Постановление Думы Московской области от 16.01.2025 N 17/102-П "Об отчете о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2024 год"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2025 г. N 17/102-П
Об отчете о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2024 год
Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2024 год, в соответствии с Положением о комитетах Московской областной Думы, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 N 12/77-П, Московская областная Дума постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2024 год. (Приложение.)
Председатель
Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 16 января 2025 г. N 17/102-П
Отчет о деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению за 2024 год
Раздел 1. Состав Комитета
Комитет по социальной политике и здравоохранению (далее - Комитет) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 28.10.2021 N 69/5-П.
В состав Комитета входят:
Голубев А.А. - председатель Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Вшивцев В.С. - заместитель председателя Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Емельянов О.В. - член Комитета, член фракции КПРФ;
Карзубова Т.В. - член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Мирзонов В.А. - член Комитета, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Обеспечение деятельности Комитета осуществляет аппарат, состоящий из руководителя аппарата, пяти консультантов, одного главного специалиста, ведущего референта.
Раздел 2. Основные направления деятельности Комитета в отчетном периоде
За отчетный период Комитет осуществлял работу, направленную на правовое регулирование основных вопросов, находящихся в ведении Комитета:
социальная защита населения Московской области;
охрана здоровья граждан;
трудовые отношения и занятость.
В 2024 году Комитет:
принимал участие в разработке нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, труда и занятости;
осуществлял мониторинг реализации государственных программ Московской области «Здравоохранение Подмосковья» и «Социальная защита населения Московской области»;
осуществлял подготовку замечаний, предложений и поправок по проектам федеральных законов, проектам нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья, трудовых отношений и социальной защиты населения Московской области;
участвовал в работе коллегиальных органов исполнительной власти Московской области, в мероприятиях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности). Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
Квартальные планы работы Московской областной Думы (далее - Дума) по законопроектной деятельности по вопросам социальной политики, охраны здоровья, труда за 2024 год Комитетом выполнены.
В 2024 году на рассмотрении в Комитете находился 51 проект закона Московской области, из них 6 проектов законов Московской области были разработаны Комитетом.
| 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Количество законопроектов, поступивших на рассмотрение в Комитет | 41 | 35 | 45 | 48 | 51 |
Разработано Комитетом | 11 | 12 | 13 | 12 | 6 |
Принято законов Московской области | 39 | 33 | 43 | 43 | 51 |
Наиболее значимые законы Московской области, в том числе в сфере социальной защиты населения, подготовленные Комитетом к рассмотрению и принятые Думой, были направлены на совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции и их семей, лиц пожилого возраста и инвалидов.
Так, Законом Московской области N 19/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» исключено условие о необходимости наличия среднедушевого дохода, не превышающего двукратную величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, для назначения выплаты в размере 18000 рублей одному из родителей ребенка-инвалида, имеющего 3 степень ограничения способности к самообслуживанию.
В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан и оказания им неотложной и необходимой помощи, направленной на улучшение условий их жизнедеятельности, расширение их возможностей по обеспечению основных жизненных потребностей, Закон Московской области N 29/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания» дополнил положения Закона Московской области N 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» в части:
установления условия бесплатного предоставления срочных социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в срочных социальных услугах и проживающим на территории Московской области;
предоставления социального сопровождения при прохождении курса реабилитации для граждан, получивших увечье (ранение, травму, контузию), заболевание в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, и имеющим I группу инвалидности;
предоставления во временное пользование технических средств реабилитации гражданам, получившим ранение в ходе специальной военной операции и инвалидам боевых действий.
Законом Московской области N 41/2024-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области» внесены изменения:
в Закон Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части установления дополнительной меры поддержки для детей, потерявших одного или обоих родителей в результате террористического акта в здании концертного зала «Крокус Сити Холл» 22 марта 2024 года. Ежемесячная компенсационная выплата предоставляется детям в возрасте до 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Также увеличен размер ежемесячной компенсационной выплаты для детей, потерявших одного или обоих родителей в результате террористических актов, с 16000 рублей до 17233 рублей;
в Закон Московской области N 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» в части увеличения предельного размера устанавливаемых Губернатором Московской области выплат до 3 млн. руб. (ранее - 2 млн. руб.) при оказании экстренной социальной помощи гражданам, получившим вред здоровью и семьям граждан, попавшим в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы.
