Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Распоряжение Правительства Московской области от 03.04.2025 N 166-РП "Об утверждении Стратегии повышения эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2026-2030 годы"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 3 апреля 2025 г. N 166-РП

 

Красногорск

 

 

Об утверждении Стратегии повышения эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2026-2030 годы

 

 

В целях совершенствования сферы оказания коммунальных услуг на территории Московской области:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию повышения эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2026-2030 годы (далее - Стратегия).

2. Министерству энергетики Московской области утвердить значения целевых показателей в сфере теплоснабжения согласно разделу «III. Целевые показатели реализации Стратегии» Стратегии.

3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области утвердить значения целевых показателей в сферах водоснабжения и водоотведения согласно разделу «III. Целевые показатели реализации Стратегии» Стратегии.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области совместно с руководителями организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области, обеспечить достижение целевых показателей Стратегии.

5. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего распоряжения на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru).

6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Первый Вице-губернатор

Московской области -

Председатель Правительства

Московской области                     И.Н. Габдрахманов

 


 

Утверждена

распоряжением Правительства

Московской области

от 3 апреля 2025 г. N 166-РП

 

Стратегия повышения эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2026-2030 годы

 

I. Общие положения

 

1. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области (далее - Организации), сталкиваются с множеством проблем, которые влияют на эффективность их работы и качество оказываемых потребителям услуг, основными из которых являются:

1) критический износ инфраструктуры, приводящий к увеличению количества аварий, высоким потерям тепловой энергии и воды, перерасходу энергетических ресурсов;

2) низкий уровень планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности, увеличивающий риск банкротства Организаций;

3) низкая привлекательность отрасли для квалифицированного персонала и плохие условия труда, приводящие к отсутствию оптимизации и низкой производительности труда;

4) низкий уровень автоматизации, цифровизации (медленное внедрение современных технологий), что приводит к недостаточному использованию данных для планирования и контроля;

5) низкое качество услуг, что приводит к недовольству потребителей и росту количества поступающих жалоб и обращений граждан;

6) недостаточная модернизация инфраструктуры, формальный подход при формировании и контроле инвестиционных программ и программ ремонтов со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

7) отсутствие единой информационной системы, содержащей характеристики объектов коммунальной инфраструктуры;

8) значительное количество бесхозяйного имущества (в том числе сетей), что препятствует объективной оценке состояния объектов коммунальной инфраструктуры, их включению в программы по модернизации.

2. Целями Стратегии повышения эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2026-2027 годы (далее - Стратегия), являются:

1) обеспечение устойчивого финансового состояния Организаций;

2) достижение эталонных показателей износа объектов коммунальной инфраструктуры, нормативов условного расхода топлива, нормативов потерь, численности персонала Организаций, аварийности.

3. Принципы реализации Стратегии:

1) разработка комплексных мер по совершенствованию деятельности Организаций посредством создания штаба с участием Министерства энергетики Московской области (далее - Минэнерго Московской области), Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - Министерство ЖКХ Московской области), Комитета по ценам и тарифам Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - ОМСУ) и привлеченных экспертов;

2) повышение уровня ответственности ОМСУ (в том числе посредством формирования рейтинга) и руководителей Организаций;

3) внедрение лучших международных и региональных практик;

4) автоматизация и цифровизация деятельности по оказанию коммунальных услуг в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

5) целевая поддержка модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджета Московской области.

 

II. Меры по повышению эффективности организаций,

осуществляющих регулируемые виды деятельности

 

4. Лучшие международные практики по повышению эффективности ресурсоснабжающих организаций (РСО) включают внедрение современных технологий, оптимизацию процессов, улучшение управления и активное взаимодействие с потребителями. Эти практики успешно применяются в различных странах. На основании этого, основные направления реализации Стратегии:

1) внедрение современных технологий;

2) оптимизация процессов;

3) улучшение качества управления;

4) активное взаимодействие с потребителями коммунальных услуг.

5. Основные меры по повышению эффективности Организаций:

1) внедрение интеллектуальных систем, позволяющих автоматизировать управление энергосистемами, оптимизировать распределение ресурсов и снижать потери.

Эффекты: снижение уровня потерь коммунальных ресурсов, повышение надежности и устойчивости сетей, улучшение управления спросом;

2) использование данных и аналитики - анализ больших данных и использование искусственного интеллекта, позволяющие прогнозировать спрос, оптимизировать процессы и предотвращать аварии.

Эффекты: повышение точности прогнозов, снижение операционных затрат, улучшение качества обслуживания;

3) оптимизация водоснабжения - внедрение технологий для снижения потерь воды, улучшения качества и повышения эффективности систем водоснабжения.

