Постановление Правительства Московской области от 03.04.2025 N 330-ПП "Об утверждении Порядка подготовки и реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Московской области"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2025 г. N 330-ПП
Об утверждении Порядка подготовки и реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Московской области
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Московской области N 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области» Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Московской области.
2. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Гержика А.Д.
Первый Вице-губернатор
Московской области -
Председатель Правительства
Московской области И.Н. Габдрахманов
Утверждены
постановлением Правительства
Московской области
от 3 апреля 2025 г. N 330-ПП
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру подготовки и реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Московской области (далее - региональный комплексный план).
2. Целями разработки регионального комплексного плана являются:
определение приоритетов, целей и задач транспортного обслуживания населения на территории Московской области при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования (железнодорожный, воздушный, водный и внеуличный транспорт);
определение мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения на территории Московской области (далее - региональный стандарт транспортного обслуживания), сроков реализации этих мероприятий;
установление перечня мероприятий по развитию регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, начальный остановочный пункт которых расположен в границах Московской области (далее - смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок).
3. Региональный комплексный план формируется исходя из выполнения следующих приоритетов и задач:
1) интеграция градостроительного, социально-экономического и транспортного развития Московской области;
2) обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
3) обеспечение качества транспортного обслуживания населения в Московской области на маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - маршрут регулярных перевозок пассажиров), предусмотренного региональным стандартом транспортного обслуживания;
4) формирование единой тарифной политики на территории Московской области;
5) обоснованный выбор и использование классов и видов маршрутных транспортных средств;
6) создание условий для переориентации перевозок пассажиров, осуществляемых личным автотранспортом, на транспорт общего пользования;
7) обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта, устранение необоснованного дублирования маршрутов регулярных перевозок пассажиров;
8) обеспечение приоритета движения маршрутных транспортных средств в дорожном движении;
9) учет перемещения населения и объемов перевозок пассажиров;
10) обеспечение информированности населения о работе транспорта общего пользования (в том числе посредством информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в режиме реального времени);
11) диспетчеризация и навигация маршрутных транспортных средств, координация их работы и расписаний движения, контроль регулярности их движения;
12) мониторинг достижения целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания;
13) создание (при принятии решения о создании такой системы) и (или) развитие интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте и соответствующих сервисов, в том числе в целях обеспечения реализации подпунктов 7 - 12 настоящего пункта.
II. Подготовка и реализация регионального комплексного плана
4. Подготовка регионального комплексного плана осуществляется в соответствии с методикой формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2023 N 1983 «Об утверждении методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения».
5. Подготовку проекта регионального комплексного плана, его согласование, а также внесение в него изменений обеспечивает Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство).
6. Министерство осуществляет подготовку регионального комплексного плана не позднее чем за 8 месяцев до окончания действия предшествующего регионального комплексного плана.
7. При подготовке регионального комплексного плана Министерством осуществляется согласование проекта регионального комплексного плана с:
уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, к компетенции которых отнесено установление муниципальных маршрутов, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленными межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок, в случае, если предусматривается установление или изменение данных межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок;
Правительством Москвы в соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью от 29.08.2016 N 77-901 (в случае, если в нем предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок).
8. Формирование регионального комплексного плана состоит из следующих этапов:
1) оценка существующего состояния транспортного обслуживания населения в Московской области;
2) прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;
3) определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в Московской области и выбор предлагаемого к реализации варианта;
4) определение мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в Московской области и сроков их реализации;
5) оценка объемов и определение источников финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в Московской области и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в Московской области;
6) мониторинг реализации регионального комплексного плана.