Законом Московской области N 83/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» статья 14 «Полномочия Правительства Московской области в сфере образования, охраны здоровья граждан, социальной защиты и труда» Закона Московской области N 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» дополнена полномочиями по принятию решения о ежегодном установлении квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающую потребность в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также утверждению порядка обеспечения выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления.
Законом Московской области N 116/2024-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области» внесены изменения:
в Закон Московской области N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Закон Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в части уточнения предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами) в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области, но не более фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения;
Закон Московской области N 120/2009-ОЗ «О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области» в части дополнения перечня коммунальных услуг, расчет компенсации по которым осуществляется исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения (отопление, газоснабжение (используемое для отопления) и обращение с твердыми коммунальными отходами).
Законом Московской области N 80/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» исключено условие о зубопротезировании граждан в медицинских организациях по месту жительства. Это позволит гражданам получать указанную меру социальной поддержки в медицинских организациях, указанных в Перечне лечебно-профилактических учреждений Московской области, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан, в отношении которых приняты меры социальной поддержки, по их выбору в порядке общей очередности.
В целях привлечения специалистов в государственные учреждения социального обслуживания населения Московской области принят Закон Московской области N 100/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об установлении мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания населения Московской области», который установил меры социальной поддержки и стимулирования работникам организаций социального обслуживания в виде:
ежемесячной денежной выплаты для работников, не имеющих жилых помещений на территории Московской области;
стимулирующей выплаты работникам - молодым специалистам.
Размер выплаты составляет 50000 рублей - первый год работы, 100000 - второй год работы.
Закон Московской области N 101/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания» установил право для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет бесплатного предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в ГБУСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова» вне зависимости от их проживания на территории Московской области.
Закон Московской области N 133/2024-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере социальной защиты населения» установил возможность предоставления ветеранам меры социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок, а также по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении, на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги по социальной карте жителя Московской области либо по удостоверению ветерана боевых действий в виде пластиковой идентификационной карты, в случае наличия на ней транспортного приложения.
Закон Московской области N 147/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» уточнил полномочия Правительства Московской области в сфере занятости населения и дополнил полномочиями по принятию решения по вопросам разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) Московской области в сфере занятости населения; созданию межведомственной комиссии в целях осуществления мероприятий по профессиональной ориентации граждан в Московской области и утверждению ежегодного плана мероприятий по профессиональной ориентации граждан в Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения; созданию межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости в Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Закон Московской области N 154/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» разработан в целях усиления социальной поддержки неработающих пенсионеров, достигших возраста 65 лет и старше, имеющих место жительства в Московской области не менее 10 лет, проживающих одиноко либо в семье, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанным Законом увеличен размер ежемесячной денежной компенсации для доведения дохода указанной категории граждан до 20000 рублей.
Принят Закон Московской области N 192/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О тарифной ставке первого разряда тарифной сетки по оплате труда рабочих государственных учреждений Московской области», устанавливающий повышение тарифной ставки первого разряда тарифной сетки по оплате труда рабочих государственных учреждений Московской области на 8,4 процента.
В целях недопущения снижения уровня социальной поддержки лиц, достигших предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющих страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, принят Закон Московской области N 217/2024-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере социальной защиты населения», предусматривающий продление действия по 31 декабря 2025 года дополнительных мер социальной поддержки, установленных статьей 14.2 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», а также мер социальной поддержки по бесплатному проезду для предпенсионеров, установленных Законом Московской области N 258/2017-ОЗ «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Московской области по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве» и Законом Московской области N 136/2018-ОЗ «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Московской области по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении».
