35 процентов отходов, пригодных для компостирования (обезвреживания) с получением технического грунта, пригодного для послойной пересыпки закрытых полигонов ТКО. Отходы, оставшиеся после сортировки и измельчения, которые не пригодны для дальнейшей переработки, размещаются на специальной карте.
Для снижения социальной напряженности в марте 2023 года начались работы по обустройству системы дегазации, выполаживанию откосов, монтажу системы сбора свалочного газа, монтажу основного технологического оборудования, а также газосборного экрана.
В ходе выездного заседания Администрации Г.о. Коломна, ООО «УК «Региональный оператор» рекомендовано еженедельно информировать жителей (через телеграм-канал) об объеме работ, выполненных в рамках ликвидации запаха от карты размещения «хвостов» и организовать возможность посещения жителями близлежащих населенных пунктов КПО «Юг». По итогам мероприятия Министерству экологии и природопользования Московской области предложено рассмотреть возможность установки дополнительных стационарных постов контроля атмосферного воздуха. В 2023 году установлено 4 дополнительных поста наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния КПО «Юг».
В целях организации проверки исполнения решения Комитета и оценки состояния окружающей среды вблизи КПО «Юг» Комитетом была создана рабочая группа, которая проводила выездные заседания 18.07.2023 и 25.10.2023. Рабочая группа рекомендовала Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области рассмотреть возможность перерасчета завозимого объема ТКО на КПО «Юг», а также ежемесячно предоставлять в Администрацию Г.о. Коломна данные от ГКУ МО «Мособлэкомониторинг» о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния КПО «Юг».
6. Выездное заседание Комитета на тему «О результатах деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области при осуществлении государственных полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда».
На выездном заседании обсудили ход реализации Закона Московской области N 245/2021-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также по транспортированию, обработке и утилизации таких отходов», в том числе положительный опыт г.о. Истра, который Комитет рекомендовал администрациям городских округов Московской области использовать в работе при осуществлении государственных полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда.
На 2024 год Комитет запланировал провести мониторинг правоприменения Закона Московской области N 245/2021-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также по транспортированию, обработке и утилизации таких отходов».
7. Выездное заседание Комитета на тему «О ходе реализации на территории Московской области проекта «Парки в лесу».
В 2023 году проведены работы по благоустройству лесопарков: Павловская Слобода (г.о. Истра), Томилинский лесопарк (г.о. Люберцы), Дубровицкий лес (Г.о. Подольск), Фрязинский лесопарк (г.о. Фрязино), Видновский лесопарк (Ленинский г.о.), лесопарк Гальчино (г.о. Домодедово), лесопарк «Авангард» (г.о. Электросталь).
Запланированы работы по благоустройству следующих лесопарков: Истринский лес (г.о. Истра), лесопарк Шариха (г.о. Клин), лесопарк Опалиха (г.о. Красногорск), лесопарк Волкуша (г.о. Лыткарино), лесопарк Северный (Г.о. Пушкинский), Химкинский лесопарк (г.о. Химки), Губернский лес (г.о. Чехов), Супонево (Одинцовский г.о.), лесопарк «Дубки» (Наро-Фоминский г.о.), лесопарк «Загорское море» (Сергиево-Посадский г.о.).
В ходе выездного заседания участники обсудили разработанный Министерством благоустройства Московской области «Региональный стандарт организации озеленения территории Московской области», который устанавливает особенности видового состава, возраста и содержания высаживаемых деревьев, минимальные расстояния для их посадок и иные требования при планировании озеленения на территории Московской области (далее - Региональный стандарт озеленения). Проект Регионального стандарта озеленения Комитет направил в центральные исполнительные органы Московской области для представления разработчику замечаний и предложений. После утверждения Регионального стандарта озеленения органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области должны внести соответствующие изменения в Правила благоустройства территории муниципальных образований.
8. Расширенное заседание Комитета на тему «Реализация в Московской области программы импортозамещения. Внедрение цифрового сервиса по подбору земельных участков для предоставления бизнесу».
В целях обеспечения импортозамещения для преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, статьей 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочием по определению случаев установления в 2022 и 2023 годах льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и размера такой платы.
В Московской области в целях обеспечения импортозамещения принят Закон Московской области N 28/2022-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», в соответствии с которым арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлена в размере одного рубля.
Порядок определения случаев установления в 2022 и 2023 годах льготной арендной платы утвержден постановлением Правительства Московской области от 22.03.2022 N 270/11 «Об утверждении Порядка определения случаев установления в 2022 и 2023 годах льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков на территории Московской области, государственная собственность на которые не разграничена, в целях обеспечения импортозамещения для преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».
