Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Распоряжение Правительства Московской области от 11.09.2023 N 634-РП "Об отказе в согласовании проекта внесения изменений, которые вносятся в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения применительно к городским округам Домодедово и Раменский Московской области в части строительства взлетно-посадочных полос N 3 и N 4 аэропорта Москва (Домодедово)"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 11 сентября 2023 г. N 634-РП

 

Красногорск

 

 

Об отказе в согласовании проекта внесения изменений, которые вносятся в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения применительно к городским округам Домодедово и Раменский Московской области в части строительства взлетно-посадочных полос N 3 и N 4 аэропорта Москва (Домодедово)

 

 

1. Отказать в согласовании проекта изменений, которые вносятся в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, применительно к городским округам Домодедово и Раменский Московской области в части строительства взлетно-посадочных полос N 3 и N 4 аэропорта Москва (Домодедово), направленного в Правительство Московской области письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.08.2023 N ВИ-Д9-24/19588, на основании прилагаемого к настоящему распоряжению сводного заключения.

2. Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области представить в Министерство транспорта Российской Федерации настоящее распоряжение в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Фомина М.А.

 

 

Первый Вице-губернатор

Московской области -

Председатель Правительства

Московской области                     И.Н. Габдрахманов

 


 

Приложение

к распоряжению Правительства

Московской области

от 11 сентября 2023 г. N 634-РП

 

СВОДНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В СХЕМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ВОЗДУШНОГО, МОРСКОГО, ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА) И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГОРОДСКИМ ОКРУГАМ ДОМОДЕДОВО И РАМЕНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС N 3 И N 4 АЭРОПОРТА МОСКВА (ДОМОДЕДОВО)

 

В соответствии со статьей 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительством Московской области рассмотрен проект внесения изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, применительно к городским округам Домодедово и Раменский Московской области в части строительства взлетно-посадочных полос N 3 и N 4 аэропорта Москва (Домодедово) (далее - проект Схемы), размещенный в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП), карточка согласования УИН 0002020101202306281.

Уведомление о размещении проекта Схемы во ФГИС ТП, направленное письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.08.2023 N ВИ-Д9-24/19588, зарегистрировано в Правительстве Московской области от 23.08.2023 N ВХ-36420.

Проектом Схемы предлагается строительство двух новых взлетно-посадочных полос (далее - ВПП) N 3 и N 4 и реконструкция инфраструктуры аэродрома Домодедово с увеличением пропускной способности до 180 взлетно-посадочных операций (далее - ВПО) в час и увеличением пассажиропотока не менее чем до 50 млн пассажиров в год.

В соответствии со статьей 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Схемы подлежит согласованию с субъектом Российской Федерации в части:

1. Возможного влияния планируемых объектов федерального значения на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

2. Возможного негативного воздействия планируемых объектов федерального значения на окружающую среду субъекта Российской Федерации.

Правительством Московской области обеспечено рассмотрение проекта Схемы органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области 13 городских округов: Домодедово, Раменский, Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Котельники, Ленинский, Лыткарино, Люберцы, Подольск, Ступино, Чехов, Воскресенск, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения и может быть оказано влияние на социально-экономическое развитие и окружающую среду.

По результатам рассмотрения проекта Схемы установлено следующее:

1. Влияние на социально-экономическое развитие Московской области.

В соответствии с законодательством <1> перспективное развитие аэропорта Домодедово до четырех ВПП повлечет за собой установление зоны с особыми условиями использования территории в виде приаэродромной территории в составе семи подзон (далее - ПАТ), из которых с первой по шестую подзоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов, седьмая подзона - в целях предотвращения негативного физического воздействия в связи с полетами воздушных судов с учетом оценки рисков для здоровья человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. При этом будут установлены ограничения строительства жилой и социальной застройки, которые ранее не действовали на территории региона.

<1> Воздушный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».

 

Основное влияние на социально-экономическое развитие Московской области при строительстве ВПП N 3 и N 4 может оказать седьмая (шумовая) подзона с возможной площадью 137,9 тыс. га, в границах которой расположены территории с высокой градостроительной активностью и численностью населения 2,8 млн человек. В соответствии с материалами проекта ПАТ 2021 года <2> предложено установить полный запрет строительства жилых и социальных объектов на территориях площадью 137,9 тыс. га.

