Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Московской области от 30.06.2021 N 124/2021-ОЗ "О театральной деятельности в Московской области"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

 

от 30 июня 2021 г. N 124/2021-ОЗ

 

 

О театральной деятельности в Московской области

 

 

Принят постановлением

Московской областной Думы

от 17 июня 2021 г.  N 2/150-П

 

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

1. Признавая общественную значимость театральной деятельности, с целью сохранения и развития лучших традиций отечественного театрального искусства настоящий Закон определяет правовые основы и социокультурные приоритеты театральной деятельности в Московской области, особенности организации и деятельности театральных организаций в Московской области, а также определяет формы государственной поддержки театральной деятельности.

2. Настоящий Закон распространяется на все театральные организации, зарегистрированные и (или) осуществляющие театральную деятельность в Московской области (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства).

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

1. В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

1) театральное дело – организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;

2) театральная деятельность – процесс, связанный с развитием сети театральных организаций, их правовым, научным, методическим и информационным обеспечением, анализом процессов, происходящих в театральном искусстве, с созданием, организацией показа и показом театральных постановок, осуществлением театральных проектов, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников театральных организаций;

3) театральное искусство – один из видов исполнительского искусства, обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и иными особенностями), создающий уникальные произведения театрального искусства, в том числе не имеющие аналогов в других видах искусства;

4) театральная организация – зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо и (или) физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), которые занимаются театральной деятельностью;

5) театр – театральная организация, основной деятельностью которой является создание произведений театрального искусства и интерпретация произведений литературы и искусства, организация их показа и показ в форме театральных постановок, осуществление театральных проектов, предоставление сопутствующих услуг в целях формирования и удовлетворения духовных потребностей населения в театральном искусстве, а также развития театрального искусства;

6) профессиональный театр – театр, труппа и художественный персонал которого состоит из работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим направленности занимаемых в театре должностей;

7) государственный театр – профессиональный театр, созданный в форме государственного учреждения культуры Московской области;

8) муниципальный театр – профессиональный театр, созданный в форме муниципального учреждения культуры в Московской области;

9) негосударственный театр – профессиональный театр, созданный физическими и (или) юридическими лицами (за исключением государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области), зарегистрированный и осуществляющий свою деятельность на территории Московской области;

10) самодеятельный (любительский) театр – театр, труппа и художественный персонал которого может не иметь среднего профессионального или высшего образования по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим направленности занимаемым в театре должностям, или творческий коллектив физических лиц, объединившихся с целью обеспечения качественного досуга и творческой самореализации в сфере театрального искусства, без предъявления требований к его регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

11) сценическая площадка – объект, соответствующий по своим техническим параметрам (свет, звук, оборудование, сопутствующие помещения) для создания, показа и проката театральных постановок;

12) труппа – творческий коллектив артистов театра, занятый в подготовке и показе театральных постановок;

13) репертуарная политика – деятельность театральной организации, направленная на формирование репертуара, удовлетворения и развития потребностей населения в театральном искусстве, обеспечения творческого роста труппы и развития театральной организации;

14) репертуар – совокупность собственных театральных постановок и театральных постановок иных театральных организаций, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям, определяющая направления и характер художественно-творческой и социокультурной деятельности театральной организации;

15) театральная постановка – произведение театрального искусства (спектакль, концерт и иное театральное представление), созданное на основе пьесы или специального сценария, имеющее общий замысел и конкретное название, предназначенное для показа в живом исполнении;

16) новая театральная постановка – постановка произведения театрального искусства, ранее не включавшегося в репертуар театральной организации, а также постановка ранее исполнявшегося указанной театральной организацией произведения театрального искусства в случаях изменения основных художественных параметров, в том числе режиссерского замысла и основных компонентов художественного оформления;

17) возобновляемая театральная постановка – постановка произведения театрального искусства, ранее находившаяся в репертуаре театральной организации и заново подготовленная для публичного показа при сохранении ее основных художественных параметров;

18) театральный проект – один из основных способов организации театральной деятельности в Московской области, комплексная программа взаимосвязанных действий, системных мер по осуществлению театральной организацией в строго обозначенный период времени общественно значимого замысла в сфере театрального дела;

