Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Губернатора Московской области от 27.12.2023 N 475-ПГ "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и проектов отдельных нормативных правовых актов Московской области"

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ГУБЕРНАТОР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 27 декабря 2023 г.                         N 475-ПГ

 

 

Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и проектов отдельных нормативных правовых актов Московской области

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Московской области N 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области»

 

постановляю:

 

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и проектов отдельных нормативных правовых актов Московской области;

изменения, которые вносятся в Регламент Правительства Московской области, утвержденный постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 N 150-ПГ «О Регламенте Правительства Московской области» (с изменениями внесенными, постановлениями Правительства Московской области от 24.06.2004 N 121-ПГ, от 21.12.2004 N 270-ПГ, от 23.06.2006 N 83-ПГ, от 26.10.2006 N 143-ПГ, от 30.01.2007 N 11-ПГ, от 18.04.2007 N 40-ПГ, от 19.11.2008 N 146-ПГ, от 16.07.2009 N 91-ПГ, от 10.09.2010 N 118-ПГ, от 07.12.2011 N 159-ПГ, от 12.01.2012 N 2-ПГ, от 29.05.2013 N 127-ПГ, от 06.11.2013 N 278-ПГ, от 30.09.2015 N 429-ПГ, от 31.03.2016 N 107-ПГ, от 28.04.2016 N 143-ПГ, от 02.08.2016 N 282-ПГ, от 22.09.2016 N 379-ПГ, от 28.07.2017 N 344-ПГ, от 12.04.2018 N 141-ПГ, от 08.08.2018 N 326-ПГ, от 06.03.2019 N 100-ПГ, от 24.05.2019 N 237-ПГ, от 19.08.2019 N 386-ПГ, от 12.12.2019 N 604-ПГ, от 19.06.2020 N 288-ПГ, от 12.02.2021 N 39-ПГ, от 04.03.2021 N 58-ПГ, от 28.07.2021 N 254-ПГ, от 16.03.2022 N 77-ПГ, от 14.09.2022 N 290-ПГ, от 20.12.2022 N 425-ПГ, от 27.02.2023 N 40-ПГ, от 21.07.2023 N 183-ПГ, от 01.12.2023 N 420-ПГ).

2. Признать утратившими силу:

постановление Губернатора Московской области от 14.08.2013 N 193-ПГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов»;

постановление Губернатора Московской области от 29.12.2017 N 595-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 14.08.2013 N 193-ПГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов»;

пункт 2 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Губернатора Московской области, утвержденных постановлением Губернатора Московской области от 04.03.2021 N 58-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Московской области»;

пункт 2 изменений в некоторые постановления Губернатора Московской области в части заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных постановлением Губернатора Московской области от 21.07.2023 N 183-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Московской области в части заключения специальных инвестиционных контрактов».

3. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области - руководителя Администрации Губернатора Московской области Чупракова А.А.

 

 

Губернатор

Московской области                                                                А.Ю. Воробьев

 

 

 

Утвержден

постановлением Губернатора

Московской области

от 27 декабря 2023 г. N 475-ПГ

 

 

Порядок

проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и проектов отдельных нормативных правовых актов Московской области

 

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области (далее - нормативные правовые акты), а также проектов нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 9 части 2 статьи 18 Устава Московской области и разработанных центральными исполнительными органами Московской области, государственными органами Московской области (далее соответственно - государственные органы, проекты правовых актов), в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Антикоррупционной экспертизе в соответствии с настоящим Порядком подлежат:

1) нормативные правовые акты, в том числе:

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

регламентирующие полномочия государственных органов;

утверждающие административные регламенты предоставления государственных услуг государственными органами;

в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области;

связанные с предоставлением средств бюджета Московской области;

имеющие межведомственный характер;

2) проекты правовых актов.

3. Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Методика).

 

II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов

 

4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов проводится Правовым управлением Губернатора Московской области.

5. Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является поручение Губернатора Московской области, первого Вице-губернатора Московской области - Председателя Правительства Московской области Правовому управлению Губернатора Московской области.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится не позднее 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего поручения в Правовое управление Губернатора Московской области.

7. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта Правовым управлением Губернатора Московской области составляется заключение, которое должно содержать сведения, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, и направляется лицу, по поручению которого проводилась такая экспертиза.

