Распоряжение Правительства Московской области от 29.09.2022 N 925-РП "Об утверждении региональной долгосрочной программы "Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 сентября 2022 г. N 925-РП
Красногорск
Об утверждении региональной долгосрочной программы «Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года»
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 N 3581-р:
1. Утвердить прилагаемую региональную долгосрочную программу «Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года».
2. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения путем размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Вице-губернатора Московской области Каклюгину И.А.
Первый Вице-губернатор
Московской области -
Председатель Правительства
Московской области И.Н. Габдрахманов
Утверждена
распоряжением Правительства
Московской области
от 29 сентября 2022 г. N 925-РП
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА»
I. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу населения от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Московской области реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест и временных рабочих мест для молодежи для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей к трудоустройству молодежи.
Региональная долгосрочная программа «Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года» (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 N 3581-р.
II. Положение молодежи на рынке труда
По методологии Международной организации труда (далее - МОТ) уровень занятости в Московской области на 31.12.2021 составил 63,0%, в том числе уровень занятости молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в Московской области - 19,3%.
В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) наметилось снижение масштабов безработицы населения в Московской области.
По состоянию на 31.12.2021 уровень безработицы по методологии МОТ в Московской области составил 3,0% (в Российской Федерации - 4,3%, в Центральном федеральном округе - 3,1%), уровень регистрируемой безработицы в Московской области составил 0,6% (в Российской Федерации - 1,0%, в Центральном федеральном округе - 0,6%).
Доля безработных в возрасте от 15 до 35 лет в общем числе безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения Московской области (далее - центры занятости населения) в 2020 году, составила 42,8%, в 2021 году - 36,4%.
В течение 2021 года:
в центры занятости населения обратились 79417 граждан в возрасте от 14 до 35 лет, в том числе от 16 до 24 лет - 24381 гражданин;
при содействии центров занятости населения трудоустроено 46003 гражданина из числа молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, в том числе от 16 до 24 лет - 14961 гражданин;
с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлены 768 молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет;
в целях снижения незанятости молодежи 179 гражданам в возрасте от 18 до 29 лет центрами занятости населения оказано содействие началу осуществления предпринимательской деятельности с осуществлением единовременной финансовой помощи при регистрации деятельности;
в рамках приобщения к труду несовершеннолетних граждан организовано временное трудоустройство 19597 граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
с целью содействия профессиональному самоопределению подростков в возрасте от 14 до 17 лет оказано 16052 услуги по профессиональной ориентации.
Успешное трудоустройство граждан из числа молодежи, впервые выходящих на рынок труда, в значительной степени зависит от востребованности приобретенных профессий, актуальности полученных знаний и навыков, отвечающих современным потребностям рынка труда.
В Московской области в отраслях экономики определены приоритетные направления развития. Так, в рамках агропромышленного комплекса основными специализациями в животноводстве и растениеводстве являются мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, виноградарство, виноделие, производство зерновых, выращивание и переработка плодово-ягодной продукции, овощеводство, эфиромасличное производство.
Реализация приоритетных проектов в промышленности ориентирована на создание новых высокотехнологических производств и освоение новой конкурентоспособной продукции, создание инновационной инфраструктуры, исследование новых рынков сбыта и развитие межрегионального сотрудничества, внешнеэкономических связей промышленных предприятий.
Основные составляющие промышленной отрасли региона: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая (мебельная) промышленность.
Особую значимость для кадрового обеспечения потребностей экономики имеет реализация мероприятий, направленных на закрепление молодых специалистов на предприятиях и в организациях Московской области.
Трудоустройство выпускников является одним из ключевых показателей эффективности функционирования системы профессионального образования.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения в социально-экономической сфере, вызванные санкционным давлением ряда стран в отношении Российской Федерации, также несут риски осложнения положения молодежи на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи возможно через формирование новой молодежной повестки и выделения приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости молодежи из социально уязвимых групп населения и содействия трудовой мобильности молодежи.
III. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены в первую очередь на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью;
обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности;
расширение возможностей для трудоустройства молодежи в Московской области, в том числе на условиях дистанционной занятости, нестандартных и гибких форм занятости;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению молодежи, использование механизмов мотивации работодателей к трудоустройству молодежи, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022-2024 годы. В рамках первого этапа предусматривается:
организация работы по профессиональной ориентации молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
реализация мероприятий по профессиональному обучению различных категорий молодежи;
обеспечение дистанционной занятости, нестандартных и гибких форм занятости молодежи с использованием функций единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025-2030 годы.
