Закон Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области"
8 ноября 2001 года | N 171/2001-ОЗ |
Принят
решением
Московской областной Думы
от 17 октября 2001 года
N 15/148
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности в качестве дополнительных источников сырья.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона применяются понятия, определенные Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами
1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Московской области.
2. Настоящий Закон регулирует отношения при обращении с отходами производства и потребления (далее - отходами), устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, права и обязанности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений. Определяет основные принципы, условия и требования по экологически безопасному ресурсосберегающему, экономически выгодному обращению с отходами на территории Московской области.
Положения, нормы и требования настоящего Закона не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются на самом предприятии, где они образуются.
Статья 3. Утратила силу. - Закон Московской области от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ.
Глава II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 4. Утратила силу с 1 января 2016 года. - Закон Московской области от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ.
Статья 4.1. Утратила силу. - Закон Московской области от 13.10.2023 N 174/2023-ОЗ.
Статья 5. Утратила силу с 1 января 2016 года. - Закон Московской области от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ.
Статья 6. Экологический паспорт природопользователя
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации, и (или) обезвреживанию, и (или) размещению отходов на соответствующих объектах, вправе разрабатывать на данные объекты экологические паспорта природопользователей, оформленные в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным центральным исполнительным органом Московской области.
2. Экологические паспорта природопользователей размещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) на стендах возле соответствующих объектов для всеобщего обозрения.
Статьи 7 - 11. Утратили силу с 1 января 2016 года. - Закон Московской области от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ.
Статья 11.1. Утратила силу. - Закон Московской области от 08.06.2021 N 96/2021-ОЗ.
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами
1. К полномочиям Правительства Московской области в сфере обращения с отходами относятся:
а) утверждение государственных программ Московской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
б) утратил силу с 1 января 2022 года. - Закон Московской области от 27.12.2021 N 273/2021-ОЗ;
в) определение прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
г) утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
д) утверждение территориальной схемы обращения с отходами;
е) утратил силу. - Закон Московской области от 20.12.2021 N 263/2021-ОЗ;
ж) установление содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченными центральными исполнительными органами Московской области и региональными операторами, условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов;
з) установление правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядка осуществления контроля за их исполнением;
и) утратил силу с 1 января 2022 года. - Закон Московской области от 27.12.2021 N 273/2021-ОЗ;
к) определение способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждение порядка выбора способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
л) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
2. К полномочиям уполномоченных центральных исполнительных органов Московской области относятся:
а) участие в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Московской области;
б) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в сфере обращения с отходами;
в) разработка и реализация государственных программ Московской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
г) участие в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами;
д) утратил силу с 1 января 2022 года. - Закон Московской области от 27.12.2021 N 273/2021-ОЗ;
е) участие в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами;
ж) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
з) утратил силу. - Закон Московской области от 27.03.2020 N 46/2020-ОЗ;
з.1) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
и) утратил силу. - Закон Московской области от 13.10.2023 N 174/2023-ОЗ;
к) утверждение инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
л) утверждение производственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
м) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
н) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
о) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
п) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
п.1) проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
р) разработка территориальной схемы обращения с отходами;
с) - т) утратили силу. - Закон Московской области от 20.12.2021 N 263/2021-ОЗ;
у) государственное регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
ф) разработка и утверждение методических рекомендаций к оформлению экологического паспорта природопользователя;
ф.1) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
ф.2) разработка и утверждение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами;
х) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Статья 12.1. Финансовая поддержка организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области
1. В целях осуществления финансовой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области, обеспечивающую развитие индустрии обращения с отходами и переработки отходов на территории Московской области (в том числе способствующую уменьшению объемов захоронения отходов, внедрению и развитию системы раздельного сбора отходов, увеличению объемов перерабатываемого и утилизируемого вторичного сырья) Московской областью может создаваться некоммерческая организация (организации) в организационно-правовой форме фонда (далее - Фонд).