<2> Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Домодедово от четырех ВПП в составе 1-7 подзон поступил 17.02.2021 на согласование в Правительство Московской области и отклонен от согласования распоряжением Правительства Московской области от 11.03.2021 N 131-РП «Об отказе в согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Домодедово в составе 1-7 подзон».

 

Под ограничения попадают:

- 20,8 млн кв. м планируемой жилой застройки с утвержденной документацией по планировке территории (из них выданы разрешения на строительство на 3,1 млн кв. м и разрешения на ввод в эксплуатацию на 4,99 млн кв. м);

- 2,4 тыс. га незастроенных земельных участков под жилое строительство и социальные объекты;

- 3,0 тыс. домов (3,9 млн кв. м, 213,3 тыс. человек) под реновацию и расселение ветхого и аварийного фонда;

- строительство и реконструкция 300 дошкольных образовательных учреждений (63,3 тыс. мест), 160 школ (134,0 тыс. мест), 53 поликлиник (15,0 тыс. мест), 10 больниц (6,0 тыс. мест).

Наиболее значительное влияние будет оказано на социально-экономическое развитие городского округа Домодедово Московской области с населением 222,8 тыс. человек, где развитие 90% территории окажется под ограничениями. Это приведет к невозможности реализации предусмотренных генеральным планом городского округа Домодедово Московской области мероприятий по расселению ветхого и аварийного фонда, обманутых дольщиков, строительству жилой застройки и социальных объектов, что составит более 9 млн кв. м жилья, 99 дошкольных образовательных учреждений, 51 школу, 17 поликлиник и 3 больницы.

Таким образом, строительство ВПП N 3 и N 4 окажет значительное влияние на социально-экономическое развитие Московской области и муниципальных образований в ее составе, связанное с ограничением развития жилищной и социальной сфер.

2. Негативное воздействие на окружающую среду.

В проекте Схемы отсутствует информация о возможном воздействии на окружающую среду и условия проживания населения в части шумового, электромагнитного воздействия и выбросов вредных веществ, связанных со строительством двух дополнительных ВПП N 3 и N 4.

При этом наиболее сильное негативное воздействие на окружающую среду будет оказано в населенных пунктах городского округа Домодедово и Раменского городского округа Московской области от авиационного шума, слива керосина, выбросов неотработанного топлива при взлете и посадке воздушных судов, электромагнитного излучения радиолокационных станций. Это значительно ухудшит условия проживания для жителей 20 сельских населенных пунктов, 10 СНТ и северо-восточной части города Домодедово (14 тыс. человек), которые будут практически вплотную примыкать к зоне развития аэродрома Домодедово (ВПП N 3 и N 4): д. Истомиха, д. Кутузово, д. Пестово, с. Лямцино, д. Сельвачево, д. Шувайлово, д. Тупицино, д. Яковлевское, д. Пушкино, д. Ловцово, д. Ждановское, с. Вишняково, СНТ «Мечта», СНТ «Бон-1», СНТ «Росинка», СНТ «Исток», СНТ «Полянка» и др.

3. Дополнительные замечания.

3.1. Материалы проекта Схемы не соответствуют требованиям статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В Положении отсутствует характеристика зон с особыми условиями использования территорий, установление которых требуется в связи с размещением двух дополнительных ВПП аэродрома Домодедово.

3.2. В материалах по обоснованию проекта Схемы:

- указано, что в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, предусмотрено создание объектов федерального значения как основание для строительства ВПП N 3 и N 4. При этом в указанном документе отсутствует информация конкретно о развитии аэродрома Домодедово и строительстве двух новых ВПП. Указано только о поддержании действующей сети аэродромов в эксплуатационном состоянии, развитии инфраструктуры аэропортов на принципах государственно-частного партнерства, устранении ограничений пропускной способности аэродромов (когда это экономически обосновано);

- указано на прогноз социально-экономического развития Московской области до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 26.12.2022 N 1444/47 «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период до 2036 года», как основание для строительства ВПП N 3 и N 4. При этом в разделе 7 указанного документа отсутствует информация о развитии аэродрома Домодедово с увеличением его пассажиропотока как важного направления для экономического развития региона;