Принят Закон Московской области N 232/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области», устанавливающий:
право бесплатного социального обслуживания в ГБУ СО МО «Центр социально-медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий «Ясенки» (далее - Центр «Ясенки») лицам, сопровождающим граждан, получивших увечье (ранение, травму, контузию), заболевание в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, которым установлена 1 группа инвалидности, вне зависимости от постоянного места проживания сопровождающего лица на территории Российской Федерации (далее - участник СВО);
меру социальной поддержки в виде бесплатного предоставления социальных услуг в Центре «Ясенки» супруге участника СВО вне зависимости от ее постоянного места проживания на территории Российской Федерации при совместном прохождении курса социально-медицинской реабилитации не более одного курса в год;
меру социальной поддержки в виде бесплатного предоставления социально-оздоровительных услуг вдовам (вдовцам) погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, на базе филиала ГАУ СО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации» Оздоровительный комплекс «Литвиново» при совместном заезде вдовы (вдовца) с несовершеннолетним ребенком (детьми);
право на прохождение социальной реабилитации гражданами, получившими увечье (ранение, травму, контузию), заболевание в ходе специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, а также их сопровождения на базе ГБСУ СО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова»;
право на предоставление социальных услуг детям-инвалидам вне зависимости от их постоянного места проживания на территории Российской Федерации, находящимся под опекой (попечительством) или в приемной семье, при условии, что их опекуны (попечители) или приемные родители постоянно проживают на территории Московской области.
Закон Московской области N 255/2024-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членов их семей» установил дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 500000 рублей взамен обеспечения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для отдельных категорий военнослужащих и добровольцев, а также для членов семей лиц погибших (умерших) военнослужащих. Право на получение единовременной денежной выплаты взамен земельного участка предоставлено лицам, удостоенным звания Героя Российской Федерации или награжденным орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимися ветеранами боевых действий, имеющих на день завершения своего участия в специальной военной операции место жительства в Московской области, из числа: военнослужащих; лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции.
Также право на получение единовременной денежной выплаты взамен земельного участка предоставляется: членам семей указанных категорий участников специальной военной операции, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции, имеющим место жительство в Московской области.
Закон Московской области N 263/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» дополнил категории объектов здравоохранения, для которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду юридическому лицу без проведения торгов, объектами, предназначенными для бесплатного временного проживания несовершеннолетних пациентов, проходящих лечение в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер» (далее - ГБУЗ МО «МООД») или в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области «Детский клинический центр имени Л.М. Рошаля» (далее - ГБУЗ МО «Детский клинический центр имени Л.М. Рошаля»), и (или) их родителей, иных членов семьи или иных законных представителей несовершеннолетних пациентов. Закон направлен на создание в Московской области лучших условий для обеспечения реализации права родителей, иных членов семьи, законных представителей на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях независимо от возраста ребенка в течение всего периода лечения, установленного частью 3 статьи 51 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», снижение нагрузки на стационарное звено системы государственных учреждений здравоохранения Московской области и расширение возможностей для несовершеннолетних пациентов в части получения медицинской помощи в условиях дневных стационаров ГБУЗ МО «МООД» или ГБУЗ «Детский клинический центр имени Л.М. Рошаля».
Законом Московской области N 4/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области наделено полномочиями по принятию решений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения, об изменении их границ или их упразднении; об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, за исключением природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов. Кроме того, Правительство Московской области направляет совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, в Правительство Российской Федерации представления о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями, курортами или курортным регионом в целях принятия решения о признании соответствующих территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения, курортами федерального значения или курортным регионом, об изменении их границ или их упразднении; определяет уполномоченный орган за представление в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации сведений о лечебно-оздоровительных местностях, курортах регионального значения и природных лечебных ресурсах и размещение в нем соответствующих документов; регулирует отношения в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов регионального значения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Закон Московской области N 46/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О здравоохранении в Московской области» установил возможность возмещения затрат, связанных с оказанием гражданину, зарегистрированному по месту жительства на территории Московской области, паллиативной медицинской помощи, субъекту Российской Федерации, на территории которого фактически оказана медицинская помощь, на основании межрегионального соглашения, заключаемого Московской областью и субъектом Российской Федерации, включающего двустороннее урегулирование вопроса возмещения затрат.