19) гастрольная деятельность – процесс организации и показа театральных постановок вне места постоянной деятельности театральной организации, планируемый на срок более одних суток;

20) показ театральной постановки на гастролях – публичный показ театральной постановки вне собственной сцены театральной организации, осуществляемый на территории Московской области или за ее пределами с необходимостью организации транспортировки декораций, костюмов и других сценических средств, проезда, питания и проживания работников, участвующих в показе театральной постановки, в средствах размещения по месту проведения публичного показа театральной постановки на срок более одних суток;

21) показ театральной постановки на выезде (разовый выезд со стационара) – публичный показ театральной постановки вне собственной сценической площадки театральной организации, осуществляемый на территории Московской области или за ее пределами в пределах одних суток;

22) Московский областной театральный реестр – информационная система, содержащая сведения о театральных организациях, зарегистрированных и (или) осуществляющих театральную деятельность в Московской области, и сценических площадках, расположенных на территории Московской области.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 

Статья 3. Цели и задачи государственной политики Московской области в сфере театральной деятельности

 

1. Целью государственной политики Московской области в сфере театральной деятельности является создание условий для развития и формирования потребностей населения Московской области в театральном искусстве, обеспечение свободы художественного творчества, создание условий для эффективной театральной деятельности в Московской области.

Государственная поддержка театральной деятельности – один из приоритетов государственной политики Московской области в сфере культуры.

2. Государственная политика Московской области в сфере театральной деятельности направлена на решение следующих задач:

1) поддержка деятельности и механизмов самореализации театральных организаций, обеспечивающих формирование, удовлетворение и развитие интересов населения в отношении театрального искусства;

2) обеспечение творческой самостоятельности театральных организаций, их прав на свободу художественного творчества, интеграцию в общехудожественный процесс;

3) стимулирование развития деятельности театральных организаций, в том числе по оказанию платных услуг в государственных театрах и муниципальных театрах;

4) содействие развитию экспериментальных форм театрального искусства;

5) создание условий для развития благотворительной деятельности в отношении театральных организаций в Московской области;

6) содействие созданию и деятельности ассоциаций, профессиональных союзов, общественных объединений в сфере театральной деятельности в Московской области.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере театральной деятельности

 

1. К полномочиям Московской областной Думы в сфере театральной деятельности в Московской области относятся:

1) принятие законов Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области;

2) осуществление мониторинга правоприменительной практики законов Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области.

2. К полномочиям Правительства Московской области в сфере театральной деятельности в Московской области относятся:

1) утверждение (одобрение) документов стратегического планирования в сфере культуры в Московской области;

2) нормативное правовое регулирование театральной деятельности в Московской области;

3) создание, реорганизация и ликвидация государственных театральных организаций Московской области, координация и контроль их деятельности, а также создание условий для совершенствования их материально-технической базы;

4) создание благоприятных условий развития театральной деятельности в Московской области;

5) установление порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан при посещении ими отдельных платных мероприятий, проводимых государственными театральными организациями Московской области.

3. К полномочиям центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере культуры (далее – уполномоченный орган) относятся:

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Московской области;

2) определение основных задач и социокультурных приоритетов в сфере театральной деятельности в Московской области;

3) разработка и реализация документов стратегического планирования в сфере культуры в Московской области;

4) подготовка предложений Правительству Московской области по нормативному правовому регулированию театральной деятельности в Московской области;

5) формирование государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также контроль за их выполнением;

6) установление предельных цен (тарифов) на оплату услуг, оказываемых в соответствии с государственным заданием, в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов);

7) определение перечня платных услуг и согласование цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными театральными организациями Московской области;

8) участие в информационном обеспечении театральной деятельности, ведение Московского областного театрального реестра;

9) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

  4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют поддержку театральных организаций, зарегистрированных на территории муниципального образования Московской области, в осуществлении ими театральной деятельности как на территории соответствующего муниципального образования Московской области, так и за его пределами (по согласованным планам), а также поддержку иным театральным организациям, осуществляющим театральную деятельность на территории муниципального образования Московской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Закона.