Эффекты: снижение уровня потерь воды, повышение качества воды, экономия ресурсов;

4) управление спросом - программы управления спросом позволяют снижать пиковые нагрузки, предлагая потребителям стимулы за сокращение потребления в периоды высокого спроса.

Эффекты: снижение пиковых нагрузок, повышение надежности сетей, экономия расходов Организаций при производстве коммунальных ресурсов;

5) цифровизация мониторинга и управления объектами коммунальной инфраструктуры в реальном времени.

Эффекты: улучшение контроля, снижение аварийности, повышение эффективности;

6) активное вовлечение потребителей в процессы управления ресурсами через образовательные программы, обратную связь и участие в программах энергосбережения.

Эффекты: повышение осведомленности потребителей, улучшение имиджа Организации, снижение количества поступающих обращений и жалоб;

7) государственная поддержка и регулирование с целью стимулирования внедрения инноваций и повышения эффективности осуществляемой деятельности.

Эффекты: создание благоприятной среды для инноваций, ускорение перехода на устойчивые технологии.

 

III. Целевые показатели реализации Стратегии

 

6. Реализация Стратегии направлена на достижение Организациями целевых показателей, приведенных в таблице. Значения целевых показателей на 2026-2030 годы утверждаются Минэнерго Московской области и Министерством ЖКХ Московской области.

 

Таблица

 


N п/п

Наименование показателя

Критерии оценки показателя

Типовые мероприятия

1

2

3

4

1. Эффективное расходование энергетических ресурсов

1.1. В сфере теплоснабжения

1.1.1

Приведение фактических потерь к нормативному уровню

снижение сверхнормативных потерь

капитальный ремонт, реконструкция сетей и источников;

инвентаризация абонентов

1.1.2

Оцифровка и оформление имущества теплоснабжения

внедрение систем мониторинга и диагностики состояния сетей;

юридическое оформление прав на выявленное бесхозяйное имущество

цифровой двойник объекта коммунальной инфраструктуры;

оформление бесхозного имущества, а также незарегистрированное в установленном порядке ОМСУ/РСО

1.1.3

Оптимизация режимов работы оборудования

ежегодное снижения энергопотребления

настройка оборудования по результатам проведенного энергоаудита по определению неоптимальных режимов работы

1.1.4

Внедрение цифровых технологий

автоматизация и диспетчеризация источников

внедрение систем автоматического регулирования

1.1.5

Повышение КПД источников, перевод котельных на газ

использование мощности, использование энергоемких видов топлива

установка газовых котлов вместо угольных, мазутных или дизельных;

использование модульных котельных для повышения гибкости и эффективности

1.2. В сфере водоснабжения

1.2.1

Приведение фактических потерь к нормативному уровню

снижение сверхнормативных потерь

капитальный ремонт, реконструкция сетей и источников;

инвентаризация абонентов

1.2.2

Оцифровка и оформление имущества водоснабжения

внедрение систем мониторинга и диагностики состояния сетей;

юридическое оформление прав на выявленное бесхозяйное имущество

цифровой двойник объекта коммунальной инфраструктуры;

оформление бесхозного имущества, а также незарегистрированное в установленном порядке ОМСУ/РСО

1.2.3

Оптимизация режимов работы оборудования

ежегодное снижения энергопотребления

настройка оборудования по результатам проведенного энергоаудита по определению неоптимальных режимов работы

1.2.4

Внедрение цифровых технологий

автоматизация и диспетчеризация источников

внедрение систем автоматического регулирования

1.2.5

Повышение КПД источников

уменьшение расходов на электроэнергию, ремонт и обслуживание, снижение аварий

оптимизация использования резервных насосов и оборудования;

установка частотных регуляторов и систем плавного пуска

1.3. В сфере водоотведения

1.3.1

Оцифровка и оформление имущества водоотведения

внедрение систем мониторинга и диагностики состояния сетей;

юридическое оформление прав на выявленное бесхозяйное имущество

цифровой двойник объекта коммунальной инфраструктуры;

оформление бесхозного имущества, а также незарегистрированное в установленном порядке ОМСУ/РСО

1.3.2

Оптимизация режимов работы оборудования

ежегодное снижение энергопотребления

настройка оборудования по результатам проведенного энергоаудита по определению неоптимальных режимов работы

1.3.3

Внедрение цифровых технологий

автоматизация и диспетчеризация объектов

внедрение систем автоматического регулирования

2. Модернизация коммунальной инфраструктуры, повышение надежности и качества услуг

2.1. В сфере теплоснабжения

2.1.1

Наличие инвестиционной программы (далее - ИП)

ИП утверждена Минэнерго Московской области и содержит показатели эффективности для каждого мероприятия утверждение ИП:

- снижение износа;

- обновление спецтранспорта; снижение показателей потерь, расхода энергоресурсов;

цифровизация и автоматизация;