Закон Московской области N 270/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» принят в целях своевременного обеспечения лиц, не имеющих группы инвалидности, со среднедушевым доходом семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже трехкратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения, протезно-ортопедическими изделиями и (или) слуховыми аппаратами. Закон установил возможность по предоставлению по заявлению граждан, нуждающихся в протезировании (слухопротезировании) по медицинским показаниям, вместо изделия денежной выплаты. Предоставление денежной выплаты позволит гражданам приобретать изделия в любой организации, осуществляющей их продажу, в том числе в интернет-магазинах (электронных магазинах), что сократит сроки предоставления меры социальной поддержки и улучшит социальное положение граждан, нуждающихся в протезировании (слухопротезировании) по медицинским показаниям. Перечень видов протезно-ортопедических изделий, слуховых аппаратов, размер денежной выплаты, а также периодичность предоставления денежной выплаты будут установлены Правительством Московской области.
Принят Закон Московской области N 17/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест» в соответствии с которым ветераны боевых действий отнесены к категории лиц, для которых устанавливается квотирование рабочих мест для трудоустройства.
В 2024 году Комитетом совместно с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области разработаны и Думой приняты законы, направленные на совершенствование мер поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Московской области N 73/2024-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере опеки и попечительства» внесены изменения в части предоставления жилищного сертификата, а именно:
продлен срок выдачи жилищного сертификата с 1 ноября до 16 декабря;
лица, изменившие место жительства на Московскую область, смогут приобрести квартиру в собственность по жилищному сертификату, вместо получения по договору специализированного найма квартиры, приобретенной администрацией муниципального образования по аукциону;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые достигнут 18 лет в декабре года, в котором планируется выдача жилищного сертификата, смогут по письменному заявлению получить жилищный сертификат в следующем финансовом году, что дает возможность уйти от получения квартиры, приобретенной по аукциону, и увеличить время реализации жилищного сертификата.
В целях приведения размера выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов и приемных родителей, не ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на детей, принят Закон Московской области N 99/2024-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Ранее 4 категории детей-сирот ежемесячно получали денежные средства в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для детей: от 12 до 18 месяцев - 15589,81 рублей; от 18 месяцев до 3 лет - 15774,47 рублей; от 3 до 7 лет - 13135,88 рублей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся суворовцами, нахимовцами, кадетами, воспитанниками воинских частей и военно-музыкальных училищ, - 11875,59 рублей.
После принятия указанного Закона с 1 июля 2024 года выплата для указанных четырех категорий детей-сирот составила 17747 рублей.
Принят Закон Московской области N 140/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» в целях уточнения условий предоставления многодетной семье однократно меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты взамен предоставления такой многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно, а также размера выплаты. Исключено требование о необходимости состояния членов многодетной семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Московской области в целях предоставления выплаты, а также увеличен размер выплаты с 300 тысяч до 400 тысяч рублей.
Принят Закон Московской области N 141/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в соответствии с которым право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок предоставляется членам многодетных семей независимо от их места жительства в Российской Федерации при предъявлении удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи.
Принят Закон Московской области N 132/2024-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственных полномочий Московской области по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 22 лет включительно, государственного жилищного сертификата Московской области и меры поддержки за счет средств бюджета Московской области в виде единовременной социальной выплаты для приобретения на территории Московской области благоустроенного жилого помещения в собственность и внесении изменений в Закон Московской области «Об организации предоставления государственного жилищного сертификата Московской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 22 лет включительно» в соответствии с которым с 1 января 2025 года прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственных полномочий Московской области по предоставлению жилищного сертификата и единовременной социальной выплаты для приобретения детьми-сиротами жилого помещения в собственность на территории Московской области. Установлено, что с 1 января 2025 года предоставление жилищного сертификата и единовременной социальной выплаты для приобретения детьми-сиротами жилого помещения в собственность на территории Московской области является расходным обязательством Московской области, исполнителем указанных государственных полномочий определено Министерство социального развития Московской области.
