Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Московской области от 01.12.2020 N 241/2020-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области"

 

1 декабря 2020 года

N 241/2020-ОЗ

 

Принят

постановлением

Московской областной Думы

от 19 ноября 2020 г. N 11/131-П

 

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее - Уполномоченный) является государственной должностью Московской области, учреждаемой настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Уставом Московской области в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Московской области.

2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного

 

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Московской области, законы и иные нормативные правовые акты Московской области.

 

Статья 3. Основные задачи Уполномоченного

 

Основными задачами Уполномоченного являются:

содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

содействие совершенствованию законодательства Московской области, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина;

содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

содействие развитию международного сотрудничества в области прав человека.

 

Статья 4. Принципы деятельности Уполномоченного

 

1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

 

Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

 

1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

 

Статья 6. Порядок назначения на должность Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность Московской областной Думой.

2. Предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного в Московскую областную Думу могут вносить Губернатор Московской области, депутаты (группа депутатов, фракция) Московской областной Думы.

3. Предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного вносятся письменно в Московскую областную Думу в течение 30 дней до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного или со дня его досрочного освобождения от должности.

4. Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного должно содержать краткую характеристику кандидата на должность Уполномоченного с подтверждением его соответствия требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность Уполномоченного.

К предложению о кандидатуре на должность Уполномоченного прилагаются документы, подтверждающие соответствие кандидата на должность Уполномоченного предъявляемым к нему требованиям:

1) заявление кандидата на должность Уполномоченного о согласии на внесение его кандидатуры для рассмотрения в Московскую областную Думу и назначение на должность Уполномоченного с обязательством прекратить деятельность, несовместимую со статусом Уполномоченного, в случае его назначения;

2) копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, подтверждающего возраст кандидата на должность Уполномоченного и наличие у него гражданства Российской Федерации;

3) копия трудовой книжки кандидата на должность Уполномоченного и (или) сведения о его трудовой деятельности, оформленные в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных документов кандидата на должность Уполномоченного при необходимости подтверждения наличия у него познаний в области прав и свобод человека и гражданина, опыта их защиты;

4) копия документа, подтверждающего высшее образование кандидата на должность Уполномоченного, а также копии документов о его дополнительном профессиональном образовании, присвоении ему ученой степени, ученого звания при их наличии;

5) анкета кандидата на должность Уполномоченного с цветной фотографией размером 4 см на 6 см;

6) автобиография кандидата на должность Уполномоченного с указанием сведений о наличии (об отсутствии): гражданства иностранного государства, вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; членства в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели; осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

7) сведения о доходах кандидата на должность Уполномоченного, об имуществе, принадлежащем кандидату на должность Уполномоченного на праве собственности, и обязательствах имущественного характера кандидата на должность Уполномоченного, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в том числе сведения, предусмотренные частью 2 статьи 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

8) согласие кандидата на должность Уполномоченного на обработку его персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Законом.

5. Поступившие предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного направляются Председателем Московской областной Думы в комитет Московской областной Думы, в ведении которого находятся вопросы, связанные с деятельностью Уполномоченного по правам человека в Московской области, для подготовки к рассмотрению Московской областной Думой вопроса о назначении Уполномоченного.

6. До рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного Московская областная Дума согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

7. Назначенным на должность Уполномоченного считается кандидат, за которого проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов Московской областной Думы.

8. Уполномоченный назначается на должность постановлением Московской областной Думы в порядке, установленном Регламентом Московской областной Думы.

 

Статья 7. Вступление в должность Уполномоченного

 

1. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

2. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Московской области и законодательством Московской области, справедливостью и голосом совести".

3. Присяга приносится Уполномоченным на заседании Московской областной Думы в присутствии Губернатора Московской области и членов Правительства Московской области в срок не позднее 10 дней со дня назначения на должность Уполномоченного.

 

Статья 8. Срок полномочий Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет.

2. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд.

3. Истечение срока полномочий Московской областной Думы или ее роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

 

Статья 9. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного

 

1. Уполномоченный обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Московской области.

2. Уполномоченный в срок не позднее 14 дней со дня вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

3. Если в течение срока, определенного частью 2 настоящей статьи, Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и Московская областная Дума назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

4. Уполномоченный обязан сообщать Председателю Московской областной Думы о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Сообщение оформляется Уполномоченным в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление). Форма уведомления, порядок его рассмотрения устанавливается постановлением Московской областной Думы.

Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность и номер телефона Уполномоченного;

2) должностные обязанности Уполномоченного, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

3) описание ситуации и обстоятельств, являющихся основанием возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

4) предлагаемые и (или) принятые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Уполномоченный вправе указать в уведомлении и иные сведения, имеющие значение для предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Уполномоченный направляет Председателю Московской областной Думы уведомление как только ему стало известно о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В случае отсутствия Уполномоченного по какой-либо причине на рабочем месте он должен направить уведомление при первой возможности.

Основаниями возникновения личной заинтересованности Уполномоченного при осуществлении им своих полномочий является возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) Уполномоченным и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми Уполномоченный, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 

Статья 10. Прекращение полномочий Уполномоченного

 

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Московской областной Думы в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Московской областной Думы после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Московской области.

В целях проведения консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации по вопросу досрочного прекращения полномочий Уполномоченного Председатель Московской областной Думы в течение 10 дней со дня, когда стало известно о возникновении основания для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, предусмотренного настоящей частью, направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации документы (копии документов), подтверждающие наличие такого основания.

4. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях, установленных пунктом 4 части 2, пунктами 1, 3 и 4 части 3 настоящей статьи, на основании заключения комиссии, сформированной из депутатов Московской областной Думы и представителей Губернатора Московской области.

5. Порядок работы и состав комиссии, сформированной в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждается постановлением Московской областной Думы.

6. Решение об освобождении Уполномоченного от должности в связи с утратой доверия принимается на основании материалов проверки, проведенной органом Московской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Московской области.

7. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Московской областной Думы.

8. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен Московской областной Думой не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

9. Назначение нового Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

 

Статья 11. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным

 

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой и обращением (предложением, заявлением, иной информацией, касающейся нарушения прав и свобод граждан) в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. Принятие к рассмотрению и рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Московской области N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан".

3. Получив обращение, Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, действующий на территории Московской области, орган государственной власти или иной государственный орган Московской области (кроме Московской областной Думы) (далее - государственный орган), орган местного самоуправления, иной муниципальный орган муниципального образования Московской области, предусмотренный уставом муниципального образования Московской области и обладающий собственными полномочими по решению вопросов местного значения, (далее - муниципальный орган) или иной орган, должностному лицу, к компетенции которого относится рассмотрение обращения.

4. Принятие к рассмотрению и рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", настоящим Законом и порядком, установленным Уполномоченным.

5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) государственных органов, муниципальных органов, организаций, действующих на территории Московской области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) государственных органов, муниципальных органов, организаций, нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

8. В случае получения жалобы Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

9. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

10. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Статья 12. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

 

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Московской области, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Московской области.

3. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Московской области, с Уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории Московской области, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Московской области, с Уполномоченным, между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Московской области, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Московской области, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

 

Статья 13. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в порядке, установленном настоящим Законом для рассмотрения жалоб.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Московскую областную Думу с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

 

Статья 14. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

 

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" Уполномоченный направляет в совет Общественной палаты Российской Федерации рекомендации по формированию состава Общественной наблюдательной комиссии Московской области.

Общественная наблюдательная комиссия Московской области ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляет Уполномоченному отчетные материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания по форме, установленной Общественной палатой Российской Федерации.

3. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.

4. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории Московской области.

 

Статья 15. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

 

1. В случае выявления в нормативных правовых актах Московской области, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти Московской области, иным государственным органам Московской области, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов Московской области, иных нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

2. Уполномоченный по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы в Московской областной Думе.

 

Статья 16. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

 

1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Уполномоченный содействует развитию международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Статья 17. Участие Уполномоченного в правовом просвещении

 

1. В целях правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты, а также информацию о своей деятельности;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, круглые столы, конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) использовать иные формы и методы правового просвещения.

2. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Московской области, обязаны опубликовать материалы, направленные им Уполномоченным, или предоставить Уполномоченному эфирное время для выступления в срок не позднее 10 дней со дня обращения к ним Уполномоченного.

 

Статья 18. Доклады Уполномоченного

 

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Московскую областную Думу, Губернатору Московской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Московского областного Суда, председателю Арбитражного Суда Московской области, прокурору Московской области.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на заседании Московской областной Думы Уполномоченным лично. По итогам данного заседания Уполномоченный по результатам рассмотрения жалоб граждан направляет Губернатору Московской области и (или) Московской областной Думе предложения о мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина по проблемным вопросам, отраженным в ежегодном докладе.

3. Уполномоченный может направлять в Московскую областную Думу, государственные органы, муниципальные органы и иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина могут быть опубликованы в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также в изданиях Уполномоченного о правах и свободах человека и гражданина.

 

Статья 19. Гарантии деятельности Уполномоченного

 

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области.

 

Статья 20. Обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата

 

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного.

2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Московской области с наименованием "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - аппарат) с правом юридического лица, имеющим печать и бланки со своим наименованием и с воспроизведением герба Московской области.

В состав аппарата также входят советники Уполномоченного.

4. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положения о нем и его структурных подразделениях, руководит его работой, решает иные вопросы его деятельности.

На период временного отсутствия Уполномоченного исполнение его обязанностей по руководству аппаратом осуществляется руководителем аппарата Уполномоченного.

5. По вопросам, отнесенным к его полномочиям, Уполномоченный издает распоряжения.

6. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Московской области.

7. Уполномоченный в пределах утвержденных бюджетных средств самостоятельно утверждает бюджетную смету, штатную численность и штатное расписание аппарата.

8. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления его деятельности, находится в его оперативном управлении и является собственностью Московской области.

 

Статья 21. Экспертный совет при Уполномоченном

 

1. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может быть создан экспертный совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Экспертный совет при Уполномоченном состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение об экспертном совете при Уполномоченном и его персональный состав утверждаются Уполномоченным.

 

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Московской области N 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

Закон Московской области N 44/2004-ОЗ "О внесении изменений и дополнения в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

Закон Московской области N 53/2005-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

статью 7 Закона Московской области N 61/2007-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные должности Московской области";

Закон Московской области N 157/2009-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

статью 19 Закона Московской области N 86/2015-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области";

Закон Московской области N 129/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

Закон Московской области N 8/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

статью 2 Закона Московской области N 253/2017-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области";

статью 1 Закона Московской области N 189/2018-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие деятельность Уполномоченного по правам человека в Московской области, Уполномоченного по правам ребенка в Московской области";

Закон Московской области N 228/2018-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области";

Закон Московской области N 102/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".

 

Губернатор Московской области

А.Ю. Воробьев

1 декабря 2020 года

N 241/2020-ОЗ

Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" от 01.12.2020 N 241/2020-ОЗ