Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Московской области от 27.07.2013 N 94/2013-ОЗ "Об образовании"

 

27 июля 2013 года

N 94/2013-ОЗ

 

Принят

постановлением

Московской областной Думы

от 11 июля 2013 г. N 17/59-П

 

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон определяет особенности построения и деятельности системы образования в Московской области, регулирует иные отношения в сфере образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

2. Действие настоящего Закона распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Московской области.

 

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются понятия, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").

 

Статья 3. Организационная основа развития образования в Московской области

 

1. Организационной основой развития образования в Московской области является государственная программа Московской области в сфере образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Московской области на основе государственной программы Российской Федерации в сфере образования с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Московской области.

2. Государственная программа Московской области в сфере образования утверждается Правительством Московской области, определяет меры по функционированию и развитию системы образования в Московской области.

3. Правительство Московской области ежегодно представляет Московской областной Думе доклад о реализации государственной политики Московской области в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).

 

Статья 4. Воспитательный компонент образовательного процесса

 

1. Осуществление деятельности в сфере образования строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента. Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

2. Воспитательный процесс осуществляется в рамках учебной деятельности, дополнительного образования и досуговой деятельности обучающихся, организуемых в образовательных организациях. Воспитательные функции в образовательной организации реализуют все педагогические работники.

3. Воспитательная политика осуществляется во взаимодействии с семьей, организациями и общественными объединениями, включая российское движение детей и молодежи.

 

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 5. Понятие системы образования в Московской области

 

1. Система образования в Московской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных вида, уровня и (или) направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций;

объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, в том числе российского движения детей и молодежи.

2. В сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в системе образования в Московской области действуют государственные образовательные организации Московской области, муниципальные образовательные организации в Московской области, частные образовательные организации в Московской области, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников.

 

Статья 6. Инфраструктура системы образования в Московской области

 

Инфраструктура системы образования в Московской области предназначена для выполнения по отношению к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также органам, осуществляющим управление в сфере образования, обслуживающих функций и обеспечения их деятельности.

Инфраструктуру системы образования в Московской области образуют организации и принадлежащее им имущество.

 

Статья 7. Общественные органы управления образованием в Московской области

 

1. Участие общественности, общественных и профессиональных организаций в управлении образованием осуществляется через общественные органы управления образованием, к которым относятся:

советы ректоров образовательных организаций высшего образования, руководителей профессиональных образовательных организаций, руководителей образовательных организаций иных типов;

областной, отраслевые и муниципальные координационные органы по профессиональному образованию и подготовке кадров;

управляющие советы образовательных организаций;

попечительские советы образовательных организаций;

родительские комитеты образовательных организаций;

иные органы общественного управления образованием.

2. Полномочия общественных органов управления образованием в Московской области определяются положениями, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8. Инновационная деятельность в сфере образования

 

1. Инновационная деятельность в сфере образования в Московской области осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования в Московской области, организации, указанные в абзаце первом настоящей части, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются инновационными площадками Московской области и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования в Московской области.

2. Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий управление в сфере образования (далее - уполномоченный орган), определяет порядок признания организаций инновационными площадками Московской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, а также утверждает их перечень.

3. Органы государственной власти Московской области оказывают в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Московской области финансовую, материально-техническую, информационную и иную поддержку организациям, признанным инновационными площадками Московской области.

 

Статья 9. Информационная открытость. Мониторинг в системе образования в Московской области

 

1. Уполномоченный орган обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования, в том числе посредством размещения информации на своем официальном сайте в сети Интернет.

2. Уполномоченный орган обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования в Московской области на уровне Московской области.

