Постановление Правительства Московской области от 10.04.2025 N 361-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2025 г. N 361-ПП
Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии
Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии (далее - региональный государственный контроль (надзор);
2) Перечень должностных лиц Министерства культуры и туризма Московской области, уполномоченных осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в сфере туристской индустрии.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством культуры и туризма Московской области (далее - Министерство) в пределах установленной Правительством Московской области предельной штатной численности Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Московской области от 08.09.2022 N 931/30 «О региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников на территории Московской области»;
пункты 4 и 5 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого Министерством культуры и туризма Московской области, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 05.06.2023 N 364-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого Министерством культуры и туризма Московской области»;
пункт 2 изменений, которые вносятся в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области и Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников на территории Московской области, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 18.10.2023 N 958-ПП «О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области и Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников на территории Московской области»;
пункты 3 и 4 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 02.08.2024 N 803-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области»;
постановление Правительства Московской области от 10.10.2024 N 1230-ПП «О внесении изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (за исключением случаев оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком, услуг инструктора-проводника на особо охраняемых природных территориях) на территории Московской области».
4. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Первый Вице-губернатор
Московской области -
Председатель Правительства
Московской области И.Н. Габдрахманов
Утверждены
постановлением Правительства
Московской области
от 10 апреля 2025 г. N 361-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии (далее - Положение) устанавливает порядок организации деятельности по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии (далее - региональный государственный контроль (надзор).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристической индустрии является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» (далее - Федеральных закон N 132-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с указанным Федеральным законом N 132-ФЗ нормативными правовыми актами и указанных в частях третьей - шестой статьи 19.5 Федерального закона N 132-ФЗ:
1) в отношении деятельности, связанной с использованием средств размещения, в отношении которых распространяется действие статьи 5.1 Федерального закона N 132-ФЗ, за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:
наличие сведений о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения;
соответствие средства размещения требованиям к соответствующему типу средств размещения, установленным Положением о классификации средств размещения;
соответствие средства размещения типу и (или) типу и категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения;
соответствие типа и (или) категории средства размещения, используемых в рекламе, названии средства размещения, а также в деятельности, связанной с использованием средства размещения, типу и (или) категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения;
наличие ссылки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения, а также соответствие сведений о средстве размещения, представленных в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в сети «Интернет», аналогичным сведениям о средстве размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения;
соблюдение правил оказания гостиничных услуг, услуг средств размещения (при наличии) (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей);
2) в отношении деятельности, связанной с использованием горнолыжных трасс или пляжей, к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение обязательных требований в части соответствия категории горнолыжной трассы или категории пляжа, используемых в рекламе, названии горнолыжной трассы или пляжа и деятельности, связанной с использованием горнолыжной трассы или пляжа, категории горнолыжной трассы или пляжа, указанным в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей;
3) в отношении деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:
наличие действующей аттестации и нагрудной идентификационной карточки экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков при оказании ими услуг;
соблюдение правил оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей);
4) в отношении деятельности инструкторов-проводников к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:
наличие действующей аттестации и нагрудной идентификационной карточки у инструктора-проводника при оказании им услуг;
направление инструктором-проводником уведомления о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, требующем специального сопровождения;
сопровождение туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения;
соблюдение правил оказания услуг инструктора-проводника (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей).
3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством культуры и туризма Московской области (далее - контрольный (надзорный) орган).
4. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие):
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (в случаях, установленных федеральными законами), осуществляющих деятельность, связанную с использованием средств размещения;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием горнолыжных трасс;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием пляжей;
организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков;
организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим и предоставляющих услуги инструкторов-проводников;
владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений в части размещения информации о предоставлении услуг средств размещения, гостиничных услуг;
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, используемые для осуществления деятельности, связанной с использованием:
средств размещения;
горнолыжных трасс;
пляжей.
5. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) министр культуры и туризма Московской области (далее - руководитель контрольного (надзорного) органа);
2) первый заместитель министра культуры и туризма Московской области или заместитель министра культуры и туризма Московской области, который в соответствии с распределением обязанностей курирует вопросы организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) контрольного (надзорного) органа, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия государственного контроля (надзора) (далее - заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа, заместитель министра);
3) начальник Управления контрольного (надзорного) органа, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
6. Перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица контрольного (надзорного) органа), утверждается Правительством Московской области.
7. Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет объектов регионального государственного контроля (надзора) посредством:
1) обработки и анализа информации, содержащейся в едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии, едином федеральном реестре инструкторов-проводников, едином федеральном реестре экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
2) сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах регионального государственного контроля (надзора), представляемой контрольному (надзорному) органу федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (уполномоченными органами исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, исполнительно-распорядительным органом федеральной территории «Сириус»), информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе размещенной в сети «Интернет».