Закон Московской области N 191/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» установил дополнительную меру социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты в размере 10000 рублей, предоставляемой семье погибшего (умершего) участника специальной военной операции на каждого ребенка (родного или усыновленного) на период обучения такого ребенка в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В целях совершенствования системы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Закон Московской области N 236/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Указанный Закон установил возможность помещения несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной поддержке, в ресурсные приемные семьи (временно). Также вводится понятие ресурсной семьи как формы временного устройства несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной поддержке, на основании распорядительного акта уполномоченного органа по опеке и попечительству о предварительной опеке (попечительстве) на период до их возврата родителям (одному из них), иным законным представителям или устройства на воспитание в семью (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью). На период пребывания несовершеннолетних в ресурсных семьях, устанавливается денежная выплата на содержание каждого ребенка в размере от 18,7 тысяч рублей до 23,8 тысяч рублей, в зависимости от возраста ребенка.
Закон Московской области N 257/2024-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей при рождении третьего или последующего ребенка» установил дополнительную меру социальной поддержки семьям при рождении третьего или последующего ребенка, государственная регистрация рождения которого произведена на территории Московской области, в виде единовременной денежной выплаты в размере 300000 рублей. Действие правовой нормы распространяется на граждан Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, имеющих место жительства в Московской области, состоящих в зарегистрированном браке, являющихся родителями (усыновителями) двух или более детей или являющихся единственным родителем (усыновителем) двух или более детей.
Принят Закон Московской области N 78/2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в соответствии с которым многодетной семьей является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением единого образца, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. Порядок установления статуса многодетной семьи утверждается Правительством Московской области. Кроме того, указанным Законом установлено, что право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», имеет многодетная семья в составе лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и их троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Также в 2024 году приняты региональные законы, направленные на приведение законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Раздел 4. Информация о мероприятиях, проведенных комитетом
В 2024 году Комитетом проведено 46 заседаний, на которых рассмотрено 440 вопросов.
07.02.2024 состоялось расширенное заседание Комитета на тему «Совершенствование цифровых технологий в организации оказания качественной и доступной медицинской помощи населению Подмосковья».
28.02.2024 состоялось расширенное заседание Комитета на тему: «Меры поддержки занятости и трудоустройства отдельных категорий граждан».
27.03.2024 состоялось расширенное заседание Комитета на тему «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предупреждение семейного неблагополучия».
15.05.2024 состоялось выездное заседание Комитета в ГБУ СО МО «Центр социально-медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий «Ясенки» на тему «Совершенствование системы комплексной реабилитации ветеранов и инвалидов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции. Обеспечение реализации прав инвалидов на своевременное предоставление технических средств реабилитации».
09.07.2024 состоялось выездное заседание Комитета в ООО «Детская здравница имени Гагарина» (городской округ Ступино) на тему «О ходе летней оздоровительной кампании 2024 года».
25.09.2024 состоялось расширенное заседание Комитета на тему «Совершенствование системы мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей. Организация оказания содействия в жизнеустройстве граждан, пребывающих в пунктах временного размещения на территории Московской области».
10.10.2024 состоялось выездное заседание Комитета в ГБУЗ МО «Детский клинический центр им. Л.М. Рошаля» (городской округ Красногорск) на тему «О совершенствовании системы организации оказания медицинской помощи детскому населению».
14.10.2024 состоялось расширенное заседание Комитета на тему «Актуальные вопросы организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями».
12.11.2024 состоялось выездное заседание Комитета в ГБУЗ МО «Ногинская больница» на тему: «Совершенствование системы организации оказания населению стационарной медицинской помощи в Московской области. Лучшие практики организации деятельности учреждений здравоохранения Подмосковья. В целях оказания качественной и доступной медицинской помощи гражданам. Совершенствование системы лекарственного обеспечения жителей Московской области. Проблемные вопросы и пути их решения».
13.11.2024 состоялось совместное с Комитетом по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике расширенное заседание Комитета на тему «Реализация проекта «Школьная медицина» в общеобразовательных организациях в Московской области».
10.12.2024 состоялось расширенное заседание Комитета на тему «О мерах по повышению кадровой обеспеченности системы здравоохранения Московской области. Актуальные вопросы и перспективы развития».