3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о состоянии и перспективах развития образования в Московской области ежегодно публикуются на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

 

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 10. Полномочия Московской областной Думы в сфере образования

 

К полномочиям Московской областной Думы в сфере образования относятся:

1) осуществление законодательного регулирования отношений в сфере образования;

2) утверждение нормативов финансового обеспечения муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области на реализацию соответственно образовательных программ дошкольного образования и образовательных программ начального, основного и среднего общего образования (далее - основные общеобразовательные программы) и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области;

3) установление мер социальной поддержки обучающимся государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области;

4) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

 

Статья 11. Полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования

 

1. К полномочиям исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования относятся:

1) принятие нормативных правовых актов Московской области в пределах своей компетенции;

2) разработка и реализация государственной программы Московской области в сфере образования;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, установленными законами Московской области;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Московской области;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Московской области;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Московской области;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Московской области;

10) участие в разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

11) установление порядка создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации и финансового обеспечения государственных образовательных организаций Московской области;

12) создание, реорганизация, ликвидация и финансовое обеспечение государственных образовательных организаций Московской области, организаций, осуществляющих по отношению к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также органам, осуществляющим управление в сфере образования, обслуживающих функций и обеспечение их деятельности, осуществление функций и полномочий учредителя государственных образовательных организаций Московской области, организаций, осуществляющих по отношению к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также органам, осуществляющим управление в сфере образования, обслуживающих функций и обеспечение их деятельности, в том числе:

образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

образовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус";

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Московской области, муниципальной образовательной организации в Московской области, включая критерии этой оценки, порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;

14) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

15) создание учебно-методических объединений в системе образования в Московской области;

16) предоставление субсидий из бюджета Московской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственных образовательных организаций Московской области;

17) определение порядка формирования государственного задания для государственных образовательных организаций Московской области и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания;

18) формирование и утверждение государственного задания для государственных образовательных организаций Московской области;

19) установление порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных образовательных организаций Московской области;

20) установление порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных образовательных организаций Московской области и об использовании закрепленного за ними государственного имущества;

21) установление порядка определения платы для граждан и юридических лиц за выполнение сверх установленного государственного задания работ (оказание услуг), относящихся к основным видам деятельности государственной образовательной организации Московской области, созданной в форме бюджетного учреждения, и предусмотренные ее учредительным документом;

22) определение порядка осуществления государственной образовательной организацией Московской области полномочий исполнительных органов государственной власти Московской области по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

23) установление порядка финансового обеспечения исполнения государственной образовательной организацией Московской области государственных полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

24) утверждение перечня особо ценного движимого имущества государственных образовательных организаций Московской области;

25) установление предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности государственной образовательной организацией Московской области, превышение которого влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с руководителем государственной образовательной организации Московской области;

26) обеспечение предоставления родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

27) определение порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;

28) определение порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также установление размера компенсации затрат родителей на эти цели;

29) финансовое обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных организациях в Московской области;

29.1) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;

30) назначение и освобождение от должности руководителей государственных образовательных организаций Московской области в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, законодательством Московской области и уставом образовательной организации;

31) осуществление контроля за реализацией государственных полномочий в сфере образования, переданных органам местного самоуправления городских округов Московской области;

32) определение порядка, размера и условий выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных организаций Московской области за счет бюджетных ассигнований, направляемых на соответствующие цели из бюджета Московской области;

33) утратил силу. - Закон Московской области от 11.07.2016 N 96/2016-ОЗ;

34) осуществление выплаты денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы;

35) разработка и формирование бюджета Московской области в части расходов на образование;

36) разработка нормативов финансового обеспечения муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ;

37) установление нормативов финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными образовательными организациями Московской области;

37.1) установление нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области;

37.2) установление максимального размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся государственных образовательных организаций Московской области, функции учредителя которых от имени Московской области осуществляет уполномоченный орган;

38) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность;

39) установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной образовательной организации;

40) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций в Московской области и государственных образовательных организаций Московской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных общеобразовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

41) информационно-методическое обеспечение в пределах своей компетенции образовательных организаций, организация издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий по перечню основных образовательных программ в части, формируемой участниками образовательного процесса;

42) участие в проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке для их включения в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

43) участие в проведении отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные общеобразовательные программы образовательных организациях;

44) организация государственной поддержки граждан, обучающихся и работающих в образовательных организациях системы образования в Московской области;

45) организация бесплатного предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций в Московской области специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;

46) определение порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования; создание условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;

47) определение порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядка определения общего объема контрольных цифр приема) за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области;

48) реализация в Московской области государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в сфере образования;

49) ежегодное установление квоты целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;

50) утратил силу. - Закон Московской области от 30.12.2014 N 201/2014-ОЗ;

