Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Распоряжение Правительства Московской области от 06.05.2025 N 252-РП "Об утверждении региональной программы Московской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи на 2025-2027 годы"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 6 мая 2025 г. N 252-РП

 

Красногорск

 

 

Об утверждении региональной программы Московской области «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи на 2025-2027 годы»

 

 

В целях реализации подпункта «е» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.01.2019 N Пр-38ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27.12.2018, государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2023-2027 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1058/35 О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2019-2024 годы и утверждении государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2023-2027 годы»:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу Московской области «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи на 2025-2027 годы» (далее - Программа).

2. Определить Министерство здравоохранения Московской области ответственным центральным исполнительным органом Московской области за реализацию Программы.

3. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего распоряжения на Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru).

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Вице-губернатора Московской области Болатаеву Л.С.

 

 

Первый Вице-губернатор

Московской области -

Председатель Правительства

Московской области                     И.Н. Габдрахманов

 


 

Утверждена

распоряжением Правительства

Московской области

от 6 мая 2025 г. N 252-РП

 

Региональная программа Московской области «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи на 2025-2027 годы»

 

I. Вводная часть

 

1. Цели и задачи региональной программы Московской области

«Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи

на 2025-2027 годы»

 

1. Целью региональной программы Московской области «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи на 2025-2027 годы» (далее - Программа) является обеспечение повышения доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи в Московской области в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в стационарных условиях, повышение доступности и качества обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи лекарственными препаратами, в том числе содержащими наркотические средства и психотропные вещества.

Реализация настоящей Программы осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, оказание паллиативной помощи, в том числе детям» государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2023-2027 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1058/35 «О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2019-2024 годы» и утверждении государственной программы Московской области «Здравоохранение Подмосковья» на 2023-2027 годы», Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.12.2024 N 1764-ПП «О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

2. Основными задачами Программы являются:

1) разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи населению в Московской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

2) совершенствование паллиативной службы в целях создания в Московской области эффективной инфраструктуры для оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе с использованием средств федерального бюджета;

3) совершенствование регистра пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области;

4) повышение доступности паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи;

5) совершенствование системы паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи;

6) совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, по достижению совершеннолетия из медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детскому населению, в медицинские организации государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающие паллиативной медицинской помощи взрослым;

7) повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;

8) совершенствование взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области и организаций социального обслуживания Московской области при оказании паллиативной медицинской помощи;

9) разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе с применением медицинских информационных систем.

 

Таблица 1

 

Основные целевые показатели эффективности реализации программы

 


N п/п

Наименование целевого показателя

Базовое значение (на 31.12.2024)

Единица измерения

Период, год

2025

2026

2027

1

2

3

4

5

6

7

1

Доля пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь, в общем количестве пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи

66

процент

90

90

90

2

Обеспеченность паллиативными койками на 10000 населения, из них

2.1

число коек на 10000 детей

0,60

единиц на 10000 детей

0,67

0,67

0,68

2.2

число коек на 10000 взрослых, из них:

2,10

единиц на 10000 взрослых

2,00

1,98

1,96

2.3

число паллиативных коек на 10000 взрослых

0,97

единиц на 10000 взрослых

0,94

0,93

0,92

2.4

число коек сестринского ухода на 10000 взрослых

1,13

единиц на 10000 взрослых

1,06

1,05

1,04

3

Обеспеченность выездными патронажными бригадами паллиативной медицинской помощи

3.1

к взрослым, на 100000 взрослых

0,67

единиц на 100000 взрослых

0,64

0,63

0,62

3.2

к детям, на 50000 детей

0,43

единиц на 50000 детей

0,47

0,51

0,54

4

Объем заявленной потребности в наркотических лекарственных препаратов, рассчитанной в соответствии с методическими рекомендациями (60-дневный курс обезболивания)

4.1

в инвазивных лекарственных формах

94

процент

95

95

95

4.2

в неинвазивных лекарственных формах короткого действия

89

процент

90

90

90

4.3

в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия

94

процент

95

95

95

5

Полнота выборки наркотических лекарственных препаратов Московской области в рамках заявленной потребности в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ

5.1

в инвазивных лекарственных формах

94

процент

95

95

95

5.2

в неинвазивных лекарственных формах короткого действия

88

процент

80

80

80

5.3

в неинвазивных лекарственных формах пролонгированного действия

98

процент

80

80

80

6

Число врачей по паллиативной медицинской помощи (физических лиц на занятых должностях) в структурных подразделениях медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь

74

число врачей

80

86

92

7

Доля пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания от общего числа пролеченных пациентов по паллиативной медицинской помощи

2

процент

2

2

2

8

Число некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, которые получили меры государственной поддержки, в том числе в форме субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации, на оказание услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, включая организацию оказания паллиативной медицинской помощи и содействие в ее получении

1

число социально ориентированных некоммерческих организаций

1

1

1


 

2. Нормативные правовые акты Московской области

 

Таблица 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОКАЗАНИЕ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

N п/п

Наименование нормативного правового акта Московской области

Краткое содержание нормативного правового акта Московской области

1

2

3

1

Постановление Правительства Московской области от 11.12.2019 N 952/40 «Об утверждении Порядка взаимодействия медицинских организаций Московской области и организаций социального обслуживания Московской области при оказании паллиативной медицинской помощи»