 

III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

проектов правовых актов

 

8. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится юридическими службами государственных органов, разработавших проект правового акта, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные государственными органами, если иной срок не установлен Регламентом Правительства Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 N 150-ПГ «О Регламенте Правительства Московской области» (далее - Регламент Правительства Московской области).

9. Проект правового акта представляется в юридическую службу государственного органа должностным лицом структурного подразделения государственного органа, ответственным за его подготовку (далее - исполнитель), в виде электронного документа (за исключением случаев, когда проект правового акта содержит сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), подписанного исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись), с использованием электронной системы согласования документов (далее - Система согласования), с соблюдением требований информационной безопасности или на бумажном носителе.

Проект правового акта, содержащий сведения конфиденциального характера, представляется в юридическую службу государственного органа исполнителем в виде электронного документа, подписанного исполнителем электронной подписью, с использованием закрытого контура Системы согласования (далее - ЗК Системы согласования), с соблюдением требований информационной безопасности или на бумажном носителе.

Проект правового акта, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, представляется в юридическую службу государственного органа исполнителем с соблюдением требований информационной безопасности, а также требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

10. По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проекта правового акта юридической службой государственного органа готовится заключение о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проекта правового акта (далее - заключение), которое должно содержать следующие сведения:

полное наименование проекта правового акта с указанием структурного подразделения государственного органа, его разработавшего;

выявленные коррупциогенные факторы в проекте правового акта с указанием структурных единиц (глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), в которых они содержатся, со ссылкой на положения Методики либо указание на отсутствие в проекте правового акта коррупциогенных факторов;

должность, фамилия и инициалы должностного лица, проводившего правовую и антикоррупционную экспертизы проекта правового акта;

должность, фамилия и инициалы руководителя юридической службы государственного органа.

11. Заключение оформляется в виде электронного документа в Системе согласования, подписывается электронной подписью лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизы, и руководителем юридической службы государственного органа.

В случае представления проектов правовых актов на бумажном носителе заключение оформляется на бумажном носителе, подписывается лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизы, собственноручной подписью и утверждается руководителем юридической службы государственного органа.

12. Коррупциогенные факторы, выявленные в проекте правового акта, устраняются исполнителем путем внесения в него изменений. После внесения изменений проект правового акта направляется на повторную антикоррупционную экспертизу.

13. В государственных органах ведется обязательный учет заключений.

14. Заключения, созданные в Системе согласования, формируются в электронные дела юридических служб государственных органов в соответствии с утвержденной номенклатурой дел государственного органа и подлежат хранению в модуле «Электронный архив» Системы согласования до передачи их на государственное хранение или до уничтожения в установленном федеральным законодательством порядке.

Заключения на бумажных носителях хранятся в юридической службе государственного органа.

15. Проекты правовых актов, за исключением проектов правовых актов государственных органов, направляются в порядке, установленном Регламентом Правительства Московской области, вместе с заключениями для проведения правовой экспертизы в Правовое управление Губернатора Московской области.

Отсутствие заключения или оформление его с нарушением требований настоящего Порядка являются основаниями для возврата Правовым управлением Губернатора Московской области проекта правового акта, указанного в абзаце первом настоящего пункта, без проведения правовой экспертизы в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления такого проекта в Правовое управление Губернатора Московской области на правовую экспертизу с указанием основания возврата.

16. В случае выявления коррупциогенных факторов в ходе правовой экспертизы проекта правового акта, указанного в пункте 15 настоящего Порядка, они отражаются в заключении по результатам правовой экспертизы, подписываемом руководителем Правового управления Губернатора Московской области или уполномоченным им должностным лицом. Данное заключение подлежит обязательному рассмотрению государственным органом, после чего осуществляется работа по внесению изменений в проект правового акта.

17. После устранения выявленных в проектах правовых актов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, коррупциогенных факторов в ходе проведения Правовым управлением Губернатора Московской области правовой экспертизы исполнитель повторно направляет указанный проект в Правовое управление Губернатора Московской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Московской области.

18. Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Правового управления Губернатора Московской области по результатам правовой экспертизы, разрешаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Московской области.

19. По решению Вице-губернатора Московской области - руководителя Администрации Губернатора Московской области Правовым управлением Губернатора Московской области осуществляется подготовка доклада Губернатору Московской области о результатах проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, систематических нарушениях государственными органами требований настоящего Порядка при направлении проектов правовых актов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, в Правовое управление Губернатора Московской области.