50.1) установление типовых требований к одежде обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области;

51) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации:

по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Московской области;

для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации;

52) установление формы проведения государственной итоговой аттестации по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации при получении основного общего образования и среднего общего образования;

53) создание государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации на территории Московской области по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

54) осуществление аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Московской области;

55) организация формирования и ведения в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами государственных информационных систем, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, а также региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

55.1) создание, формирование и ведение региональной информационной системы доступности дошкольного образования в порядке, установленном Правительством Московской области, с учетом методических рекомендаций к порядку формирования и ведения указанной региональной информационной системы, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в том числе в части предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из данной региональной информационной системы;

56) определение условий предоставления и расходования средств бюджета Московской области на модернизацию региональной системы общего образования, а также на реализацию комплексной программы поддержки развития дошкольных образовательных организаций, в том числе направляемых на соответствующие цели из федерального бюджета;

57) заключение соглашений об участии и проведении конкурсов проектов в сфере образования, осуществление деятельности по проведению данных конкурсов проектов и поощрению их участников; порядок софинансирования участия в конкурсах проектов, условия их проведения на региональном уровне, а также порядок поощрения участников конкурсов проектов устанавливаются Правительством Московской области;

58) осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования;

58.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

58.2) согласование назначения заместителей глав городских округов Московской области, руководителей структурных подразделений администраций городских округов Московской области, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования;

58.3) осуществление просветительской деятельности в Московской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

59) осуществление иных полномочий в сфере образования, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

2. Исполнительные органы государственной власти Московской области имеют право на дополнительное финансовое обеспечение деятельности групп продленного дня, мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях в Московской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных и частных образовательных организациях в Московской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, предоставление государственной поддержки профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах имеющей государственную аккредитацию образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в муниципальных образовательных организациях в Московской области, организацию предоставления профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах имеющих государственную аккредитацию образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в государственных образовательных организациях Московской области.

3. Исполнительные органы государственной власти Московской области вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в государственных образовательных организациях высшего образования Московской области, а также осуществлять финансовое обеспечение получения высшего образования в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и реализации программ развития этих организаций, участвовать в формировании учебной, производственной, социальной инфраструктуры этих организаций.

4. Исполнительные органы государственной власти Московской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ.

 

Статья 11.1. Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

 

1. Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями Московской области, а также муниципальными образовательными организациями в Московской области, за исключением муниципальных образовательных организаций в Московской области, в отношении которых независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления, и иными организациями, расположенными на территории Московской области и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области (далее - общественный совет), создается при центральном исполнительном органе государственной власти Московской области, определяемом Правительством Московской области.

2. Положение об общественном совете утверждается центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, при котором он создан.

3. Состав общественного совета формируется Общественной палатой Московской области.

 

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 12. Экономическая политика Московской области в сфере образования

 

1. Основными принципами экономической политики Московской области в сфере образования являются:

обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

создание условий для реализации образовательными организациями права самостоятельного осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

финансовая поддержка наиболее одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, образовательных организаций в форме премий, стипендий, грантов, целевого финансирования;

обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из соответствующих бюджетов;

создание условий для привлечения дополнительных средств в образовательные организации.

2. Экономическая политика Московской области в сфере образования направлена на поддержку и развитие системы образования в Московской области, в том числе:

на финансовое обеспечение образовательных организаций в системе образования в Московской области, осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области;

на финансовое обеспечение организации отдыха детей и их оздоровление, проведения праздничных и культурно-массовых мероприятий областного и межмуниципального значения, посвященных знаменательным событиям и памятным датам, установленным в Российской Федерации и Московской области, а также профессиональных праздников, фестивалей, конкурсов, семинаров и иных мероприятий.

 

Статья 13. Организация финансового обеспечения реализации образовательных программ в Московской области

 

1. Финансовое обеспечение реализации образовательных программ государственными образовательными организациями Московской области, муниципальными образовательными организациями в Московской области осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством и с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Субсидии на финансовое обеспечение государственного и муниципального задания рассчитываются на основе объема финансового обеспечения реализации образовательных программ.