8. Учет объектов регионального государственного контроля (надзора) осуществляется в форме ведения перечня объектов контроля (надзора) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) (далее - Перечень) и реализуется Управлением контроля (надзора) и аттестации в сфере туризма контрольного (надзорного) органа.
9. Ведение Перечня осуществляется на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», а также в Единой государственной информационной системе обеспечения контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕГИС ОКНД) и актуализируется.
10. Права и обязанности должностного лица контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установлены статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
11. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
12. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
13. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по региональному государственному контролю (надзору) утверждается Правительством Московской области.
14. В рамках регионального контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, отнесение объектов контроля к категориям риска не осуществляется, критерии риска не устанавливаются.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
15. Контрольный (надзорный) орган ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики), состоящую из разделов, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ.
16. Утвержденная программа профилактики размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».
17. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган проводит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
18. Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа действиях и принимаемых решениях.
19. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), государственной информационной системе Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» (далее - РПГУ), ЕГИС ОКНД, в том числе через личные кабинеты контролируемых лиц в перечисленных информационных системах.
20. Контрольный (надзорный) орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию, указанную в части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
21. В целях обобщения правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за предыдущий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике).
22. Периодичность подготовки доклада о правоприменительной практике - один раз в год.
23. Проект доклада о правоприменительной практике в срок до 10 февраля текущего года размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» для публичного обсуждения на срок не менее 10 рабочих дней.
24. В случае объявления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения вправе подать в отношении этого предостережения возражение.
25. Возражения в отношении предостережения направляются на бумажном носителе, почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа либо с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ, либо иными указанными в предостережении способами.
26. Возражение в отношении предостережения должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (при наличии), сведения о месте жительства контролируемого лица - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения контролируемого лица - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
2) сведения о предостережении и должностном лице, направившем такое предостережение;
3) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением (с приложением подтверждающих указанные доводы сведений и (или) документов).
27. В случае если из представленных контролируемым лицом сведений и (или) документов невозможно достоверно определить сведения, указанные в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 26 Положения, возражение в отношении предостережения в течение 3 рабочих дней со дня поступления в контрольный (надзорный) орган возвращается контролируемому лицу без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.
28. Возражения в отношении предостережения рассматриваются должностными лицами контрольного (надзорного) органа в течение 15 рабочих дней со дня поступления такого возражения в контрольный (надзорный) орган.
29. По результатам рассмотрения контрольным (надзорным) органом возражения в отношении предостережения принимается одно из следующих решений:
1) об оставлении предостережения без изменения;
2) об отмене предостережения.
30. Информация о принятом решении, предусмотренном пунктом 29 Положения, в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется контролируемому лицу, представившему возражение в отношении предостережения.
31. Консультирование контролируемых лиц в письменной форме проводится при их письменном обращении (в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица контрольного (надзорного) органа в ходе осуществления контрольного (надзорного) или профилактического мероприятия. Запись на консультирование и осуществление письменного консультирования может производиться с использованием ЕПГУ.
32. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
1) применение обязательных требований, соблюдение которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 2 Положения, содержание и последствия их изменения;
2) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований, соблюдение которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 2 Положения;
3) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора).
33. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного руководителем контрольного (надзорного) органа, либо заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа, либо иным уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
Однотипным считается обращение в случае, если в течение квартала в контрольный (надзорный) орган поступило 10 и более обращений контролируемых лиц и их представителей, содержащих одинаковые вопросы.
34. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом контрольного (надзорного) органа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
35. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, из числа требований, соблюдение которых включено в предмет регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 2 Положения, а должностное лицо контрольного надзорного органа осуществляет ознакомление с объектом контроля и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
36. Обязательный профилактический визит и профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводятся в соответствии со статьями 52.1 и 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ, обязательный профилактический визит проводится не позднее шести месяцев со дня представления контролируемыми лицами уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в отношении вида деятельности по предоставлению гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания.
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия
38. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
39. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) инспекционный визит;
4) выездная проверка.
40. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется на основании задания должностного лица контрольного (надзорного) органа, указанного в пункте 5 Положения, в том числе задания, содержащегося в планах работы контрольного (надзорного) органа. Задание включает перечень обязательных требований из числа указанных в пункте 2 Положения, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, сроки проведения соответствующего наблюдения за соблюдением обязательных требований, перечень сведений, представляемых должностным лицом контрольного (надзорного) органа, осуществляющим наблюдение за соблюдением обязательных требований, по результатам осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований.