Перечень видов экономической деятельности, для развития которых выделяются земельные участки по льготной арендной плате, установлен Законом Московской области N 32/2022-ОЗ «О перечне видов экономической (предпринимательской) деятельности, осуществляемой в целях обеспечения импортозамещения для преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций». В настоящее время в Московской области определены 29 видов экономической деятельности, для развития которых выделяются земельные участки по льготной арендной плате в сферах: машиностроение/металлургия, пищевая промышленность, химическая промышленность, фармацевтика и медицина, электроника, строительные материалы, сельское хозяйство, легкая промышленность.
В рамках антикризисных мер поддержки бизнеса в Московской области сформирован перечень земельных участков (около 270 земельных участков площадью более 2 тыс. га, задействовано 50 городских округов Московской области), который размещен на Инвестиционном Портале Московской области. Работа по подбору дополнительных земельных участков ведется на постоянной основе.
9. Расширенное заседание Комитета на тему «О проведении в 2023 году государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест, расположенных на территории Московской области».
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2023 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 09.06.2021 N 15ВР-961 «О принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки Государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» в 2023 году была проведена государственная кадастровая оценка 9518447 объектов капитального строительства, том числе: 3454992 зданий, 5643798 помещений, 371935 сооружений, 20569 объектов незавершенного строительства и 27153 машино-мест.
Результаты определения кадастровой стоимости утверждены распоряжением Минмособлимущества от 17.11.2023 N 15ВР-2636 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости», которые вступают в силу с 01.01.2024.
Новая кадастровая стоимость объектов капитального строительства будет применена для начисления налога с 1 января 2024 года. Расчет налога на имущество физических лиц за 2024 год будет проводиться в 2025 году.
С формой заявления и способах подачи заявления об оспаривании утвержденных результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости можно ознакомиться на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области.
10. Круглый стол на тему «Итоги проведения в Московской области в 2023 году экологической акции «Чистый лес». Положительные практики организации экологических мероприятий».
Комитет совместно с Комитетом лесного хозяйства Московской области, сотрудниками ГКУ Московской области «Мособллес», представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области организовали проведение на территории Московской области в 2023 году экологической акции «Чистый лес» (далее - Акция).
Цель Акции - обустройство мест, расположенных на территории лесного фонда и прилегающих к местам массового отдыха для рекреационных целей.
Акцию активно поддержали депутаты советов депутатов городских округов, представители Всероссийской общественно-политической молодежной организации «Молодая Гвардия Единой России», представители таких организаций как «Волонтеры Подмосковья», «Движение первых», «Активное долголетие», члены общественных палат, экологические активисты, ветераны (ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны труда) и общественники региона, а также неравнодушные жители Подмосковья.
В рамках организации Акции Комитет лесного хозяйства Московской области сформировал реестр лесных участков, в соответствии с которым на землях лесного фонда было подготовлено 20 площадок на территории 19 городских округов Московской области.
По итогам проведения Акции было расчищено 22 лесных участка общей площадью более 73 га, вывезено 70 куб. м валежника. В Акции приняло участие более 1250 человек.
В феврале 2024 года работниками ГКУ Московской области «Мособллес» будет проведен анализ обращений граждан, поступивших в «Единый центр управления регионом Московской области» в 2023 году, по результатам которого будут определены лесные участки для проведения Акции в 2024 году.
Комитет проанализировал наилучшие практики проведения мероприятий экологической направленности в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях Московской области, начиная с 2016 года, и подготовил аналитические материалы, которые направил в Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области и в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области для использования в работе.
11. Круглый стол на тему «Формирование межрегиональной системы экологического мониторинга», на котором были рассмотрены вопросы:
формирования, функционирования и финансирования системы наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Московской области;
использования данных экологического мониторинга при проведении контрольно-надзорных мероприятий и выявления нарушителей природоохранного законодательства;
использования результатов экологического мониторинга при разработке и планировании мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Московской области;
современные методы и возможные средства улучшения качества атмосферного воздуха в Московской области;
информирование жителей о результатах регионального мониторинга состояния атмосферного воздуха;
нормативно-правовое обеспечение в области осуществления экологического мониторинга в Московской области.
Указом Президента России от 21 июля 2020 года N 474 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках национальной цели развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни» установлен целевой показатель по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза.
В рамках реализации решений, принятых Правительством Российской Федерации в рамках Национального проекта «Экология», в 2022 году создан отдельный федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды».
Предполагается, что к 2030 году система экологического мониторинга должна обеспечить сбор информации о состоянии окружающей среды по всей стране и свяжет информацию, содержащуюся в разных информационных системах (о воде, почве, воздухе, недрах, выбросах и поглощении парниковых газов, а также источниках негативного воздействия на окружающую среду и объектах накопленного экологического вреда) в единую информационную систему.