3. Объемы финансового обеспечения реализации образовательных программ государственными образовательными организациями Московской области, муниципальными образовательными организациями в Московской области включают:

1) затраты на реализацию образовательных программ;

2) расходы, связанные с организацией предоставления образования, включая расходы на содержание зданий, сооружений, на оплату коммунальных услуг.

4. Объемы финансового обеспечения реализации образовательных программ государственными образовательными организациями Московской области, муниципальными образовательными организациями в Московской области утверждаются соответственно уполномоченными исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

5. Расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охрану здоровья обучающихся, а также иные предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" расходы на финансовое обеспечение деятельности государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области предусматриваются учредителями в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного и муниципального задания или в форме субсидий на иные цели в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Финансовое обеспечение муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ в части обеспечения государственных полномочий Московской области осуществляется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми законом Московской области.

 

Статья 14. Финансовое обеспечение затрат на подготовку специалистов по профессиональным образовательным программам

 

1. Финансовое обеспечение затрат на подготовку специалистов государственными профессиональными образовательными организациями Московской области, государственными образовательными организациями высшего образования Московской области, муниципальными образовательными организациями высшего образования в Московской области, иными образовательными организациями по профессиональным образовательным программам в пределах федерального государственного образовательного стандарта, осуществляется на основе договоров и в соответствии с контрольными цифрами приема граждан для обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области.

2. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области, рассчитываются в порядке, аналогичном порядку, установленному для определения объема финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания.

3. Финансовое обеспечение затрат, связанных с оказанием платных образовательных услуг, осуществляется за счет внебюджетных средств. Платные образовательные услуги оказываются на основе договоров об оказании платных образовательных услуг.

 

Статья 15. Оплата труда работников образовательных организаций в Московской области

 

1. Размер и условия оплаты труда работников государственных образовательных организаций Московской области устанавливаются Правительством Московской области с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников государственных образовательных организаций за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Московской области.

Размер и условия оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций в Московской области устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Московской области.

2. Педагогическим работникам государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, выплачивается вознаграждение за осуществление функций классного руководителя.

Порядок, размер и условия выплаты указанного вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Московской области устанавливаются Правительством Московской области.

 

Глава 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

НА ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 16. Дополнительные меры по реализации в Московской области прав граждан на образование

 

1. Государственные образовательные организации Московской области и муниципальные образовательные организации в Московской области могут осуществлять прием в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в классы профильного обучения для получения основного общего и среднего общего образования.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Московской области и муниципальные образовательные организации в Московской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения осуществляется в случаях и в порядке, установленных уполномоченным органом.

2. В целях обеспечения непрерывности и интеграции среднего профессионального образования профессиональные образовательные организации Московской области осуществляют взаимодействие с соответствующими им по профилю образовательными организациями высшего образования, в том числе путем предоставления студентам образовательных организаций высшего образования возможности овладения квалифицированными рабочими профессиями.

Основными направлениями взаимодействия профессиональных образовательных организаций Московской области с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, являются:

содействие в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций Московской области путем заключения договоров о трудоустройстве в соответствии с полученной профессией, специальностью (квалификацией);

участие в разработке учебно-методической документации по подготовке квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена;

привлечение в профессиональные образовательные организации Московской области специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности, для проведения практических и теоретических занятий, руководства курсовым и дипломным проектированием, участия в государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций Московской области;

привлечение финансовых средств работодателей на развитие профессиональных образовательных организаций Московской области;

модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Московской области на договорной основе в целях обеспечения процесса подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена.

3. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Московской области может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах (группах).

Формы и методы осуществления инклюзивного образования, а также вопросы создания специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации в Московской области, исходя из потребностей, особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья при непосредственном участии их родителей (законных представителей). Порядок организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума определяется локальными нормативными актами образовательной организации в Московской области.

4. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами, а для детей-инвалидов, инвалидов также в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации детей-инвалидов, инвалидов.

5. Отдельные категории обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях в Московской области обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным питанием за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом учредителями таких организаций.

6. Отдельные категории обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных образовательных организациях в Московской области обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным питанием за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Московской области.

7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджетов муниципальных образований Московской области и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Гражданам, перечень которых определяется статьей 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", государственными образовательными организациями высшего образования Московской области предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в порядке и по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом.

 

Статья 17. Меры социальной поддержки обучающихся

 

1. Меры социальной поддержки обучающихся определяются федеральным законодательством, законами Московской области, уставом образовательной организации.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся близкими родственниками, гарантируется право направления в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

3. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся, воспитывающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, определяются законами Московской области.

4. При отсутствии условий в дошкольных образовательных организациях Московской области для осуществления воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста либо при наличии к тому медицинских показаний муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, обеспечивают с согласия родителей (законных представителей) таких детей проведение с ними занятий по индивидуальным программам на дому. Порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста по индивидуальным программам на дому определяется нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, на территории Московской области создаются общеобразовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, дети сотрудников органов внутренних дел, дети сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел или в войсках национальной гвардии Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет двадцать лет и более, дети сотрудников органов внутренних дел, дети сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел или в войсках национальной гвардии Российской Федерации, дети, находящиеся на иждивении указанных лиц, дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в Следственном комитете Российской Федерации либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, а также иные лица в случаях, установленных федеральными законами, пользуются преимущественным правом приема в государственные общеобразовательные организации Московской области, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус".

7. Отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области предоставляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области компенсация расходов на проезд по территории Московской области на автомобильном (автобус), городском наземном электрическом транспорте (трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок к месту учебы и обратно.

Размер компенсации, а также категории обучающихся, имеющих право на ее получение, устанавливаются законом Московской области.

Меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предоставляются при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких мер социальной поддержки.

8. Обучающимся общеобразовательных организаций старше 7 лет, обучающимся по очной форме обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования предоставляется льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на территории Московской области с 1 января по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря включительно. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.

Возмещение организациям железнодорожного транспорта недополученных доходов, возникающих в результате предоставления льготы, указанной в абзаце первом настоящей части, осуществляется за счет целевой субсидии в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - закон Московской области о бюджете Московской области) в порядке, установленном Правительством Московской области.

8.1. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы, между городскими округами осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Учредителю муниципальной образовательной организации в Московской области, реализующей основные общеобразовательные программы, осуществляется компенсация расходов на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации, проживающих на территории иного городского округа, между городскими округами, на территории которых не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Указанная компенсация расходов осуществляется на основании соглашения, заключенного между органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, и органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (далее - соглашение).

Размер компенсации расходов учредителя муниципальной образовательной организации в Московской области, реализующей основные общеобразовательные программы, рассчитывается исходя из фактических затрат, непосредственно связанных с организацией перевозки обучающихся в муниципальной образовательной организации в Московской области, реализующей основные общеобразовательные программы (затраты на топливо, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспортного средства, и иные затраты, предусмотренные в соглашении).

9. Обучающимся государственных образовательных организаций Московской области (за исключением обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего образования, кроме детей из многодетных семей), обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области предоставляется частичная компенсация стоимости питания.

Размер и порядок предоставления компенсации определяются законом Московской области.

9.1. Утратила силу с 1 января 2021 года. - Закон Московской области от 09.12.2020 N 258/2020-ОЗ.

10. Обучающиеся государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих), обеспечиваются питанием за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области.

Размер стоимости питания и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению питанием устанавливаются Правительством Московской области.

Размер стоимости питания подлежит индексации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области. Порядок и сроки индексации определяются законом Московской области о бюджете Московской области.

11. Дети, проживающие в государственных общеобразовательных организациях Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем.

Дети, обучающиеся в указанных общеобразовательных организациях и не проживающие в них, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дети, нуждающиеся в длительном лечении и проживающие в государственных общеобразовательных организациях Московской области, осуществляющих дополнительные функции, связанные с предоставлением лечения, реабилитации, оздоровления, психолого-педагогической поддержки, а также дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления, и проживающие в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обеспечиваются бесплатным питанием, мягким инвентарем.

Дети, обучающиеся в государственных общеобразовательных организациях Московской области, реализующих дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, обучение и воспитание которых осуществляется с учетом круглосуточного пребывания, обеспечиваются бесплатным питанием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), мягким инвентарем, предметами личной гигиены.

