Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Московской области от 04.07.2024 N 114/2024-ОЗ "Об общих принципах организации и деятельности Общественных палат муниципальных образований Московской области"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

 

от 04 июля 2024 г.                               N 114/2024-ОЗ

 

 

Об общих принципах организации и деятельности Общественных палат муниципальных образований Московской области

 

 

Принят постановлением

Московской областной Думы

от 20 июня 2024 г. N 14/88-П

 

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Общественная палата муниципального образования Московской области (далее - Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования Московской области (далее - граждане), некоммерческих организаций и общественных объединений, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования Московской области (далее - некоммерческие организации и общественные объединения), с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций и общественных объединений при формировании и реализации государственной и муниципальной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории муниципального образования Московской области.

2. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, некоммерческих организаций и общественных объединений.

 

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

 

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Московской области, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов путем:

1) привлечения граждан, некоммерческих организаций и общественных объединений;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций;

3) выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в создании условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в содействии развитию малого и среднего предпринимательства, в оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);

4) взаимодействия с Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Московской области, общественными советами при Московской областной Думе и исполнительных органах Московской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящимися на территории Московской области;

5) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным объединениям, некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в муниципальном образовании Московской области.

 

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты

 

Общественная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Московской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Московской области, уставом муниципального образования Московской области, иными нормативными правовыми актами муниципального образования Московской области.

 

Статья 4. Принципы формирования и деятельности Общественной палаты

 

Общественная палата формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

1) приоритета прав и законных интересов человека и гражданина;

2) значимости развития гражданской активности и ответственности для эффективного развития государства и общества;

3) законности;

4) равенства прав институтов гражданского общества;

5) самоуправления и саморазвития;

6) независимости;

7) открытости и гласности.

 

Статья 5. Регламент Общественной палаты

 

1. Общественная палата разрабатывает проект Регламента Общественной палаты и направляет его в Общественную палату Московской области для получения консультаций и рекомендаций.

Общественная палата утверждает Регламент Общественной палаты с учетом представленных Общественной палатой Московской области консультаций и рекомендаций.

Изменения, вносимые в Регламент Общественной палаты, утверждаются в порядке, аналогичном установленному абзацами первым и вторым настоящей части.

2. Регламентом Общественной палаты устанавливаются:

1) порядок участия членов Общественной палаты в ее деятельности;

2) сроки и порядок проведения заседаний Общественной палаты;

3) состав, полномочия и порядок деятельности совета Общественной палаты;

4) полномочия и порядок деятельности председателя Общественной палаты и заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты;

5) порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также порядок избрания и полномочия их руководителей;

6) порядок прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты в соответствии с настоящим Законом;

7) формы и порядок принятия решений Общественной палаты;

8) порядок привлечения к работе Общественной палаты граждан, а также некоммерческих организаций и общественных объединений, формы их взаимодействия с Общественной палатой;

9) порядок поощрения граждан, а также некоммерческих организаций и общественных объединений за работу в Общественной палате и активную гражданскую позицию;

10) иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты.

 

Статья 6. Кодекс этики членов Общественной палаты

 

Совет Общественной палаты разрабатывает проект Кодекса этики членов Общественной палаты (далее - Кодекс этики) и направляет его в Общественную палату Московской области для получения консультаций и рекомендаций.

Совет Общественной палаты представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики с учетом представленных Общественной палатой Московской области консультаций и рекомендаций.

Выполнение требований, предусмотренных Кодексом этики, является обязательным для членов Общественной палаты.

 

Статья 7. Член Общественной палаты

 

1. Членом Общественной палаты может быть гражданин, достигший возраста 18 лет.

2. Членами Общественной палаты не могут быть:

1) лица, которые в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 6 Закона Московской области N 110/2017-ОЗ «Об Общественной палате Московской области» не могут быть членами Общественной палаты Московской области;

2) лица, признанные на основании решения суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

4) лица, имеющие гражданство или подданство другого государства (других государств), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

5) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 10 настоящего Закона. В этом случае запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава.

3. Члены Общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4. Объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не допускается.

5. Члены Общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями некоммерческих организаций, религиозных и общественных объединений, политических партий.

6. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.

