Правовые акты Московской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Московской области от 02.10.2024 N 1096-ПП "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 2 октября 2024 г. N 1096-ПП

 

 

Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

 

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной государственной долговой политики Московской области и повышения ее эффективности в 2025-2027 годах Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться основными направлениями государственной долговой политики Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

3. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

 

 

Первый Вице-губернатор

Московской области -

Председатель Правительства

Московской области                                            И.Н. Габдрахманов

 

 

 

Утверждены

постановлением Правительства

Московской области

от 2 октября 2024 г. N 1096-ПП

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2025 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027 ГОДОВ

 

I. Общие положения

 

1. Основные направления государственной долговой политики Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - государственная долговая политика Московской области) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной государственной долговой политики Московской области и повышения ее эффективности.

2. Под государственной долговой политикой Московской области понимается стратегия управления государственными заимствованиями Московской области, направленная на эффективное регулирование государственного долга Московской области, поддержание его объема на безопасном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Московской области, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Московской области.

Государственная долговая политика Московской области является частью бюджетной политики Московской области.

 

II. Итоги реализации государственной долговой политики Московской области за 2023 год

 

3. Государственная долговая политика Московской области в 2023 году была направлена на сдерживание роста объема государственного долга Московской области и расходов на его обслуживание, обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Московскую область к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

По итогам 2023 года государственный долг Московской области составил 283,3 млрд рублей, при этом в результате проведенных мероприятий были достигнуты следующие результаты:

долговая нагрузка снижена с 39,9% до 32,6%;

доля рыночных заимствований сокращена с 39,8% до 26,2%;

отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Московской области к расходам бюджета Московской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижено с 1,1% до 0,8%;

стоимость обслуживания государственного долга Московской области снижена с 2,9% до 2,1%.

В структуре долгового портфеля Московской области по состоянию на 1 января 2024 года государственные ценные бумаги составили 26,2% от общего объема государственного долга Московской области, бюджетные кредиты - 73,8%. Кредиты от кредитных организаций отсутствуют.

В 2023 году Московской областью реализованы следующие мероприятия по оптимизации объема и структуры государственного долга Московской области:

1) привлечены бюджетные кредиты в объеме 104,9 млрд рублей, в том числе:

на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в объеме 67,7 млрд рублей на срок до конца 2023 года по ставке 0,1%;

на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 13,6 млрд рублей на срок до 2038 года по ставке 3,0%;

за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета (специальные казначейские кредиты) в объеме 11,6 млрд рублей на срок до 2038 года по ставке 3,0%;

в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств в объеме 12,0 млрд рублей на срок до 2024 года по ставке 0,1%;

2) погашены бюджетные кредиты в объеме 68,1 млрд рублей, в том числе:

на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в объеме 67,7 млрд рублей;

на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 0,2 млрд рублей;

в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств в объеме 0,2 млрд рублей;

3) осуществлено плановое погашение задолженности по государственным ценным бумагам Московской области в объеме 30,9 млрд рублей и досрочно в полном объеме погашена задолженность по кредитам от кредитных организаций в объеме 10,4 млрд рублей;

4) в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 N 3211-р и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.11.2023 N 520 «О списании задолженности Московской области перед Российской Федерации перед бюджетным кредитам» списана задолженность Московской области по реструктурированным бюджетным кредитам в объеме 2,1 млрд рублей, срок погашения которой приходится на 2023 и 2024 годы, в объеме поступлений в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.

Привлечение кредитов от кредитных организаций и размещение государственных ценных бумаг Московской области на финансирование дефицита бюджета Московской области в 2023 году не осуществлялось в связи с отсутствием потребности в заемных средствах. По итогам года сложился профицит бюджета Московской области.

Расходы бюджета Московской области на обслуживание государственного долга Московской области по итогам 2023 года составили 7,4 млрд рублей, или 0,8% объема расходов бюджета Московской области, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.

Обязательства по обслуживанию государственного долга Московской области выполнялись своевременно и в полном объеме;

5) возможность привлечения остатков со счетов государственных учреждений Московской области для покрытия кассовых разрывов в объеме 34 млрд рублей, а также привлечение остатков со счетов юридических лиц (участников казначейского сопровождения) в объеме 25 млрд рублей позволила не привлекать дорогие коммерческие кредиты до поступления в январе 2024 года единого налогового платежа и сэкономить в части расходов по обслуживанию государственного долга Московской области 0,8 млрд рублей;

6) учитывая высокий уровень развития экономики Московской области и умеренно низкую долговую нагрузку при достаточной ликвидности бюджета Московской области, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство 28.02.2023, 22.08.2023 подтвердило кредитный рейтинг Московской области на уровне AA+ (RU), прогноз «Позитивный», что позволяет поддерживать репутацию Московской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности.