- указано о наличии в схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) мероприятий по переносу участка магистрального нефтепровода, который попадает в предлагаемые границы зоны развития аэропорта Домодедово. При этом в указанном документе отсутствует информация о планируемом переносе участка нефтепровода;

- указано, что маршруты прибытия и вылета воздушных судов с новых ВПП не затрагивают районы, выделенные под жилую застройку. Вместе с тем в соответствии с материалами проекта ПАТ 2021 года <3> в границах проектной седьмой подзоны, разработанной с учетом перспективных маршрутов, расположены территории планируемой жилищной и социальной застройки;

- указано, что на территории городских округов Московской области Домодедово и Раменский не установлены особые экономические зоны. Однако на территории городского округа Домодедово Московской области создана особая экономическая зона «Максимиха» (постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2020 N 1745 «О создании на территории муниципального образования «городской округ Домодедово» Московской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Максимиха»), сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости - особая экономическая зона 50:28-10.1.

<3> Проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Домодедово от четырех ВПП в составе 1-7 подзон поступил 17.02.2021 на согласование в Правительство Московской области и отклонен от согласования распоряжением Правительства Московской области от 11.03.2021 N 131-РП «Об отказе в согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Домодедово в составе 1-7 подзон».

 

3.3. В материалах по обоснованию проекта Схемы приведены неполные данные, а именно:

- отсутствует полноценный анализ использования территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

- отсутствует информация об оценке возможного влияния планируемых объектов федерального значения на комплексное развитие территории Московской области;

- отсутствуют сведения по развитию сопутствующей транспортной инфраструктуры, необходимой для обслуживания перспективного пассажиропотока и обеспечения функционирования аэропорта в заявленных параметрах;

- не указаны мощности и резервы конкретных центров питания или объектов генерации электрической энергии, к которым будет осуществляться присоединение планируемых нагрузок при развитии аэропорта;

- на картах не отображены планируемые объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования, которые влияют на определение планируемого размещения объектов федерального значения;

- представлена неполная информация об объектах культурного наследия, отражены только объекты федерального значения, но не указана информация об объектах культурного наследия регионального значения;

- представлен неполный перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, отсутствует информация о двух памятниках природы и трех государственных природных заказниках.

В срок, установленный частью 6 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получены заключения муниципальных образований Московской области о негативном влиянии рассматриваемых изменений на социально-экономическое развитие муниципальных образований и негативном воздействии на окружающую среду.

Получены заключения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области:

- о негативном влиянии на социально-экономическое развитие Московской области в связи с распространением возможных ограничений от установления приаэродромной территории аэропорта Домодедово на планируемые объекты социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, образовательные учреждения, культурные учреждения);

- о необходимости дополнения материалов по обоснованию проекта Схемы информацией об отсутствующих в перечне существующих и планируемых особо охраняемых природных территориях, предусмотренных Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 N 106/5 «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области»;

- о необходимости проработать вопрос переноса существующих захоронений на кладбище Елгозино (около 170 шт.) из предлагаемой зоны развития аэродрома Домодедово (ВПП N 3 и N 4).

Вывод:

Проект изменений, которые вносятся в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения применительно к городским округам Домодедово и Раменский Московской области в части строительства взлетно-посадочных полос N 3 и N 4 аэропорта Москва (Домодедово), размещенный в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (карточка согласования УИН 0002020101202306281), содержит положения по размещению объектов, которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований и Московской области в целом и негативное воздействие на окружающую среду на территории Московской области. Также, учитывая, что в проекте Схемы не в полной мере проработаны ограничения зоны с особыми условиями использования территории, установление которой требуется в связи с размещением двух дополнительных ВПП аэродрома Домодедово, проект Схемы отклоняется от согласования в соответствии с положениями, установленными частью 7 статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Московской области "Об отказе в согласовании проекта внесения изменений, которые вносятся в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения применительно к городским округам Домодедово и Раменский Московской области в части строительства взлетно-посадочных полос N 3 и N 4 аэропорта Москва (Домодедово)" от 11.09.2023 N 634-РП