9. Оценка существующего состояния транспортного обслуживания населения в Московской области включает:
1) сбор и анализ данных, влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта, в том числе размещение мест проживания населения, объектов притяжения населения, включая объекты социального назначения;
2) анализ конфигурации существующей совокупности маршрутов регулярных перевозок пассажиров и входящих в их состав остановочных пунктов на соответствие потребности в перемещении населения, определение мест размещения автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов, иных объектов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
3) анализ конфигурации и оценка состояния инфраструктуры иных видов транспорта на соответствие потребности в перемещении населения;
4) анализ взаимоувязки перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта в мультимодальных пассажирских перевозках, количественных данных и качественных характеристик взаимодействия различных видов транспорта;
5) сбор и анализ данных о существующих объемах и структуре перевозок пассажиров различными видами транспорта, данных о работе перевозчиков, данных о распределении перевозок пассажиров по маршрутной сети, в том числе по времени;
6) сбор данных, характеризующих доступность, безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в Московской области, определение существующих значений показателей регионального стандарта транспортного обслуживания населения и их анализ;
7) расчет социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в Московской области, в том числе совокупных затрат времени населения на передвижение, ущерба от дорожно-транспортных происшествий и экологического ущерба;
8) расчет эффективности транспортного обслуживания населения в Московской области (укрупненно), в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных мер финансовой поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в Московской области, совокупных затрат на перевозку пассажиров.
10. Прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта включает:
1) прогноз изменения значений показателей, влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса населения в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;
2) прогноз распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта.
11. Определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в Московской области осуществляется с учетом:
результатов прогноза объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, иных видов транспорта;
распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;
увязки транспортного обслуживания населения в Московской области при организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с работой иных видов транспорта;
подбора вида, класса и числа транспортных средств для обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров на основании прогнозных значений перемещений населения и объемов регулярных перевозок пассажиров и социально-экономической эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
иных принципов, приоритетов, задач транспортного обслуживания населения в Московской области, сформированных на основании пункта 3 настоящего Порядка.
Сравнение вариантов транспортного обслуживания населения в Московской области производится с учетом:
необходимости достижения значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
результатов расчета эффективности по предлагаемым вариантам транспортного обслуживания населения в Московской области (укрупненно), в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных финансовых мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономических показателей транспортного обслуживания населения в Московской области, совокупных затрат на перевозку пассажиров;
планируемого объема финансирования.
Выбор предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в Московской области осуществляется укрупненно на основании сопоставления расчетов эффективности транспортного обслуживания населения в Московской области, возможностей бюджета Московской области и иных источников финансирования, позволяющих обеспечить достижение значения целевых показателей транспортного обслуживания населения в Московской области.
12. В предлагаемый к реализации вариант транспортного обслуживания населения в Московской области включается:
перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров, организация которых в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), а также законодательством Московской области отнесена к компетенции Министерства;
мероприятия по созданию и (или) развитию интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте, указанной в подпункте 13 пункта 3 настоящего Порядка, в том числе с учетом ее интеграции с интеллектуальными транспортными системами субъектов Российской Федерации, осуществляющими мониторинг и управление транспортной системой субъектов Российской Федерации, в части обеспечения совместимости программно-аппаратных комплексов, протоколов и форматов обмена данными, а также регламентов взаимодействия участников информационного обмена;
мероприятия по организации возможности использования велосипедов и средств индивидуальной мобильности как транспортных средств, обеспечивающих подвоз населения к остановочным пунктам маршрутов регулярных перевозок пассажиров, автовокзалам и автостанциям, объектам иных видов транспорта;
перечень мероприятий регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения по транспортному обслуживанию населения в Московской области иными видами транспорта.
По результатам проработки мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в Московской области может быть уточнена эффективность их реализации с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров, субсидий и иных мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров, социально-экономической эффективности мероприятий по транспортному обслуживанию населения в Московской области (в том числе совокупные затраты времени населения на передвижение, ущерб от дорожно-транспортных происшествий и экологический ущерб), совокупных затрат на регулярные перевозки пассажиров.
13. В перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров, организация которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ, а также с законодательством Московской области отнесена к компетенции Министерства, включаются предложения по:
1) установлению, изменению и отмене маршрутов регулярных перевозок пассажиров, содержащие сведения о параметрах маршрутов регулярных перевозок пассажиров, предусмотренные Федеральным законом N 220-ФЗ, а также по изменению вида регулярных перевозок пассажиров;
2) размещению и оборудованию остановочных пунктов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также рельсовых путей и контактных сетей городского наземного электрического транспорта на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а также на автомобильных дорогах федерального и (или) местного значения в случае передачи или перераспределения полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) определению потребности в маршрутных транспортных средствах, сроков их поставки и источников финансирования;
4) разработке и (или) усовершенствованию регулируемых тарифов для регулярных перевозок пассажиров;
5) организации и совершенствованию системы оплаты проезда, повышению эффективности контроля оплаты проезда.