 

Статья 8. Состав и порядок формирования Общественной палаты

 

1. Порядок, сроки формирования и количественный состав Общественной палаты устанавливаются муниципальным правовым актом главы муниципального образования Московской области с учетом положений настоящей статьи, консультаций и рекомендаций Общественной палаты Московской области.

Глава муниципального образования Московской области не позднее чем за 60 рабочих дней до истечения срока полномочий Общественной палаты издает муниципальный правовой акт, содержащий информацию о начале процедуры формировании нового состава Общественной палаты, установленной частями 2 - 13 настоящей статьи, сроке приема документов от кандидатов в члены Общественной палаты, адресе и графике работы пункта приема документов от кандидатов в члены Общественной палаты, лицах, ответственных за прием документов от кандидатов в члены Общественной палаты, количественном составе Общественной палаты.

2. Количественный состав Общественной палаты не может быть менее чем 15 человек и не более чем 45 человек.

3. Глава муниципального образования Московской области публикует муниципальный правовой акт, указанный в части 1 настоящей статьи, на официальном сайте муниципального образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в течение пяти рабочих дней направляет его Общественной палате Московской области для публикации на официальном сайте Общественной палаты Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты обладают:

1) Общественная палата Московской области;

2) некоммерческие организации, общественные объединения, действующие на территории Московской области не менее двух лет, за исключением некоммерческих организаций, их региональных и местных отделений, которые в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты Российской Федерации.

Некоммерческие организации, общественные объединения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут выдвигать одного кандидата.

5. Кандидаты в члены Общественной палаты от Общественной палаты Московской области направляют в пункт приема документов, установленный главой муниципального образования Московской области в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи, свои заявления и следующие документы (сведения):

1) копию решения Общественной палаты Московской области о выдвижении кандидата в члены Общественной палаты;

2) сведения о возрасте, гражданстве, месте жительства, неснятых или непогашенных судимостях, образовании, профессиональной и общественной деятельности кандидата в члены Общественной палаты за последние два года на основании документов, подтверждающих осуществление такой деятельности;

3) заявление кандидата в члены Общественной палаты о согласии на выдвижение и утверждение его членом Общественной палаты;

4) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

5) согласие кандидата в члены Общественной палаты на обработку его персональных данных.

6. Кандидаты в члены Общественной палаты от некоммерческих организаций, общественных объединений, соответствующих требованиям, указанным в пункте 2 части 4 настоящей статьи, направляют в пункт приема документов, установленный главой муниципального образования Московской области в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи, свои заявления и следующие документы (сведения):

1) копию решения коллегиального органа некоммерческой организации, общественного объединения, выдвигающих кандидата в члены Общественной палаты, обладающего соответствующими полномочиями в силу закона или в соответствии с уставом этой организации, а при отсутствии коллегиального органа - решения иных органов, обладающих в силу закона или в соответствии с уставом этой организации правом выступать от имени этой организации о выдвижении кандидата в члены Общественной палаты;

2) сведения о возрасте, гражданстве, месте жительства, неснятых или непогашенных судимостях, образовании, профессиональной и общественной деятельности кандидата в члены Общественной палаты за последние три года на основании документов, подтверждающих осуществление такой деятельности;

3) заявление кандидата в члены Общественной палаты о согласии на выдвижение и утверждение его членом Общественной палаты;

4) краткую информацию о деятельности некоммерческой организации, общественного объединения;

5) копию устава некоммерческой организации, общественного объединения, заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении некоммерческой организации, общественного объединения, полученную не ранее чем за 30 календарных дней до дня ее представления;

7) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

8) согласие кандидата в члены Общественной палаты на обработку его персональных данных.

7. Лица, которые муниципальным правовым актом, изданным главой муниципального образования Московской области в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи, назначены ответственными за прием документов от кандидатов в члены Общественной палаты, в течение пяти рабочих дней на основании документов, поступивших в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи, формируют список кандидатов в члены Общественной палаты (далее - список кандидатов) и направляют его вместе с представленными документами в Общественную палату Московской области для осуществления проверки на соответствие их требованиям статьи 7 настоящего Закона.

8. Прошедший проверку список кандидатов публикуется на официальном сайте Общественной палаты Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется главе муниципального образования Московской области для публикации на официальном сайте муниципального образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

9. Одна треть состава Общественной палаты формируется и утверждается Общественной палатой Московской области из списка кандидатов в течение 20 рабочих дней с даты публикации списка кандидатов на официальном сайте Общественной палаты Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет. Общее количество членов Общественной палаты, утвержденное Общественной палатой Московской области, должно быть кратно трем.

Общественная палата Московской области направляет главе муниципального образования Московской области список утвержденных членов Общественной палаты.

10. Одна треть состава Общественной палаты формируется главой муниципального образования Московской области из списка кандидатов и утверждается представительным органом муниципального образования Московской области в течение 20 рабочих дней со дня поступления списка утвержденных членов Общественной палаты главе муниципального образования Московской области. Общее количество членов Общественной палаты, предложенное главой муниципального образования Московской области к утверждению представительным органом муниципального образования Московской области, должно быть кратно трем.

11. Члены Общественной палаты, утвержденные в соответствии с требованиями частей 9 и 10 настоящей статьи, определяют состав остальной одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатов, оставшихся в списке кандидатов, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения представительным органом муниципального образования Московской области одной трети состава Общественной палаты.

12. Общественная палата является правомочной, если в ее состав вошло более трех четвертых установленного муниципальным правовым актом главы муниципального образования Московской области количественного состава Общественной палаты. Первое заседание Общественной палаты, образованной в правомочном составе, должно быть проведено не позднее чем через десять дней со дня истечения срока полномочий Общественной палаты действующего состава.

13. Срок полномочий Общественной палаты составляет три года и исчисляется со дня первого заседания Общественной палаты нового состава. Со дня первого заседания Общественной палаты нового состава полномочия Общественной палаты действующего состава прекращаются.

14. При прекращении полномочий члена Общественной палаты по основаниям, указанным в пунктах 2 - 7 части 1 статьи 10 настоящего Закона, Общественная палата в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты, утверждает нового члена Общественной палаты из числа кандидатов, включенных в список кандидатов.

 

Статья 9. Органы Общественной палаты

 

1. Органами Общественной палаты являются:

1) совет Общественной палаты;

2) председатель Общественной палаты;

3) комиссии Общественной палаты.

2. К исключительной компетенции Общественной палаты относится решение следующих вопросов:

1) утверждение Регламента Общественной палаты и внесение в него изменений;

2) избрание председателя Общественной палаты и заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты;

3) утверждение количества комиссий и рабочих групп Общественной палаты, их наименований и определение направлений их деятельности;

4) избрание председателей комиссий Общественной палаты и их заместителей.

3. Общественная палата в период своей работы вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию совета Общественной палаты.

4. Вопросы, указанные в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, должны быть рассмотрены на первом заседании Общественной палаты, образованной в правомочном составе.

5. В совет Общественной палаты входят председатель Общественной палаты, заместитель (заместители) председателя Общественной палаты, председатели комиссий Общественной палаты.

Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом. Председателем совета Общественной палаты является председатель Общественной палаты.

6. Совет Общественной палаты:

1) утверждает план работы Общественной палаты на год и вносит в него изменения;

2) принимает решение о проведении внеочередного заседания Общественной палаты;

3) определяет дату проведения и утверждает проект повестки дня заседания Общественной палаты;

4) принимает решение о привлечении к работе Общественной палаты граждан, некоммерческих организаций и общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав;

5) направляет запросы Общественной палаты в органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории муниципального образования Московской области;

6) разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики;

7) дает поручения председателю Общественной палаты, председателям комиссий Общественной палаты, руководителям рабочих групп Общественной палаты;

8) вносит предложения по внесению изменений в Регламент Общественной палаты;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с требованиями настоящего Закона, нормативными правовыми актами муниципального образования Московской области, Регламентом Общественной палаты.

7. Председатель Общественной палаты избирается из числа членов Общественной палаты открытым голосованием.

8. Председатель Общественной палаты:

1) организует работу совета Общественной палаты;

2) определяет обязанности заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты по согласованию с советом Общественной палаты;

3) представляет Общественную палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями и общественными объединениями, гражданами;

4) выступает с предложением о проведении внеочередного заседания совета Общественной палаты;

5) подписывает решения, обращения и иные документы, принятые Общественной палатой, советом Общественной палаты, а также запросы Общественной палаты;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, муниципальными правовыми актами главы муниципального образования Московской области и Регламентом Общественной палаты.