В настоящее время идет формирование нормативной основы функционирования ФГИС «Экомониторинг». До 1 марта 2024 года будет создана единая информационная система и проведена ее интеграция с другими системами, созданными государственными органами. Также на данном этапе будет обеспечен доступ к данным о состоянии окружающей среды для граждан и юридических лиц.
Система мониторинга Московской области включает в себя 375 стационарных постов, из них 19 автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха (далее - АСКЗА) поставлены в рамках реализации «Соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и Правительством Московской области в сфере охраны окружающей среды на территории Москвы и территории Московской области» от 10 апреля 2020 года N 77-1205, 11 постов шкафного типа, 335 датчиков, 4 мобильных лаборатории и всю необходимую инфраструктуру.
В зоне влияния полигонов ТКО и комплексов по переработке отходов установлено и введено в эксплуатацию 69 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
АСКЗА устанавливают в районах, где область и столица имеют общие проблемы в сфере защиты окружающей среды.
Это первый опыт в России, при котором создается межрегиональная система мониторинга.
12. Комитет организовал на площадке Московской областной Думы торжественный старт проведения юбилейного Всероссийского экологического диктанта.
В мероприятии приняли участие: сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, депутаты Московской областной Думы, руководители центральных исполнительных органов Московской области, представители государственных корпораций, руководители общественных организаций, сотрудники МЧС, курсанты военных училищ, представители казачьих обществ и молодежных движений.
Раздел 8. Работа Комитета по проведению правового мониторинга
Комитетом ежемесячно осуществлялся текущий правовой мониторинг в соответствии с порядком, утвержденным решением Комитета по имущественным отношениям и землепользованию от 15 марта 2017 года N 28 (с изменениями, внесенными решением Комитета от 15 декабря 2021 года N 77).
В рамках текущего правового мониторинга проводился анализ нормативных правовых актов и судебной практики по вопросам формирования, управления и распоряжения собственностью Московской области, регулирования земельных отношений, регулирования лесных отношений, регулирования отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
Раздел 9. Иные направления деятельности Комитета
С 10 апреля 2023 года по 15 ноября 2023 года Комитет в ежедневном режиме осуществлял мониторинг лесопожарной обстановки на территории Московской области, по результатам которого сделан вывод, что комплекс мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2023 года выполнен в полном объеме, что позволило избежать возникновения неконтролируемых лесных пожаров.
В установленном порядке разработаны и утверждены планы тушения лесных пожаров по всем 19 лесничествам Московской области. Сформирован и утвержден план основных мероприятий по охране лесов от пожаров. По каждому лесничеству разработан и утвержден комплекс мер по подготовке к пожароопасному сезону, определены сроки и ответственные за выполнение мероприятий лица. Организован круглосуточный мониторинг, который ведется региональной диспетчерской службой (РДС), действует «Система-112» Московской области, которая позволяет повысить оперативность передачи информации между различными ведомствами региона. Сформирована база беспилотных летательных аппаратов - дронов в количестве 50 единиц, которыми оснащены все 27 лесопожарных станций и лесничеств.
В рамках развития системы видеомониторинга лесных пожаров в 2023 году установлено дополнительно 20 видеокомплексов, общее количество которых достигло 127 шт., а также, в рамках пилотного проекта для выявления нарушений лесного законодательства приобретено 20 фотоловушек, что позволило сократить до 54 минут время при обработке информации и направлении сил и средств на тушение лесных пожаров, а также способствует повышению эффективности борьбы с нарушителями лесного законодательства. В прошлом году цифра была на 21 минуту больше.
Анализ результатов мониторинга 2023 года после установления особого противопожарного режима на территории Московской области показал, что основными причинами возникновения пожаров являются: вина населения (90-98 процентов); переход лесного пожара с земель иных категорий (2-10 процентов); линейные объекты (линии электропередач, железные и автомобильные дороги, трубопроводы и иные линейные объекты) (0,4-0,6 процентов); от гроз (0,4-0,6 процентов).
На основании полученных данных Комитет ежедневно представляет Председателю Московской областной Думы Брынцалову И.Ю. информацию о лесопожарной обстановке на территории лесного фонда Московской области.
В 2023 году Комитет проводил анализ информации о состоянии атмосферного воздуха на территории Московской области и еженедельно представлял данные мониторинга Председателю Московской областной Думы Брынцалову И.Ю.
Комитет на регулярной основе вносит данные в базу актуальной информации по следующим показателям: количество земельных участков, предоставленных: многодетным семьям, врачам, по льготной арендной плате для реализации инвестпроектов.
Члены Комитета приняли участие в 8 мероприятиях, организованных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, профильными ведомствами и министерствами, общественными организациями.