41. В случае выявления по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований нарушения обязательных требований, указанных в абзацах втором, пятом, шестом подпункта 1, подпункте 2, абзацах третьем, пятом (в части наличия ссылки на реестровую запись (реестровые записи) об инструкторе-проводнике (инструкторах-проводниках), сопровождающем (сопровождающих) туристов (экскурсантов) при прохождении туристского маршрута, в едином федеральном реестре инструкторов-проводников) подпункта 4 пункта 2 Положения, контрольный (надзорный) орган составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия и выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
42. В случае выявления по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований признаков нарушения обязательных требований, указанных в пункте 2 Положения, за исключением обязательных требований, указанных в пункте 41 Положения, контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:
выдает предостережение о необходимости соблюдения обязательных требований;
принимает решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом с учетом настоящего раздела.
43. Выездное обследование осуществляется в отношении контролируемых лиц и (или) общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов в целях оценки соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 Положения, на основании задания должностного лица контрольного (надзорного) органа, указанного в пункте 5 Положения, в том числе задания, содержащегося в планах работы контрольного (надзорного) органа. Задание включает перечень обязательных требований из числа указанных в пункте 2 Положения, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках выездного обследования, сроки проведения выездного обследования, перечень контролируемых лиц и (или) общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов, в отношении которых проводится выездное обследование, перечень сведений, представляемых должностным лицом контрольного (надзорного) органа, осуществляющим наблюдение за соблюдением обязательных требований, по результатам осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований.
44. Задание, предусмотренное пунктом 43 Положения, выдается в том числе в случае поступления в контрольный (надзорный) орган сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
45. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
3) экспертиза.
46. В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушения обязательных требований, указанных в абзацах втором, седьмом (в части наличия действующей классификации средства размещения) подпункта 1 пункта 2 Положения, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
47. В случае выявления по результатам выездного обследования признаков нарушения обязательных требований, указанных в подпункте 1 пункта 2 Положения, за исключением обязательных требований, указанных в пункте 46 Положения, контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:
1) выдает предостережение о необходимости соблюдения обязательных требований;
2) принимает решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом с учетом настоящего раздела.
48. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные пунктом 39 Положения, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе в случаях, предусмотренных пунктами 42, 46, 47 Положения.
49. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе с использованием мобильного приложения «Проверки Подмосковья». Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами контрольного (надзорного) органа самостоятельно.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
50. В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
51. Контрольная закупка проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в абзацах втором, седьмом (в части наличия действующей классификации средства размещения) подпункта 1, абзаце втором подпункта 3, абзацах втором, четвертом подпункта 4 пункта 2 Положения.
52. Контрольная закупка проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения объекта контроля, либо с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.
53. Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) должна проводиться в присутствии двух свидетелей или двух должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись с учетом пункта 49 Положения.
54. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) эксперимент;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов.
55. Мониторинговая закупка проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в абзацах втором - пятом, седьмом (в части наличия действующей классификации средства размещения) подпункта 1, подпунктах 2 - 4 пункта 2 Положения.
56. Мониторинговая закупка проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо по месту нахождения объекта контроля, либо с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.
57. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
58. Инспекционный визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 2 Положения.
59. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Проверки Подмосковья».
60. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
61. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) эксперимент.
62. Выездная проверка проводится в случае невозможности оценки соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктом 2 Положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пунктах 50 - 61 Положения.
63. Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Проверки Подмосковья».
64. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
V. Специальный режим государственного контроля (надзора) (постоянный рейд)
65. В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 2 Положения, региональный государственный контроль (надзор) может осуществляться в рамках постоянного рейда.
66. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на принятие решений о проведении постоянных рейдов, являются должностные лица, указанные в пункте 5 Положения.
67. Постоянный рейд осуществляется на территории, определяемой должностными лицами контрольного (надзорного) органа, указанными в пункте 5 Положения, исходя из наличия туристских маршрутов, в том числе туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, а также объектов показа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
68. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
4) инструментальное обследование.
69. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия должностного лица контрольного (надзорного) органа с одним контролируемым лицом не может превышать 30 минут (в данный период не включается время оформления акта).
70. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного рейда.
71. Составленные в ходе постоянного рейда акты, а также выданные предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований подлежат включению в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
72. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктом 39 Положения, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
73. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 39 Положения, акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется в течение 5 рабочих дней со дня завершения такого контрольного (надзорного) мероприятия.