 

IV. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных

правовых актов и проектов правовых актов

 

20. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

21. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, в соответствии с Методикой.

22. В отношении проектов правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.

23. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов государственные органы в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проектов правовых актов на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Московской области, размещают указанные проекты на официальных сайтах государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, а также информации об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

24. Срок с даты начала до даты окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы устанавливается государственным органом и не может быть менее 7 рабочих дней.

25. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

26. При поступлении заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы государственный орган, в который поступило указанное заключение, в тридцатидневный срок со дня его получения:

рассматривает поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;

после рассмотрения заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы осуществляет подготовку ответа независимому эксперту;

направляет копию заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы с копией ответа независимому эксперту в Правовое управление Губернатора Московской области - для проектов правовых актов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка.

27. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в государственный орган, подлежат регистрации и учету.

28. Правовое управление Губернатора Московской области по поручению Губернатора Московской области, первого Вице-губернатора Московской области - Председателя Правительства Московской области осуществляет сбор и обобщение информации о заключениях по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступивших в государственные органы.

 

 

 

Утверждены

постановлением Губернатора

Московской области

от 27 декабря 2023 г. N 475-ПГ

 

 

Изменения,

которые вносятся в Регламент Правительства Московской области

 

 

1. В пункте 61:

1) абзац третий изложить в следующей редакции:

«направление проекта документа на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу в юридическую службу в своем исполнительном органе государственной власти, государственном органе, размещение его текста на официальном сайте указанного органа в Интернет-портале Правительства Московской области для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Московской области (далее - Порядок проведения антикоррупционной экспертизы);»;

2) абзацы седьмой, восьмой изложить в следующей редакции:

«направление после устранения замечаний проекта документа на повторное согласование в исполнительные органы, Правовое управление и иным лицам в последовательности, установленной настоящим Регламентом;

представление в Управление по организации заседаний Правительства согласованного проекта документа на бумажном носителе (бланке) и его идентичной электронной копии с прилагаемыми документами, заключением по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при наличии), заключением о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, заключением о результатах проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (при наличии) либо согласованного проекта документа в электронной форме посредством Системы согласования с соблюдением требований, установленных пунктом 5.3 настоящего Регламента, с учетом особенностей, установленных подразделом 4 настоящего раздела.».

2. Подпункт 3 пункта 63 изложить в следующей редакции:

«3) Правовому управлению;».

3. Подпункт 3 пункта 63.1 изложить в следующей редакции:

«3) Правовому управлению;».

4. Подпункт 3 пункта 63.1-1 изложить в следующей редакции:

«3) Правовому управлению;».

5. Подпункт 4 пункта 63.2 изложить в следующей редакции:

«4) Правовому управлению;».

6. Подпункт 4 пункта 63.3 изложить в следующей редакции:

«4) Правовому управлению;».

7. Подпункт 3 пункта 63.4 изложить в следующей редакции:

«3) Правовому управлению;».

8. Подпункт 2 пункта 63.5 изложить в следующей редакции:

«2) Правовому управлению;».

9. Подпункт 2 пункта 64.1 изложить в следующей редакции:

«2) Правовому управлению;».

10. Подпункт 2 пункта 64.1-1 изложить в следующей редакции:

«2) Правовому управлению;».

11. Пункт 66 дополнить абзацем следующего содержания:

«заключение о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проекта в исполнительном органе государственной власти, государственном органе, оформленное с учетом требований Порядка проведения антикоррупционной экспертизы.».

12. Абзац второй пункта 73 признать утратившим силу.

13. Пункт 74 изложить в следующей редакции:

«74. По завершении первого этапа согласования в Правовое управление для проведения правовой экспертизы представляется оригинал проекта документа со всеми приложениями, пояснительной запиской, листами согласования и замечаниями исполнительных органов государственной власти, государственных органов (при их наличии), заключением уполномоченного органа по ОРВ об оценке регулирующего воздействия (при наличии) и справкой о результатах публичных консультаций, решением Градостроительного совета Московской области (при наличии), решением МВК (при наличии), заключением по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при наличии), заключением о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проекта документа в исполнительном органе государственной власти, государственном органе, передается исполнителем с сопроводительным письмом, которое регистрируется в МСЭД Управлением делопроизводства и документооборота Администрации Губернатора Московской области (далее - Управление документооборота), - в случае согласования проекта документа на бумажном носителе.