Организация предоставления пациентам, получающим паллиативную медицинскую помощь, социальных услуг, мер социальной защиты, мер психологической поддержки; организация обмена информацией о пациентах, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи и (или) социальных услугах

2

Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 25.11.2021 N 1073 «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи и перечня медицинских организаций Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь населению Московской области»

Утверждает порядок оказания паллиативной медицинской помощи и перечень медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь населению Московской области

3

Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 03.02.2022 N 68 «Об утверждении Регламента организации оказания паллиативной медицинской помощи населению на территории Московской области»

Устанавливает правила оказания паллиативной медицинской помощи взрослому и детскому населению в амбулаторных и стационарных условиях, правила взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, обмена информацией об оказании паллиативной медицинской помощи

4

Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 10.01.2022 N 4-Р «Об организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослому и детскому населению Московской области организациями государственной системы здравоохранения Московской области, в структуру которых входит выездная патронажная служба»

Утверждает перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, в структуру которых входит выездная патронажная служба, оказывающая паллиативную медицинскую на дому взрослому и детскому населению по городским округам Московской области

5

Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 26.11.2020 N 168-Р «Об утверждении порядка учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области»

Утверждает порядок и форму учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области; форму обращения о предоставлении социального обслуживания пациенту

6

Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 31.03.2022 N 87-Р «Об организации передачи от медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области»

Утверждает порядок оформления и передачи от медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, а также перечень медицинских организаций, уполномоченных на передачу медицинских изделий

7

Приказ министра здравоохранения Московской области от 16.12.2024 N 686 «Об утверждении регламента госпитализации граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, в государственные учреждения здравоохранения Московской области для оказания специализированной паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях»

Устанавливает критерии госпитализации для оказания специализированной паллиативной медицинской помощи взрослому и детскому населению в стационарных условиях, имеющим место жительство в Московской области, признанным нуждающимися в оказании паллиативной медицинской помощи

 

II. Основные статистические данные Московской области

 

1. Общая информация

 

Таблица 3

 

N п/п

Показатель

Значение показателя

1

2

3

1

Федеральный округ

Центральный

2

Площадь региона, кв. км

44329

3

Население региона (на 01.01.2025), чел., в т.ч.

8766594

3.1

Городское население

6825748

3.2

Сельское население

1940846

4

Плотность населения (на 01.01.2025), чел./ кв. км

197,8

5

Количество административно-территориальных единиц (городских и муниципальных округов) (на 01.01.2025)

56

6

Количество городских поселений (населенных пунктов) (на 01.01.2024)

145

7

Количество сельских поселений (населенных пунктов) (на 01.01.2024)

5833

 

Примечание. В 2024 году городское население составило 78%, сельское - 22%.

 

Таблица 4

 

РАСХОДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПАЛЛИАТИВНУЮ

МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

 

N п/п

Показатель

Объем финансирования, тыс. рублей

2024

2025

2026

2027

1

2

3

4

5

6

1

Оказание медицинских услуг паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в т.ч. на дому

65943

80655

80686

80719

2

Оказание медицинских услуг паллиативной медицинской помощи (вне медицинских организаций)

217334

220849

225102

229575

3

Оказание медицинских услуг паллиативной медицинской помощи, сестринский уход

694653

803610

811352

819460

4

Оказание медицинских услуг паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях

1005254

1203625

1214726

1226343

5

Оказание медицинских услуг паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (НКО)

1633

40462

40841

41238

6

Оказание медицинских услуг паллиативной медицинской помощи (вне медицинских организаций) (НКО)

943

14223

14555

14905

Всего

1985760

2363424

2387262

2412240

 

2. Анализ текущего состояния системы оказания паллиативной

медицинской помощи в Московской области

 

Ежегодная оценка потребности взрослого и детского населения в оказании паллиативной медицинской помощи осуществляется в соответствии С регистром пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи.

 

Таблица 5

 

N п/п

Потребность в оказании паллиативной медицинской помощи

Единица измерения

Количество пациентов

1

2

3

4

1

Всего потребность в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе

чел.

23436

1.1

0-17 лет включительно

чел.

735

1.2

старше трудоспособного возраста

чел.

17953

 

Примечание. Потребность населения в оказании паллиативной медицинской помощи стабильна.

 

3. Инфраструктура оказания паллиативной медицинской помощи

в Московской области

 

Таблица 6

 

Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в амбулаторных условиях

 

N п/п

Наименование медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области

Отделение выездной патронажной медицинской помощи (количество отделений)

Кабинет паллиативной медицинской помощи (количество кабинетов)

1

2

3

4

1

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Балашихинская больница»

1

2

2

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Воскресенская больница»

0

1

3

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Волоколамская больница»

1

1

4

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Видновская клиническая больница»

0

1

5

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Долгопрудненская больница»

0

1

6

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Дмитровская больница»

1

1

7

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Домодедовская больница»

0

1

8

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Дубненская больница»

1

2

9

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Егорьевская больница»

0

1

10

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Жуковская областная клиническая больница»

0

1

11

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Истринская клиническая больница»

0

1

12

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Клинская больница»

1

1

13

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Коломенская больница»

0

1

14

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Королевская больница»

1

1

15

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Красногорская больница»

0

1

16

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Лобненская больница»

0

1

17

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Луховицкая больница»

1

1

18

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Люберецкая областная больница»

3

7

19

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной хоспис (для детей)»

1

0

20

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Можайская больница»

1

1

21

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Мытищинская областная клиническая больница»

1

1

22

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Наро-Фоминская больница»

0

1

23

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ногинская больница»

0

1

24

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Одинцовская областная больница»

1

1

25

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Орехово-Зуевская больница»

1

1

26

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Павлово-Посадская больница»

0

1

27

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Подольская областная клиническая больница»

1

2

28

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.»