Комитетом организовано взаимодействие с Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
В течение года деятельность Комитета активно освещалась в средствах массовой информации. Пресс-релизы, информационные сообщения, фоторепортажи о заседаниях Комитета и других важных мероприятиях, выступления членов Комитета и интервью с ними регулярно размещались на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в федеральных, региональных и муниципальных изданиях (печатных и электронных). Члены Комитета приняли участие в теле- и радиовыступлениях.
Раздел 10. Итоговая таблица
N п/п | Показатель | 2023 год |
1 | Количество заседаний Комитета, | 64 |
в том числе: |
| |
выездных, | 6 | |
расширенных | 12 | |
2 | Количество рассмотренных вопросов на заседаниях Комитета | 250 |
3 | Количество постановлений, подготовленных Комитетом | 4 |
4 | Количество проектов законов Московской области, разработанных Комитетом в отчетном году | 10 |
5 | Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным, | 41 |
в том числе: |
| |
принято | 36 | |
не принято | 2 | |
на рассмотрении | 3 | |
6 | Количество проектов федеральных законов, рассмотренных на заседаниях Комитета | 105 |
Количество законодательных инициатив других субъектов Российской Федерации, рассмотренных на заседаниях Комитета | 25 | |
7 | Количество обращений граждан и организаций, поступивших в Комитет | 208 |
8 | Количество мероприятий, проведенных (организованных) Комитетом, | 63 |
в том числе: |
| |
круглые столы | 3 | |
семинары-совещания | 3 | |
выездные заседания Комитета | 6 | |
расширенные заседания Комитета | 12 | |
акции | 22 | |
конкурсы | 1 | |
выставки | 1 | |
рабочие группы | 11 | |
иные | 4 |
Раздел 11. Основные задачи Комитета на 2024 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета
В 2024 году Комитет продолжит работу в сферах земельного и лесного законодательства, в сфере формирования собственности, управления и распоряжения собственностью Московской области, а также охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Главная цель Комитета в 2024 году остается неизменной - разработка новых законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и внесение изменений в региональное законодательство в сфере земельно-имущественных, лесных отношений, охраны окружающей среды, экологии, природопользования.
Среди актуальных задач - дальнейшее конструктивное взаимодействие с Министерством экологии и природопользования Московской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерством имущественных отношений Московской области, Комитетом лесного хозяйства Московской области, федеральными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями Московской области в целях совершенствования экологического законодательства, развития «зеленой экономики» на основе внедрения современных технологий, повышения культуры производства и потребления продукции, формирования экологически ответственного поведения, сохранения здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, экологического образования и воспитания.
Особое внимание будет уделено проведению мероприятий в рамках реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами, а также вопросам граждан, вызвавшим наибольший общественный резонанс.
Наряду с законодательной деятельностью важнейшими направлениями работы депутатов Комитета остаются участие в проведении акций и мероприятий, направленных на информирование жителей о современных способах решения экологических проблем.
Члены Комитета своей работой будут содействовать:
оказанию поддержки детско-юношеским движениям;
дальнейшему внедрению региональной системы многоуровневого непрерывного экологического образования;
активизации роли средств массовой информации в пропаганде экологических знаний, бережному отношению к природе;
внедрению на территории Московской области экономических механизмов, стимулирующих предприятия снижать риски для здоровья населения;
созданию, в том числе и на законодательном уровне, благоприятных условий для привлечения инвестиций в индустрию переработки отходов, стимулированию использования современных технологий в этой сфере;
совершенствованию системы раздельного сбора отходов, включающей в себя создание инфраструктуры для переработки и использования в хозяйственном обороте бывших в употреблении материалов и изделий;
распространению информации о современных технологиях обращения с отходами и положительном опыте их внедрения и использования.
Дальнейшая работа над развитием экологического законодательства позволит выработать комплексные решения для сохранения благоприятной экологической обстановки и повышения уровня комфортности проживания жителей Московской области.
«Флагманская программа» работы Комитета будет осуществляться по следующим направлениям:
предоставление земельных участков определенным категориям граждан;
создание условий для реализации проектов по обеспечению импортозамещения в целях преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций;
создание условий для перехода к экономике замкнутого цикла;
реализация на территории Московской области национального проекта «Экология»;
дальнейшее внедрение региональной системы многоуровневого непрерывного экологического образования и воспитания;
ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок.
Также Комитет продолжит работу по мониторингу реализации наказов избирателей, реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года и государственных программ Московской области.
Комитет выражает признательность всем депутатам Московской областной Думы, Государственно-правовому управлению Московской областной Думы, Управлению организационного обеспечения деятельности Московской областной Думы, Управлению по взаимодействию с Московской областной Думой Администрации Губернатора Московской области, работникам аппаратов комитетов Московской областной Думы, работникам исполнительных органов Московской области, специалистам, принявшим участие и оказавшим помощь в работе Комитета.