Дети, проживающие в имеющих интернат государственных общеобразовательных организациях Московской области, автономных некоммерческих общеобразовательных организациях Московской области, в состав учредителей которых входит Московская область, обеспечиваются бесплатным питанием.

Дети, обучающиеся в государственных специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа Московской области, обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.

Нормы обеспечения бесплатным питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), другими предметами вещевого довольствия, предметами личной гигиены детей, обучающихся, воспитывающихся в общеобразовательных организациях Московской области, указанных в абзацах первом - шестом части 11 настоящей статьи, утверждаются Правительством Московской области.

Детям, обучающимся, воспитывающимся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, аналогичных по направлениям деятельности государственным образовательным организациям, указанным в абзацах первом - третьем части 11 настоящей статьи, нормы бесплатного питания и обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены устанавливаются решением органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.

Стоимость питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, форменной одежды и иного вещевого имущества (обмундирования) и других предметов вещевого довольствия, предметов личной гигиены, представленных в нормах обеспечения, указанных в абзацах первом - шестом части 11 настоящей статьи, подлежит индексации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области. Порядок и сроки индексации определяются законом Московской области о бюджете Московской области.

Дети, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, аналогичных по направлениям деятельности государственным образовательным организациям, указанным в абзаце первом части 11 настоящей статьи, и не проживающие в них, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием детей, обучение которых организовано государственными общеобразовательными организациями Московской области и муниципальными общеобразовательными организациями в Московской области, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

12. Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

В Московской области устанавливаются следующие виды стипендий:

1) государственная академическая стипендия слушателям, осваивающим программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих) (далее - слушатели), студентам;

2) государственная социальная стипендия слушателям, студентам;

3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

4) именные стипендии;

5) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение.

Слушателям, студентам, аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области в государственных профессиональных образовательных организациях Московской области, государственных образовательных организациях высшего образования Московской области, государственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования Московской области и государственных научных организациях Московской области, назначаются государственная академическая стипендия слушателям, студентам и (или) государственная социальная стипендия слушателям, студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам в порядке, установленном Правительством Московской области.

Государственная социальная стипендия назначается слушателям и студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, слушателям и студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, слушателям и студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также слушателям и студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" и "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" и "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Государственная социальная стипендия назначается также слушателям и студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории слушателей и студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

Государственная академическая стипендия слушателям, студентам, государственная социальная стипендия слушателям, студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает в себя средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств бюджета Московской области.

Размеры государственной академической стипендии слушателям, студентам, государственной социальной стипендии слушателям, студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут быть меньше нормативов, установленных в соответствии с абзацем двенадцатым настоящей части.

Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области в соответствии с правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области и нормативами, установленными Правительством Московской области по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся.

Расходы на стипендиальное обеспечение осуществляются в пределах средств, предусмотренных законом Московской области о бюджете Московской области, за исключением расходов на выплату стипендий, указанных в пункте 5 настоящей части.

13. Юридические и физические лица имеют право учреждать за счет собственных средств стипендии обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в системе образования в Московской области, определять размеры и условия выплаты таких стипендий.

14. Государственным профессиональным образовательным организациям Московской области и государственным образовательным организациям высшего образования Московской области за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся в размере 25 процентов предусматриваемого им размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий слушателям, студентам и государственных социальных стипендий слушателям, студентам, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в размере месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий слушателям, студентам и государственных социальных стипендий слушателям, студентам, по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих), образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам высшего образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

15. Аспирантам и ассистентам-стажерам государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области, выплачивается ежегодное пособие на приобретение научной литературы в размере двухмесячной стипендии за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области.

 

Статья 18. Утратила силу. - Закон Московской области от 08.05.2014 N 51/2014-ОЗ.

 

Статья 19. Охрана здоровья обучающихся образовательных организаций

 

1. Охрана здоровья обучающихся осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения в соответствии со статьей 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, в медицинской организации.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает организацию оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. Первую помощь вправе оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков.

2. Обучающимся образовательных организаций на территории Московской области в целях охраны их здоровья, оздоровления и отдыха:

1) предоставляются путевки в оздоровительные образовательные организации, в том числе санаторного типа;

2) создаются условия для занятий физической культурой и спортом, спортивно-техническим творчеством;

3) реализуется комплекс мер по профилактике и раннему выявлению безнадзорности, подростковой преступности, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

4) создаются условия для летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области.