В 2024 году Комитетом подготовлены и проведены круглые столы, на которых рассматривались актуальные вопросы, требующие комплексного подхода и межведомственного взаимодействия:
«Риск-ориентированный подход к здоровьесбережению трудоспособного населения Московской области. Модификация рисков развития хронических неинфекционных заболеваний сотрудников предприятий»;
«Реализация мер, направленных на улучшение рождаемости, снижение младенческой смертности, совершенствование системы мер поддержки семьи и детей. Совершенствование правового регулирования вопросов искусственного прерывания беременности в учреждениях государственной и частной систем здравоохранения. Региональные практики».
В отчетном периоде Комитет продолжил работу по участию в формировании федерального законодательства. Так, по профилю Комитета рассмотрено 159 проектов федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Также Комитет активно принимал участие в правотворчестве совместно с другими законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отчетном периоде Комитетом рассмотрена 21 законодательная инициатива, в том числе и обращения других субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности Комитета.
| 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Проведено заседаний Комитета - всего, из них: | 45 | 44 | 48 | 45 | 46 |
выездные заседания | 2 | 9 | 11 | 8 | 4 |
Количество вопросов, рассмотренных на заседаниях Комитета | 389 | 398 | 426 | 449 | 440 |
Количество рассмотренных проектов федеральных законов по профилю Комитета | 167 | 159 | 202 | 194 | 159 |
Количество рассмотренных законодательных инициатив и обращений других субъектов Российской Федерации | 42 | 58 | 52 | 34 | 21 |
В рамках «Часа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» на заседании Думы по предложению Комитета выступил руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, главный государственный санитарный врач по Московской области Микаилова О.М. с информационным сообщением на тему «Об информации о деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области».
В рамках «Часа Правительства Московской области» по предложению Комитета на заседании Думы выступил министр здравоохранения Московской области Забелин М.В. с информационным сообщением на тему «О мероприятиях по улучшению материально-технической базы учреждений здравоохранения Московской области и их оснащению медицинским оборудованием в рамках реализации государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья».
Раздел 5. Работа с обращениями граждан
В 2024 году в Комитете осуществлялась работа по рассмотрению обращений граждан.
В ходе работы с обращениями граждан особое внимание уделяется созданию условий, необходимых для эффективного и всестороннего рассмотрения обращений, обеспечению своевременности и полноты решения поставленных в них вопросов.
В структуре письменных обращений наибольшее количество составляют обращения, в которых граждане просят дать разъяснения или оказать им помощь по отдельным вопросам, связанным с социальной и медицинской направленностью.
| 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Подготовлено ответов на обращения граждан | 215 | 2365 | 378 | 225 | 168 |
В 2024 году Комитетом рассмотрено 168 обращений граждан, из них:
94 | в сфере социальной защиты населения |
44 | в сфере здравоохранения |
6 | в сфере труда и занятости |
24 | по иным вопросам |
Наиболее актуальные обращения связаны с вопросами предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми, участникам специальной военной операции и их семьям, оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами федеральных и региональных льготных категорий граждан.
Все обращения граждан рассмотрены, оказана соответствующая помощь по защите прав заявителей.
Раздел 6. Основные задачи Комитета на 2025 год и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности Комитета и Думы
В 2025 году Комитет планирует продолжить работу по совершенствованию законодательства Московской области в сфере социальной политики, здравоохранения, труда и занятости населения.
Запланированы выездные и расширенные заседания Комитета по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией мер, направленных на улучшение рождаемости, снижение младенческой смертности, совершенствование системы мер поддержки семей с детьми, пенсионеров и инвалидов, создание условий для обеспечения занятости населения, оказание доступной и качественной медицинской помощи населению Московской области, а также совершенствование мер поддержки Защитников Отечества и членов их семей.
В рамках «Часа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» на заседании Думы планируется заслушать Управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области с информационным сообщением «О деятельности Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области».
В рамках «Часа Правительства Московской области» планируется заслушать министра социального развития Московской области с информационным сообщением «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Московской области».