9. В состав комиссий Общественной палаты входят члены Общественной палаты. В состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, представители некоммерческих организаций и общественных объединений, иные граждане, привлеченные к работе Общественной палаты.

 

Статья 10. Прекращение и приостановление полномочий члена Общественной палаты

 

1. Полномочия члена Общественной палаты прекращаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае:

1) истечения срока его полномочий;

2) подачи им заявления о выходе из состава Общественной палаты;

3) неспособности его в течение длительного времени по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты;

4) грубого нарушения им Кодекса этики - по решению не менее двух третей установленного числа членов Общественной палаты, принятому на заседании Общественной палаты;

5) смерти члена Общественной палаты;

6) систематического в соответствии с Регламентом Общественной палаты неучастия без уважительных причин в заседаниях Общественной палаты, работе ее органов;

7) выявления обстоятельств, не совместимых в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Закона со статусом члена Общественной палаты.

2. Полномочия члена Общественной палаты приостанавливаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае:

1) предъявления ему в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления;

2) назначения ему административного наказания в виде административного ареста;

3) регистрации его в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидата в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации, кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидата на замещение муниципальной должности, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (избирательного объединения).

 

Статья 11. Организация деятельности Общественной палаты

 

1. Основными формами деятельности Общественной палаты являются заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, заседания комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

2. Первое заседание Общественной палаты нового состава созывается главой муниципального образования Московской области и открывается старейшим членом Общественной палаты.

3. Заседания Общественной палаты проводятся в соответствии с планом работы Общественной палаты, но не реже одного раза в квартал.

4. Заседание Общественной палаты считается правомочным, если на нем присутствует более половины установленного числа членов Общественной палаты.

5. Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер.

6. Вопросы организации деятельности Общественной палаты в части, не урегулированной федеральным законодательством, настоящим Законом, определяются муниципальными правовыми актами главы муниципального образования Московской области с учетом консультаций и рекомендаций Общественной палаты Московской области, Регламентом Общественной палаты.

7. В целях реализации задач, возложенных на Общественную палату настоящим Законом, Общественная палата вправе:

1) осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Законом Московской области N 130/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области» и иными нормативными правовыми актами Московской области общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия на территории муниципального образования Московской области;

2) проводить гражданские форумы, слушания, «круглые столы» и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты;

3) приглашать руководителей органов местного самоуправления и иных лиц на заседания Общественной палаты;

4) направлять в соответствии с Регламентом Общественной палаты членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в заседаниях органов местного самоуправления;

5) направлять запросы Общественной палаты. В период между заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты;

6) оказывать некоммерческим организациям, общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в муниципальном образовании Московской области, содействие в обеспечении их методическими материалами;

7) привлекать в соответствии с Регламентом Общественной палаты экспертов.

8. Общественная палата имеет также иные права, установленные федеральными законами, законами Московской области, нормативными правовыми актами муниципального образования Московской области.

 

Статья 12. Предоставление информации Общественной палате

 

1. Общественная палата вправе направлять в органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории муниципального образования Московской области, и их должностным лицам запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 2 настоящего Закона.

2. Органы местного самоуправления и их должностные лица, которым направлены запросы Общественной палаты, обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения соответствующего запроса в течение 30 дней со дня его регистрации, а также предоставить необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, в том числе документы и материалы, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения указанного запроса не более чем на 30 дней, уведомив об этом Общественную палату.

3. Ответ на запрос Общественной палаты должен быть подписан должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

 

Статья 13. Содействие членам Общественной палаты

 

Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Законом, нормативными правовыми актами муниципального образования Московской области, Регламентом Общественной палаты.

 

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие в связи с формированием и деятельностью общественных палат муниципальных образований Московской области, формирование которых началось после дня вступления в силу настоящего Закона.

Закон Московской области "Об общих принципах организации и деятельности Общественных палат муниципальных образований Московской области" от 04.07.2024 N 114/2024-ОЗ