Реализация мероприятий Программы на втором этапе предполагается с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий Программы на первом этапе.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация ее реализации осуществляются Министерством социального развития Московской области с участием Министерства образования Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, государственного казенного учреждения Московской области «Центр занятости населения Московской области», государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Подмосковный колледж «Энергия», участвующих в реализации мероприятий Программы.
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 1 к Программе.
Целевые показатели реализации Программы на 2022-2024 годы приведены в приложении 2 к Программе.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение уровня занятости молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Приложение 1
к региональной долгосрочной программе
«Содействие занятости молодежи
в Московской области
на период до 2030 года»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА»
Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Ответственные исполнители | Финансирование мероприятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Цель - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи | |||||
Задача 1. Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда | |||||
1 | Обеспечение межведомственной координации мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры | Охват профориентационными мероприятиями не менее 20 тысяч человек к 2024 году, не менее 40 тысяч человек к 2030 году | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, Министерство образования Московской области, государственное казенное учреждение Московской области «Центр занятости населения Московской области» (далее - ГКУ МО «ЦЗН МО») | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
2 | Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа | Снижение численности несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, совершивших преступления | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
3 | Проведение информационных мероприятий по работе на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее - платформа «Работа в России») | Повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
4 | Информирование о положении на рынке труда, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест | Повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
5 | Привлечение к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Вовлечение в трудовую деятельность несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, формирование ценностного отношения к труду | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
Задача 2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности | |||||
6 | Создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости | Занятость не менее 5% выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, из числа осуществляющих профессиональную деятельность по окончании обучения в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход к 2030 году | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, Министерство образования Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
7 | Содействие началу осуществления предпринимательской деятельности молодежи из числа граждан, признанных в установленном порядке безработными | Государственная регистрация не менее 1% молодых граждан из числа безработных в качестве индивидуального предпринимателя, создаваемого юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход к 2030 году | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
Задача 3. Расширение возможностей для трудоустройства молодежи в Московской области, в том числе на условиях дистанционной занятости, нестандартных и гибких форм занятости | |||||
8 | Содействие в трудоустройстве молодежи Московской области, в том числе на условиях дистанционной занятости, нестандартных и гибких форм занятости, с использованием платформы «Работа в России» | Снижение уровня безработицы молодежи | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
9 | Организация на площадках государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Подмосковный колледж «Энергия» (далее - ГАПОУ МО «ПК Энергия») профориентационных мероприятий по содействию трудоустройству молодежи (карьерный форум, день карьеры и др.) | Повышение уровня трудоустройства выпускников | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГАПОУ МО «ПК Энергия» при участии Министерства образования Московской области, Министерство здравоохранения Московской области | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
Задача 4. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи | |||||
10 | Взаимодействие ГКУ МО «ЦЗН МО» с администрациями образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства | Повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, Министерство образования Московской области, Министерство здравоохранения Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
11 | Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи в возрасте 14-35 лет, в том числе инвалидов, выпускников образовательных организаций, родителей, имеющих несовершеннолетних детей | Сокращение к 2030 году доли безработных в возрасте до 35 лет до 18% в общем числе безработных, состоящих на регистрационном учете в ГКУ МО «ЦЗН МО» | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
12 | Проведение ежегодной Межрегиональной ярмарки учебных мест в рамках Дня труда в Московской области | Ознакомление молодежи с профессиональными образовательными организациями Московской области | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, Министерство образования Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО», ГАПОУ МО «ПК Энергия» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
13 | Проведение ярмарки временных рабочих мест для молодежи | Временное трудоустройство молодежи на время каникул или учебы в образовательной организации высшего образования | 2022-2030 годы | Министерство социального развития Московской области, ГКУ МО «ЦЗН МО» | В пределах средств бюджета Московской области, предусмотренных Министерству социального развития Московской области |
Приложение 2
к региональной долгосрочной программе
«Содействие занятости молодежи
в Московской области
на период до 2030 года»
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА» НА 2022-2024 ГОДЫ
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя, % | ||
2022 год | 2023 год | 2024 год | ||
1 | Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет | 7 | 6 | 5,4 |
2 | Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет | 13 | 11,5 | 10 |
3 | Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста | 8 | 11 | 14 |