Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Московской области от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области"

 

31 марта 1999 года

N 15/99-ОЗ

 

Принят

решением

Московской областной Думы

от 17 марта 1999 г. N 18/48

 

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Настоящий закон устанавливает правовую основу договорного регулирования социально-трудовых отношений, развития и функционирования социального партнерства в сфере труда в Московской области (далее - социальное партнерство).

Действие Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области.

 

Статья 1. Основные понятия

 

Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона:

- социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления в Московской области, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними экономических и иных отношений;

- абзац исключен. - Закон Московской области от 23.11.2007 N 203/2007-ОЗ;

- работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

- работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), осуществляющее деятельность на территории Московской области, вступившее в трудовые отношения с работником;

- объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности;

- организация - юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании учредительных документов и использующее в своей деятельности труд наемных работников;

- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и иные, связанные с трудовыми, отношения в организации, филиале, представительстве и ином обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя, и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;

- соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый между полномочными представителями работников, работодателей, органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления на уровне Московской области, муниципального образования, отрасли и ином уровне социального партнерства;

- уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений - регистрация коллективных договоров и соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- социально-трудовые отношения - совокупность отношений между работниками и работодателями в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- минимальные социально-трудовые нормативы в Московской области (далее - минимальные социально-трудовые нормативы) - единые на всей территории Московской области минимальные показатели оплаты труда, безопасных условий труда, охраны труда работников и иных условий социально-трудовой сферы.

 

Статья 2. Стороны социального партнерства

 

Сторонами социального партнерства в Московской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в лице их представителей.

1. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений (областные, отраслевые, территориальные), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные представители, избираемые на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные им в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

2. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, индивидуальные предприниматели, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные этими органами лица. Представителями работодателей государственных организаций Московской области, муниципальных организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, являются соответствующие органы исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления.

3. Представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Московской области - руководители этих органов или другие уполномоченные ими лица.

4. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной государственной власти Московской области или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

 

Статья 3. Задачи социального партнерства

 

Задачами социального партнерства в Московской области являются:

- реализация социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

- развитие договорного регулирования социально-трудовых вопросов, включая установление в соглашениях минимальных социально-трудовых нормативов, в том числе минимальной заработной платы в Московской области;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений;

- укрепление и развитие социально-трудовых отношений на демократических принципах;

- создание условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда.

 

Статья 4. Основные принципы социального партнерства

 

Основными принципами социального партнерства в Московской области являются:

- равноправие, уважение и учет интересов Сторон;

- полномочность представителей Сторон;

- паритетность Сторон;

- заинтересованность Сторон в участии в договорных отношениях и добровольность принятия Сторонами обязательств на основе взаимного согласования;

- свобода выбора в обсуждении вопросов, входящих в сферу труда Московской области, социальная и экономическая обоснованность принимаемых решений и обязательств, реальность их обеспечения Сторонами;

- взаимный контроль и открытость перед партнерами;

- ответственность Сторон за невыполнение обязательств, решений, соглашений, договоров;

- достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

 

Статья 5. Основные формы осуществления социального партнерства

 

Основными формами осуществления социального партнерства в Московской области являются:

- переговоры и консультации;

- разработка, принятие и реализация совместных решений;

- заключение коллективных договоров, соглашений;

- взаимное информирование Сторон о выполнении принятых обязательств;

- другие формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 

Статья 6. Органы социального партнерства

 

1. Социальное партнерство в Московской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области.

2. На уровне Московской области постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Московская областная трехсторонняя комиссия), областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областные отраслевые (межотраслевые) комиссии), Координационный комитет содействия занятости населения Московской области (далее - Координационный комитет).

3. На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальные комиссии), отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии).

4. На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора.

5. Стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности могут формировать иные органы, способствующие развитию социально-трудовых отношений в Московской области.

 

Статья 7. Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Московская областная трехсторонняя комиссия формируется областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей, Правительством Московской области и действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представителей, равноправия и ответственности сторон.

2. Московская областная трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Законом Московской области "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и иными нормативными правовыми актами Московской области.

3. Основными полномочиями Московской областной трехсторонней комиссии являются:

- подготовка проектов и заключение Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области;

- распространение информации о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации;

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

- содействие заключению областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;

- осуществление контроля за выполнением Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области, Московского областного трехстороннего (регионального), областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;

- внесение предложений в органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области о предоставлении организациям, заключившим коллективный договор (соглашение), преимущественного права на решение вопросов социально-экономического развития;

- внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства, предусмотренные соглашениями, коллективными договорами;

- разработка и внесение предложений органам государственной власти Московской области о принятии нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в социально-трудовых отношениях;

- рассмотрение проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области в сфере труда.