 

Статья 5. Основные формы поддержки театральной деятельности в Московской области

 

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют экономическую, правовую, информационную и методическую поддержку театральной деятельности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

2. Основными формами поддержки театральной деятельности в Московской области являются:

1) создание условий для развития театральных организаций в Московской области;

2) создание условий для развития гастрольной деятельности театральных организаций в Московской области, а также для профессиональных театров, прибывающих в Московскую область из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

3) оказание содействия театральным организациям в Московской области в создании театральных постановок, их публичном показе и осуществлении театральных проектов, в их участии в международных, всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивалях, конкурсах, смотрах и иных мероприятиях;

4) содействие популяризации театральной деятельности и театрального искусства в средствах массовой информации;

5) оказание содействия в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников театральных организаций.

 

Статья 6. Виды театров в Московской области

 

1. На территории Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от формы собственности создаются и осуществляют свою деятельность государственные, муниципальные и негосударственные театры. При этом государственные и муниципальные театры создаются по типу автономных, бюджетных и казенных учреждений культуры.

2. На территории Московской области в зависимости от состава труппы и организационной структуры театры могут быть профессиональными и самодеятельными (любительскими) театрами.

3. На территории Московской области в зависимости от видов театрального искусства могут быть созданы театры следующих видов: музыкальный театр (театр оперы, балета, музыкальной комедии (оперетты), танца); драматический театр; театр юного зрителя (театр для детей и юношества); театр кукол; театр иных направлений (пантомимы, художественного слова, иллюзии, мимики и жеста и иные); театры смешанных видов (музыкально-драматический, оперы и балета, драмы и комедии и иные). 

4. Наименование театра, его вид и организационно-правовая форма, порядок управления театром и иные сведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации определяются в уставе театра.

 

Статья 7. Управление театрами, организационная структура театров

 

1. Для решения общих вопросов и задач, координации творческой, научной, хозяйственной и другой деятельности театры могут создавать и (или) вступать в международные, федеральные, межрегиональные, региональные и иные объединения театров.

Создание объединений театров, а также вступление в них осуществляется театром на добровольной основе.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного театра, муниципального театра, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным органом, органом местного самоуправления.

3. Порядок управления негосударственным театром определяется в его уставе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления государственного театра, муниципального театра, порядок принятия ими решений и выступления от имени государственного театра, муниципального театра устанавливаются уставами указанных театров в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а в отношении театров, созданных по типу казенного или бюджетного учреждения – также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, администраций муниципальных образований Московской области.

5. В информационно-справочных изданиях, на официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на наружной рекламе государственные театры, муниципальные театры указывают сведения об их ведомственной принадлежности.

6. В целях содействия развитию основной деятельности и формированию репертуарной политики в театрах могут быть созданы экспертные и консультативные органы (советы), не входящие в организационную структуру театра.

 

Статья 8. Виды деятельности государственных театров и муниципальных театров

 

1. Основная деятельность государственных театров, муниципальных театров подразделяется на художественно-творческую и производственно-финансовую.

2. К основной художественно-творческой деятельности государственных театров, муниципальных театров относятся:

1) создание, организация показа и показ театральных постановок в соответствии с репертуарной политикой театра;

2) создание, организация показа и публичный показ иных театральных постановок;

3) организация и участие в театральных проектах;

4) предоставление услуг, сопутствующих созданию, организации показа и публичному показу театральных постановок;

5) организация мастер-классов и театральных студий по обучению театрально-сценическому мастерству.

3. К основной производственно-финансовой деятельности государственных театров, муниципальных театров относятся:

1) изготовление декораций и предметов художественного оформления театральных постановок;

2) предоставление на основании договоров юридическим и физическим лицам помещений, постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения публичного показа театральных постановок;

3) предоставление сценических площадок другим театральным организациям и профессиональным исполнителям для проведения гастрольной деятельности и выездных мероприятий, совместных театральных проектов;

4) проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями профессиональных театров, специалистами в области театрального искусства и организации театрального дела;

5) предоставление в прокат, в аренду и (или) реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, декораций, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

6) подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий материалов на материальных носителях (видео, фото или другие материалы), связанных с творческой деятельностью государственного театра, муниципального театра;

7) оказание зрителям сопутствующих услуг.

4. Государственные театры, муниципальные театры в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

 

Статья 9. Планирование деятельности государственных театров, муниципальных театров

 

1. При планировании художественно-творческой и производственно-финансовой деятельности государственные театры, муниципальные театры руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, уставом театра, концепцией развития театра, репертуарной политикой.