повышение доли современного оборудования

мероприятия утверждены Минэнерго Московской области

2.1.2

Реализация ИП

доля выполненных объектов от запланированных к вводу - выполнение не менее 90% (без учета мероприятий, финансируемых за счет источника - «плата за технологическое присоединение»)

мероприятия выполнены

2.1.3

Программа ремонтов ежегодно утверждается Организацией, согласовывается ОМСУ

индивидуальный подход с учетом участия главы: контроль целевого расходования тарифных средств - 100%

наличие программ ремонтов, подписанных ОМСУ и проверенных на предмет:

- актуальности мероприятий;

- стоимости запланированных мероприятий

2.1.4

Контроль ОМСУ исполнения программы ремонтов

снижение объема аварийных ремонтов

мероприятия, согласованные администрацией городского округа

2.1.5

Наличие аварийно-диспетчерской службы

наличие персонала и техники в составе аварийных бригад

 

2.2. В сфере водоснабжения

2.2.1

Наличие инвестиционной программы (ИП)

ИП утверждена Министерством ЖКХ Московской области и содержит показатели эффективности для каждого мероприятия утверждение ИП:

- снижение износа;

- обновление спецтранспорта; снижение показателей потерь, расхода энергоресурсов;

цифровизация и автоматизация;

повышение доли современного оборудования

мероприятия утверждены Министерством ЖКХ Московской области

2.2.2

Реализация ИП

доля выполненных объектов от запланированных к вводу - выполнение не менее 90% (без учета мероприятий, финансируемых за счет источника - «плата за технологическое присоединение»)

мероприятия выполнены

2.2.3

Программа ремонтов ежегодно утверждается Организацией, согласовывается ОМСУ

индивидуальный подход с учетом участия главы: контроль целевого расходования тарифных средств - 100%

наличие программ ремонтов, подписанных ОМСУ и проверенных на предмет:

- актуальности мероприятий;

- стоимости запланированных мероприятий

2.2.4

Контроль ОМСУ исполнения программы ремонтов

снижение объема аварийных ремонтов

мероприятия, согласованные администрацией городского округа

2.2.5

Наличие аварийно-диспетчерской службы

наличие персонала и техники в составе аварийных бригад

 

2.3. В сфере водоотведения

2.3.1

Наличие инвестиционной программы (ИП)

ИП утверждена Министерством ЖКХ Московской области и содержит показатели эффективности для каждого мероприятия утверждение ИП:

- снижение износа;

- обновление спецтранспорта; снижение показателей потерь, расхода энергоресурсов;

цифровизация и автоматизация;

повышение доли современного оборудования

мероприятия утверждены Министерством ЖКХ Московской области

2.3.2

Реализация ИП

доля выполненных объектов от запланированных к вводу - выполнение не менее 90% (без учета мероприятий, финансируемых за счет источника - «плата за технологическое присоединение»)

мероприятия выполнены

2.3.3

Программа ремонтов ежегодно утверждается Организацией, согласовывается ОМСУ

индивидуальный подход с учетом участия главы: контроль целевого расходования тарифных средств - 100%

наличие программ ремонтов, подписанных ОМСУ и проверенных на предмет:

- актуальности мероприятий;

- стоимости запланированных мероприятий

2.3.4

Контроль ОМСУ исполнения программы ремонтов

снижение объема аварийных ремонтов

мероприятия, согласованные администрацией городского округа

2.3.5

Наличие аварийно-диспетчерской службы

наличие персонала и техники в составе аварийных бригад

 

3. Оптимизация персонала, привлечение квалифицированных кадров, повышение привлекательности профессии

3.1. В сфере теплоснабжения

3.1.1

Наличие программы оптимизации структуры и штатной численности

да/нет

разработка и утверждение руководителем Организации программы

3.1.2

Укомплектованность предприятия квалифицированным персоналом, в том числе при взаимодействии с ссуз/вуз

повышение доли укомплектованности

трудоустройство сотрудников

3.1.3

Обучение и повышение квалификации персонала

доля производственного персонала, прошедшего обучение и повышение квалификации (исполнение плановых значений)

разработка Положения о корпоративной системе обучения, повышения квалификации;

разработка и реализация Плана мероприятий в рамках реализации Положения

3.1.4

Улучшение условий труда, повышение привлекательности профессии

выполнение программы СУОТ;

предоставление муниципального жилья

исполнение программы СУОТ;

организация взаимодействия с администрацией по вопросам предоставления муниципального жилья

3.1.5

Совершенствование системы оплаты труда

выполнение ключевых показателей эффективности деятельности работников

разработка Регламента применения ключевых показателей эффективности деятельности работников (по структурным подразделениям)

3.2. В сфере водоснабжения

3.2.1

Наличие программы оптимизации структуры и штатной численности

да/нет

разработка и утверждение руководителем Организации программы

3.2.2

Укомплектованность предприятия квалифицированным персоналом, в том числе при взаимодействии с ссуз/вуз