Проведение правовой экспертизы проекта правового акта в электронной форме посредством Системы согласования осуществляется с учетом требований пункта 5.3 настоящего Регламента и особенностей, установленных подразделом 4 настоящего раздела.».

14. Пункт 75 признать утратившим силу.

15. Абзацы четвертый, пятый пункта 76 изложить в следующей редакции:

«Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принимающего правовой акт, содержащихся в нем правил, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, требованиям юридической техники, а также выявлении коррупциогенных факторов.

Если в результате правовой экспертизы в проекте документа не выявлено противоречий законодательству, коррупциогенных факторов, нарушений требований юридической техники, несоответствия формы акта, нарушений по порядку его принятия, проект визируется начальником Правового управления (в случае его временного отсутствия - заместителем начальника Правового управления, исполняющим обязанности начальника Правового управления) в листе согласования на оборотной стороне последнего листа оригинала проекта документа, за исключением случаев проведения правовой экспертизы проектов правовых актов в электронной форме.».

16. Абзац пятый пункта 77.1 изложить в следующей редакции:

«Если в результате повторной правовой экспертизы в проекте документа выявлены противоречия законодательству и (или) коррупциогенные факторы, проект визируется начальником Правового управления (в случае его временного отсутствия - заместителем начальника Правового управления, исполняющим обязанности начальника Правового управления) с заключением, о чем делается отметка в листе согласования на оборотной стороне последнего листа оригинала проекта документа, с приложением заключения в письменной форме.».

17. Абзац первый пункта 79 изложить в следующей редакции:

«79. В случае если разногласия по проекту документа не были устранены на первом этапе согласования, а также при наличии разногласий по проекту документа на втором этапе согласования, в том числе разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, проект направляется исполнителем первому Вице-губернатору, Вице-губернаторам, первому заместителю Председателя Правительства или заместителю Председателя Правительства, координирующему исполнителя в соответствии с распределением обязанностей, постоянному представителю для проведения совещания по рассмотрению и урегулированию разногласий (далее - согласительное совещание).».

18. Абзац первый пункта 80 изложить в следующей редакции:

«80. По завершении согласования, за исключением согласования проекта правового акта в электронной форме посредством Системы согласования, оригинал проекта правового акта со всеми приложениями, пояснительной запиской и их идентичной электронной копией, листами согласования проекта документа, списком рассылки, замечаниями (при наличии), заключением по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при наличии), заключением о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, заключением уполномоченного органа по ОРВ об оценке регулирующего воздействия (при наличии), справкой о результатах публичных консультаций и другими информационными материалами на бумажном и электронном носителях сдается исполнителем в Управление по организации заседаний Правительства.».

19. Абзац первый пункта 87.1 изложить в следующей редакции:

«87.1. Проекты договоров (соглашений) подлежат антикоррупционной экспертизе, за исключением проектов договоров (соглашений), которые в соответствии с частью 2 статьи 18 Устава Московской области не относятся к нормативным правовым актам.».

20. В абзаце пятом пункта 88 слова «без направления в уполномоченный орган по проведению антикоррупционной экспертизы» исключить.

21. Абзац второй пункта 90 изложить в следующей редакции:

«Проект соглашения представляется на подпись с заключением по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при наличии), заключением о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, за исключением проектов договоров (соглашений), которые в соответствии с частью 2 статьи 18 Устава Московской области не относятся к нормативным правовым актам.».

22. Абзац второй пункта 92 изложить в следующей редакции:

«Договор (соглашение) представляется на регистрацию в количестве экземпляров по числу сторон, принявших участие в подписании, только при наличии оригиналов виз согласующих сторон, заключения о результатах проведения правовой и антикоррупционной экспертиз в случаях, предусмотренных пунктом 87.1 настоящего Регламента, и электронной копии документа в формате Word.».

23. Абзац третий пункта 99.1 после слова «третьем» дополнить словом «, шестом».

24. Пункт 99.4 признать утратившим силу.

25. Абзац пятый пункта 108 изложить в следующей редакции:

«результаты антикоррупционной экспертизы с выводом о том, что коррупциогенные факторы в проекте закона отсутствуют;».

Постановление Губернатора Московской области "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов Московской области, государственных органов Московской области и проектов отдельных нормативных правовых актов Московской области" от 27.12.2023 N 475-ПГ