2. Планирование деятельности государственных театров, муниципальных театров осуществляется в соответствии с установленным государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

3. Государственные театры, муниципальные театры вправе реализовывать билеты и абонементы на театральные постановки в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов, абонементов (в том числе льготы, скидки).

4. Категории граждан, порядок и условия предоставления льгот для них при посещении театральных постановок, проводимых государственными театрами, а также перечень государственных театров, предоставляющих данные льготы, устанавливаются Правительством Московской области.

 

Статья 10. Репертуар и репертуарная политика театров

 

1. Театр самостоятельно распоряжается продуктами интеллектуального и творческого труда, в том числе созданными им театральными постановками, определяет свою репертуарную политику, полностью отвечая за формирование своего репертуара, его уровень и социокультурные ориентиры. 

2. Репертуарная политика театра характеризуется:

1) совокупностью театральных постановок, публичный показ которых осуществляется в течение театрального сезона – текущий (действующий) репертуар театра; 

2) планом новых и планом возобновляемых театральных постановок – перспективный репертуар театра (на срок до трех лет);

3) подбором театральных постановок иных театральных организаций, приглашенных для гастрольного, фестивального, обменного или коммерческого показа.

3. Театральные постановки и репертуарная политика не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Московской области.

 

Статья 11. Публичный показ театральных постановок

 

1. Публичный показ театральных постановок, проводимых в том числе на фестивалях, конкурсах и иных мероприятиях, в зависимости от условий его проведения осуществляется на сценической площадке на стационаре, на выезде, на гастролях.

2. Решение о готовности театральной постановки к публичному показу принимается театральной организацией.

Количество публичных показов определяется государственным театром, муниципальным театром с учетом установленного ему государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

3. Вопросы организации публичного показа театральной постановки решаются театральной организацией на основании официально установленных нормативов по организации труда работников театральной организации и нормативов по отдельным театральным постановкам, разработанным и утвержденным театральной организацией.

4. Публичный показ театральных постановок на выезде и на гастролях осуществляется на основании договора.

Гастроли по направленности относят к следующим видам: региональные гастроли (в населенных пунктах Московской области), межрегиональные гастроли (в другом субъекте Российской Федерации), зарубежные гастроли (в иностранном государстве).

5. В целях оптимального планирования публичного показа театральной постановки на выезде и на гастролях театральные организации вправе пользоваться Московским областным театральным реестром.

 

Статья 12. Театральный проект

 

1. Театральный проект является одним из основных способов организации театральной деятельности в Московской области, направленным на повышение эффективности художественно-творческой и производственно-финансовой деятельности театров, оптимизацию их работы со зрительской аудиторией, содействие разрешению средствами театра общественно значимых проблем социокультурной направленности.

2. Театральный проект объединяет различные формы взаимодействия и может быть реализован через комплекс мероприятий административной, управленческой, творческо-художественной направленности, ориентированных на достижение целей театрального проекта и конкретный результат.

 

Статья 13. Финансирование деятельности государственных театров, муниципальных театров

 

1. Деятельность государственных театров, муниципальных театров финансируется за счет:

1) средств бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области соответственно;

2) доходов театров, полученных от осуществления ими в установленном порядке приносящей доход деятельности, в том числе от оказания платных услуг;

3) пожертвований и иных безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

4) других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. Финансирование деятельности государственных театров осуществляется путем предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и (или) субсидий на иные цели в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 

Статья 14. Московский областной театральный реестр

 

1. Московский областной театральный реестр – информационная система, которая включает в себя сведения о театральных организациях, зарегистрированных и (или) осуществляющих театральную деятельность в Московской области, и сценических площадках, расположенных в Московской области и используемых театральными организациями для гастрольной деятельности и показа театральных постановок на выезде, включая сведения об их технических характеристиках.

2. Формирование и ведение Московского областного театрального реестра осуществляется уполномоченным органом в утвержденном им порядке.

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

 

Губернатор

Московской области                                                                 А.Ю. Воробьев

Закон Московской области "О театральной деятельности в Московской области" от 30.06.2021 N 124/2021-ОЗ