 

Статья 8. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия формируется областными организациями профсоюзов, представителями работодателей (их объединений), органами исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.

2. Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и Положением о Московской областной отраслевой (межотраслевой) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемым полномочными представителями Сторон, указанными в части 1 настоящей статьи.

Основными полномочиями областной отраслевой (межотраслевой) комиссии являются:

- ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений, разработка и заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

- оказание методической и практической помощи Сторонам при заключении областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений и коллективных договоров;

- осуществление контроля за выполнением условий областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- внесение предложений по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих обязательства соглашений, коллективных договоров;

- подготовка и внесение предложений в Правительство Московской области по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие отрасли, предоставление гарантий и льгот работникам отрасли;

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли;

- взаимодействие с Московской областной трехсторонней комиссией.

3. Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сферах труда, охраны труда и занятости населения (далее - уполномоченный орган) осуществляет общую координацию ведения переговоров между соответствующими профсоюзами, объединениями работодателей и органами исполнительной государственной власти Московской области по заключению областного отраслевого (межотраслевого) соглашения.

 

Статья 9. Координационный комитет содействия занятости населения Московской области

 

Координационный комитет создается и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Координационном комитете содействия занятости населения Московской области.

Координационный комитет формируется Правительством Московской области из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей (их объединений), органов службы занятости населения, органов исполнительной государственной власти Московской области.

Основными полномочиями Координационного комитета являются:

- содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости населения Московской области;

- разработка рекомендаций, направленных на содействие занятости населения Московской области, уменьшение численности увольняемых работников и обеспечение их занятости;

Абзац исключен. - Закон Московской области от 07.12.2004 N 168/2004-ОЗ.

Организация и порядок работы Координационного комитета определяются сторонами, представленными в нем.

 

Статья 10. Территориальные, отраслевые (межотраслевые) территориальные, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Территориальные комиссии формируются территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.

2. Отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии формируются отраслевыми территориальными объединениям профсоюзов, работодателями (их объединениями), органами местного самоуправления.

3. Исключен. - Закон Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ.

3. Территориальные, отраслевые (межотраслевые) территориальные, комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также положениями о территориальных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

Положение о территориальной комиссий по регулированию социально-трудовых отношений утверждается представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Положение об отраслевой (межотраслевой) территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается полномочными представителями Сторон, указанными в части 2 настоящей статьи.

4. Основными полномочиями территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных, комиссий являются:

- определение порядка, сроков разработки и заключения проекта соглашения;

- подготовка проекта и заключение территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных (заключенных сторонами на уровне территории) соглашений;

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

- определение сроков опубликования текста соглашений в печатных изданиях муниципальных образований Московской области и порядка обращения органа местного самоуправления к работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему;

- рассмотрение проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда и вынесение соответствующих решений;

- осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

- подготовка органам местного самоуправления Московской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально-трудовой деятельности;

- участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.

 

Статья 11. Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора

 

Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора в организации формируется из равного числа представителей администрации и профсоюзных комитетов либо иных уполномоченных работниками лиц.

Правовое положение, основы формирования и деятельности Комиссии регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

Статья 12. Ведение коллективных переговоров

 

Каждая Сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению коллективных договоров, соглашений.

Представители профсоюзов, их объединений вправе выходить с инициативой ведения переговоров по заключению территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных, и иных соглашений к работодателям, не организованным в общественные объединения, союзы, ассоциации.

Работодатели обязаны вести переговоры по вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями профсоюзов.

Заключенные территориальные, отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения подписываются всеми работодателями или их полномочными представителями, принимавшими участие в переговорах.

 

Статья 12.1. Установление минимальных социально-трудовых нормативов

 

Минимальные социально-трудовые нормативы, их перечень устанавливаются Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением по итогам консультаций и переговоров сторон социального партнерства.

По итогам переговоров соответствующих сторон социального партнерства областными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными и отраслевыми (межотраслевыми) территориальными соглашениями может быть расширен перечень устанавливаемых минимальных социально-трудовых нормативов и повышен их уровень по сравнению с Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением.

Минимальные социально-трудовые нормативы не могут быть ниже соответствующих государственных социальных гарантий, а также ниже показателей, устанавливаемых Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, трехсторонним соглашением в сфере социального партнерства, заключенным по Центральному федеральному округу.

 

Статья 13. Виды соглашений

 

1. На территории Московской области заключаются следующие виды соглашений: Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение, Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные и иные соглашения.

Все соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Все виды соглашений заключаются до принятия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

2. Обязательства Сторон, содержащиеся во всех соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, а также трехсторонним соглашением в сфере социального партнерства, заключенным по Центральному федеральному округу.