3. Детям, нуждающимся в длительном лечении, создаются условия для обучения на дому или в лечебных организациях.

4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся образовательных организаций на территории Московской области, в том числе при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения, в целях охраны их здоровья, оздоровления и отдыха предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

5. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования, в том числе условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

6. Детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных организациях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.

Обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Финансирование расходов, связанных с обучением детей-инвалидов на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по образовательным программам общего образования муниципальными общеобразовательными организациями в Московской области, осуществляется в соответствии с законом Московской области о финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области на соответствующий финансовый год.

 

Статья 20. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях в Московской области

 

1. Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата) за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не может быть выше ее максимального размера, установленного Правительством Московской области для каждого муниципального образования Московской области в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области устанавливается Правительством Московской области.

Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

2. Родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации в Московской области, реализующие образовательные программы дошкольного образования, выплачивается компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях.

Порядок обращения за компенсацией родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях в Московской области, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Московской области.

Финансовое обеспечение государственных полномочий по выплате компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях в Московской области, является расходным обязательством Московской области.

 

Статья 21. Меры поддержки работников образовательных организаций

 

1. Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг руководителям и заместителям руководителей государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, руководителям и заместителям руководителей структурных подразделений указанных образовательных организаций, педагогическим работникам и работникам государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, не относящимся к педагогическим работникам, выполняющим иные функции по обеспечению деятельности указанных образовательных организаций, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Московской области, определяются законом Московской области.

2. Педагогическим работникам и другим специалистам, работающим в образовательных организациях, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований Московской области и бюджета Московской области, может предоставляться право льготного проезда на общественном транспорте (за исключением такси) от места проживания до места работы и обратно в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области или Правительством Московской области соответственно.

3. В целях развития творческого потенциала педагогов, поощрения талантливых работников образовательных организаций, лауреатов и победителей педагогических профессиональных областных конкурсов Губернатором Московской области могут устанавливаться премии.

4. Работникам образовательных организаций Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут предоставляться дополнительные льготы или компенсации, включая оплату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, медицинское обслуживание.

5. Работникам государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области - молодым специалистам производится ежемесячная выплата при условии занятия ими не менее одной ставки штатной должности работника, в том числе суммарно по основной должности и дополнительной работы, выполняемой путем совмещения должностей, профессий в одной образовательной организации, в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Московской области.

Статус молодого специалиста устанавливается для работников государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в возрасте до 35 лет включительно на три года с даты:

начала трудовой деятельности в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в год окончания ими профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;

окончания ими профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - для начавших трудовую деятельность в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в период обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования либо до начала такого обучения;

начала трудовой деятельности в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области после прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации или после прохождения альтернативной гражданской службы, после окончания отпуска (части отпуска) по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если данные обстоятельства препятствовали началу трудовой деятельности в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в год окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, при условии, что работник приступил к трудовой деятельности в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в течение трех месяцев по окончании вышеуказанных обстоятельств, препятствующих работе в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области.

Статус молодого специалиста сохраняется при переходе на работу в другую государственную образовательную организацию Московской области или муниципальную образовательную организацию в Московской области при условии, что работник приступил к трудовой деятельности в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в течение трех месяцев с даты завершения трудовой деятельности в предыдущей государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области.

Установленный абзацем вторым настоящей части срок продлевается на период невозможности осуществлять трудовую деятельность в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области по обстоятельствам, указанным в абзаце пятом настоящей части и препятствующим работе в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, при условии возвращения к трудовой деятельности в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области в течение трех месяцев по окончании действия указанных обстоятельств.

6. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года, включается в оклады (должностные оклады) педагогических работников, установленные на день вступления в силу указанного Федерального закона.

7. Выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, приступившим в год окончания соответствующей образовательной организации к работе на должностях педагогических работников в государственных образовательных организациях Московской области или муниципальных образовательных организациях в Московской области; выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, призванным в Вооруженные Силы Российской Федерации и приступившим к работе на должностях педагогических работников в государственных образовательных организациях Московской области или муниципальных образовательных организациях в Московской области непосредственно после прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; а также выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, приступившим к работе на должностях педагогических работников в государственных образовательных организациях Московской области или муниципальных образовательных организациях в Московской области после окончания отпуска (части отпуска) по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если данные обстоятельства препятствовали началу трудовой деятельности, выплачивается пособие в размере, порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Московской области.

8. За работниками, привлекаемыми по решению соответствующих органов исполнительной власти к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - государственная итоговая аттестация), в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Правительством Московской области в пределах бюджетных ассигнований бюджета Московской области, предусмотренных на проведение государственной итоговой аттестации.

9. За особые заслуги в обучении и воспитании детей и молодежи, большой вклад в развитие системы образования работники системы образования в Московской области могут быть представлены:

1) к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий Российской Федерации;

2) к награждению знаками отличия в сфере образования и науки;

3) к награждению наградами Московской области.

10. Меры поддержки, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

 

Статья 22. Обеспечение условий для выполнения педагогическими работниками образовательных организаций профессиональных обязанностей

 

Московская область гарантирует педагогическим работникам государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, непосредственно участвующим в образовательном процессе:

1) повышение квалификации;

2) переподготовку с учетом образовательных потребностей населения Московской области;

3) финансовую и организационно-техническую поддержку в реализации программ, направленных на развитие одаренных детей, других категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке, и вовлечение детей в социально значимую деятельность;

4) предоставление академических прав и свобод, предусмотренных федеральным законодательством.

 

Глава 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 23. Руководство повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников в Московской области

 

1. Общее руководство реализацией дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в системе образования в Московской области осуществляет уполномоченный Правительством Московской области исполнительный орган государственной власти Московской области.

2. Руководители государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области создают условия для повышения квалификации работников системы образования в Московской области, предоставляя им право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

 

Статья 24. Методическая работа

 

1. В целях координации действий образовательных организаций в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования в Московской области уполномоченным органом создаются учебно-методические объединения.

2. Учебно-методические объединения Московской области осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми уполномоченным органом.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники образовательных организаций и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

3. Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса относятся к компетенции образовательной организации.

С учетом конкретных условий и специфики образовательных организаций возможны различные формы организации коллективной методической работы - предметные и цикловые методические объединения, проблемные семинары, конференции, творческие группы, школы передового опыта и другие формы.

4. Работники образовательных организаций в Московской области имеют право свободного выбора форм и содержания методической работы.

 

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 11 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

 

Статья 25.1. Переходные положения

 

1. Лицам, принятым в докторантуру в государственные образовательные организации высшего образования Московской области до 1 января 2014 года в соответствии с порядком приема, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - докторанты), до истечения срока их подготовки, но не позднее 1 января 2018 года, за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области назначается государственная стипендия.

2. Размер государственной стипендии докторантам, определяемый государственной образовательной организацией высшего образования Московской области, не может быть меньше нормативов, устанавливаемых Правительством Московской области в соответствии с частью 12 статьи 17 настоящего Закона.

3. Порядок назначения государственной стипендии докторантам устанавливается Правительством Московской области.

 

Статья 26. О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Московской области

 

1. Признать утратившими силу с 1 сентября 2013 года:

Закон Московской области N 41/2009-ОЗ "Об образовании", за исключением статей 13-15.2, 19-21;

Закон Московской области N 131/2009-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 42/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 59/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 74/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании";

статью 4 Закона Московской области N 129/2010-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие вопросы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Закон Московской области N 130/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании";

статью 1 Закона Московской области N 158/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании" и в Закон Московской области "О компенсации расходов на проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся";

Закон Московской области N 161/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 23/2011-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 40/2011-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 135/2011-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 198/2011-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 10/2012-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 38/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 124/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании";

Закон Московской области N 156/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании".

2. Статьи 13-15 Закона Московской области N 41/2009-ОЗ "Об образовании" признать утратившими силу с 1 января 2014 года.

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Московской области

А.Ю. Воробьев

27 июля 2013 года

N 94/2013-ОЗ

Закон Московской области "Об образовании" от 27.07.2013 N 94/2013-ОЗ