повышение доли укомплектованности

трудоустройство сотрудников

3.2.3

Обучение и повышение квалификации персонала

доля производственного персонала, прошедшего обучение и повышение квалификации (исполнение плановых значений)

разработка Положения о корпоративной системе обучения, повышения квалификации;

разработка и реализация Плана мероприятий в рамках реализации Положения

3.2.4

Улучшение условий труда, повышение привлекательности профессии

выполнение программы СУОТ;

предоставление муниципального жилья

исполнение программы СУОТ;

организация взаимодействия с администрацией по вопросам предоставления муниципального жилья

3.2.5

Совершенствование системы оплаты труда

выполнение ключевых показателей эффективности деятельности работников

разработка Регламента применения ключевых показателей эффективности деятельности работников (по структурным подразделениям)

3.3. В сфере водоотведения

3.3.1

Наличие программы оптимизации структуры и штатной численности

да/нет

разработка и утверждение руководителем Организации программы

3.3.2

Укомплектованность предприятия квалифицированным персоналом, в том числе при взаимодействии с ссуз/вуз

повышение доли укомплектованности

трудоустройство сотрудников

3.3.3

Обучение и повышение квалификации персонала

доля производственного персонала, прошедшего обучение и повышение квалификации (исполнение плановых значений)

разработка Положения о корпоративной системе обучения, повышения квалификации;

разработка и реализация Плана мероприятий в рамках реализации Положения

3.3.4

Улучшение условий труда, повышение привлекательности профессии

выполнение программы СУОТ;

предоставление муниципального жилья

исполнение программы СУОТ;

организация взаимодействия с администрацией по вопросам предоставления муниципального жилья

3.3.5

Совершенствование системы оплаты труда

выполнение ключевых показателей эффективности деятельности работников

разработка Регламента применения ключевых показателей эффективности деятельности работников (по структурным подразделениям)

4. Улучшение финансового состояния Организаций

4.1. В сфере теплоснабжения

4.1.1

Стандартизация планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД)

утверждение и контроль ОМСУ планов ФХД в программном решении (информационной системе)

разработка и утверждение плана ФХД, контроль исполнения;

работа балансовых комиссий ОМСУ (не реже 1 р. в квартал)

4.1.2

Снижение дебиторской задолженности (далее - ДЗ).

Сокращения кассовых разрывов

списание просроченной ДЗ

собираемость не менее 97%

передача лицевых счетов в ЕИРЦ;

передача в ЕИРЦ ДЗ на ведение судебной работы;

снижение ДЗ

4.1.3

Снижение кредиторской задолженности (далее - КЗ)

отсутствие просроченной задолженности за ТЭР и налоги;

снижение иной просроченной задолженности

исполнение плановых заданий за ТЭР Минэнерго;

отсутствие просроченной налоговой задолженности

4.1.4

Развитие дополнительных видов деятельности

дополнительная прибыль на развитие Организаций

оказание платных услуг (установка приборов учета, обслуживание ИТП, проведение подрядных работ)

4.2. В сфере водоснабжения

4.2.1

Стандартизация планирования и контроля ФХД

утверждение и контроль ОМСУ планов ФХД в программном решении (информационной системе)

разработка и утверждение плана ФХД, контроль исполнения

4.2.2

Снижение ДЗ.

Сокращения кассовых разрывов

списание просроченной ДЗ

собираемость не менее 97%

передача лицевых счетов в ЕИРЦ;

передача в ЕИРЦ ДЗ на ведение судебной работы;

снижение ДЗ

4.2.3

Снижение КЗ

снижение просроченной задолженности

 

4.2.4

Развитие дополнительных видов деятельности

дополнительная прибыль на развитие Организаций

оказание платных услуг (установка приборов учета, проведение подрядных работ)

4.3. В сфере водоотведения

4.3.1

Стандартизация планирования и контроля ФХД

утверждение и контроль ОМСУ планов ФХД в программном решении (информационной системе)

разработка и утверждение плана ФХД, контроль исполнения

4.3.2

Снижение ДЗ.

Сокращения кассовых разрывов

списание просроченной ДЗ

собираемость не менее 97%

передача лицевых счетов в ЕИРЦ;

передача в ЕИРЦ ДЗ на ведение судебной работы;

снижение ДЗ

4.3.3

Снижение КЗ

снижение просроченной задолженности

 

4.3.4

Развитие дополнительных видов деятельности

дополнительная прибыль на развитие Организаций

оказание платных услуг (установка приборов учета, проведение подрядных работ)

 

Распоряжение Правительства Московской области "Об утверждении Стратегии повышения эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2026-2030 годы" от 03.04.2025 N 166-РП