14. Перечень мероприятий регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения по транспортному обслуживанию населения в Московской области иными видами транспорта может включать предложения по:
установлению и (или) изменению маршрутов (их параметров), по которым осуществляются регулярные перевозки пассажиров иными видами транспорта;
определению потребности в транспортных средствах для эксплуатации на маршрутах, по которым осуществляются регулярные перевозки пассажиров иными видами транспорта, объемов и сроков их поставки;
строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту объектов транспортной и инженерной инфраструктуры иных видов транспорта;
совершенствованию экономической и организационной модели транспортного обслуживания населения в Московской области с использованием иных видов транспорта;
дополнительным мероприятиям, необходимым для разработки или изменения соответствующих программ, планов и иных документов по развитию иных видов транспорта;
источникам и объемам финансирования развития иных видов транспорта, которые необходимы для реализации предложений, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта.
Мероприятия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом разрабатываются с учетом развития иных видов транспорта.
15. В оценку объемов и источников финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в Московской области и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в Московской области включается оценка необходимого объема финансирования с разделением по задачам реализации указанного плана, отдельным видам транспорта и видам транспортных средств, разделением на транспортные средства (в том числе обновление) и на развитие инфраструктуры регулярных перевозок пассажиров и с указанием источников финансирования.
16. Региональный комплексный план состоит из утверждаемой и обосновывающей частей.
17. Утверждаемая часть регионального комплексного плана включает:
1) паспорт регионального комплексного плана, содержащий:
наименование;
основание для разработки;
значения показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания, в том числе по годам;
краткое изложение выбранных приоритетов и задач транспортного обслуживания населения в Московской области, обеспечивающих достижение целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания;
наименование этапов реализации регионального комплексного плана и сроков их реализации;
суммарные объемы финансирования, в том числе по этапам реализации регионального комплексного плана и источникам финансирования;
2) мероприятия (перечень мероприятий);
3) план финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в Московской области и мероприятий по развитию регулярных перевозок;
результаты эффективности мероприятий по транспортному обслуживанию населения в Московской области и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров;
4) графические и табличные материалы, содержащие:
планируемую к реализации по выбранному варианту схему маршрутной сети;
расположение остановочных пунктов (сохраняемых, вновь организуемых, отменяемых);
распределение перемещений населения и объемов регулярных перевозок пассажиров на маршрутной сети и по времени;
иные материалы, обеспечивающие визуализацию мероприятий регионального комплексного плана.
18. Обосновывающая часть регионального комплексного плана включает:
1) описание приоритетов и задач транспортного обслуживания населения в Московской области, обеспечивающих достижение целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания;
2) материалы, используемые для оценки существующего состояния транспортного обслуживания населения в Московской области;
3) обоснование прогноза объема регулярных перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иными видами транспорта;
4) данные, используемые для определения концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в Московской области;
5) укрупненную оценку концептуальных вариантов развития транспортного обслуживания в Московской области;
6) сравнение вариантов транспортного обслуживания населения в Московской области;
7) параметры маршрутов регулярных перевозок пассажиров, виды перевозок, виды сообщения, типы транспортных средств, перечни улиц и дорог, остановочные пункты (в том числе начальные и конечные), протяженность рейсов, классы вместимости маршрутных транспортных средств, время оборотного рейса, расписания или интервалы движения (с учетом периодов суток, дней недели и сезонов года);
8) дополнительные обосновывающие материалы к мероприятиям (перечням мероприятий), предусмотренным пунктом 12 настоящего Порядка;
9) расчеты, необходимые для определения объемов финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в Московской области и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров.
19. Региональный комплексный план утверждается постановлением Правительства Московской области сроком на 5 (пять) лет.
20. Реализация регионального комплексного плана осуществляется в рамках мероприятий государственных программ Московской области и непрограммных мероприятий.
21. Утверждаемая часть регионального комплексного плана подлежит официальному опубликованию (размещению) на официальном сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.