1

2

29

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Раменская больница»

1

2

30

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Сергиево-Посадская больница»

1

1

31

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Серпуховская больница»

0

1

32

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Солнечногорская больница»

1

1

33

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ступинская клиническая больница»

0

1

34

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Химкинская клиническая больница»

1

1

35

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Шатурская больница»

1

1

36

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Щелковская больница»

0

1

37

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Электростальская больница»

0

1

 

Всего

22

47

 

Примечание. В 2024 году в Московской области функционировали 47 кабинетов паллиативной медицинской помощи. Медицинская помощь на дому пациентам, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, оказывалась 22 отделениями выездной патронажной паллиативной медицинской помощи.

 

Таблица 7

 

Показатели эффективности паллиативной медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях в Московской области в 2024 году

 

N п/п

Наименование показателя

2024

1

2

3

1

Число амбулаторных посещений с целью получения паллиативной медицинской помощи врачей-специалистов, всего

138761

1.1

в том числе, детей

3015

2

Число вызовов выездных бригад патронажной паллиативной медицинской помощи

52875

2.1

в том числе, к детям

13184

3

Число посещений к врачам с целью получения паллиативной медицинской помощи на 1 жителя

0,016

 

Примечание. В связи с открытием в 2024 году 3-х кабинетов паллиативной медицинской помощи прогнозируется рост количества посещений на 27%.

 

Таблица 8

 

Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь взрослым в стационарных условиях

 

N п/п

Наименование медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области

Количество паллиативных коек

Количество коек сестринского ухода

1

2

3

4

1

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Балашихинская больница»

10

0

2

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Волоколамская больница»

15

30

3

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Воскресенская больница»

15

25

4

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Дзержинская больница»

10

0

5

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Дмитровская больница»

13

64

6

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Домодедовская больница»

15

0

7

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Дубненская больница»

10

5

8

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Егорьевская больница»

30

25

9

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Жуковская областная клиническая больница»

15

0

10

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Зарайская больница»

10

0

11

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Каширская больница»

15

10

12

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Клинская больница»

55

0

13

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Коломенская больница»

20

50

14

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Королевская больница»

25

20

15

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Красногорская больница»

30

10

16

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Лобненская больница»

20

19

17

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Лотошинская больница»

10

10

18

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Луховицкая больница»

10

7

19

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Люберецкая областная больница»

0

15

20

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Можайская больница»

0

50

21

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной онкологический диспансер»

20

0

22

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Наро-Фоминская больница»

0

42

23

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ногинская больница»

20

40

24

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Одинцовская областная больница»

20

0

25

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Орехово-Зуевская больница»

30

55

26

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Павлово-Посадская больница»

10

75

27

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Подольская областная клиническая больница»

20

30

28

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Пушкинская клиническая больница им. Розанова В.Н.»

35

10

29

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Раменская больница»

20

20

30

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Рузская больница»

30

0

31

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Сергиево-Посадская больница»

15

23

32

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Серпуховская больница»

10

10

33

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Солнечногорская больница»

15

40

34

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ступинская клиническая больница»

15

20

35

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Химкинская клиническая больница»

40

20

36

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Чеховская больница»

20

0

37

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Шатурская больница»

0

20

38

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Шаховская больница»

10

18

39

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Щелковская больница»

18

0

 

Всего

676

763

 

Примечание. В Московской области паллиативную медицинскую помощь оказывают 39 медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, имеющих в своем составе 676 паллиативных коек для взрослых и 763 койки сестринского ухода.

 

Таблица 9

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАЛЛИАТИВНУЮ

МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

 

N п/п

Наименование медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области

Количество паллиативных коек для детей

1

2

3

1

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной центр охраны материнства и детства»

15

2

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Клинская больница»

4

3

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Подольская детская больница»

14

4

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной хоспис (для детей)»

73

 

Всего:

106

 

Примечание. Детское население Московской области получает паллиативную медицинскую помощь на 106 круглосуточных койках в 4-х медицинских организациях государственной системы здравоохранения Московской области.

 

Таблица 10

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,

ОКАЗАННОЙ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

N п/п

Наименование показателя

2024

1

Число пациентов, поступивших в круглосуточный стационар для получения паллиативной медицинской помощи

1.1

паллиативные койки для взрослых

12063

1.2

паллиативные койки для детей

503

1.3

койки сестринского ухода

11852

2

Количество койко-дней

2.1

паллиативные койки для взрослых

217398

2.2

паллиативные койки для детей

23287

2.3

койки сестринского ухода

276006

3

Средняя занятость койки, (дни)

3.1

паллиативные койки для взрослых

330

3.2

паллиативные койки для детей

226

3.3

койки сестринского ухода

346

4

Средняя длительность пребывания на койке (дни)

4.1

паллиативные койки для взрослых

17,9

4.2

паллиативные койки для детей

45,3

4.3

койки сестринского ухода

23,2

5

Летальность (%)

5.1

паллиативные койки для взрослых

31,7

5.2

паллиативные койки для детей

7,2

5.3

койки сестринского ухода

7,3

 

Примечание. В 2024 году показатель средней занятости паллиативных коек составил для взрослых 330 дней, для детей 226 дней, коек сестринского ухода 346 дней.