 

Статья 14. Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение

 

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение заключается Правительством Московской области, объединениями профсоюзов Московской области, объединениями работодателей Московской области.

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений.

Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение подлежит подписанию в десятидневный срок со дня принятия решения о подписании Соглашения всеми сторонами.

Обязательства, содержащиеся в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении и требующие финансирования из бюджета Московской области, учитываются при принятии бюджета Московской области.

 

Статья 14.1. Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области

 

Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области заключается Правительством Московской области, объединениями профсоюзов Московской области, объединениями работодателей Московской области.

Размер минимальной заработной платы в Московской области устанавливается для работников, работающих на территории Московской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в Московской области устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Московской области и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

 

Статья 15. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения

 

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), объединениями работодателей отрасли (отраслей) и органом исполнительной государственной власти Московской области, осуществляющим координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения являются основой для заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений.

Условия и обязательства областных отраслевых (межотраслевых) соглашений не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении.

Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

 

Статья 16. Территориальные соглашения

 

Территориальные соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления.

Территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей.

Территориальные соглашения учитывают условия и обязательства, содержащиеся в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, и не могут ухудшать положение работников по сравнению с соглашениями вышестоящего уровня.

Территориальные соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

 

Статья 17. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения

 

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, работодателями и их объединениями и органами местного самоуправления.

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.

Условия и обязательства, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях, не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Московском областном трехстороннем (региональном) соглашении, областных отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашениях.

Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения подлежат подписанию Сторонами в десятидневный срок со дня их принятия.

 

Статья 18. Иные соглашения

 

Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.

 

Статья 19. Действие соглашений. Присоединение к соглашениям

 

1. Соглашения действуют в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

2. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в части первой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

3. В случае, если на уровне Московской области заключены соглашения, руководитель уполномоченного органа вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соответствующего соглашения, присоединиться к нему.

Руководитель уполномоченного органа по предложению представителя Правительства Московской области, подписавшего соответствующее областное отраслевое (межотраслевое) соглашение, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к данному соглашению.

Руководитель органа местного самоуправления, подписавший территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) территориальное соглашение, вправе предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к соответствующему соглашению.

Указанные предложения подлежат официальному опубликованию и должны содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

4. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в соответствии с частью 3 настоящей статьи не представили в уполномоченный орган, орган местного самоуправления письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению в целом или к его конкретным обязательствам, то соглашение считается распространенным на данных работодателей со дня официального опубликования соответствующего предложения.

В мотивированном отказе работодателя присоединиться к соглашению в целом или к его конкретным обязательствам должно содержаться мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников данного работодателя (протокол консультаций работодателя с выборным органом профсоюзной организации или иным представительным органом, объединяющим работников данного работодателя).

Представленные мотивированные отказы работодателей могут рассматриваться соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений с приглашением полномочных представителей работодателя и работников. Представители работодателя обязаны принять участие в работе соответствующих комиссий.

Присоединение работодателей к Соглашению о минимальной заработной плате в Московской области осуществляется в указанном порядке с учетом положений статьи 133.1 и статьи 345.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений.

 

Статья 20. Коллективный договор

 

1. В коллективном договоре предусматриваются нормативные положения законодательных актов Российской Федерации и законодательных актов Московской области, содержащие прямое предписание об обязательности закрепления в коллективном договоре этих положений, а также могут включаться условия, устанавливающие дополнительные гарантии работникам в процессе социально-трудовых отношений.

2. Порядок ведения коллективных переговоров, подписания коллективного договора, внесения в него изменений и дополнений, разрешения возникших разногласий между Сторонами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

Статья 21. Разрешение разногласий

 

Разногласия по вопросам социально-трудовых отношений, не урегулированные в ходе переговоров, разрешаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Уполномоченный орган участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, определяет порядок финансирования предоставления государственной услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

 

Статья 22. Регистрация коллективных договоров, соглашений

 

Коллективные договоры организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения и иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

 

Статья 23. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений

 

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется Сторонами (их представителями), соответствующими уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Представители профсоюзов вправе беспрепятственно посещать работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

 

Статья 24. Ответственность сторон социального партнерства

 

1. Стороны коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие взятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По требованию профсоюзных органов работодатель обязан принять меры, предусмотренные действующим законодательством, к должностному лицу, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора, соглашения.

3. Стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать договорную ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если предусмотренная ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения договорной ответственности к Сторонам предусматриваются в коллективном договоре, соглашении.

4. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.

 

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор Московской области

А.С. Тяжлов

31 марта 1999 года

N 15/99-ОЗ

Закон Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