 

III. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Московской области

 

4. Основными факторами, определяющими характер государственной долговой политики Московской области, являются:

1) рост потребностей бюджета Московской области в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержки населения;

2) ухудшение текущей экономической ситуации, вызванной санкционным давлением в отношении Российской Федерации со стороны иностранных государств;

3) необходимость выполнения обязательств по непревышению уровня дефицита и рыночного долга, принятых по соглашениям о реструктуризации и привлечению бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств.

5. Основными факторами, определяющими направления государственной долговой политики Московской области, являются:

1) повышение долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджета Московской области;

2) оптимизация структуры государственного долга Московской области по видам инструментов государственных заимствований, способствующих снижению стоимости заимствований;

3) поддержание долговой нагрузки бюджета Московской области на экономически безопасном уровне;

4) поддержание репутации Московской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности за счет осуществления мероприятий, направленных на поддержание высокого кредитного рейтинга.

 

IV. Цели и задачи государственной долговой политики Московской области

 

6. Целями государственной долговой политики Московской области являются:

1) достижение приемлемого, экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Московской области;

2) своевременное исполнение долговых обязательств Московской области;

3) обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Московской области.

7. Задачами государственной долговой политики Московской области являются:

1) соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации по предельному объему государственного долга Московской области и расходам на его обслуживание;

2) обеспечение оптимальной структуры государственных заимствований по видам инструментов и срокам их погашения;

3) обеспечение привлечения необходимых объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджету Московской области на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;

4) оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Московской области;

5) использование инструментов «инфраструктурного меню» для списания бюджетных кредитов.

 

V. Инструменты реализации государственной долговой политики Московской области

 

8. Инструментами реализации государственной долговой политики Московской области являются:

1) контроль при среднесрочном планировании объемов государственных заимствований, осуществляемых в текущих и прогнозируемых экономических условиях;

2) активная реализация постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 N 1740 «Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705» в целях создания условий списания задолженности по бюджетным кредитам;

3) реализация поручения Президента Российской Федерации от 30.03.2024 N Пр-616 в части списания двух третей задолженности субъектов Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2024 года) по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета (за исключением задолженности по бюджетным кредитам на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и специальным казначейским кредитам), при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций;

4) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Московской области:

корректировка сроков привлечения государственных заимствований;

досрочное погашение долговых обязательств Московской области;

сокращение объема государственных заимствований с учетом результатов исполнения бюджета Московской области;

5) управление структурой государственного долга Московской области посредством систематического отбора форм государственных заимствований, отвечающих потребности Московской области в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости и диверсификации долгового портфеля Московской области при существующих рисках;

6) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатка средств на счете бюджета Московской области;

7) внедрение информационных технологий по ведению учета и планированию операций с государственным долгом Московской области;

8) контроль своевременного и полного учета долговых обязательств;

9) информирование населения Московской области о состоянии государственного долга Московской области.

 

VI. Анализ рисков для бюджета Московской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Московской области

 

9. Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом Московской области, являются:

1) риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;

2) риск недостаточного поступления доходов в бюджет Московской области и роста дефицита бюджета Московской области;

3) риск снижения ликвидности бюджета Московской области.

10. Основными направлениями в управлении рисками, связанными с управлением государственным долгом Московской области, являются:

1) снижение рисков неисполнения бюджета Московской области при финансировании расходов бюджета Московской области за счет заемных средств, в том числе путем использования бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Московской области;

2) анализ конъюнктуры финансового рынка и планирование оптимальных сроков выхода на рынок заимствований;

3) равномерное распределение объемов платежей по погашению долговых обязательств по годам;

4) учет при планировании государственных заимствований Московской области экономических возможностей по мобилизации ресурсов, текущей и ожидаемой экономической конъюнктуры, в том числе на финансовых рынках;

5) осуществление текущего управления ликвидностью бюджета Московской области исходя из необходимости оптимизации объемов и сроков государственных заимствований.

 

 

 

Постановление Правительства Московской области "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" от 02.10.2024 N 1096-ПП