2. Фонд может осуществлять поддержку организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области следующими способами:
1) предоставлять обеспечения по обязательствам организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области, перед кредиторами, основанным на кредитных договорах, договорах займа, лизинга, о предоставлении банковских гарантий и иных договорах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;
2) предоставлять на возмездной и возвратной основе займы организациям, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области.
3. Условия и порядок финансовой поддержки Фондом организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области, утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Московской области.
4. В целях недопущения роста тарифов для населения, в условиях введенных политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера, в случае, если финансовая поддержка организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области, ранее была оказана путем предоставления главным распорядителем бюджетных средств из бюджета Московской области грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - грант, грантополучатель), осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами на территории Московской области, то при направлении мотивированного заявления грантополучателем в адрес главного распорядителя средств бюджета Московской области в 2023 году о продлении сроков достижения значений результатов предоставления гранта, срок достижения значений результатов предоставления гранта продлевается по соглашению сторон до 31.12.2024.
Внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление гранта, не требуется.
Статья 13. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами в Московской области
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право:
а) на получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами;
б) на участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов по обращению с отходами;
в) на компенсацию в установленном законодательством порядке материального ущерба, а также прямого или непосредственного ущерба здоровью граждан, нанесенных вследствие функционирования объектов по обращению с отходами;
г) осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления через трудовые коллективы или объединения граждан в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ресурсосберегающему, безопасному обращению с отходами
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:
а) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
б) принимать необходимые организационно-технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и использования (применения) малоотходных технологических процессов и производств;
в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;
д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;
е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления, в том числе собственной продукции, утерявшей потребительские свойства при эксплуатации;
ж) возмещать в полном объеме причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан вред, нанесенный в результате деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
и) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом центральный исполнительный орган Московской области в сфере обращения с отходами и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
к) получать разрешение на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, при их образовании и последующей транспортировке самостоятельно или с привлечением подрядных организаций до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.
Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют свою деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
а) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
б) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
в) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
г) доведение до сведения жителей информации о деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере развития общественной инфраструктуры в рамках реализации полномочий по созданию, содержанию и определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
3. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами могут быть перераспределены между ними в соответствии с законом Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области.
Статья 16. Воспитательная и просветительская деятельность по проблемам обращения с отходами
1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения Московской области по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами, а также разработку и реализацию программ по данным направлениям.
2. Распространение популярных знаний по безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами осуществляется через средства массовой информации, посредством выпуска популярной литературы, наглядной агитации, листовок и другими доступными средствами.
Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статьи 17 - 18. Утратили силу с 1 января 2016 года. - Закон Московской области от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ.
Статья 19. Утратила силу. - Закон Московской области от 26.12.2012 N 201/2012-ОЗ.
Глава V. ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 20. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами
1. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами осуществляется в форме регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Московской области, привлечения к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
2. Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Московской области осуществляется уполномоченными центральными исполнительными органами Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
3. Подготовка и рассмотрение доклада о достижении целей введения обязательных требований, содержащихся в настоящем Законе, а также принятие решения о проведении оценки фактического воздействия настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Законом Московской области N 111/2021-ОЗ "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области".
Статья 21. Утратила силу. - Закон Московской области от 29.12.2011 N 228/2011-ОЗ.
Статья 22. Производственный контроль в сфере обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Утратил силу. - Закон Московской области от 01.07.2015 N 104/2015-ОЗ.
3. Производственный контроль в сфере обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 23. Общественный контроль в области обращения с отходами
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.
Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 24. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещения вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
3. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 26. Формы сотрудничества
1. Международное сотрудничество Московской области в сфере обращения с отходами регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2. Межрегиональное сотрудничество Московской области с субъектами Российской Федерации в сфере обращения с отходами регулируется договором (соглашением).
Договор (соглашение) устанавливает экономические, финансовые и правовые условия размещения и переработки отходов, поступающих с территории иных субъектов Российской Федерации.
Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 29. Исключена. - Закон Московской области от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Исключена. - Закон Московской области от 05.10.2006 N 166/2006-ОЗ.
Статья 28. Приведение нормативных правовых актов Московской области в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Московской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
8 ноября 2001 года
N 171/2001-ОЗ