В 2024 году наблюдается снижение показателя средней длительности пребывания на паллиативных койках для взрослых на 5 дней, для детей - на 3 дня, на койках сестринского ухода - на 9 дней.

 

4. Координационный центр паллиативной медицинской помощи

Московской области в государственном бюджетном учреждении

здравоохранения Московской области «Химкинская

клиническая больница»

 

В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 28.07.2022 N 204-Р «О создании координационного центра паллиативной медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области «Химкинская клиническая больница» в структуре государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Химкинская клиническая больница» создан координационный центр паллиативной медицинской помощи для целей:

1) организации участия врачей-специалистов, обученных по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи, в заседаниях врачебных комиссий и консилиумах медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области;

2) организации транспортировки взрослого и детского населения, имеющего показания к оказанию паллиативной медицинской помощи, домой или в другую медицинскую организацию;

3) организации круглосуточных консультаций жителей Московской области по вопросам обезболивания;

4) взаимодействия с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Московской области по вопросам организации оказания медицинской помощи пациентам, признанным нуждающимися в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе:

при организации обеспечения текущей и плановой потребности пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому, наркотическими средствами и психотропными веществами;

по порядку назначения лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

при организации оснащения (переоснащения, дооснащения) медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области медицинскими изделиями, в соответствии со стандартами оснащения, предусмотренными Положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2019 N 345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья»;

5) организации посещений выездными патронажными бригадами паллиативной медицинской помощи;

6) организации госпитализации пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи;

7) анализа, обобщения и направления отчетов по паллиативной медицинской помощи в управление специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения Московской области;

8) контроля за ведением регистра пациентов, получающих паллиативную медицинскую помощь в Московской области, в подсистеме «Поликлиника» государственной информационной системы «Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области»;

9) ведения и развития информационного ресурса по паллиативной медицинской помощи;

10) организации взаимодействия с территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области;

11) организации взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

 

5. Государственное задание медицинских организаций

государственной системы здравоохранения Московской области,

оказывающих паллиативную медицинскую помощь

 

Таблица 11

 

ПЛАНОВЫЕ ОБЪЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

N п/п

Условия оказания паллиативной медицинской помощи

2024

2025

2026

2027

1

амбулаторно

70472

68998

68998

68998

2

вне медицинских организаций

50901

50902

50902

50902

3

стационарно (койки сестринского ухода)

246375

237890

237890

237890

4

стационарно (паллиативные койки)

226022

222788

222788

222788

5

стационарно (НКО)

525

8500

8500

8500

6

вне медицинских организаций (НКО)

250

4000

4000

4000

 

Примечание. В 2024 году выделены объемы для некоммерческих организаций (НКО) с целью оказания паллиативной медицинской помощи населению Московской области в стационарных условиях и на дому.

 

6. Укомплектованность и основные показатели кадровой службы

медицинских организаций государственной системы

здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную

медицинскую помощи в 2024 году

 

Таблица 12

 

N п/п

Медицинские работники

Число штатных должностей

Число занятых должностей

Количество физических лиц основных работников на занятых должностях

Укомплектованность, %

Всего

из них, имеют сертификат по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи

1

2

3

4

5

6

7

1

Кабинеты паллиативной медицинской помощи и отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи

1.1

Врачи

85,5

53,5

29

29

62,6

1.2

Средний медицинский персонал

114,0

45,0

24

23

39,5

1.3

Младший медицинский персонал

8,0

8,0

7

0

100,0

2

Хосписы и отделения паллиативной медицинской помощи, включая койки сестринского ухода

2.1

Врачи

207,5

147,5

77

71

71,1

2.2

Средний медицинский персонал

808,5

688,75

509

463

85,2

2.3

Младший медицинский персонал

368,25

315,5

238

96

85,7

3

В том числе, отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи, хосписы и отделения паллиативной медицинской помощи для детей

3.1

Врачи

67,0

52,0

33

31

77,6

3.2

Средний медицинский персонал

113,75

96,75

84

84

85,1

3.3

Младший медицинский персонал

4,75

4,75

0

0

100

 

Таблица 13

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАЛЛИАТИВНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В 2024 ГОДУ

 

N п/п

Медицинские работники

Укомплектованность, %

Коэффициент совместительства

Дефицит, %

1

2

3

4

5

1

Врачи

68,6

1,9

31,4

2

Средний медицинский персонал

79,5

1,4

20,5

3

Младший медицинский персонал

86,0

1,3

14,0

 

Примечание. В Московской области отмечается дефицит врачебных кадров по паллиативной медицинской помощи, врачи в среднем работают на 1,9 ставки. Средний медицинский персонал работает на 1,4 ставки. Для привлечения медицинских кадров на территории Московской области реализуются меры социальной поддержки: стимулирование к переезду в местности с наибольшим кадровым дефицитом в виде единовременных компенсационных выплат; предоставление земельных участков в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; ежемесячной денежной выплаты для компенсации аренды жилья; предоставление жилья; оплаты проезда до работы и обратно, социальная ипотека, а также проводятся циклы по обучению врачей-специалистов оказанию паллиативной медицинской помощи.

 

7. Образовательные организации

 

Обучение медицинского персонала по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям (врачей и средних медицинских работников) осуществляется на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Московский областной медицинский колледж», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации других образовательных организаций.

С 2023 года по программе «Хронический болевой синдром (ХБС) у взрослых пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи» прошли обучение 730 специалистов Московской области.

 

8. Распределение бюджетных ассигнований, выделенных

из федерального бюджета, в целях развития паллиативной

медицинской помощи в Московской области с 2022 года

 

В соответствии с соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи от 28.12.2021 N 056-09-2022-239 (далее - Соглашение), и дополнительными соглашениями к нему от 10.10.2022 N 056-09-2022-239/1, от 30.11.2022 N 056-09-2022-239/2, от 06.12.2022 N 056-09-2022-239/3, от 28.12.2022 N 056-09-2022-239/4, от 19.04.2023 N 056-09-2022-239/5, от 19.07.2023 N 056-09-2022-239/6, от 28.12.2023 N 056-09-2022-239/7, от 10.06.2024 N 056-09-2022-239/8, от 30.08.2024 N 056-09-2022-239/9, от 16.12.2024 N 056-09-2022-239/10, от 27.12.2024 N 056-09-2022-239/11, от 25.02.2025 N 056-09-2022-239/12, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Московской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет:

в 2022 году 265843214 (двести шестьдесят пять миллионов восемьсот сорок три тысячи двести четырнадцать) рублей 29 копеек;

в 2023 году 261127321 (двести шестьдесят один миллион сто двадцать семь тысяч триста двадцать один) рублей 43 копеек;

в 2024 году 240680100 (двести сорок миллионов шестьсот восемьдесят тысяч сто) рублей 00 копеек;

в 2025 году 229638200 (двести двадцать девять миллионов шестьсот тридцать восемь тысяч двести) рублей 00 копеек;

в 2026 году 228309700 (двести двадцать восемь миллионов триста девять тысяч семьсот) рублей 00 копеек;

в 2027 году 233169900 (двести тридцать три миллиона сто шестьдесят девять тысяч девятьсот) рублей 00 копеек.

 

9. Доступность лекарственных препаратов в лечении болевого

синдрома при оказании паллиативной медицинской помощи

в Московской области

 

Особое внимание при оказании паллиативной медицинской помощи необходимо уделять доступности наркотических лекарственных препаратов, предназначенных для купирования хронического болевого синдрома у взрослых пациентов со злокачественными новообразованиями, терминальной стадией ВИЧ-инфекции (СПИД) и иными неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями.

В настоящее время обеспечение физических лиц наркотическими лекарственными препаратами и психотропными веществами на территории Московской области осуществляют в 64 аптечных пунктах государственного бюджетного учреждения Московской области «Мособлмедсервис».

 

Таблица 14

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОТПУСК

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО ГОРОДСКИМ

ОКРУГАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

N п/п

Наименование муниципального образования Московской области

Количество аптечных пунктов

1

2

3

1

городской округ Балашиха

2

2

Богородский городской округ

2

3

городской округ Власиха

1

4

Волоколамский муниципальный округ

1

5

городской округ Воскресенск

1

6

Дмитровский муниципальный округ

1

7

городской округ Долгопрудный

1

8

городской округ Домодедово

1

9

городской округ Дубна

1

10

муниципальный округ Егорьевск

1

11

городской округ Жуковский

1

12

муниципальный округ Зарайск

1

13

муниципальный округ Истра

1

14

городской округ Кашира

1

15

городской округ Клин

1

16

городской округ Коломна

2

17

городской округ Королев

1

18

городской округ Котельники

1

19

городской округ Красногорск

1

20

городской округ Краснознаменск

1

21

Ленинский городской округ

1

22

городской округ Лобня

1

23

муниципальный округ Лотошино

1

24

муниципальный округ Луховицы

1

25

городской округ Лыткарино

1

26

городской округ Люберцы

2

27

Можайский муниципальный округ

1

28

городской округ Мытищи

1

29

Наро-Фоминский городской округ

1

30

Одинцовский городской округ

2

31

Орехово-Зуевский городской округ

1

32

Павлово-Посадский городской округ

2

33

городской округ Подольск

1

34

городской округ Пушкинский

3

35

Раменский муниципальный округ

2

36

городской округ Реутов

1

37

Рузский муниципальный округ

1

38

муниципальный округ Серебряные Пруды

1

39

Сергиево-Посадский городской округ

1

40

городской округ Серпухов

2

41

городской округ Солнечногорск

1

42

городской округ Ступино

1

43

Талдомский городской округ

1

44

городской округ Фрязино

1

45

городской округ Химки

2

46

муниципальный округ Чехов

1

47

муниципальный округ Шатура

2

48

муниципальный округ Шаховская

1

49

городской округ Щелково

3

50

городской округ Электросталь

1

 

10. Система учета и мониторинга паллиативной медицинской

помощи в Московской области

 

В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 26.11.2020 N 168-Р «Об утверждении порядка учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной помощи в Московской области» в государственной информационной системе «Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области» сформирован регистр пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи.

В регистре пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, учитываются: дата включения/исключения (с указанием причины) пациента, контактные данные пациента (родственника, законного представителя), диагноз, информация о назначении наркотических средств, психотропных веществ и лечебном питании, номер протокола врачебной комиссии, условия и объем оказания паллиативной медицинской помощи, необходимые медицинские изделия, перечень социальных услуг.

 

11. Маршрутизация пациентов, имеющих показания к оказанию

паллиативной медицинской помощи, на территории

Московской области

 

Маршрутизация пациентов, имеющих показания к оказанию паллиативной медицинской помощи, на территории Московской области осуществляется с учетом критериев маршрутизации согласно Регламенту организации оказания паллиативной медицинской помощи населению на территории Московской области, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Московской области от 03.02.2022 N 68 «Об утверждении Регламента организации оказания паллиативной медицинской помощи населению на территории Московской области».

Критерии принятия решения об оказании паллиативной медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях:

1) согласие пациента (законных представителей) и его родственников получать паллиативную медицинскую помощь на дому;

2) показаний для оказания паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях;

3) возможность купирования симптомов на дому;

4) потребность в патронажных визитах, но не чаще одного раза в сутки;

5) наличие у пациента, утратившего способность к самообслуживанию, одного и более лиц, осуществляющих уход (родственников или иных лиц, имеющих возможность осуществлять уход за пациентом, в том числе сиделок, социальных работников).

Критерии принятия решения об оказании паллиативной медицинской помощи пациенту в стационарных условиях:

1) согласие пациента (законных представителей) и его родственников получать паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях;

2) необходимость снятия тягостных симптомов, включая хронический болевой синдром, при неэффективности амбулаторного лечения;

3) необходимость круглосуточного врачебного наблюдения;

4) предполагаемый прогноз жизни около 12 месяцев и менее;

5) потребность в инвазивных процедурах и диагностических вмешательствах для улучшения качества жизни, проведение которых невозможно в амбулаторных условиях;

6) обеспечение лучшей территориальной/транспортной доступности для родственников при соблюдении возможности оказания паллиативной медицинской помощи в достаточном объеме.

Критерии принятия решения об оказании паллиативной медицинской помощи пациенту в условиях отделения сестринского ухода:

1) согласие пациента (законных представителей) и его родственников получать паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях;

2) отсутствие потребности в проведении инвазивных процедур и диагностических вмешательств;

3) отсутствие необходимости круглосуточного врачебного наблюдения;

4) потребность в круглосуточном сестринском наблюдении и уходе;

5) обеспечение лучшей территориальной/транспортной доступности для родственников при соблюдении возможности оказания паллиативной медицинской помощи в достаточном объеме.

 

12. Текущее состояние развития социальной сферы в рамках

оказания паллиативной медицинской помощи

в Московской области

 

Таблица 15

 

ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

N п/п

Наименование государственного учреждения социального обслуживания

Количество коек в отделениях

1

2

3

1

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Московский областной центр социальной адаптации»

54

2

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Пансионат «Клинский»

250

3

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Пансионат Ногинский»

225

4

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Пансионат «Подольский»

500

5

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Егорьевский»

225

6

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Коломенский»

195

7

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Куровской»

175

8

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Одинцовский»

234

9

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Орехово-Зуевский»

457

10

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Раменский»

75

11

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Солнечногорский»

75

12

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Чеховский»

100

13

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Добрый дом «Шатурский»

75

14

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Семейный центр «Можайский»

106

15

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Семейный центр «Сергиево-Посадский»

93

16

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Балашихинский»

37

17

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Воскресенский»

16

18

Государственное автономное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания» и реабилитации «Дмитровский»

23

19

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Коломенский»

25

20

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Мытищинский»

6

21

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Одинцовский»

20

22

Государственное автономное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Орехово-Зуевский»

55

23

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Пушкинский»

15

24

Государственное автономное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Серебряно-Прудский»

34

25

Государственное автономное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Ступинский»

33

26

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Талдомский»

20

Всего

3 123

 

Примечание. В целях совершенствования организации представления пациентам, получающим паллиативную медицинскую помощь, социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки), мер психологической поддержки, в соответствии с порядком учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области, утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 26.11.2020 N 168-Р «Об утверждении порядка учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области», медицинская организация государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающая паллиативную медицинскую помощь, информирует пациента, законных представителей пациента, иных лиц, осуществляющих уход за пациентом, о перечне социальных услуг, предоставляемых в Московской области, порядке и условиях их предоставления, адресах и контактных телефонах уполномоченного органа. Предусмотрена форма обращения медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающей паллиативную медицинскую помощь, в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области о необходимости предоставления социального обслуживания пациенту.

С начала 2022 года налажена интеграция информационных систем Министерства здравоохранения Московской области и Министерства социального развития Московской области для непрерывного оказания социальных услуг пациентам, в том числе получающим паллиативную медицинскую помощь. Данные поступают ежедневно за 10 дней до выписки пациентов из медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.

В 2024 году в системе социальной защиты населения Московской области функционирует 26 стационарных учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству социального развития Московской области, на базе которых открыты койки для маломобильных пациентов, из них: 11 комплексных центров социального обслуживания и реабилитации, 1 центр социальной адаптации, 9 добрых домов, 3 пансионата, 2 семейных центра.

 

13. Обеспечение пациентов, нуждающихся в оказании

паллиативной медицинской помощи, медицинскими изделиями,

предназначенными для поддержания функций органов и систем

организма человека, предоставляемых для использования

на дому

 

В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 31.03.2022 N 87-Р «Об организации передачи от медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи в Московской области», в целях оперативного обеспечения пациентов, нуждающихся в медицинских изделиях, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому (далее - медицинские изделия), на территории Московской области предусмотрено мероприятие по созданию ресурсного центра на базе 16 уполномоченных медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области.

В 2024 году закуплено 62528 единиц медицинских изделий.

 

14. Текущее состояние организации нутритивной поддержки

при оказании паллиативной медицинской помощи

 

В целях совершенствования организации нутритивной поддержки при оказании паллиативной медицинской помощи Министерством здравоохранения Московской области издано распоряжение от 10.12.2024 N 383-Р «Об организации обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области и не достигших 18-летнего возраста, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Московской области».

В настоящее время в Московской области нуждается в энтеральном питании 319 детей. Все дети обеспечены продуктами специализированного лечебного питания.

 

15. Текущее состояние системы внешних коммуникаций в рамках

развития паллиативной медицинской помощи

в Московской области

 

Управлением взаимодействия со средствами массовой информации Министерства здравоохранения Московской области на регулярной основе проводится информационная работа об оказании паллиативной медицинской помощи. Информационные материалы размещаются в федеральных, региональных и муниципальных средствах массовой информации, на официальном сайте Министерства здравоохранения Московской области, в социальных сетях, а также на официальных сайтах медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В 2024 году в региональных и муниципальных средствах массовой информации размещено 746 информационных материалов по паллиативной медицинской помощи.

В Координационном центре паллиативной медицинской помощи Московской области открыта круглосуточная многоканальная горячая линия по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи жителям региона.

В Координационном центре предусмотрен отдел по связям с общественностью, в задачи которого входит: формирование медиаплана, взаимодействие с некоммерческими организациями и средствами массовой информации, анализ, обобщение, систематизация и подготовка информационных материалов для портала государственных услуг Московской области «Здоровье. Паллиативная помощь», работа с социальными сетями, формирование и отслеживание обратной связи в онлайн-среде, создание и распространение информационного и обучающего контента, работа с сервисами обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи, создание тематических сообществ социальных сетях, мониторинг официальных сайтов медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области на предмет систематического размещения информации по паллиативной медицинской помощи.

В целях обеспечения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационного взаимодействия жителей Московской области и Министерства здравоохранения Московской области в сфере паллиативной медицинской помощи Министерством здравоохранения Московской области при участии Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в рамках государственной программы Московской области «Цифровое Подмосковье» на 2023-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1059/35 «О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области «Цифровое Подмосковье» на 2018-2024 годы и утверждении государственной программы Московской области «Цифровое Подмосковье» на 2023-2030 годы», разработан портал государственных услуг Московской области «Здоровье. Паллиативная помощь».

К стратегическим целям портала государственных услуг Московской области «Здоровье. Паллиативная помощь» относятся:

1) повышение степени информированности жителей Московской области о возможностях паллиативной помощи в регионе;

2) нивелирование кризисных ситуаций путем сбора обратной связи от населения и обработки входящих обращений от пациентов;

3) обеспечение удобного, простого и понятного интерфейса доступа к предоставляемой информации за счет использования современных технологий;

4) обеспечение интерфейса управления системой, доступного для быстрого освоения неопытным пользователем;

5) объединение сведений медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, в которых проводится оказание паллиативной помощи и последующим формированием базы данных, включающей: количество медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, их подробное описание и контактные данные; количество аптечных организаций в Московской области, обеспечивающих отпуск наркотических средств и психотропных веществ пациентам, их подробное описание и контактные данные; количество работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, занимающихся оказанием паллиативной медицинской помощи, и их подробное описание; мероприятия, направленные на выявление пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, их подробное описание и данные для записи.

 

III. План мероприятий для достижения целевых

показателей региональной Программы

 

Таблица 16

 

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ

 


N п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации мероприятия

Ответственный исполнитель

Характеристика результата

Начало

Окончание

1

2

3

4

5

6

1

Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры оказания паллиативной медицинской помощи

1.1

Организация мониторинга доступности паллиативной медицинской помощи с учетом специфики административного деления

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Отсутствие отрицательной динамики показателей качества деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области и неблагоприятных событий при оказании паллиативной медицинской помощи, обоснованных, в том числе повторных жалоб и обращений граждан, связанных с оказанием паллиативной медицинской помощи, по результатам мониторинга

1.2

Оптимизация количества коек паллиативной медицинской помощи из расчета 0,92 койки на 10000 взрослых

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

К 2027 году функционирует 0,92 койки паллиативной медицинской помощи на 10000 взрослых

1.3

Оптимизация количества коек сестринского ухода для оказания паллиативной медицинской помощи из расчета 1,04 койки на 10000 взрослых

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

К 2027 году функционирует 1,04 койки сестринского ухода на 10000 взрослых

1.4

Оптимизация выездных патронажных бригад паллиативной медицинской помощи 0,62 на 100000 взрослых

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

К 2027 году функционирует выездных патронажных бригад паллиативной медицинской помощи 0,62 на 100000 взрослых

2

Мероприятия по кадровому обеспечению медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь

2.1

Мониторинг потребности врачебных кадров в Московской области в разрезе каждой медицинской организации с учетом реальной потребности в медицинских кадрах, участвующих в оказании паллиативной медицинской помощи взрослым и детям

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Выявление в целях устранения кадрового дефицита врачей в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих пациентам паллиативную медицинскую помощь

2.2

Ежегодное формирование заявки на выделение квоты целевого приема на обучение по программам высшего образования с учетом необходимости кадрового обеспечения в медицинских кадрах, участвующих в оказании пациентам паллиативной медицинской помощи

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Ежегодное направление заявки в Министерства здравоохранения Российской Федерации на выделение квоты целевого приема на обучение по программам высшего образования

2.3

Укомплектованность врачебными кадрами структурных подразделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

К 2027 году укомплектованность врачебными кадрами составит 80%, что обеспечит эффективное оказание паллиативной медицинской помощи

3

Мероприятия по повышению качества и доступности обезболивания, в том числе повышение доступности лекарственных препаратов для лечения болевого синдрома

3.1

Ежегодное формирование сводной заявки на получение наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, обеспечивающей возможность достижения расчетного уровня обезболивания

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Утверждение ежегодной сводной заявки на получение наркотических средств и психотропных веществ

3.2

Обеспечение существующих аптечных точек отпуска на территории Московской области (аптечных и медицинских организаций, имеющих соответствующие лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации) физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Повышение доступности и качества обезболивающей лекарственной терапии

3.3

Обеспечение наиболее полного использования/наличия в медицинских и аптечных организациях ассортимента лекарственных препаратов в соответствии с номенклатурой наркотических средств и психотропных веществ

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Повышение доступности и качества обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях

3.4

Обеспечение постоянного роста и максимальной выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Ежегодное увеличение постоянного роста и максимальной выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью

3.5

Совершенствование маршрутизации пациентов, с хроническим болевым синдромом

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

3.6

Внедрение в каждое структурное подразделение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающей паллиативную медицинскую помощь, протоколов оценки побочных эффектов применения опиоидных анальгетиков и их снижения

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Утверждены и внедрены необходимые протоколы

4

Мероприятия по оснащению медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь

4.1

Обеспечение в пределах текущего финансирования медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области укладками для оказания паллиативной медицинской помощи

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

В 2027 году оснащенность укладками (полное)

4.2

Дооснащение/переоснащение в пределах текущего финансирования медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, в соответствии с требованиями действующего законодательства

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

В 2027 году дооснащены/переоснащены медицинские организации государственной системы здравоохранения Московской области в соответствии с потребностью

5

Мероприятия по совершенствованию внутреннего контроля качества оказания паллиативной медицинской помощи

5.1

Организация разработки и утверждение перечня показателей результативности работы медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области в части, касающейся выявления и наблюдения пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Утверждение перечней показателей результативности работы медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области в части, касающейся выявления и наблюдения пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи

5.2

Организация разработки и реализации мероприятий, направленных на исключение необоснованной и непрофильной госпитализации, в том числе разбор клинических случаев (откуда перевели пациента, пролежни, болевой синдром, оценка боли, досуточной летальности в стационаре, оказывающем паллиативную медицинскую помощь, жалоб и т.д.)

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Повышение эффективности использования ресурсов медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области стационарного типа

6

Мероприятия по развитию системы учета и мониторинга пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи

6.1

Совершенствование регистра пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области

Повышение эффективности использования регистра пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи

7

Мероприятия, направленные на совершенствование взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, организаций социального обслуживания

7.1

Совершенствование взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области, Министерство социального развития Московской области

Разработка нормативных правовых актов и реализация мероприятий по совершенствованию межведомственного взаимодействия между медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающими паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания

8

Взаимодействие медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья

8.1

Разработка и утверждение мероприятия по социальному сопровождению лиц, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, включая организацию оказания паллиативной медицинской помощи и содействие в ее получении

01.01.2025

31.12.2027

Министерство здравоохранения Московской области Министерство социального развития Московской области

Повышение качества оказания паллиативной медицинской помощи: осуществление дополнительного ухода за пациентами; организация досуга (свободного времени) пациентов и их родственников; улучшение социально-бытовых условий пребывания пациентов; трудовая помощь; проведение мероприятий культурной и творческой направленности; оказание юридической помощи пациентам

 

IV. Ожидаемые результаты Программы

 

Исполнение мероприятий настоящей Программы позволит достичь к 2027 году следующих результатов:

1) уровень обеспеченности паллиативными койками для оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению (число коек на 10000 населения) составит 0,92;

2) уровень обеспеченности койками сестринского ухода для оказания паллиативной медицинской помощи составит 1,04 на 10000 взрослого населения;

3) обеспеченность выездными патронажными бригадами паллиативной медицинской помощи достигнет 0,62 на 100000 взрослого населения;

4) полнота выборки наркотических лекарственных препаратов в рамках заявленной потребности в соответствии с планом распределения наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, составит: для инвазивных лекарственных форм - 95%, для неинвазивных лекарственных форм короткого действия - 80%, для неинвазивных лекарственных форм пролонгированного действия - 80%;

5) обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому;

6) совершенствование информационной системы в сфере здравоохранения, обеспечивающего взаимодействие медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области;

7) повышение качества учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи;

8) преемственность ведения пациента между амбулаторным и стационарным этапами;

9) получение оперативной информации по качеству оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому;

10) повышение эффективности маршрутизации пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи;

11) повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому.

 

Распоряжение Правительства Московской области "Об утверждении региональной программы Московской области "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи на 2025-2027 годы" от 06.05.2025 N 252-РП