74. Акт контрольного (надзорного) мероприятия подлежит направлению контролируемому лицу в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
75. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
76. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий контрольный (надзорный) орган принимает решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
77. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу в соответствии со статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
78. Наряду с решениями, принимаемыми по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с пунктом 76 Положения, контрольный (надзорный) орган вправе:
1) выдавать предписание владельцу агрегатора информации об услугах, владельцу сервиса объявлений о незамедлительном прекращении распространения информации о предоставляемых услугах средства размещения (гостиничных услугах);
2) в случае выявления несоответствия средства размещения требованиям к категории средств размещения, указанной в реестре классифицированных средств размещения, направлять в организацию, осуществляющую классификацию в сфере туристской индустрии, соответствующую информацию с запросом о предоставлении сведений о принятых мерах, направленных на устранение несоответствия средства размещения указанным требованиям, в том числе о проведении внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;
3) принимать решения о приостановлении, возобновлении действия классификации средства размещения, а также о прекращении действия классификации средства размещения (об исключении сведений о средстве размещения из реестра классифицированных средств размещения);
4) принимать решения о прекращении аттестации экскурсовода (гида) и гида-переводчика и об исключении сведений о них из единого федерального реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.
VII. Досудебный порядок подачи жалобы
79. Действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения, принятые контрольным (надзорным) органом в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
80. Жалоба на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.
81. Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа или комиссией, указанной в пункте 82 Положения.
82. В целях рассмотрения жалоб контрольный (надзорный) орган создает комиссию из числа должностных лиц контрольного (надзорного) органа (не менее 3 должностных лиц контрольного (надзорного) органа).
83. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
84. Решение контрольного (надзорного) органа по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на ЕПГУ и (или) РПГУ не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
85. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
VIII. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) и их целевые значения
86. При осуществлении оценки результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) используются следующие ключевые показатели:
1) доля информации о предоставлении на территории Московской области услуг средств размещения, не имеющих действующей классификации, размещенной в сети «Интернет», от среднего числа размещенной в сети «Интернет» информации о предоставлении услуг средств размещения;
2) снижение доли количества услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказываемых лицами, не имеющими соответствующую аттестацию, на территории Московской области;
3) количество физических лиц, погибших или получивших травмы при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, проходящих по территории Московской области, за календарный год.
87. Ключевой показатель, указанный в подпункте 1 пункта 86 Положения (К1), рассчитывается по следующей формуле:
где:
Ск - количество средств размещения, сведения о действующей классификации которых содержатся в реестре классифицированных средств размещения, находящихся на территории Московской области;
Сср - среднее значение количества карточек, предусматривающих информацию о предоставлении услуг средств размещения, находящихся на территории Московской области, рассчитываемое как сумма количества указанных карточек, размещенных не менее чем на трех сайтах владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений в сети «Интернет», разделенная на количество таких владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений, на сайтах которых в сети «Интернет» получена соответствующая информация.
88. Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте 1 пункта 86 Положения, является сокращение значения соответствующего ключевого показателя за календарный год не менее чем на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим календарным годом.
В случае если значение ключевого показателя достигает значения ниже 5%, целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте 1 пункта 86 Положения, является достижение значения указанного ключевого показателя, равного «0».
89. Ключевой показатель, указанный в подпункте 2 пункта 86 Положения (К2), рассчитывается по следующей формуле:
где:
Эа - количество услуг, оказываемых аттестованными экскурсоводами (гидами) и гидами-переводчиками на туристских маршрутах, проходящих по территории Московской области;
Эк - количество экскурсионных услуг, оказываемых на территории Московской области.
90. Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте 2 пункта 86 Положения, является сокращение значения соответствующего ключевого показателя за календарный год не менее чем на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим календарным годом.
В случае если значение ключевого показателя достигает значения ниже 5%, целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте 2 пункта 86 Положения, является достижение значения указанного ключевого показателя, равного «0».
91. Значение ключевого показателя, указанного в подпункте 3 пункта 86 Положения, определяется на основании информации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по итогам анализа сведений о количестве физических лиц, погибших или получивших травмы при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, по итогам календарного года.
92. Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте 3 пункта 86 Положения, является снижение значения соответствующего ключевого показателя не менее чем на 10 единиц.
IX. Индикативные показатели регионального контроля (надзора)
93. Индикативные показатели регионального контроля (надзора) определены в приложении к Положению.
Приложение
к Положению о региональном
контроле (надзоре) в сфере
туристской индустрии
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИКАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
1. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период.
4. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
7. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
8. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
11. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период.
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
14. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода.
15. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
16. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период.
17. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период.
18. Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
19. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными, за отчетный период.
20. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
21. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
22. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 10 апреля 2025 г. N 361-ПП
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, являются:
министр культуры и туризма Московской области;
первый заместитель министра культуры и туризма Московской области или заместитель министра культуры и туризма Московской области, курирующий в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между первым заместителем министра культуры и туризма Московской области и заместителями министра культуры и туризма Московской области деятельность структурного подразделения Министерства культуры и туризма Московской области, в сферу ведения которого входят вопросы регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;
начальник Управления Министерства культуры и туризма Московской области, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;
заместитель начальника Управления - заведующий отделом Министерства культуры и туризма Московской области или заведующий отделом Министерства культуры и туризма Московской области, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии.